УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

КАРАВАНИНГ В РОССИИ.

[ Модели ] 

Григорий Дьяконов
Полина Дьяконова

12 июня 2007 г. в России произошло знаменательное событие, не попавшее, правда, на первые страницы средств массовой информации. Длинная колонна автокемперов и машин с прицепами-караванами проехала по Санкт-Петербургу и выстроилась на исторической площади Растрелли в центре города. В торжественной обстановке, под вспышки фотоаппаратов прессы, председатель совета директоров ассоциации караванеров Финляндии господин Juha Hamalainen вручил российским караванерам флаг и вместе со своим коллегой Андреем Лёшиным провозгласил создание Российской федерации караванинга. Затем колонна отправилась на 37-й километр шоссе Санкт-Петербург – Выборг, где на берегу Финского залива праздник продолжился в неформальной обстановке.

Это радостное событие, однако, может вызвать некоторое недоумение. Неужели в огромной России, где с 70-х годов прошлого века выпускалось более миллиона легковых автомобилей в год, не было автотуризма? Конечно был, но его непростая история заслуживает отдельного разговора. Насколько нам известно, владельцем первого в России автодома был известный русский писатель Михаил Пришвин. Надо сказать, что в сталинском СССР стать собственником не только автокемпера, но и любого личного автомобиля было очень непросто. Для его приобретения требовалось специальное разрешение правительства, которое давалось только заслуженным, известным всей стране, людям. Михаил Пришвин сотрудничал с журналом «Огонёк», самым массовым иллюстрированным изданием в СССР.В 1938 г. он заключил с журналом договор, по которому он будет еженедельно присылать заметки с фотографиями о сезонных изменениях в природе. В договор писатель включил пункт, что журнал предоставит ему грузовой автомобиль, в котором он будет жить. Так он стал владельцем первого в России кемпера на шасси старого грузовика Ford-AA.

Настоящий, массовый автотуризм начал развиваться в России только в 50-е годы ХХ века. После Второй мировой войны в СССР было вывезено по репарациям оборудование немецкого завода Opel. Одна из его моделей, OpelKadett, стала выпускаться в Москве под маркой Moskvitch. Это был первый советский автомобиль, свободно продававшийся всем желающим. Его цена в 1950 г. составляла всего 900 рублей, правда средняя месячная зарплата тогда не превышала 80 рублей. Но, чтобы стать владельцем автомобиля, недостаточно было иметь деньги. В то время практически отсутствовал автосервис, и все заботы по обслуживанию и ремонту машины ложились на плечи владельца. Поэтому первыми автолюбителями были технически грамотные люди – инженеры, ученые, квалифицированные рабочие, военные.

Интересно, что почти все владельцы автомобиля были тогда автотуристами. Дело в том, что автомобиль для ежедневного использования был в СССР практически не нужен. Существовала развитая и очень дешевая сеть общественного транспорта. Использовать личный автомобиль как коммерческий транспорт, например как такси, при социализме считалось экономическим преступлением. Зато все трудящиеся имели оплачиваемый отпуск продолжительностью около месяца. Поэтому очень многие покупали автомобиль только для дальних путешествий, а в остальное время он стоял в гараже. Люди поняли, что автомобиль дает то, что не может дать ничто другое – свободу.

Любимыми направлениями путешествий были, конечно, поездки к морю, Чёрному или Балтийскому. На этих направлениях были построены первые кемпинги. В 1970 г. советское правительство совместно с концерном FIAT построило в городе Togliatti на Волге самый большой в Европе автозавод. Его автомобили типа FIAT-124, выпускавшиеся под маркой Lada-2101, до сих пор самые массовые в России. По одному из пунктов контракта, FIAT построил не только автозавод, но и развитую сеть автосервиса. Автомобиль оказался доступен даже тем, кто ни разу в жизни не держал в руках гаечного ключа. Летние поездки к морю стали любимым видом отдыха миллионов советских граждан. Правда, поездки за границу исключались – это было время «холодной войны» и «железного занавеса». Уже тогда многие мечтали о своем доме на колесах, но это направление автотуризма в Советском Союзе не могло развиваться. Микроавтобусы и легкие фургоны в СССР, хотя и выпускались, но считались коммерческим транспортом и частным лицам не продавались. Самые массовые легковые автомобили Lada и Moskvitch имели двигатели мощностью не более 80 л.с. и не могли буксировать тяжелые прицепы. Максимум, на что они были способны – популярный среди советских автотуристов легкий прицеп-палатка Skif. Тем не менее, автотуризм в последние годы существования СССР был не менее массовым, чем в Европе.

