УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

[ Путешествия ]

Внедорожная экспедиция памяти А.П.Маресьева (июнь-июль 2005)


Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Историю любой страны составляют, прежде всего, люди. Люди, чьи поступки вызывают гордость за прошлое родины. Порой, память о деяниях отцов и дедов становится интересным приключением в настоящем...

Повесть о настоящем человеке . 

В 1946 году вышла в свет книга, ставшая необычайно популярной в СССР и за рубежом,    Повесть о настоящем человеке  писателя Бориса Полевого. Трудно теперь представить советскую литературу без этого произведения, как невозможно вообразить список героев Великой Отечественной войны без Алексея Петровича Маресьева, подвиг которого описан в данной повести. Восемнадцать суток он с перебитыми и отмороженными ногами ползком пробирался через оккупированную немцами территорию к  своим  по заснеженным лесам. 

Без еды, а впоследствии и лишенный возможности развести костер. На 19-й день его нашли жители деревни Плав. После ампутации обеих ног, на протезах, Алексей Петрович заново учился летать и добился разрешения вернуться в строй, а позднее сбил в воздушных боях семь немецких самолетов. Говорят, сам Маресьев так и не прочитал книгу Полевого   не хотел заново переживать те события.

Все начинается с "Уазбуки". 

Все началось в конце 2004 года. В форуме интернет-клуба UAZBUKA.RU появилось сообщение одного юного паренька, интересующегося полноприводными автомобилями. В тот самый момент он только закончил чтение книги Бориса Полевого  Повесть о настоящем человеке . Произведение уже давно не входит в обязательную школьную программу, и на сегодняшний день далеко не все подростки знают историю его главного героя - летчика Мересьева. Впрочем, как и реального человека Алексея Петровича Маресьева, который стал легендой еще при жизни. Под впечатлением, полученным от книги, и от осознания того, что все события произошли на самом деле, паренек заинтересовался несколькими вопросами: где находится озеро Шлино, можно ли туда добраться на машине, где упал самолет и как пролегал пройденный А.П. Маресьевым путь. Слово за слово, и эта тема стала одной из самых оживленных на форуме. А ближе к лету, собрав воедино всю доступную в открытых источниках информацию, несколько "уазбуковцев" из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Тамбова и Валдая решили поехать в те места. Благо, географическое месторасположение было одинаково удобным для всех. 

В этом году (2005 - прим. автора) страна отмечала 60-летие Великой Победы. Пожалуй, впервые за последнее десятилетие этот праздник стал настоящим не только для ветеранов. Георгиевские ленты на антеннах машин, переиздание огромного количества замечательных книг о цене победы, тематические статьи в прессе и даже программная сетка ТВ действительно впечатляли. Накануне запланированного отъезда один из федеральных телеканалов показал документальный фильм об Алексее Маресьеве. Впору было расценивать этот факт как знамение. (Просьба воспринимать это заявление вполне серьезно, дальнейшие события показали, что удача постоянно сопутствовала нам). План наметили следующий: обязательно найти памятный камень в лесу, который был установлен на развилке лесных дорожек, где жители деревни Плав подобрали раненого летчика. Попробовать определить путь, пройденный героем, и по возможности добраться до места падения самолета. 
Однако сразу же возникли трудности. Во-первых, ничего о месте падения самолета узнать не удалось, вся найденная информация заключалась в следующем:  В конце марта 1942 года летчик-истребитель Алексей Маресьев был сбит и упал в районе Черного леса на территории Демьянского кольца". О необычайной биографии, характере, мужестве, силе духа этого советского офицера рассказывает книга Бориса Полевого: 

"Старший лейтенант Маресьев, пытался посадить поврежденный истребитель на замерзшее озеро в лесу, но рано выпустил шасси, и самолету не хватило инерции. Истребитель Як-1 с неработающим двигателем потерял высоту, задел верхушки деревьев и развалился".
Плюс к этому у нас был дословный текст книги Бориса Полевого: 

"...Планшет с картой он потерял при падении. Но и без карты Алексей ясно представлял себе сегодняшний маршрут. Немецкий полевой аэродром, на который налетали штурмовики, лежал километрах в шестидесяти на запад от линии фронта. Связав немецкие истребители воздушным боем, его летчикам удалось оттянуть их от аэродрома на восток примерно километров на двадцать, да и ему, после того как вырвался он из двойных "клещей", удалось, вероятно, еще немного протянуть к востоку. Стало быть, упал он приблизительно километрах в тридцати пяти от линии фронта, далеко за спиной передовых немецких дивизий, где-то в районе огромного, так называемого Черного леса, через который не раз приходилось ему летать, сопровождая бомбардировщиков и штурмовиков в их короткие рейды по ближним немецким тылам..."

У нас не было уверенности в документальной правде цитаты, а Черный лес на картах не обозначался. 


