УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 


[ Лирика УАЗ ]

Рассказ про УАЗ
© Юрий Жилин

Спасибо:
Отцу - за понимание, опыт, идеи, финансовую помощь и кручение гаек;
Стасу - за светлый ум и золотые руки.



УАЗ мною был приобретен 13 мая 2000 г. До этого в нашей семье было много автомобилей: ЗАЗ-968М, ВАЗ-2101 (две штуки), 03, 04, 05, 09, 099, М-408 (кузов 2140), ГАЗ-21Р, Фиат-Уно55, с 1996 г. пошли полноприводные Нива ВАЗ-21213 (три штуки), Сузуки-Самурай, Робур. Тогда же была сформирована внутрисемейная классификация легковых автомобилей, согласно которой автомобили делятся на две группы : 1) Джипы (настоящие автомобили); 2) Блядовозки (все остальные). К 2000 году у меня был сформирован собственный список требований к Джипу. Джип должен иметь:
А) Дорожный просвет не менее 220 мм;
Б) Снаряженную массу не более 1200 кг;
В) Диски не менее 15 дюймов;
Г) Тент;
Д) Прочную конструкцию (вероятно раму, рессоры и мосты);
Е) Постоянный полный привод;
Ж) Мощный двигатель;
З) Желательно блокировку межколесных дифференциалов;
И) Недорогие запчасти;
К) Легко ремонтироваться;
Л) Быть надежным;
М) Иметь разумный расход топлива.

ЛуАЗ был отвергнут как ненадежный. ГАЗ-69 - как старый и изношенный. Нива - как уже имеющаяся в семье и после Самурая хотелось передний мост (в смысле мост, а не независимую переднюю подвеску). Наиболее удовлетворяющим предъявлемым требованиям мне показался УАЗ-3151. Сомнения вызывали:
1) Проходимость (да-да, владельцы УАЗов, я был убежден тогда, и сейчас считаю так же: стандартный УАЗ значительно уступает стандартной Ниве в проходимости по мягким грунтам), но проблему предполагалось если не решить, то хотя бы ослабить редукторными мостами, широкой резиной, снижением веса (тент);
2) Отсутствие постоянного полного привода (но на Самурае у меня его не было и ездил неплохо);
3) Прожорливость - все опрошенные владельцы УАЗов указывали на расход 17-30 литров, редукторные мосты + от 2 до 4 литров, прицеп + 5 литров. Но при эксплуатации Нивы мы убедились, что все, что про нее говорят (шумная, расход 15 л, некомфортабельная, нединамичная, маленький багажник и т. д.) - гнусная ложь. Рекорд по расходу топлива на Ниве у нас был 6.5 литров на скорости 110 км/ч (трасса Вологда-Архангельск-Вологда), даже друзья не верили, пока не пришло время заправлять шедший паралельно Фольксваген-Джетта, упаливший 8.5 литров. Таким образом я надеялся довести расход топлива на УАЗе до 14 литров при скорости 60 км/ч, а быстрее я ездить не рассчитывал;
4) Шумность, см. пункт 3;
5) Тряскость (но на Самурае трясет сильнее, даже по сравнению с УАЗом).

Сказано - сделано, на поезд - и в Ульяновск. Вот Он стоит, единственный укомплектованный радиатором печки(!), на дверях установлена обивка, и небольшая царапина над задним левым фонарем. Там же поменял сиденья на люксовские (с подголовниками), руль менять не стал - люксовский гнется как резиновый, родной костяной мне больше нравится. Взял муфты "ЭЛМО". Не стал брать кенгурятник - лишний вес, и всякую пластиковую лабуду - с ней только хуже. Там же за 350 рублей пообещали все протянуть и проверить масло в мостах. Кто будет покупать автомобиль - не верьте, протягивайте и проверяйте все сами - приехав домой, я протянутых гаек почти не нашел, в переднем мосту была треть уровня жуткой смеси литола и масла (какого?), отсутствовали пресс-масленки шкворней, термостат, с десяток болтов и гаек, лампочки и кое-чего еще. Все, что было украдено на заводе, продается в соседних магазинах.

А тогда, 13 мая 2000 г., я ехал домой, после Ярославля началась зима и я задумался: "Что же я такое купил?" Мотор с закрытыми жалюзями больше 60 не греется, в дверные щели пролезают пальцы, в салоне холод, шумно, машина на дороге не стоит, бензина 20 литров уходит, дворники размазывают, но не чистят, двери каждые пять минут самопроизвольно открываются...
С тех пор прошло почти два года, хочу поделиться своим опытом.