В 1991 г. пришел конец Советскому Союзу, а вместе с тем и почти всей его экономике. После финансовой реформы 1992 г. граждане России потеряли все свои банковские вклады. Введение свободных рыночных цен привело к тому, что автомобиль Lada стал стоить более 5000 долларов при средней зарплате менее 100 долларов. Летний отдых для большинства людей стал непозволительной роскошью. Правда, появился очень немногочисленный слой людей, разбогатевших на рыночных реформах, но отношение к ним было такое, что выезжать за пределы Москвы без охраны им было опасно. В 90-е годы автотуризм в России умер, старые кемпинги были закрыты, останавливаться в них было некому.

К началу XXI века экономика России начала постепенно восстанавливаться. Исчез «железный занавес» и другие искусственные преграды на пути караванинга. Автолюбители вспомнили о любимом способе отдыха. Теперь для них были открыты не только территория бывшего СССР, но и вся Европа. Многие вспомнили о своей детской мечте - о доме на колесах. Оказаться его владельцем стало сравнительно несложно. Минивэн или фургон российского или западного производства может теперь купить любой желающий по вполне доступным ценам. На рынке появилось большое количество внедорожных фургонов, списанных из сокращающейся российской армии. Вся эта техника может легко быть переоборудована в автодом на любой вкус. Более состоятельные любители автотуризма могут без проблем приобрести любой автокемпер или караван европейского производства. Продажей их занимаются многие фирмы. На рынке присутствует и относительно недорогой автокемпер Kupava на шасси самого распространенного в России легкого коммерческого грузовика GAZelle.

Сейчас, в 2008 году, караванинг как вид отдыха избрали многие россияне. Однако приходится признать, что хотя автотуризм в России уже есть, но индустрия автотуризма все еще отсутствует. Кемпингов почти нет, а те, что есть, совершенно не соответствуют европейским стандартам. Лучшие места отдыха доступны только для внедорожных машин. Сложилась неприятная ситуация порочного круга, когда продажа караванов и кемперов сдерживается отсутствием оборудованных кемпингов, а кемпинги никто не строит, так как отсутствует массовый караванинг. Поэтому в России многие до сих пор считают автокемпер только дорогой игрушкой богатых людей.

Сегодня караванеров больше всего на северо-западе России, в районе Санкт-Петербурга. Этот город был построен Петром Великим как «окно в Европу». Сейчас таким окном служит для петербуржцев соседняя Финляндия. Поэтому не случайно, что идея создания Российской федерации караванинга возникла именно в Санкт-Петербурге. Главной своей задачей Федерация считает пропаганду караванинга как стиля жизни. Финансовую помощь Федерации оказывает компания Avtotravel, с начала 2007 г. издается журнал российских караванеров Avtocamper. В 2007 г. были проведены две встречи российских караванеров: 12 июня – открытие сезона и основание Федерации под Санкт-Петербургом и 8 сентября – закрытие сезона под Москвой. Эти встречи решено сделать ежегодными. Жаль только, лето в России короткое время от 12 июня до 8 сентября пролетает очень быстро.

