УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ Поиск Яндексом
 

Вездеход ШАМАН
История становления.

[ Вездеходы ] 

март 2017г

Вездеход ШАМАН в своем современном обличии, с колесной формулой 8х8 появился не сразу. Это был поступательный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

В 2005 году появился на свет Проект «Z» -  создание и производство серийного вездехода который бы смог решить транспортную проблему в регионах с отсутствующей сетью дорог. Благодаря модульной конструкции и использованию унифицированных агрегатов это должны были быть вездеходы с колесными схемами 4x4, 6x6, 8x8. 
Был выкуплен Завод экстремального транспорта (ЗЭТ) и на его мощностях отрабатывали производство вездехода «Атлант» - прадедушки ШАМАНа.

Вездеход ШАМАН

Вездеход мог преодолевать вплавь небольшие водные преграды. Плавучесть "Атланта" обеспечивалась за счёт водоизмещения колёс и герметичной лодки кузова. Передвижение на плаву осуществлялось за счёт вращения колёс.

Вездеход ШАМАН

Характеристики:
Колесная формула вездехода 6х6
Масса сухого кг 1700
Грузоподъемность на плотных грунтах и на плаву, кг 800
Грузоподъемность на слабонесущих грунтах, кг 600
Габариты длина / ширина / высота, мм 5400х2800х2400
Колея, мм 2050
Дорожный просвет, мм 600
Двигатель Toyota 2c, Ford 1.8 diesel
Мощность двигателя (л.с.) 75 , 70
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) 136, 130
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км 14
Емкость топливного бака, л 110+50+50
Коробка передач 5-ст. механическая
Кузов герметичный, дюралевый, клепаный
Количество мест 4+6
Шины АВТОРОС 1250х600
Диски из сплава алюминия
Диапазон рабочих давлений в шине, (кг/см2) 0.05 – 0.5
Минимальное давление шины на грунт, (кг/см2) 0.15
Максимальная скорость на шоссе / на воде, км/ч 50/2

Вездеход ШАМАН

В дальнейшем, производство Атланта было передано в г.Дедовск Московской области.

Вездеход ШАМАН

Подробнее о вездеходе "Атлант" можно прочитать в журнале ОРД за 2007 год.

Собственно предшественник ШАМАНа, вначале под названием ZET, а потом так же - Проект «Z» и так же с колесной формулой 6х6 появился в 2006 году.
Прототип имел бортовую схему трансмиссии.

Эскиз вездехода ЗЭТ 6х6:

Вездеход ШАМАН

Вездеход разрабатывался в конструкторском бюро отдела СМ3-2 "Колесные машины" (НИИСМ МГТУ им. Н.Э. Баумана) и при широком участии студентов МГТУ имени Н.Э.Баумана. Заказчиком была компания "Авторос".

Вездеход ШАМАН

У ZET алюминиевый герметичный корпус, который воспринимает основные нагрузки и служит для размещения силовой установки и агрегатов. Вездеход имел бортовую схему трансмиссии.

Вездеход ШАМАН

Другое техническое новшество, примененное в вездеходе ZET - система независимой подвески с рессорами из композиционного материала. Основная идея этих рессор состояла в совмещении упругого и демпфирующего элемента подвески, что позволило снизить снаряженную массу машины.

Вездеход ШАМАН

Рулевое управление обеспечивало поворот передних и задних колес на одинаковые углы, что существенно сокращало радиус поворота машины.
Привод рулевого управления был оснащен двумя гидроусилителями на передней и задней оси, это снижало требуемые усилия на рулевом колесе и облегчало управление машиной.

На вездеходе была установлена оригинальная раздаточная коробка и новые шины AVTOROS на собственных легкосплавных дисках размером 19х21 дюйм.

Вездеход ШАМАН

Главной задачей этой модели были ресурсные испытания шасси в разных климатических зонах.

Вездеход ШАМАН

При внимательном рассмотрении интерьера можно заметить, что все сделано вручную, по обходным технологиям, что наверное нормально для прототипа.

Вездеход ШАМАН

Неприкрытый привод дворников, совсем как на УАЗ-469

Вездеход ШАМАН

УАЗовская комбинация приборов и печка прямо под ногами пассажира.