О крутости иномарок

Летом 2001 года была свадьба у моего друга Михаила. Я ему пообещал снять тент с УАЗика и молодоженов прокатить в фаэтоне.

Наступает время готовить машины (ленточки, шарики и пр.), а друганы подогнали Михаилу для транспортировки молодоженов из ЗАГСа Ниссан, двигатель три литра, зеленый металлик, тонированные стекла, золотые кольца на крыше, блестит как новогодняя игрушка, но к категории Джипов не относится. Чувствую, у меня появился конкурент (на моем УАЗике двигатель тоже три литра), надо его устранять. Тут как раз подходит Михаил и настаивает на снятии тента, несмотря на собирающиеся тучки. Говорю: "Хорошо, но из ЗАГСа, независимо от погоды, вы поедете в моей машине". Михаил соглашается до Красного моста. Эти слова решают все дело, снимаю тент, надставки дверей, вешаем шарики, ленточки и прочие причиндалы. Надо сказать, что гости на свадьбе были веселые - Вологодская команда КВН в полном составе и боевой униформе (розовые балахоны с белыми кругами), остальные тоже не лишенные чувства юмора.

Проходит торжественная часть церемонии, вместо марша Мендельсона играет "Снова в нашем зале нет пустого места", гости ржут как лоси, обстановка всеобщего веселья. Выходим на крыльцо, подъезжает Ниссан, КВНовцы вешают к нему заранее подготовленные банки из-под пива. Я говорю,-"Мужики, не торопитесь, молодые поедут на УАЗике" и подгоняю УАЗик задом под нос Ниссану. КВНовцы естественно воспринимают это как шутку "А-а! Юрок себе цену набивает" - шутят в ответ. Тут выходит Михаил с женой и говорит, - "Наташа, мы поедем на УАЗике", она отвечает , - "Как скажешь, милый". Молодые садятся в УАЗик, КВНовцы быстро перецепляют консервные банки и тоже залезают в УАЗик, в общей сложности набирается человек пятнадцать, торчащих во все стороны, орущих и размахивающих руками. Завожу мотор и к Красному мосту. Для тех, кто не был в Вологде, поясню, что Красный мост - это пешеходный мост через реку Вологду, пешеходы (особенно старые) ходят через него с трудом, так как надо подниматься вверх через два лестничных пролета, разделенных площадкой.

План действий созрел за несколько часов ранее, поэтому почти без колебаний подъезжаю к Красному мосту, становлюсь перед лестницей, включаю первую передачу, газ до полу и вперед, мысль одна - лишь бы не заглох двигатель, так как если УАЗик остановится, с места не стронуться (муфты переднего моста выключены), а ручник такую массу под таким углом явно не выдержит, скатываться назад - опасно, УАЗик между перилами едва-едва проходит. Но двигатель легко затащил вверх (как будто и нет трех тонн веса). Мертвая тишина, глаза у пешеходов медленно округляются, мои пассажиры еще ничего не поняли. Раздается риторический вопрос: "Мы что, на мост заехали?", и все выскакивают из машины. Загоняю их обратно и съезжаю с моста - не хватало, чтобы еще ГИБДДэшники увидели. И только съехав, понимаю, что остальные машины от нас отстали и, следовательно, на видеокамеру нас никто не снял. Тут подъезжают отставшие и первый вопрос, - "А через мост слабо?" (это они думают, что удачно пошутили). Рассказу о том, что только что переехали, не верят. Пришлось повторить, заехали, выхожу из машины, подбегают люди и говорят: "У тебя глушитель оторвало". Заглянул под машину - вижу, что обернуло его вокруг заднего моста (уже потом, анализируя случившееся, пришли к выводу, что глушитель был плохо закреплен, от тряски свалилось незатянутое (моя вина) кольцо, выдернулось соединение с приемной трубой и отвалившись глушитель уперся в ступеньку). Я отреагировал моментально - послал всех пассажиров на... поиски ножа. В ближайшем ларьке нож нашелся, я отрезал заднее крепление и, сдернув глушитель с моста, закинул его в кузов. Но тут ожидало следующее потрясение - взглянув вперед, я увидел разрушенные ступеньки (по которым мы в первый раз съезжали), тут же, представив все нули в счете за давно сгнившие ступеньки, решил, что пора уезжать, да и прохожие смотрели как-то странно (почему?)
Завожу мотор, звук непередаваемый (как от самолета АН-2, танка или четырехтактного гоночного мотоцикла класса 500 см3 на полном газу) и процессия двинулась по городу. Под рев мотора, бибиканье и крики пассажирам соседних троллейбусов "Залезай к нам!" кортеж перемещался в пространстве. Но нашлась, как обычно, добрая душа, позвонила в милицию и заложила. Захват производился по всем правилам - на светофоре машина УГРО перегородила путь, тут же подоспело ГИБДД и первый вопрос был, - "Кто пустил за руль пьяного водителя?"
ГИБДДэшники были еще молодые, наивные и не знали, что такие вещи делаются не по пьяной дури, а по велению внедорожной души и точному расчету.