Получалось, что наш единственный ориентир   это лесное озеро в лесу на запад от деревни Плав, достаточно дальнее. Весь путь Алексея Петровича занял 18 суток, хотя необходимо учитывать, что когда у него совсем отказали ноги, большую часть расстояния он преодолел уже ползком. Значит ближайшие лесные озера, что в 4-5 километрах от деревни, нам не подходят   слишком близко. А подходящих вариантов совсем немного. И все-таки угадывание в наши планы не входило, поэтому по поводу точного места решили расспросить уже в Плаве. Кроме того, на картах была отмечена Маресьевская просека. Логично было предположить, что существует некая связь между просекой и интересующим нас направлением. И, наконец, последнее, что нас весьма заинтриговало   самолет до сих пор не найден! И тут в нас проснулся азарт охотников... 

Читая о воздушных боях над Демьянским котлом, где был сбит А.П. Маресьев, невозможно не поражаться самоотверженности советских летчиков-истребителей. Вот уж действительно "гвозди бы делать из этих людей". Это почти фантастика - в начале войны наши асы шли в атаку на И-16 и Як-1(И-26), во всех отношениях устаревших еще до начала Великой Отечественной, против "Мессершмиттов-109", проигрывая в скорости, управляемости и вооружении. И все-таки побеждали! Этой теме посвящено достаточно много ресурсов в Интернете. Серьезно ознакомившись с подобными сайтами, некоторые участники предполагаемой поездки коснулись этой темы в форуме. К разговору подключились "уазоводы", профессионально связанные с авиацией... Короче говоря, так разошлись, обсуждая самолеты, что некоторые размышления можно использовать в качестве готовых лекций для чтения в МАИ или музее авиации. Помимо изучения исторических документов, многие решили освежить память и перечитать "Повесть о настоящем человеке". Можно сколько угодно расценивать это произведение как госзаказ, и тем не менее книга очень хорошая! 

Место стартового лагеря решили назначить на берегу озера Селигер   удобно для уазоводов из Москвы и Питера (надо отметить упорство экипажа из Тамбова, добравшегося до места без единой ночевки). Общий сбор запланировали на 30 июня. Дата ничем не хуже других, к тому же день рождения одного достойнейшего участника нашей затеи. 
Надо сказать, что "Уазбука" никогда не была полноценным автоклубом. Вся подготовка и организация задуманного заключались в следующем: предварительные наброски маршрута и его обсуждение в Интернете, а также изготовление наклеек "экспедиции памяти Маресьева" силами одного активиста и деньгами участвующих. 

Блажь? Да! Но ведь все-таки первая, почти официальная "покатушка"! 
В отношении маршрута ничего экстремального не планировалось   многие "уазоводы" ехали с детьми и женами, что необходимо было учитывать. Кроме того, абсолютное большинство машин находилось в штатном варианте, а подготовленные выглядели скорее исключением. Автомобилей, попадающих под категорию ТР3, не было вовсе. 

День первый. 

Начало вышло неудачным. Место, назначенное под стартовый лагерь, оказалось подтопленным из-за обильных дождей. Так что приехавшие первыми вынуждены были искать варианты. Среди московских и питерских владельцев внедорожников ни разу не побывавших на Селигере людей, наверное, нет. "Свой Селигер" есть практически у каждого, поэтому альтернативу запланированной стоянке нашли не по принципу "поближе к оговоренному", а руководствуясь проверенным "едем туда   я там был сто раз, там и рыба толще, и грибы вкуснее". И только благодаря развитой GSM-телефонии удалось сориентировать участников и собрать всех вместе. 

Поездка пусть и на непродолжительный срок большой компанией, в которой процентов семьдесят людей знакомятся лично в день старта, имеет все шансы называться авантюрой. Тем не менее коллектив получился отменный. За пять дней экспедиции не произошло ни одного конфликта, мало того, совершенно не знакомые вчера люди оказывали всю необходимую техническую помощь друг другу по полной программе. Но об этом позже. К нашей затее присоединился сочувствующий полному приводу и идее экспедиции экипаж на автомобиле Opel Vectra. 

Празднование дня рождения уазовода "Бати" способствовало общему сбору за столом, упрощению знакомства и последующему героизму. Героизм заключался в импровизированном трофи-рейде нескольких машин по окрестностям. Утро следующего дня началось с ремонта в полевых условиях

День второй.