Кто же такие российские караванеры? Во-первых, караванинг в России дело новое, и большинство из них – молодые люди. Во-вторых, в России исторически сложилось два направления караванинга: западное, ориентированное на европейскую технику и европейские кемпинги, и национально-внедорожное. Развитию второго направления способствуют бескрайние просторы российского бездорожья и то, что внедорожные жилые фургоны российского производства стоят намного дешевле западных кемперов. Познакомимся с представителями обоих направлений:

Александр Гольцев, доктор наук, физик, начальник лаборатории Курчатовского института в Москве. В 2006 г. он приобрел внедорожный грузопассажирский фургон UAZ-3909, известный в России под прозвищем Bukhanka, оборудовал его спальными местами и отправился с сыном Антоном и другом Борисом на другой край земли - в Магадан (портовый город на Тихом океане, около 10 000 км от Москвы). «Раньше я всегда говорил, что у меня две мечты: побывать в Париже и Магадане – говорит Александр - За свою жизнь я по стране поездил, был на Камчатке, на Байкале, в Париже и Токио побывал, а вот в Магадан так и не попал. Все эти поездки осуществлялись при помощи самолета. Ну и что интересного? Сел, поскучал несколько часов, вышел – и все, ты уже в другом городе. А вот так, чтобы проехать по стране, посмотреть, где и как люди живут – это оставалось пока в мечтах и постоянно откладывалось по разным причинам…. К сожалению, мы отправились в обратный путь, не доехав до Магадана порядка тысячи километров, помешало наводнение на реке Эльга. Но ведь я упертый. Зимой планирую до Магадана прорваться. Кто хочет – присоединяйтесь».

Илья Крашенинин из Санкт-Петербурга, владелец внедорожного жилого фургона GAZ-66, отслужившего свой срок в советской армии. Илья по призванию художник, поэт, охотник, недавно окончил Политехнический институт по специальности «дизайн», а ранее – Академию художеств по специальности «художник-живописец». Предоставим ему слово: «Устои, привычки и вкусы закладываются в человеке в раннем детстве. Будучи маленьким мальчиком, я ходил по родным лесам Архангельской области с дедом и отцом, наслаждаясь северной красотой, уютом охотничьих избушек и безграничными широтами земли Русской. Маленький шестилетний мальчик наивно мечтал путешествовать по северу России, объездить самые потаённые уголки, побывать на северных морях и найти край земли. Было понятно, что побывать везде одной жизни не хватит, необходимо много времени и сил. Нужен вездеход, в котором можно жить. А проще - дом на колёсах, предназначенный для передвижения по русскому бездорожью и комфортабельного проживания в северных условиях. Работа началась с тех самых 6 лет, включая проектные чертежи фломастером на обоях стен квартиры. Родители, наблюдая всё это безобразие, быстренько определили “мечтателя” в художники. Искусству было отдано 18 лет жизни, включая окончание Академии художеств. Подчеркнём, что мечтатель не обладал значительными финансовыми сбережениями. Потому западные автокемперы выглядели не более чем красивые картинки. К счастью, изобретать велосипед не пришлось. Советские военные позаботились и специально разработали для себя идеально сбалансированный, предназначенный для экстремальных условий проживания и передвижения легкий грузовик, именуемый ГАЗ-66. Об уникальной проходимости этого вездехода сложены легенды. Однако найти нужный автомобиль оказалось совсем не простой задачей. Поиск продолжался почти 2,5 года, а затем приложены колоссальные усилия по оборудованию автодома. Была перебрана вся машина, и началось оборудование жилого пространства. Разработка и установка оборудования продолжалась долго, да и сейчас она ведётся беспрестанно. Как владельцы яхт усовершенствуют своё дитя всю жизнь, так и мы создаём свой сухопутный корабль».

Заканчивая рассказ о российских внедорожных автокемперах, нельзя не упомянуть, что зимой 2007 г. на почти таком же жилом фургоне ГАЗ-66 международный экипаж в составе Юрия Буланова (Россия), Andrew Keller (Германия), Max.Van der Verff (Нидерланды)совершил уникальное одиночное путешествие на мыс Шмидта (Восточная Сибирь, побережье Северного Ледовитого океана, 12 000 км от Москвы). Эта чисто любительская экспедиция, не имевшая никакой спонсорской поддержки, проходила по районам Крайнего севера, где в летнее время движение на колесном транспорте невозможно, а в зимнее температура воздуха составляет от –40° до –50° С. Конечно, она заслуживает отдельной статьи, а может быть, и книги.