Опуская дальнейшие смешные подробности, сообщу следующее:
1) Дождь в тот день все-таки прошел, но промок я не сильно;
2) Пустой УАЗик без тента по мокрому асфальту заносит, как на льду (дури то в моторе много);
3) Задерживали нас два раза, но дело закончилось шутками;
4) На видеокамеру так и не сняли заезд и съезд с моста;
5) Владелец Опеля, ехавший позади меня, подошел и сказал, - "Ну у тебя машина и прет, я за тобой, груженым 15 человеками, едва успевал на своем полупустом Опеле". А водители остальных иномарок ощутили неполноценность своих автомобилей;
6) Местное радио "Премьер" три дня только об этом случае и говорило;
7) Авторитет среди Вологодской команды КВН был завоеван безоговорочный;
8) Свадьба получилась веселой;
9) Новый глушитель в сборе с резонатором и креплением обошелся в 700 рублей и оказался хуже предыдущего (за что позднее пострадал);
10) Ремонт моста был поручен асфальтовому заводу, директор которого наш друг, после этого случая тоже купил себе УАЗ (который мы ему помогали выбрать) и мечтает повторить мой подвиг (хотя в душе побаивается).

О расходе топлива

Прежде всего хочу сказать, что когда слышу такую фразу, - "Что-то у меня машина стала жрать много бензина, поеду в таксопарк, там специалисты карбюраторщики мне карбюратор настроят (как вариант: куплю новый карбюратор, поставлю карбюратор другой марки)", - понимаю, что человек произносящий такое 1) полный чайник; 2) не добьется ничего, кроме потери денег на регулировку (новый карбюратор). Потому что:
1) Не бывает плохих карбюраторов (кроме изношенных физически или испорченных "специалистами"), бывают люди, не умеющие грамотно эксплуатировать карбюратор;
2) Задачу снижения расхода топлива не решить одной регулировкой карбюратора (даже правильной).

В принципе, в задаче снижения расхода топлива все основные технические решения уже найдены. Нужно только внимательно ознакомиться с трудами классиков. Мне посчастливилось купить в библиотеке из списанной и ветхой литературы несколько достойных книжек. Рекомендую ознакомиться желающим с трудами В. В. Бекмана (у меня "Гоночные мотоциклы" 1968 г. изд-во "Машиностроение"). Прочитав эту книгу, я понял, что многие новинки, которыми потчуют нас автозаводы, были изобретены еще в 30-е годы прошлого века, просто не применялись из-за отсутствия компьютеров и материалов с заданными свойствами (сплавов сталей и т. д.) Кроме того, у меня есть "Учебник водителя второго класса" 1970 г. (группа авторов) и "Техническая эксплуатация автомобилей" 1962 г. (автор - профессор Г. В. Крамаренко). Уверен, что проживающие в крупных городах имеют возможность найти и другие, не менее ценные книги.

Задачу снижения расхода топлива условно можно разделить на две части:
1) Увеличение КПД двигателя;
2) Снижение непроизводительных затрат мощности двигателя. Грузить терминами и расчетами не буду, скажу, что я сделал конкретно по этим пунктам. По первому:
вид мотора слева