В результате веселых грязевых ванн сломалось несколько автомобилей. Пострадала и машина, не участвовавшая в этом празднике жизни   диск сцепления, тормозная система и обидная разгерметизация вакуумного усилителя тормозов. Впрочем, применительно к УАЗу, это почти норма. Несмотря на то, что мы являемся поклонниками этой марки, качество комплектующих оцениваем адекватно. Делать нечего, и благодаря отзывчивости двух пилотов исправных машин все нуждающиеся в запчастях смогли совершить незабываемую экскурсию в Осташков. Со всей ответственностью могу заявить: если будет нужда, обращайтесь к нам, составим полную карту города со всеми магазинами запчастей и кратким описанием ассортимента. Посетили все! Диск сцепления купили в первом же. Тормозные принадлежности   во втором. А вот поиск вакуумника превратился в увлекательнейшее путешествие по всему населенному пункту. УАЗов в Осташкове много   что-нибудь да найдете в магазине. Но вот вопрос о наличии вакуумника повсюду вызывал отрицательный ответ, иногда дополненный фразой: "Нет, парни, его только под заказ из Твери привезем. На прилавке никто не держит". В отчаянии даже обратились к водителю местной скорой помощи - в Осташкове роль "скорой" возложена на "буханки". Ну уж нет! Облом. Объездив все магазины на центральных улицах, стали спрашивать местных о других вариантах. Ближайшим оказался "маркет" на городской пристани. Заехали и туда, но, увы, и там нас ожидало разочарование. По соседству   магазин стройматериалов и местные на УАЗе. Бежим к ним за разъяснением дальнейшего маршрута, и тут случается почти гоголевский диалог: 

- Не подскажете, где тут еще магазины автозапчастей есть?
- А вы дом не хотите купить?
- ????
- Ну может отремонтировать надо? У нас бригада!
- Да нам запчасти к "уазику"...
- Не-е, мы по торговле недвижимостью и евроремонту...

И тут на наше счастье мы познакомились с мужиком на белом ижевском "каблучке", который взялся помочь. Став головной машиной нашей колонны, он провез нас по всем специализированным точкам города (в том числе рембазам), опрашивая знакомых, не завалялся ли у них или их друзей вакуумник, однако найти так ничего и не удалось. Мы последовали к последнему в Осташкове новому магазину автозапчастей. Наш проводник в отчаянии даже заходить туда не стал, просто попрощался с нами и извинился, что не смог помочь. В ответ на наши многочисленные "спасибо" и "это вы нас извините" (человек столько времени на нас потратил) он сказал: "Не за что, ребята, просто помните, что в Осташкове нормальные мужики, понимающие!" Мы же даже имени его не спросили, сейчас еще раз хотим поблагодарить нашего доброго проводника: СПАСИБО!!! 

Потеряв последнюю надежду, автор этой статьи поплелся в магазин. Усилителя тормозов, конечно же, там не оказалось, но вдруг... 
- Эй малый, а тебе очень вакуумник нужен? 
Оборачиваюсь, стоит мужик с двумя мешками. Отвечаю, что да очень нужен, прямо беда как. 
- Ну а сотку сверх цены накинешь?
- А что, есть???!
- Есть! Вот чек   1300 рублей стоит, ну а с тебя стало быть 1400. 
Я вытащил подготовленные полторы тысячи и вручил мужику. Сдачи не взял   все-таки родственника Деда Мороза встретил. 

Закупив все необходимое, вернулись в лагерь. Сложнее всего оказалось ремонтировать сцепление. К этому моменту к нашей компании присоединилась Toyota Land Cruiser 73   "Уазбуку" просматривают не только УАЗоводы. На Toyota совершили второй визит в Осташков и с помощью автослесаря разрешили проблему со сломанным сцеплением. 
В этот же день участники экспедиции посетили монастырь в Ниловой Пустыни. Воспользовавшись случаем, поднялись на колокольню монастыря, откуда в хорошую погоду открывается потрясающий вид на озеро Селигер. Погода была что надо! Штурман одного экипажа резюмировал впечатления фразой: "Я видел спины летящих чаек и землю до самого горизонта, жизнь прожита не зря". Вот цитирую и думаю, что готово трехстишие в стиле японской поэзии. Вид с колокольни действительно вдохновляющий! Если будет возможность, обязательно поднимитесь. 

Из Ниловой Пустыни отправились в район деревни Заплавье на северные берега Селигера. Там была запланирована вторая лагерная стоянка. 

Дорога до Заплавья не представляла никакой сложности. Местами асфальт, местами хороший грейдер. "Слишком неинтересно"   подумали мы и решили срезать через лес, по понятным причинам отправив только Opel "человеческим" маршрутом. В лесу развлекались преодолением бродов. В итоге на Toyota оторвался глушитель о случайно подвернувшийся пень, а затем нас накрыло сильнейшим ливнем, который для полноты ощущений дополнился градом величиною с крупный горох. Едва забрезжил рассвет, сделали привал и обнаружили, что в буквальном смысле едем по грибам. Один подосиновик даже сфотографировали на фоне "уазовского" колеса. 

