УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 
[ История ] 

Конструктор "зарубленной" серии военных УАЗов.

статья из блога kazagrandy.livejournal.com


Александр Щербаков - конструктор УАЗ-3171

Александр Щербаков внёс большой вклад в усовершенствование серийных моделей Ульяновского автозавода.
Он руководил конструкторским коллективом, создавшим перспективное семейство армейских внедорожников - УАЗ-3170/3171/3172/3972.

Александр Щербаков родился 14 октября 1945 года в городе Дзержинск Горьковской области.
В начале 1947 года семья переехала в Ялту. Отец Щербакова — инженер-механик, старший научный сотрудник крымского Всесоюзного научно-исследовательского института виноделия и виноградарства "Магарач", кандидат наук. Мать — техник-химик.
Александр не пошел по стопам родителей. По его собственному признанию, он с детства "бредил автомобилями", и полученная в школе специальность шофера пришлась как нельзя кстати. В 1964 году, после окончания школы, Александр Щербаков поступил на автомобильный факультет Запорожского машиностроительного института. Со второго курса он работал на кафедре «Автомобили» лаборантом по научно-исследовательской работе, занимался испытаниями, в том числе связанными с получением экспериментальных данных для диссертации главного конструктора Запорожского автозавода Владимира Петровича Стешенко, пробивавшего в те годы дорогу переднеприводным автомобилям. В 1967 году Щербаков женился на однокурснице, и в декабре 1968 года, имея на руках распределение на ВАЗ (в то время это считалось очень престижным), вместе с молодой женой Любой приехал на преддипломную практику на Ульяновский автозавод инженером-конструктором. Молодоженам так понравился завод, что они уступили распределение на ВАЗ товарищам по курсу в обмен на работу в Ульяновске.

Испытания УАЗ-3171
Руководство завода на сравнительных испытаниях УАЗ-3171 и L-R 90.

В 1969 году Александр Щербаков успешно защитил дипломную работу по теме "Переднеприводный  автомобиль-фургон малой грузоподъемности", где речь шла о компоновке принципиально нового для СССР автомобиля.  Пригодились сделанные на УАЗе наработки различных агрегатов, прежде всего независимой торсионной подвески.
На основе разработанной Щербаковым компоновки защищалось еще несколько человек — по более узким темам. 
30 июля 1969 года супруги Щербаковы были зачислены в штат ОГК УАЗ. Вначале молодые люди планировали отработать  три года, получить квартиру, а затем вернуться в Запорожье — на ЗАЗ их настойчиво приглашал Стешенко. 
Но коллектив и работа привязали Щербаковых к УАЗу навсегда. 
Конструкторскую карьеру Александр Петрович начал там же, где проходил практику — в бюро рулевых управлений  и передних мостов под руководством Егора Романовича Варченко, который в то время был еще и ведущим конструктором  по грузовым автомобилям.  Первая серьезная самостоятельная работа Щербакова — передний ведущий редукторный мост типа "банджо" для УАЗ-468 (экспериментальная "буханка" с редукторными мостами, подвеской с заделкой рессор по типу УАЗ-469  и телескопическими амортизаторами). 
Проблема была в размещении картера моста в автомобиле, а банджо позволял исключить прогиб "чулок" передних  мостов, которым страдал УАЗ-468. 
В мае 1972 года молодого конструктора призвали в армию, на срочную службу. К этому времени ему было почти  27 лет, сыну было девять месяцев, поэтому служил Щербаков всего год и недалеко от дома — в автовзводе  ульяновского милицейского батальона. 
Демобилизовавшись в мае 1973 года, он сразу вернулся к прежней работе. 
В 1974 году новый главный конструктор Ульяновского автозавода Лев Адрианович Старцев организовал бюро  перспективного проектирования из трех человек. 
В их число вошел и Щербаков. Проанализировав недостатки УАЗ-469, конструкторы нового бюро искали пути их  устранения. Тогда и родилась идея компоновки гражданского полноприводника УАЗ-3170, его военного  аналога УАЗ-3171 и максимально унифицированного с ними шасси вагонника УАЗ-3770
Но техническое задание к утверждению не принимали, хотя оно было согласовано с добрым десятком министерств,  институтов и других организаций. Хождение по кабинетам Минавтопрома и НАМИ не дало результата. 
В декабре 1976 года бюро перспективного проектирования бросили на разработку эскизного проекта военной амфибии  (тема "Ягуар").

Дальнейшее руководство этой темой было поручено сотруднику бюро Владимиру Васильевичу Горбачеву. 
В 1978 году в состав бюро вошел А. И. Макаров (будущий главный конструктор Ульяновского автозавода), начальник  бюро перешел на ВАЗ, и дальнейшая работа по перспективным моделям велась под руководством Щербакова: сначала  он работал в качестве исполняющего обязанности, а затем в ранге начальника КБ. 
Вскоре в бюро пришли молодые специалисты — Р.С. Латыпов, В.Ф. Макаров, С.В. Клянчин, Е.В. Глазков, А.Н. Лазарев,  В.Н. Одинцов, А.Н. Морозов.
Коллектив бюро разработал практически все новые узлы и агрегаты перспективного семейства — подвеску, мосты,  раму, рулевой механизм и привод, систему выпуска, топливные баки и многое другое.  Эти разработки легли в основу доводки агрегатов для опытных образцов основными бюро Управления главного  конструктора (УГК).

В 1983 году успешно прошли заводские испытания двух опытных образцов новых джипов. 
На основании результатов испытаний Министерство обороны открыло тему "ГАК", в рамках которой родился  новый УАЗ-3171. 

УАЗ-3171
Опытный образец УАЗ-3171 на войсковых испытаниях.

Позже тема "ГАК" плавно перешла в тему "ВАГОН", и на свет появился УАЗ-3172
Две серии УАЗ-3172 успешно прошли заводские, а затем и государственные (приемочные) испытания и были  рекомендованы к принятию на вооружение.

В 1993-1994 годах начались работы по созданию нового гражданского внедорожника УАЗ-3160
Военная тематика перестала быть приоритетной — тему "ВАГОН" закрыли. 
Работы над семейством "3172/3972", которому Александр Петрович посвятил почти 20 лет своей жизни, были  свернуты. 
Тогда же бюро перспективного проектирования разделилось на два отдела: отдел перспективных грузовых  автомобилей возглавил Щербаков, а легковых — Макаров. 

Взамен закрытой темы "ВАГОН" военные предложили тему "ВАГОН-1". 
Речь тоже шла об автомобиле для перевозки отделения, но максимально привязанном к действующему производству. 
Под руководством Щербакова тему вел отдел серийных автомобилей.  Были созданы и успешно испытаны опытные образцы на платформе УАЗ-3151. 
Версия с бензиновым двигателем получила обозначение УАЗ-2966, с дизелем ЗМЗ-5143 — УАЗ-29668. 
Машины прошли приемочные испытания, по результатам которых были приняты на снабжение Вооруженных сил РФ  (приказ по МО № 161 от 27 мая 2004 года).  Но организовать массовое производство так и не удалось. 
В настоящее время Александр Щербаков — ведущий специалист отдела сертификации автомобилей УАЗ.

наверх



Дизайн © 1999-2017 Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