  • Снизил потери на газообмен путем установки воздушного фильтра от ЗМЗ-406 (мне известен случай, когда горе-механики сделали капремонт уазовскому двигателю, потреблявшему 40 литров на 100 км, капремонт не помог, нужно было всего лишь почистить воздушный фильтр :-))
    фильтр от ЗМЗ-406
    воздушный фильтр от ЗМЗ-406
    фильтр от ЗМЗ-406
    самодельный переходник от воздушного фильтра ЗМЗ-406 к карбюратору К-151
    фильтр от ЗМЗ-406
    самодельный переходник от воздушного фильтра ЗМЗ-406 к карбюратору К-151
    фильтр от ЗМЗ-406
    самодельный переходник от воздушного фильтра ЗМЗ-406 к карбюратору К-151
  • Снизил потери на газообмен путем выбивания центральной перегородки из глушителя (не нужно приваривать никакой резонатор от Газели, достаточно при помощи лома выбить из родного глушителя перегородку). Одновременно улучшилась вентиляция цилиндров, крутящий момент во всем диапазоне оборотов, двигатель стал набирать 6000(!!!) об/мин, особенно резво с 4000 и выше, вероятно, пошел бы и дальше, но я боюсь его раскручивать). Уровень шума с выбитой перегородкой повысился, но в разумных пределах;
  • Убрал ненужный самолетный пропеллер, поставил электровентилятор (кстати, одного вентилятора достаточно даже в 45-градусную жару на затяжных горных подъемах);
    Электровентилятор
    Электровентилятор
    Датчик электровентилятора
    Датчик электровентилятора
    Реле электровентилятора
    Реле электровентилятора
  • Убрал перегрев впускного коллектора путем фрезеровки и установки теплоизоляции с воздушной прослойкой (сделать полноценный жидкостный подогрев не в моих силах, но данная конструкция работает не хуже), в результате удалось подвинуть зажигание на 2 деления вперед;
  • Применил высококачественное моторное масло SJ 5W40;
  • Применил владивостокскую присадку "Форум" (после заливки двигатель стал однозначно тише работать, уменьшились вибрации, не знаю, как сказалось на расходе топлива, вызывает сомнения, что в масляном фильтре обнаружил полосочку то ли отложений, то ли краски, то ли Форум отслоился, точно не знаю);
  • Поднял рабочую температуру двигателя до 85 С путем установки волговского термостата и его раскручивания.
    Волговский термостат + датчик температуры Как показывают исследования, на наших (УАЗ, Волга) двигателях увеличение температуры охлаждающей жидкости на 10 С снижает расход топлива на 0.5 литра, увеличение температуры масла на 10 С снижает расход на 0.3 литра;
  • Установил синие провода с медной жилой (которые незаслуженно ругают разного рода "авторы"). Зазор в свечах установил 0.9 мм, рекомендую при условии применения медных проводов, отсутствия резисторов в свечах, свечных колпачках и на бегунках, регулярном протирании от грязи проводов и крышки трамблера (годами проверено на всех типах автомобилей - больше хуже и меньше хуже);
  • Тщательно отрегулировал клапана, выставил зажигание (только на слух, никаких стробоскопов), отрегулировал карбюратор.

По второму пункту:

  • Установил пятиступенчатую КПП и мелкомодульную раздатку;
  • Правильно отрегулировал подшипники ступиц (а не так, как в книге - "Затяните до упора, а если будет греться, ослабьте");
  • Правильно отрегулировал тормоза;
  • Максимально снизил вес (тент, кованые диски, бескамерная резина, выкинул масляный радиатор с жалюзями) и старюсь с собой лишний хлам не возить;
  • Подумал и перешел на шприцевание крестовин ТАДом;
  • Применил трансмиссионные масла 75W90;
  • Нет торчащих фиговин типа фары-искателя, антенны, кенгурятника и пр.;
  • Хорошо действует обработка кузова полирующими составами типа FINISH2001 (естественно, не поможет автомобилям, окрашенным кисточкой);
  • Постоянно слежу за давлением в резине;
  • Установил схождение по стенду 0.25 мм (а не 1-3, как в книге), но резину все равно жрало, и я довернул на глаз тягу на треть оборота (может, стенд врал?) Сопротивление движению от неправильного схождения пропорционально углу схождения в четвертой степени, то есть если увеличить схождения с 1 до 3 мм, сопротивление вырастет в 81 раз! Увеличения схождения передних колес автомобиля Москвич-400 до16 мм при скорости 50 км/ч увеличивает расход топлива на 53%, думаю, то же верно для автомобиля УАЗ;
  • Ну, и конечно прокладка между рулем и сиденьем способна изменить расход топлива до 2 раз.