Добрались, наконец, до Заплавья, но и здесь с намеченной точкой для лагеря возникли сложности. Знали координаты стоянки, да и полянка была проверенной и вполне пригодной для размещения 15 машин и палаток. Вот только за два года (а именно столько времени прошло с тех пор, как мы были в этих краях) многое изменилось. Участок земли, по которому возможен единственный подъезд, был выкуплен кем-то год назад, и территорию уже заботливо обнесли кирпичным забором высотой в два-два с половиной метра. В итоге нашли новую стоянку для лагеря, севернее деревни. 

Ночью наша колонна должна была пополниться задержавшимися экипажами из Москвы и Великого Новгорода. Роль встречающей машины взяли на себя ребята на Opel, дежурившие у ранее оговоренного места. Один московский экипаж вместо УАЗа прибыл на Jeep Cherokee. Причем из столицы эти уазоводы выехали на предполагаемой головной машине колонны. Это был настоящий подготовленный для трофи-рейда автомобиль, оборудованный двумя лебедками, 35-ми колесами, Terra-trip, GPS, спутниковой телефонной связью   в общем, экипировкой на все случаи жизни. Но километрах в ста от МКАД двигатель вдруг "вспомнил", что практически выработал ресурс, заложенный в него на заводе, и застучал. Ребятам пришлось возвращаться обратно с перспективой "клина". Благополучно вернулись, перекинули багаж в парадный автомобиль и все-таки добрались до намеченной цели. 
Ночью, во время очередной поездки от места предполагаемого ранее лагеря к реальной стоянке, Opel Vectra не вписался в поворот и улетел в кювет. К счастью, никто не пострадал. Но передок машины получил сильные повреждения, а двигатель сорвало с подушек. 

День третий. 

Утро началось с осмотра прекрасно сохранившегося укрепрайона рядом с лагерем. Доты до сих пор в идеальном состоянии, да и окопы, частично осыпанные и поросшие травой, четко просматривались. Эти оборонительные сооружения миновали бои. Немцы обошли сие место. Судя по всему, нашим солдатам в окопах даже не пришлось сидеть в ожидании вражеского наступления. Может быть, это была резервная линия обороны, а может, разведка сработала и предупредила об обходном маневре немцев. Такой вывод был сделан по итогам кратких "прощупываний" укрепрайона металлоискателем. В составе нашей экспедиции было несколько человек, занимающихся военной археологией (просьба не путать с "черными копателями"). Они-то и поведали остальным о первом признаке неиспользовавшихся укреплений   отсутствии консервных банок, ведь в ожидании боя войска питаются "сухим" пайком прямо в окопах. 

Начали размышлять о возможности починки Opel. Мотор поставили на место, но все-таки машина не могла двигаться своим ходом. Стали думать о вариантах. В итоге вышло следующее. Один из УАЗов по причине настойчивых звонков членам экипажа с места работы вынужден был срочно уезжать в Москву. УАЗ взял на буксир поврежденный Opel и благополучно доставил "раненого бойца" в столицу для ремонта. 

Оставшуюся в Заплавье колонну ожидал перегон от Селигера к озеру Шлино и непосредственно к деревне Плав. Дороги, которые нам обещали карты, были неплохими, засадное место предвиделось лишь одно. В этой временной точке состав экспедиции разделился на две колонны. Большая часть экипажей отправилась по грейдерам, на последних 20 25 километрах которого планировался участок по лесам Валдайского заповедника. А четыре самых героических экипажа решились догнать нас в деревне Плав, пробившись по лесам и болотам, той самой Маресьевской просекой. (И надо сказать, что это им почти удалось! Правда расход топлива на этой "дороге" приблизился к соотношению 1000 л. на 100 километров, и помешала реализовать прорыв именно нехватка топлива). 
Несмотря на кажущуюся легкость, путь по грейдерам занял больше времени, чем мы думали. Всему виной карты... 

В общем, мы заблудились. И бумажные, и выкачанные из Интернета топографические источники отчаянно устарели. В конце концов, разобравшись, вышли на верный путь, но и здесь в несоответствиях недостатка не было. Грейдерные дорожки в большинстве случаев сохранились, но множество деревень, указанных на картах, давно вымерло. В память о некоторых попадаются развалившиеся избы, полянки с яблонями и кусты смородины. Всюду запустение. В силу этого и дороги пришли в соответствующее состояние. По пути нам встретилось несколько речушек и проток, где карты обещали мосты, которых уже давно нет. Хорошо что вода неглубокая, проехали. Попадались и останки деревень с одним-единственным жилым домом или вовсе вымершие. 

Въехали на территорию Валдайского заповедника. Об этом поведали проржавевший щит, прибитый к дереву, и табличка с предупреждением о запрете на любой вид охоты. Табличка-предупреждение была прострелена крупной дробью в нескольких местах и явно служила мишенью не одной компании охотников. Судя по всему подвыпивших. 
Начался лес. Грязь. Лесовозные колеи. Впрочем, серьезных препятствий они собой не представляли. Затопленные участки и броды преодолевали благополучно. Несколько раз использовали трос для "севших" коллег. Набрал воды только один УАЗ, остальные застревали в менее глубоких местах. 