Вездеход ШАМАН

Двигатель на вездеходе был ЗМЗ-514, однако испытания выявили его крайнюю ненадежность и впоследствии машины комплектовались итальянским дизелем IVECO F1C

Основные характеристики:
Колесная формула 6х6
Снаряженная масса, кг, не более 2400
Допускаемая полная масса, кг, не более 3500
Двигатель дизельный
Максимальная скорость, км/ч 80
Максимальная скорость на воде, км/ч 5
Размеры, в мм.:
   Длина 6075
   Ширина 2500
   Высота 2400
База, в мм.: 4750
Колея, в мм.: 1890
Дорожный просвет, в мм.: 480
Максимальный радиус поворота, м. 7
Преодолеваемые препятствия:
   Подъем/Спуск 30°
   Косогор 20°
   Вертикальная стенка, м. 0,7

Вездеход ШАМАН

Сегодня прототип ZET передал эстафету ШАМАНу и стоит в одном из ангаров АВТОРОСа

Вездеход ШАМАН

Жалко, что он никак не задействован, но может придумают и ему применение.

Вездеход ШАМАН

Результаты испытаний показали, что будущее не за формулой 6х6, а за формулой 8х8
Поэтому в 2008 году широкой общественности на Международном Автомобильном Салоне в Москве был представлен первый опытный образец вездехода с колесной формулой 8х8 с кузовом из композиционных материалов.

Вездеход ШАМАН

Модель ЗЭТ-3902 приняла испытания в тестах журнала ОРД, в 2009 году, в сравнительном тесте со шведским гусеничным Hаgglunds Bv206 (Лось)

Технические характеристики Снегоболотохода ЗЭТ-3902
Двигатель Дизельный ЗМЗ-514
Объем, л 2,235
Мощность, л.с.@об/мин 120@4000
Трансмиссия Механическая, 5-ступенчатая Dymos. Бортовые конические одноступенчатые редукторы. Колесные планетарные одноступенчатые редукторы
Раздаточная коробка Оригинальная, двухступенчатая с блокируемым межбортовым дифференциалом
Подвеска Независимая, на двойных поперечных рычагах
Тормозные механизмы/привод Дисковые/гидравлический
Рулевое управление С гидроусилителем
Электрооборудование, В 12
Полезная нагрузка, кг 800 / 1500
Число мест (включая водителя) 5+6
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,25
Максимальная скорость:
   по шоссе, км/ч 71
   по воде, км/ч 6
Запас хода по шоссе, км 900
Топливный бак, л 250
Радиус поворота, м 12

Вездеход ШАМАН

Испытания и доработки вездехода продолжились.
Было внедрено электрогидравлическое управление всех колес, разработан и испытан гидравлический привод гребного винта.

Вездеход ШАМАН

Разработана и внедрена система подруливания вездехода.
Начато проектирование принципиально нового стеклопластикового интерьера салона с вариантами изменения компоновки внутреннего пространства.
Все это вылилось в то, что в 2012 году, в рамках Международного Автомобильного Салона в Москве был представлен обновленный вездеход, который имел новое шасси, построенное по мостовой схеме, а так же современный эргономичный интерьер и экстерьер.
Новый вездеход получил имя собственное – «ШАМАН».

Вездеход ШАМАН

Новое шасси:

Вездеход ШАМАН

А предшественник занял свое место в ангаре, рядом с ZET

Вездеход ШАМАН

Может когда-то будет музей из ШАМАНов, по которому можно будет восстановить весь путь инженерной мысли?

Вездеход ШАМАН

В 2013 году первая партия вездеходов ШАМАН сошла с конвейера.

Использованы собственные фотографии, а так же с сайтов avtoros.info, bmstu.ru, sever66.ru

См. так же:
Фотографии вездехода ШАМАН
Вездеход ШАМАН Описание
Как производят вездеходы ШАМАН
Вездеход MYL. Тестирование на полигоне Авторос
УАЗ Патриот на шинах низкого давления. УАЗ БАЛУ

наверх



Дизайн © 1999-2017 Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