Конечно, все переделки, сделанные мной, повлияли не только на расход топлива, одновременно улучшились динамические качества, управляемость, комфорт, проходимость. Реальный расход топлива А-76 на автомобиле УАЗ-31512 (тент, редукторные мосты, КПП 5-ст., двигатель УМЗ-4218, степень сжатия - 7, карбюратор К-151Е) составляет:
Летом, с отключенными муфтами передних колес, скорость 90 км/ч реальных (по GPS), интенсивные обгоны, нагрузка 2 чел. + 100 кг груза - 12.5 литров;
Зимой, со включенными муфтами передних колес, скорость 60 км/ч реальных (по GPS), снежная каша 3-5 см, нагрузка 4 чел. взрослых + 1 ребенок + 30 кг груза, включен ближний свет фар, дворники, магнитола - 12.5 литров;
Зимой, со включенными муфтами передних колес, скорость 60 км/ч реальных (по GPS), чистый асфальт, нагрузка 2 чел. + 20 кг груза - 11 литров.
Надеемся этим летом зафиксировать результат ниже 10 литров.
Динамические качества сильно повысились, с перекрестка в городе девятки до 80 км/ч обогнать не могут, потом темп разгона резко снижается и к 100 км/ч (реальным) приходит за 24 секунды.

О тормозах

С тормозами долго мучился, но сделал - тормозят почти как дисковые, но намокания по прежнему боятся (если одна сторона намокнет, то пока не просохнет в сторону кидает). Подводных камней в тормозах много, поделюсь своим опытом.

1) В ступичные подшипники наложил смазку только на беговую дорожку. Поверьте, что вся остальная смазка не используется, а при нагревании выдавливается в тормоза.

2) Заменил тормозные поршни (цилиндры можно не снимать и оставить родные) на волговские саморазводящиеся. В магазине из двух партий передних цилиндров выбрал одну явно лучше, но все на одну сторону (мне какая разница, все равно только поршни менять). В задние цилиндры какой-то умник наклеил поролон, так я едва поршни достал - поролон с клеем образовал такую бяку, что еле отчистил, ясно, что эти цилиндры с поролоном сразу бы закусило. Выдавливали поршни шинным компрессором под давлением 16 атмосфер, цилиндры предварительно завертывали в тряпку - поршни вылетают как пули. На горизонтально расположенные цилиндры упорное кольцо ставится прорезью вверх. На вертикально расположенные или вперед или назад, желательно все в одну сторону. При прокачке обнаружил, что тормоза на редукторных мостах описанным в книге способом не прокачать. На переднем мосту задние (верхние) цилиндры всегда остаются с воздухом! Чтобы их прокачать, нужно при установке волговских поршней повернуть их на 90 градусов (чтобы за упорное кольцо не цеплялись, на родных УАЗовских не надо), потихоньку нажимать на педаль тормоза. В это время помощник смотрит, как они выходят, и придерживает рукой. Как только выйдет манжета и за ней воздух, помощник осаживает поршень обратно в цилиндр и поворачивает на 90 градусов (чтобы обратно за упорное кольцо зацепился). Естественно, нужно зафиксировать от выхода второй поршень подручным инструментом. Мы использовали молоток упертый в пол.

3) Поставил волговские тормозные колодки (клееные). Почему клееные? Ну не верю я, что от воды они отклеиваются (разве что брак). На Самурае у меня такие стояли и нормально работали. На Волгах и Жигулях стоят и не отваливаются, почему на УАЗе они должны отвалиться? Один знакомый механик из строительного управления сказал мне, что они по причине бедности новых колодок не покупают, а сами клеят новые накладки и ни одного случая отклеивания как на Волгах, так и на УАЗах не было. Клееные колодки однозначно долговечнее и не портят тормозные барабаны. Из всего имеющегося в магазине я выбрал "Началовские" колодки - показались культурнее всех.

4) Опытным путем определил, что опорные пальцы нужно разводить не как в книге (там написано "Разводите в любую сторону"), а на переднем мосту оба левых, на заднем левый передний и правый задний - по часовой стрелке, соответственно на переднем мосту оба правых, на заднем передний правый и задний левый - против часовой стрелки (если смотреть из-под машины).

5) Проехал после сборки примерно 500 км, а машину все равно кидало в одну сторону, хотел уже разбирать по-новой, но вдруг на один раз тормоза заработали идеально. Скорее всего, прикусило одно из упорных колец, а потом сорвало с места. Ход педали тормоза до юза всех колес стал не более 1/3, усилие на педали уменьшилось.