Как люди заражаются вирусом "покорителей грязи"? В нашей колонне, как уже было сказано, многие УАЗы были единственными в семье. Поначалу водители останавливались перед пугающими бродами или болотцами. Слышался типичный монолог: "Да вы что!!! Я тут не проеду, машину утоплю!" Однако, глядя, как подобные автомобили проходят "засаду" без проблем, приходилось проявлять отвагу и преодолевать "засаду". Далее следовали эмоциональный взрыв, эйфория, восторг. 

Особенно сильно поступки взрослых восхищали детей. В случае, когда старшие по возрасту осторожничали, они буквально требовали от них подвига, уверяя, что "здесь мы проскочим на раз"! Приходилось идти на уступки. 

Наконец, GPS обрадовал нас известием, что через километр-два лес кончится и мы вот-вот выедем к деревне Мартюшино, от которой рукой подать до озера Шлино. Но на преодоление этого километра ушло около трех-четырех часов! Нам предлагалась развилка из трех грунтовок, которые опять сходились у самого населенного пункта. Две из них   явно используемые лесовозами и вдобавок заболоченные. Зато нет деревьев и пней. Третья, видимо, была дорогой во время войны или даже чуть ранее. Очертания угадываются, болота нет, правда, слалом между деревьями и торчащие коряги вместе с большими камнями обещали приключения. Нет, конечно, сначала, надев болотные сапоги, мы досконально изучили лесовозные тропы, наивно полагая, что это и есть путь наименьшего сопротивления, учитывая, что у нас много штатных и семейных машин. Однако болота и сам грунт вызвали серьезные сомнения в возможности преодоления этого спецучастка, а потерянный каким-то КамАЗом кардан на каменной горке и вовсе выглядел многообещающе! В результате визуальных и геодезических исследований выбор пал в пользу старой заросшей тропы. Сказка! Всего-то несколько часов работы бензопилой, и самые неприятные пеньки-коряги удалены. Начали движение по очереди. Фигурное вождение между деревьями сдали все пилоты. Хотя, по правде говоря, каждой последующей машине весь этот участочек давался все тяжелее. Мягкий грунт размесили достаточно быстро. А кое-где из грязи торчали большие острые камни. В одном месте дорогу преградил настоящий булыжник   нескольким мужикам во избежание неприятностей пришлось страховать проползающие автомобили руками. Тактика оказалась верной. Отработали ее на Cherokee, который выскочил на булыжник и в результате погнул рулевые тяги, и повредил переднюю подвеску. Остальных эта участь миновала. Метров через двести, вплотную к просеке, по которой мы пробирались, пролегала канава. Один УАЗ все-таки сполз в нее двумя колесами и завалился на бок. Другому повезло больше   просто застрял. 

Вообще, судя по картам и многочисленным туристским ресурсам в Интернете, этой дороге есть альтернатива, вернее была. Дело в том, что по слухам, значительную часть южного берега озера Шлино купили или каким-то образом приватизировали два известнейших в стране человека   бывший премьер и сын одного национального гения. Теперь эта территория огорожена и охраняется. Вот и выходит, что более легкого пути у нас не было, ибо уважаемые люди отдыхают на природе (а природа отдыхает на них?). Слухи о землевладельцах подтверждали позже и местные жители. 

Наконец к вечеру мы выехали из леса. До наступления темноты нужно было найти место для стоянки поближе к деревне Плав. Следовало торопиться, но все-таки потратили еще какое-то время на осмотр церкви в Мартюшино. Храм недействующий, но неплохо сохранившийся, осталось даже несколько фресок под куполом. На стенах присутствуют надписи и имена, датируемые 1937, 1939 и 1940 годами, а на фресках множественные следы от пуль. Это стреляли точно не немцы. Наверняка подоночки из НКВД развлекались. 

Для того, чтобы добраться к деревне Плав, нам пришлось почти полностью обогнуть озеро Шлино. Места красивейшие! Брода, как обещали карты, перед Плавом не оказалось, вместо него, построенный давным-давно мост. Полюбовавшись удивительно яркими красками заката, в сумерках стали искать лагерь. Вот когда сработала массовость! Разделившись на колонны по 2-3 машины, пустились на поиски. Потребовалось около пары часов, а будь нас меньше, все это могло занять куда больше времени. В итоге, расположились неподалеку от Плава, у живописного и совершенно безлюдного лесного озера Клеветецкое. На заросшем лесом берегу с трудом нашли пригодный для ночевки луг с высоченной травой. 
Ну и что ж? Траву укатали машинами, создав мягкие и ровные площадки для установки палаток. Достаточно вымотавшись за день, ужин и посиделки у костра в этот вечер были у нас недолгими. Усталость брала свое и спать мы завалились быстро. 

