|
|
Экспедиция Уазбуки
|
[ Лирика ] |
июль 2017 года
Первый, питерский экипаж нашей экспедиции, стартовал на день раньше, прямо с Исаакиевской площади от стен родного института (ВИР)
Им предстояло проехать на 700 км. больше чем нам.
Остальные экипажи выдвинулись рано утром в субботу по направлению на Ростов-на-Дону.
Дорога М4 Дон хорошо знакома, тут только каждый год прибавляются новые платные участки :(
Хорошим подспорьем для проезда является транспондер. Не в том смысле, что с ним сильно экономишь время, а в том смысле, что не так сильно нервничаешь по поводу непонятной оплаты. Коробочка "пискнула" и можно ехать не останавливаясь, ну и скидка в 10-20% тоже лишней не будет.
По дороге встретили Nikol на Патриоте - решили, что это хороший знак :)
Одно хорошо на платных дорогах - мало пробок. Однако у Ефремова едущие впереди экипажи написали, что проще воспользоваться бесплатной дорогой, что мы и сделали. Заодно заправились - потому как на этих перегонах мало заправок.
Знакомое всем своими заторами Лосево не стали посещать - объехали по второстепенным дорогам вдоль реки Дон.
Казалось, что уже дальше затруднений не будет. Однако ошибались :(
Дорожники именно в эти жаркие дни затеяли грандиозную стройку. Сузили дорогу до одной полосы и в надвигающихся сумерках дорога стала представлять из себя сплошной "красный" хвост, у которого начала не было видно.
Пришлось пользоваться преимуществом большого внедорожника - съезжать с дороги и ехать по набитым грунтовкам параллельно трассе метрах в двухстах от нее. Хоть и не очень я люблю такие выкрутасы, но оставаться ночевать здесь в наши планы не входило. А в планах была ночевка в Каменск-Шахтинском, где заранее забронировали гостиницу. Как оказалось совсем не зря.
Еще по дороге меня поразило, что администратор гостиницы два раза звонила, спрашивала успеваем или нет. "Какое беспокойство за клиентов" - подумал я тогда. Но добравшись до места ситуация прояснилась - видимо по причине пробок и всяческих задержек народ спешащий на юг оказывался ночью совсем не там где рассчитывал и начинал судорожно искать место для ночлега. Но все было занято такими же отдыхающими. Таким образом на наше место образовалась очередь. Но мы прибыли по расписанию! К пол двенадцатого ночи в очень уютную гостиницу Art Hotel.
Тут правда рядом проходит железная дорога, но уставшим путникам уже не до перестука колес вагонов - лишь бы отдохнуть.
Утром вкусно позавтракав в отеле я видимо расслабился.
Иначе чем объяснить такой промах...
Большая часть нашей экспедиции остановилась на карьере, который Павел когда то присмотрел и всем расписывал его достопримечательности: и вода там и виды. Наутро таки было решено посмотреть на карьер и воссоединиться с остальными участниками.
Кратчайшим путем можно было проехать назад по М4 и перед мостом уйти направо вдоль р. Северный Донец. Что и было проделано. Однако у нас в России дорожники крайне не любят ставить указатели. Вот и здесь он был только перед самым поворотом который я проскочил. До кучи, именно в этот момент завис навигатор на который по московской привычке я надеялся.
А дальше хоть плач - навстречу пробка на несколько часов, а у нас ни одного шанса попасть обратно минуя её. :(
Зная бы такое дело наперед лучше было бы дождаться всех у гостиницы и никуда не ехать.
Но что сделано, то сделано.
По той же дороге возвращать вообще не хотелось, решили, что поедем по параллельной - благо карты показывали, что есть проезд.
Проезд конечно же был с огромной пробкой. Но может минут 20 из двухчасового стояния выиграли. Как выяснилось потом, можно было бы и быстрее на этом участке проехать, если бы не поборы.
Переправа была понтонная, гордо называлась "Казачья переправа" и все движение сдерживалось тем, что с машины брали 50р, кому то отсчитывали сдачу (понятное дело без чеков, чек дали только мне, потому что я злой уже был), потом человек в оранжевой жилетке неспешно открывал шлагбаум, пропускал одну машину, закрывал шлагбаум. За время уходившее на всю процедуру могло машин 7-10 уже проехать. Но оптимизация тут никому не нужна, и так все хорошо.
Вырвавшись из железного плена уже никак не хотелось обратно в него попадать. Поэтому маршрут был перепроложен не по М4, а вдоль границы с Украиной. Дорожки второстепенные, крюк в 40 лишних километров, зато дорога свободная - едешь и любуешься летними пейзажами, а не вонючими пробками.
Так что мы почти одновременно вместе с основной группой прибыли в г. Шахты, где наконец то все и встретились.
Оставалось каких то 350км. до первой нашей цели до Кубанской опытной станции ВИР, которая находится в созвучном поселке Ботаника Краснодарского края.