О рулевом управлении

Гидроусилитель руля не стал ставить - показалось, что штука не только ненужная (руль и так вроде легко крутится), но даже вредная. Во-первых, поглощает 5 л. с. от двигателя, а во-вторых, ездить с ним просто опасно даже по асфальту - никакой обратной связи, при быстром повороте резко возрастает усилие на руле и руки соскакивают. А что будет в гололед?

Единственная проблема - выбивает руль в колеях. Была идея поставить амортизатор на рулевое управление (на Самурае у меня стоял такой - очень приятно), даже присмотрел себе подходящий от Форда (стоит 30 баксов), к УАЗику приделывается элементарно. Но еще не решился поставить. Может, кто-нибудь ставил? А пока в тяжелых местах левый локоть убираю с подлокотника и руль цепко обхватываю всеми пальцами с внешней стороны.

О трансмиссии

Поставил пятиступенчатую коробку и мелкомодульную раздатку от УАЗ-3160. Раздатка подходит вместо старой без переделок, только переставил ручник со старой, привод спидометра, и купил рычаг к ней (он съемный на шлицах). Достоинства - меньше шумит, одним рычагом удобнее переключать. Рычаг раздатки УАЗ
Недостатки - спидометр стал завышать показания в 2 раза. Передаточное число пониженной передачи на мелкомодульной раздатке1.5 против 2 на старой (цифры слегка округлил), может, на тяжелых УАЗ-3160 этого мало, но мне вполне хватает, даже первой пониженной почти не пользуюсь.

Чтобы поставить пятиступенчатую КПП потребуется:

  1. Пересверлить отверстия под шпильки на верхнем картере сцепления, на 421 двигателях там есть отлив под шпильки, на 417 его нет.
  2. Переделать заднюю опору двигателя. Тогда удачно попалась возможность взять с разбитой шестидесятки поперечину рамы и срезать кронштейны крепления с неё же. Но мы решили, что четырехточечная схема надежнее, и оставили старые кронштейны на раме, заново изготовив новую траверзу. Работа очень сложная и ответственная.
  3. Переделать поперечину рамы.
  4. Удлинить тягу ручника.
  5. Найти диск сцепления от шестидесятки, мы его найти не могли, поставили волговский - попался "левый", пока ходит, но первая передача до сих пор включается с трудом.
  6. Прорезать новое отверстие в кожухе, закрывающем коробку и раздатку, заварить старое отверстие и заодно изменить форму кожухов.
  7. Изготовить новые карданы передний - длиннее на 8.5 см, задний - на столько же короче. Обязательно произвести балансировку - если оторвется, в лучшем случае искалечит пассажиров. Нам, к сожалению, тогда не удалось найти балансировочной мастерской, поэтому решили изготавливать карданы до получения приемлемого результата. На удивление попали с первого раза и даже на больших скоростях вибрации не наблюдается (ПОВЕЗЛО УРА!!!)
  8. К 5-ступенчатой КПП не могли найти рычаг, поэтому изготовили самодельный из рычага от мелкомодульной раздатки (шлицы одинаковые, только удлинить и все).
  9. К рычагу КПП подобрать новый резиновый чехол - старый слишком тугой. Я поставил от Жигулей, дырку в центре закрыл резиновым колечком.
5-ти ступ. коробка на УАЗ 5-ти ступ. коробка на УАЗ 5-ти ступ. коробка на УАЗ 5-ти ступ. коробка на УАЗ
5-ти ступ. коробка на УАЗ 5-ти ступ. коробка на УАЗ 5-ти ступ. коробка на УАЗ

Если Вы готовы к таким подвигам - флаг в руки. Я повторить, наверное, не решусь - когда начинал работу, не представлял всей сложности, а потом пришлось доделывать, не повезешь же обратно в Ульяновск пятиступенчатую КПП :-)

Заодно поставили корзину сцепления и выжимной подшипник от немецкого комбайна. При установке требуется:

  1. Выточить новые болты по образу и подобию старых.
  2. На станке разметить и просверлить новые отверстия в маховике (сделать очень точно).
  3. Болты крепления маховика и пластина под ними - одноразовые, об этом нигде не упоминается, но на болтах есть выступы, которые сминаются при затягивании. Если дорожите своим здоровьем - купите новые.
  4. Маховик в сборе со сцеплением и коленвалом нужно отбалансировать. Когда маховик отрывается, он пропиливает верхний картер сцепления, пол, ноги и выходит через крышу, так что пренебрегать балансировкой и новым крепежом не стоит. Мы обошлись без балансировки, потому что была высокая точность изготовления и все немецкие корзины хорошо балансируются на заводе-изготовителе, после установки проверили уровень вибраций. Повторять не советую.