День четвертый. 

Итак, мы вплотную приблизились к цели нашего путешествия. После пробуждения хотелось поскорее ехать в деревню Плав и начинать поиски. Останавливало ожидание второй колонны, отправившейся по Маресьевской просеке. К обеду так ничего и не прояснилось   ни телефоны, ни рация не отвечали. Рассудили, что ребятам не миновать грейдер, от которого уходит в лес колея к озеру Клеветецкому, и прямо на обочине установили самодельный транспарант с надписью "УАЗ" и стрелкой-указателем. В лагере осталось несколько дежурных, остальные отправились в Плав. 

Жители деревни встретили нас приветливо. Увидев наклейки экспедиции на машинах и узнав подробности, стали оповещать соседей, что приехала экспедиция к "маресьевскому камню". Правда, тут же обнадежили, что к месту, где нашли летчика, добраться можно только пешком. Мол, лесовозами разбиты остатки дороги и один местный житель весной чуть не утопил там свой УАЗ. Однако, посоветовавшись, мы решили не останавливаться, нам ведь и по поводу самолета необходимо было собрать информацию. Часть пути проходила через огороженное пастбище с коровами и козами. Нам любезно разрешили следовать через него до самого леса, где мы опять заблудились. Вернулись к машинам и двумя экипажами отправились обратно в деревню уточнять дорогу и ориентиры. Выяснили, выслушали очередной совет пройти пешком   "там всего-то километра полтора будет". Предупредили нас и о медведе, шалившем в этих местах. Ну да ладно! Еще раз посовещавшись, ехать к камню решились пилоты только двух машин   самые горячие головы! Так мы и добрались до намеченной точки! Когда-то в советские времена к памятнику действительно вела дорожка вроде грейдера, от нее осталось воспоминание в виде фрагментов с песочной насыпью и довольно широкой просеки. Но, очевидно, следить за ней перестали задолго до перестройки. 

Сам камень издали похож на могилу. Лежащая плита с высеченным текстом: "На этом месте в феврале 1942 года после многодневной борьбы за жизнь был найден советский летчик Алексей Маресьев", а также установленная красная звезда с венком. Поржавевшая рамка, в которой раньше, наверное, находилась фотография. Скамейки вокруг камня. И абсолютная тишина в лесу, даже птиц не было слышно. Получилась минута молчания. Говорить не хотелось, только щелкали фотоаппаратами по очереди. Посидели у камня минут пятнадцать, поговорили о наших дедах   о вернувшихся с войны и о погибших. Осмотревшись вокруг, поняли, что дальше в лес проехать нельзя. Смирились с тем, что поисков самолета не будет, благо хоть камень нашли! Посадили женщин и детей в машины и отправили обратно на опушку леса. Мужики возвращались пешком. 

В Плаве у одного из домов увидели редкий автомобиль ЛуАЗ в версии "амфибия" с рулем посередине. Как уж тут проехать мимо, если прежде подобное лишь на картинках видели. Кроме того, вспомнили, что надо пополнить запасы воды. Но как пелось в одной известной песне времен войны - "первым делом самолеты..." Столпились у ЛуАЗа, самые просвещенные рассказывали, чего автомобилю не хватает из обвеса, чтобы плавать. В этот момент мы и познакомились с хозяйкой дома, во дворе которого припарковался редкий экземпляр. Мировая женщина! Степанова Тамара Александровна поведала о нынешней судьбе ЛуАЗа - на нем возят сено. Обеспечила нас родниковой водой и напоила парным молоком. Тамара Александровна, узнав о цели нашего визита в эти края, сделала справедливое замечание, которое можно адресовать стране в целом: "Что же вы, ребята, не приезжали, пока Маресьев жив был!" И тут же спросила, не заходили ли мы к Вихровым, где выхаживали Алексея Петровича. 
Мы сначала даже растерялись. Не думали, что дом сохранился до сих пор и у что нас есть возможность его посетить. Стали спрашивать Тамару Александровну: "А удобно ли? Не побеспокоим ли?" Но это уже было, скорее, соблюдение этикета. Сфотографировали на память гостеприимную хозяйку на фоне ЛуАЗа и пошли стучаться в легендарную избу. 