Представители «европейского» направления в российском караванинге тоже имеют склонность к дальним путешествиям. В 2003 г. Сергей Арзамасцев с женой Еленой и дочерью совершили путешествие из Москвы в Испанию, 9150 км за 23 дня отпуска. «Путешествие- это мечта – говорит Сергей - Путешествие на машине - это мечта жизни. В 2002 г эта мечта сбылась. Мы с супругой проехали по маршруту Москва-Париж-Москва на автомобиле Skoda Superb. Путешествие прошло довольно гладко, за исключением того, что, приехав на океанское побережье, не нашли свободных мест в отелях, а в кемпингах мест для палаток не было, были только для кемперов. Дальше мы стали больше уделять внимания этим машинам. Мы ехали не только по автомагистралям, но и по местным дорогам и встречались с кемперами в большом количестве. Мы заинтересовались ещё больше, тем более что у нас подрастает дочь. На все поиски ушло пять месяцев.
Машина фирмы Dethleffs 1992 г. выпуска на базе FIAT Ducato, с 1998 г. в России. Все проблемы с машиной и оборудованием решили в дружественном сервисе, только проблемы с холодильником в Москве решить не удалось. Пришлось прокатиться в Хельсинки. В 2002 г. мы доехали до атлантического побережья Франции, а в 2003 г. решили попробовать еще дальше. Отдых под испанским солнцем всех устраивает, а для меня лично, чем больше километров, тем лучше. Мы получили незабываемые впечатления. Решено не останавливаться на достигнутом, как оказалось, в этом нет нечего трудного. Нужны цель, желание, время и деньги (без них все остается только мечтой). Пусть Ваши мечты сбудутся. Мы наметили новые».

Яков Финогенов из Санкт-Петербурга, владелец интегрированного автокемпера на шасси FIAT по прозвищу «Быстрая изба». Летом 2007 г. он женой и шестимесячной дочерью Софьей совершил на своей «избе» дальнее путешествие по Европе, 4800 километров по шести странам. «Для некоторых приятное времяпрепровождение в безделии – говорит Яков - Для нас – драйв. Поэтому мы и не стали зацикливаться на какой-нибудь одной конкретной стране, а достали карту мира… Потом сузили ее до размеров Европы, потыкали пальцем по карте и ручкой соединили получившиеся дырки. Так возник маршрут давно планируемого автонабега на Европу. Не потому, что в Германии, Бельгии или Нидерландах больше недели делать нечего, просто сам факт возможности посещения сразу большого количества государств бодрит воображение человека, живущего в такой огромной стране, как наша. Так состоялось наше первое знакомство с кемперизмом. Должен сказать, что эта новая для нас страничка в способах путешествий нам очень понравилась. И была, пожалуй, самым приятным и свежим впечатлением от всего путешествия. Мы ещё до отъезда решили, что можем спокойно позволить себе провести несколько ночей в любом отеле по пути, если устанем от тесноты или «ущербности» мобильного дома, но такое желание ни разу не возникло. «Избушка» и кемпинги обеспечивали нас вполне комфортными условиями путешествия. И Соню.
Но самое приятное в кемпингах – это атмосфера. Все друг с другом здороваются, улыбаются, кивают. Идёшь, бывало, даже ночью, в туалет, а из темноты: «Guten Nacht!». Оно и понятно, ведь караванинг, пожалуй, самый большой европейский клуб по интересам. Ещё из положительного хочу отметить надёжность и безотказность нашей «Избушки», которая не смотря на почтенный возраст, позволила уехать от дома столь далеко, кататься столь долго, не доставляя при этом треволнений».

Вот такие люди, объединенные мечтой о дальних путешествиях, собрались в Российской федерации караванинга. Они верят, что пройдет совсем немного лет и это увлечение станет в России массовым, побегут по дорогам России автодома, так же как когда-то бежали навьюченные туристским снаряжением «Москвичи» и «Лады».

Италия, журнал Caravan e camper No.6

наверх



Дизайн © 1999-2017 Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