На следующий день зашел в магазин и увидел там маховик в сборе с новым уазовским диафрагменным сцеплением, по цене в два раза меньше той, что мы отдали за немецкую корзину :-( Но все уже установлено. Немецкая имеет один недостаток - тяжелая, как лапчатое сцепление. Но очень долговечная - на комбайнах ходит по 25 лет. Поэтому не жалею.

Об электрооборудовании

Поставил шестерочный тахометр слева от руля.
Тахометр на УАЗ

Сделал переключение баков с тумблера на передней панели. Очень удобно - прибор и баки переключаются легким движением пальца. А то бензиновый краник меня достал - когда обломал ему две ручки, понял - что-то надо делать. Заодно сделал так, что в машине бензином больше не пахнет, и противоугонную систему.

Аккумулятор заменил на Варту 75аh.

По дороге на юга развалился шкив генератора, до дома 1500 км. Что делать? Хорошо дедушка на бензоколонке помог - ключ на 27 дал, проволочки, гвоздиков и умный совет. Так я на проволочке и гвоздиках 3000 км проехал :-)
Потом генератор снова развалился. Стали разбирать - такое впечатление, что сделан не из металла, а из к...ла. Пошли по магазинам - везде лежит то же самое. Под заказ привезли бесщеточный - с цельным шкивом, шкив не бьет, конструкция надежная. Один недостаток - через цепь возбуждения ток шел в обратную сторону и поддерживал работу системы зажигания. То есть выключаешь двигатель, ключ достаешь, а он не глохнет, а работает и работает, как батарейки энерджайзер. Пришлось в эту цепь диод вставить - все нормально стало.

Кто догадался сделать участок цепи электрооборудования от генератора до аккумулятора из такого тонкого провода? Провод начинает гореть при разряженном аккумуляторе и греется при включенных фарах. Продублировали медным 10мм2, соединив генератор непосредственно с аккумулятором.

ВВ провода от Нивы на УАЗ Высоковольтные провода заменил на Нивовские синие. Хоть их и ругают разные "авторы", зато мотор заводится в любой мороз. Провели эксперимент - вылили ведро воды на работающий мотор, прямо на провода, трамблер и катушку зажигания. Мотор заглох, но как только перестали лить воду снова завелся без проблем, никакой гидроизоляции нет - все стандартное. Думаю, если бы мотор был прогрет и было хотя бы 2000 оборотов, то он бы не остановился.

Вольтметр Отец снял и мучал два часа, пока тот не стал показывать реальное напряжение. До регулировки погрешность была до 2 В.

Розетку для прицепа я приделал за час.

Пример установки Волговского звукового сигнала Пример установки Волговского звукового сигнала Установил Волговский звуковой сигнал. Сигналы закреплены в отверстиях на левой и правой стойках рамки радиатора. Раструб направлен вниз. Как показала практика рамка радиатора отлично резонирует, поэтому не требуется применение каких-либо резонирующих пластин для крепления звуковых сигналов. Единственным недостатком предложенного способа крепления звуковых сигналов является необходимость снятия радиатора. Я совместил установку Волговских сигналов с пайкой радиатора.

Реле для Волговского звукового сигнала Реле закрепил внутри моторного отсека на левой стойке рамки радиатора, здесь оно меньше подвергается воздействию влаги и соли.

Зарезервирован провод под датчик включения переднего моста или же под датчик блокировки дифференциала заднего моста (в зависимости от того, что быстрее сделаю).

О печке

Не вижу смысла ставить дополнительную печку или вместо родной печку какой-либо другой конструкции. Достаточно поставить нормальный термостат и дверные уплотнители (у меня восьмерочные). Комплекта на 2 восьмерочных двери хватает на 4 УАЗовских. У меня в тентованой машине нет никаких утеплителей (в том числе на капот и морду), сняты жалюзи радиатора, тем не менее в самые лютые морозы в машине тепло.