Сразу же надо выразить благодарность хозяевам   Вихровой Александре Петровне и ее сыну Виктору за то, что впустили к себе такую толпу народа. Ввалились всем присутствующим составом, человек пятнадцать, наверное. Небольшой деревенский домик с низкими потолками. На стенах   фотографии Маресьева во время его встречи со своими спасителями   Сергеем Малиным и Сашей Вихровым, здесь же снимок деда Михайлы, того самого, о котором так ярко написано в книге Бориса Полевого: 

Старик, дедя Михайла, как называли его ребятишки, был высок, сутул, худ. У него было доброе лицо Николы-угодника немудреного сельского письма, с чистыми светлыми, детскими глазами и мягкой негустой бородкой, струистой и совершенно серебряной. Закутывая Алексея в старую баранью шубу, всю состоявшую из пестрых заплаток, без труда поднимая и перевертывая его легкое тело, он все приговаривал с наивным удивлением: 

"Ах ты, грех-то какой, вовсе истощился человек! До чего дошел... Ах ты, боже ты мой, ну сущий шкилет! И что только война с людьми делает. Ай-яй-яй! Ай-яй-яй!"
С огромным сожалением признаюсь, что мы не были готовы к встрече с хозяевами дома. У нас с собой не оказалось даже диктофона, а записывать действительно было что. 

Безусловно, в жизни все происходило совсем не так, как в книге. До Плава немцы не дошли. Старшему же лейтенанту Маресьеву после 18 суток тяжелейшего пути ползком без еды по зимнему лесу повезло оказаться рядом с лесной дорожкой, связывающей соседние села. Совсем изможденный, Алексей Петрович уже не мог подняться и лежал в снегу. В то же время на эту развилку вышел житель деревни Рабежа, направлявшийся в Плав. Он не видел лежащего летчика и мог пройти мимо, если бы А.П. Маресьев не окликнул его. Немцы были совсем рядом, поэтому неудивительно, что мужик испугался человека в форме в лесу и побежал в Плав. Там, найдя председателя деда Михайлу, поведал ему о происшествии. И лишь потом дед Михайла, Сергей Малин и Саша Вихров перевезли на санях раненого летчика в дом Вихровых. Затем были баня и известный по книге куриный суп. Алексей Петрович пробыл в Плаве совсем недолго   около трех дней. По законам военного времени об офицере сообщили в соответствующие органы, и вскоре за ним приехали, причем не друзья-однополчане, как написано в книге, а, по всей видимости, люди из "особого отдела". Жителям деревни объявили, что найденный ими человек   немец и шпион, после чего Маресьева увезли. Местные пытались узнать, как сложилась дальнейшая судьба "нашего летчика", но ничего конкретного так и не выяснили. Уже после войны они прочитали в газете историю о настоящем человеке и, поразившись сходству, написали запрос, не тот ли это летчик, который был в доме Вихровых. И только тогда пришел положительный ответ. Гораздо позже состоялась встреча Сергея Малина и Александра Вихрова с летчиком, которого они вывезли из леса. На государственном уровне пытались организовать визит А.П. Маресьева в Плав. По словам жителей деревни, была даже отремонтирована дорога, но потом... Александра Петровна сломала ногу и попала в больницу. Шел сенокос, и семья Вихровых работала в поле. Маресьеву написали письмо с просьбой перенести дату прибытия до выздоровления хозяйки дома и окончания уборочных работ. Соседи Вихровых рассказывали, что даже тогда (а это было время уже после смерти Сталина) сюда приезжали проверяющие узнать, так ли это на самом деле. Самого же Алексея Петровича Маресьева всегда тяготило восприятие его как легенды. "Я живой человек, а не легенда!" - говорил он. Летчик встретился со своими спасителями только в Москве... 

Еще мы обратили внимание на странную вещь: на камне написано, что летчика нашли в феврале 1942 года. Александра Петровна говорила про апрель. В официальных документах и в "Повести о настоящем человеке" тоже фигурирует апрель. Значит ошибка. 

Мы спросили у Александры Петровны и Виктора Вихровых о самолете. Действительно, была попытка посадить его на лед заболоченного озера, подобраться к которому практически невозможно. Кроме того, нам рассказали, что, по словам самого Маресьева, от места падения самолета к "своим" он двигался не по наитию, а четко представляя, куда нужно направляться. Во время частых полетов над определенным сектором летчики запоминают местность со всеми ее ориентирами, благо с высоты все хорошо просматривается. 

В доме Вихровых бережно хранят официальные документы и письма, фотографии участников того события. Это настоящий музей! Хорошо бы еще, чтобы соответствующее министерство задумалось об этом. Дом не в лучшем состоянии. А ведь это история страны и победы. Скупка гигантских участков по соседству известными политиками пока никак не отразилась на статусе деревни и дома. Да и вряд ли  соседям  до этого есть дело. 

Тем не менее в эти края регулярно приезжают интересующиеся. Гости в доме Вихровых бывают часто. Заглядывают и журналисты, и простые люди. А значит память о войне, о победе и героях жива и можно надеяться, что дом в Плаве когда-нибудь станет настоящим музеем. 

Попрощавшись с Плавом, мы вернулись в лагерь. Вторая колонна так и не прибыла. Как мы узнали позже, ребята почти прошли Маресьевскую просеку. Ее назначение также удалось выяснить. В свое время существовал проект с целью построить дорогу к месту падения самолета. Просеку делали с прицелом на маршрут: деревня Плав камень место падения самолета, параллельно же часть просеки использовали под монтаж линии электропередач. На том все и закончилось. К месту падения самолета просека так и не вышла. Наша вторая колонна преодолела большую часть пути, затратив на прохождение десяти километров около суток. До Плава оставалось всего несколько километров, но бензин был на исходе. Пришлось возвращаться по уже построенным переправам. Как сказали выбравшие этот путь участники   "Пройти до конца   дело принципа". Так что в истории нашей экспедиции точка еще не поставлена. Существуют место падения самолета, полноприводные автомобили, лебедки и наше огромное желание выяснить все до конца. 

В качестве послесловия остается добавить, что всего в нескольких километрах от Плава до сих пор сохранились следы ожесточенных боев. Мы проезжали церковь неподалеку от деревни Русские Новинки, исполнявшую роль крепости. На колокольне была укрепленная огневая точка, все стены стали рябыми от пуль и снарядов. Главные ворота покорежены немецкими танками, которые пытались заехать внутрь, но не смогли. Церковь устояла и держится до сих пор! В лесах - воронки, окопы, братские могилы и установленные на некоторых из них маленькие памятники. Происходившее в районе "Демьянского котла" и поблизости   один из самых кровавых и трагичных фрагментов войны. Здесь развернулась страшная бойня, число жертв с обеих сторон ужасает. При этом информация очень скудная. А ведь это район боевых действий, о котором стоило бы узнать как можно больше, причем не только в моменты, когда пытаешься "вслепую" проехать к укрепрайонам, к развалинам сооружений и к некогда полевым аэродромам. Здесь необходимо участие военных историков и, наверное, какой-нибудь съемочной группы. Но это уже совсем другая история... 

А мы завершили нашу экспедицию, двинувшись на Валдайское озеро. Цели были уже сугубо краеведческие   посмотреть Иверский Святоозерский монастырь, основанный патриархом Никоном на острове в 1653 году, и посетить музей колоколов в Валдае. Лагерь устроили на берегу озера, рядом с дорогой, ведущей на остров с монастырем. Остров соединен с берегом мостом. Обитель посещает огромное количество верующих и туристов, в том числе иностранцев. При подходе к ней впечатляет дивный вид, красивый и умиротворяющий. В монастыре идут реставрационные работы, дел еще очень много. Но уже сейчас он поражает красотой архитектуры и видами, открывающимися с его колоколен. На Валдае мы простояли кто два, а кто три дня. Уже познакомившись и подружившись, мы продолжали называть друг друга "никами", по которым известны по форуму. Общий список экипажей, принявших участие в экспедиции, выглядит следующим образом: 

Автомобиль Позывной (nick) Состав экипажа Город

УАЗ 31519 Max72 Максим Поляков, Андрей Кондратьев Красногорск
УАЗ 31519 Батя Сергей Кирилин, Ольга Кирилина, Станислав Степанов Москва
УАЗ 31519 Чеширский Кот Дмитрий Семенов, Анна Суханова, Павел Чадаев Москва
УАЗ 31514 Цыган Сергей Баранов, Ирина Пичугина, Алексей "Ящик" Устинов Москва
УАЗ 31514 Butcher Сергей Васин, Олег "Паук" Горячев Москва
Toyota Land Cruiser 73 К.Е. Константин Осецкий Москва
УАЗ 3153 MeNGor Михаил Горячев, Николай Горячев, Настя Горячева, Дмитрий Горячев Москва
УАЗ 469 Якут Дмитрий Иванов, Ирина Красоткина, Иван Ченцов Великий Новгород
УАЗ Hunter Vano Иван Никишин, Юля Никишина, Настя Никишина Москва
Opel Vectra Shish Андрей Шишов, Владислав Боровской Москва
УАЗ 31519-10 Shturman Антон Бондаренко, Алексей Булкин Москва
УАЗ 31514 Gargaran Владимир Шишков, Дмитрий Александров Москва
УАЗ 31622 Boeder Сергей Захаров, Сергей Козлов Москва
УАЗ 2206 Big Boomer Вячеслав Назаров, Мария Пруничева Санкт-Петербург
УАЗ Hunter Cap Алексей Петренко, Дмитрий Молотов Санкт-Петербург
УАЗ 3160 Musa Николай Сорокин, Татьяна Коростелева, Фрол Сорокин Санкт-Петербург
Jeep Cherokee Белый Михаил Боголепов, Андрей Качанов Москва
УАЗ 31514 Yad Дмитрий Якунин, Дмитрий Шипинский Тамбов
УАЗ Hunter Шрус Дмитрий Коннов, Валерий Коннов Москва
УАЗ Hunter Влад (Taiga) Владлен Багирян, Александр Николаев, Сергей Николаев Москва


Сергей Баранов [Цыган]

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

Экспедиция Уазбуки памяти Маресьева. 2005г

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