Эта станция основана в 1924 году по личному распоряжению Н.И.Вавилова, который написал о ней следующие слова: Это будет наша главная множительная станция по полевым культурам.
Прибыв на место, конечно же первым делом заметили, что приобретенные ФАНО УАЗы действительно здесь есть и трудятся на благо науки и сельского хозяйства.
Отметили здание, которое построено вместе с основанием опытной станции.
Здание за 80 с лишним лет обветшало, но все ещё крепко стоит на земле.
Рассмотрели памятные доски.
И неожиданно попали за стол.
Это работники станции устроили нам торжественный прием: приготовили шурпу, нарезали салатов с собственных полей, сварили компот из ягод.
Прям даже неудобно как то. Почувствовали себя ооочень высокими гостями.
Но приятно черт побери! :)
На десерт нас угостили абрикосами. Нет, не так: угостили АБРИКОСАМИ!!!
Мы конечно ели разные сорта, в разных магазинах и даже на южных рынках. Но таких вкусных Prunus armeniaca есть еще не доводилось. Чаша в которой они находились источала запах меда наверное метра на два в округе. А когда берешь спелый плод, то на его кожице остаются следы от пальцев, настолько он нежный.
Понятное дело такой деликатес до магазина не довезешь. Такие абрикосы можно попробовать только там где он вырос.
Прошло уже немало времени, а эта картина как сейчас перед глазами.
Мы уже начинали подумывать как нам с такими сытыми животами начать ставить палатки, но начальник станции, Сергей Владимирович, (Дай Бог ему здоровья!) сказал, что договорился с гостиницей и нас совершенно бесплатно, то есть даром в неё заселят.
Так в этот день случилось второе чудо.
Что ни говори, а хорошо на Кубани! Хотя это в первую очередь зависит от людей, а люди здесь замечательные!
Наутро немного не выспавшись, ведь надо было встать до того как солнце начнет жарить на всю катушку, мы собрались к освоению новых знаний.
Но еще до начала экскурсии глаза сами стали искать везде новые растения. И даже находили.
Вот к примеру шишки Туи (семейство кипарисовых):
Трудные перестроечные годы подтолкнули многие опытные станции к началу реализации своей продукции. В общем то здравое дело - кто как не они умеют разбираться в семенах!
Станция представляет из себя несколько полей, весьма больших по площади на которых выращиваются различные культуры растений.
Работа ведется по нескольким направлениям:
Обновление семенного фонда, это когда взятые семена из хранилища проращиваются, собираются новые семена и новое поколение закладывается для сохранения.
Работы по селекции — ученые пытаются вывести новые сорта устойчивые к заболеваниям, неблагоприятным условиям или пытаются улучшить какие либо их свойства, например вкус, цвет или выход масла для подсолнухов. Новые сорта полезных растений предлагаются для промышленности.
И еще один аспект деятельности — это проверка иностранных культур на возможность произрастания в наших условиях.
Трудятся увлеченные своей профессией люди, беззаветно преданные выбранному делу. Потому как на зарплату научного работника в глубинке прожить могут только неисправимые энтузиасты. И это при том, что труд у них тяжелый — вставать приходится в 4 утра, чтобы выйти в поле, когда солнце еще позволяет вести работу. К полудню, когда температура поднимается за 40 градусов работать на раскаленной земле не просто трудно, но и опасно для здоровья. Так что надо успеть все сделать либо в утренние часы, либо уже вечером.
Мы прибыли не совсем ранним, но утром, красивой колонной на новеньких УАЗ Патриот 2017 года (еще раз спасибо заводу УАЗ)
Работники же станции пользуются в основном двухколесным транспортом - так дешевле и экологичнее.
САФЛОР СПАРТАК Вид-сафлор красильный. Семейство - астровые. Растение однолетнее, травянистое со стержневой, хорошо развитой корневой системой. Соцветие-корзинка закрытая, центральная диаметром 3,5см.На растении 8-10 корзинок. Цветки оранжевые, содержат картамин - красное всех тонов и желтое красящее вещество, которое используется в пищевой промышленности. Плод-семянка белая, глянцевая, имеет панцирный слой, а также хохолок, который способствует ее заделке в почве. Масса 1000семян-44,1г.,лузжистость-53,6%.Вегетационный период, от появления всходов до технологической спелости-105дней. Содержание в ядре жира 46,7%,белка 19,4%(на обезжиренную массу). Урожайность сорта Спартак в среднем 11,3ц. с гектара.
Вы видели как растет НУТ? Я вот в первый раз увидел.
У нас в средней полосе он как то мало известен, а в странах востока эти бобовые очень популярны. У него еще есть простонародные названия: Турецкий горох, Греческий горох, Бараний горох...
На Кубанской станции был выведен сорт НУТ ВИР 68.