Единственный недостаток родной печки - отсутствие водосборника. Я приличного водосборника так и не придумал, но сделал компромиссный вариант. Взял холодную сварку, залепил все дырки в печке (изнутри), чтобы вода в салон не текла, потом сделал буртик над вентилятором, выровнял поверхность у слива (чтобы вода, не застаиваясь, стекала), сделал буртики-перегородочки в нижней части (между выходами воздуховодов) и просверлил дырку над сливом. Теперь по меньшей мере половина попавшей в печку воды не разбрызгивается вентилятором, а культурно стекает в дырку, а затем в слив. Лобовое стекло перестало потеть даже в сильный ливень.

О прицепе

Прицеп для УАЗаПрицеп у меня КМЗ-8136. Очень удобный - дышло удлиняется и складывается, борта откидываются, можно второй ряд бортов поставить и съемный тент. В родном варианте на прицеп можно ставить москвичевские и жигулевские колеса и сцепное под шар. Мы переделали сцепное под УАЗ, колеса поставили Нивовские через план-шайбу, с ними высота прицепа идеально совпадает с высотой УАЗика.

Есть два варианта исполнения этого прицепа - с зависимой рессорной подвеской и с независимой пружинной. Наш прицеп с пружинной подвеской, с Нивовскими колесами исключительно стоит на дороге, даже пустой и на высоких скоростях. Прицеп имеет большой дорожный просвет (больше чем УАЗ), что позволяет ползать с ним по пересеченной местности без проблем. На сцепное УАЗика я надел два резиновых эспандера для кистей рук, чтобы прицеп не брякал.

Что касается переделки сцепного устройства под УАЗ, то ПДД оно вроде бы запрещается, а с другой стороны, все переделывают УАЗовское сцепное под шар и ездят. Какая разница, переделывать на прицепе или на автомобиле, все равно правилами запрещено? А для меня лучше переделать на прицепе, чем ставить такой якорь на УАЗку. С этим якорем засядешь в первой же луже и не достать будет. Практически же еще ни один ГИББДешник не докопался ни до сцепного, ни до колес, а если докопаются, скажу, что завод выпустил экспериментальную партию прицепов, а я купил (у меня один знакомый так на москвич-2141 14-дюймовые диски приделал и ездит).

Когда приехал со своим прицепом в Ульяновск, то там на УАЗик никто не смотрел, уже всяких навидались, но на прицеп вытаращились и ходили вокруг, вздыхали и показывали пальцем почти час. Потом решились спросить, где купил такой классный прицеп. Рассказал, как есть, и интерес угас (видно руками делать ничего не умеют).

Итоги

Автомобиль со всеми переделками обошелся в 105 т. р. и год работы по вечерам (конечно, не каждый день). В таком виде он прошел около 20 т. км, пока проблем нет, за исключением пятой передачи, которая время от времени вылетает (заводской брак). Теперь УАЗик стал походить по ощущениям в управлении - на Самурая, по динамическим качествам, расходу топлива (по деньгам) и проходимости по мягким грунтам - на Ниву, в то же время сохранил все свои фамильные черты - прочность, надежность, вместимость, ремонтопригодность и геометрическую проходимость. Приобрел ряд своих достоинств, не имеющихся в других автомобилях, в том числе непередаваемое обаяние. Одним словом, каждый раз, садясь за баранку, испытываешь чувство радости от управления НАСТОЯЩИМ АВТОМОБИЛЕМ, на котором можно куда угодно, не задумываясь, хоть в Москву, хоть в Нарьян-Мар или в ближайшее болото :-)

Остров Спас-Каменный Кубенского озера Вологодской области. Первый монастырь на Руси (1260 н. э.) Автор фотографии - заслуженный работник культуры РФ фотохудожник Сергей Викторович Донин, умер в январе 2002 года от рака.

Кому-то наши технические решения могут не понравиться, кто-то может их раскритиковать, но на то он и УАЗ, чтобы сделать его под себя. Считаю, что с задачей, поставленной в начале, мы в целом справились и даже перевыполнили.

Сравнительные результаты, информация к размышлению

На автомобиле Нива до сих пор нет ни одной переделки (кроме тщательной регулировки). По результатам многократных семейных испытаний вывели следующую таблицу.

Проходимость по мягким грунтам:
1-е место - Сузуки-Самурай;
2-е место - Нива 21213, мой УАЗ-31512;
3-е место - Стандартные УАЗы.

Проходимость по снегу:
1-е место - мой УАЗ-31512;
2-е место - Нива 21213, стандартные УАЗы;
3-е место - Сузуки-Самурай.

Юрий. E-mail: ua1qe@inarnet.ru.

наверх



Дизайн © 1999-2017 Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