Сорт отличается компактной формой куста, высокорослый до 70-80см., с высоким прикреплением нижних бобов, пригоден для механизированной уборки. Урожайность 2,8 – 3,5 тонны с гектара. Масса тысячи семян 220-250 грамм. Содержание белка в семенах 19,3 – 25, 13 %.
Сроки посева – ранние на 4-5 день после посева ранних яровых.
Часто НУТ используют как заменитель гороха, тем более, что он менее подвержен болезням и горошины имеют солидный вес.
Кстати, семейство бобовых насчитывает около 18000 видов. Неспециалисту запутаться в них очень просто.
На опытной станции есть целое поле подсолнечника. Особенно привлекает внимание Подсолнечник Декоративный
Тут же происходит селекция.
Опытные образцы закрывают специальным чехлом, чтобы не было несанкционированного опыления. (помните: В СССР секса нет! - так это именно про эти экземпляры :) )
Зато каждому правильно опыленному цветку забота и контроль - именно они будут участвовать в дальнейшей селекции, чтобы вывести культуры с нужными свойствами.
Нам разрешили нарвать букеты из тех, что с "непокрытыми головами".
Кому работа, а кому букет из декоративных цветов!
Середина лета, а подсолнухи уже огромные!
Скоро можно семечки лузгать.
Всем кто хотел досталось по букету. Правда подсолнухи очень жадно пьют воду, еле-еле довезли их до следующей нашей стоянки.
Красота!
Фото на память:
Кукуруза тут тоже на славу. Скоро она еще вымахает и здесь можно будет заблудиться.
Нам даже показали святая-святых: карантинный питомник.
На его полях происходит апробация новых, в том числе и зарубежных сортов. Исследуется посадочный материал на наличие заболеваний.
Все хорошо, только вот новых кадров нет, пожаловалась нам хозяйка питомника.
Так же, заведующая интродукционно-карантинным питомником Вальяникова Татьяна Ивановна раскрыла секреты выдержки в карантине зарубежных культур. Но секреты на то и секреты, чтобы их не распространять :) Шутка!
Просто приезжайте с экскурсией на станцию и вам тоже все расскажут.
ЛЁН – Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён – долгунец. Длина волокон от 35 до 90 см. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность.
Хризантемы. Они не в карантине. Они просто для души!
Рядом с домиком растет в качестве декоративного Лаконос ягодный, или Лаконос костянковый. Тропическое растение.
Кроме как для радости глаз он применяется в медицине и в кулинарии. Но в больших количествах ядовит.
О чем то наши научные сотрудники спорят, видимо о генетике :)
Домик при карантинном питомнике явно ровесник станции.
Здесь же, на кубанской земле мы провели первые полевые занятия. Наши научные сотрудники из ВИР познакомили нас с технологией сбора семян и гербария. Оказалось, что научный гербарий, это немного сложнее того мероприятия который с тем же названием все проходят в школе. Мало того, что его надо правильно собрать, классифицировать, подготовить, целая наука как сохранить растения, чтобы потом их можно было использовать для дальнейших исследований.
Главное в этом деле, кроме конечно же терпения, - огромная кипа газет, которыми прокладывается гербарий.
А потом этот собранный бутерброд из растений и газет будет еще не раз перебран и опять упакован. - Пока все растения не высохнут.
Марго эти занятия явно напомнили школу.
Галина Игоревна о чем то задумалась, оно и понятно, кому отдых, а кому научная работа!
Анюта - одна из самых маленьких участников экспедиции. Но у неё уже железная закалка: не плакала, ни хныкала - видимо трудности экспедиции ей уже не впервой.
Нельзя обойти мимо фирмы РИФ. Они всегда поддерживают наши начинания, вот и сейчас, выдали свои фирменные внедорожные кейсы для наших академиков. Мы все думали, что они там будут хранить?
Наверное какие-нибудь микроскопы, приборы, но люди науки хранили там исключительно КНИГИ. Вот что для них самое ценное!
Следующим днем мы уже собрались к выезду на новую станцию ВИР. Выстроились парадным строем.
Проводить нас пришел начальник станции, кандидат сельскохозяйственных наук Сергей Владимирович Булынцев. Мы ему подарили сувенир от завода УАЗ - повербанк (по простому аккумуляторную зарядку для телефона). В полевых условиях, когда рядом нет розеток вещь очень даже полезная!
Спросили как ведут себя УАЗики, получили в ответ стандартный набор болячек: ржавчина, то не докручено, то не прикручено...но автомобили на ходу и это уже радует.
Кстати, под капотом дизельный турбо двигатель ЗМЗ-514
Тут обнаружилась первая проблема и на нашей машине: течёт ступица заднего правого колеса. (Хорошо, что это оказалась смазка, а не тормозная жидкость)
До следующей, майкопской станции менее 200 км., так что доедем, как говорится: УАЗ вечно ранен, но никогда не убит.
См. так же:
Заметка на сайте ФАНО о посещении нашей экспедицией Кубанской опытной станции
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru