УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ Поиск Яндексом
 

Вездеход ЯМАЛ.
Описание, часть 1

[ Снегоболотоходы УАЗ] 

весна 2016 года

Вездеходов ЯМАЛ существует целая линейка.
Есть большой грузовой ряд, есть и легковой, сделанный на основе автомобилей УАЗ Патриот.

Вездеход ЯМАЛ

Вот о легковом "крыле" моделей ЯМАЛ удалось, весной 2016 года, поговорить с людьми, которые имеют самое непосредственное отношение к их созданию.

Площадкой для встречи послужила производственная база компании "Большое Колесо" из подмосковной Электростали.
Рассказывали о своем детище:
Генеральный директор ООО "ЯМАЛСПЕЦМАШ" - Тросиненко Андрей Николаевич
Главный конструктор ООО "ЯМАЛСПЕЦМАШ" - Бредихин Олег Игоревич
Главный механик ООО "ЯМАЛСПЕЦМАШ" - Черемных Александр Владимирович

Вездеход ЯМАЛ

Легковой ряд вездеходов представлен моделями колесной формулой 4х4 и 6х6.
Соответственно и аббревиатура у них Ямал H-4 и Ямал Т-6

Вездеход ЯМАЛ
Вездеход Ямал Н-4L

L - значит длинный, т.е. кабина не на двоих, а на 5 человек.

Вездеход ЯМАЛ

Сзади, к названию пикап гордо прибавлено YAMAL

Вездеход ЯМАЛ

«ЯМАЛ Т-6L» - шестиколесный монстр, длиной почти шесть метров.

Вездеход ЯМАЛ
Вездеход Ямал Т-6

Инициатором создания вездеходов выступила холдинговая компания «Ямалспецмаш», которая являясь генеральным подрядчиком Газпрома накопила большой опыт использования и обслуживания различных вездеходов в условиях вечной мерзлоты.
Существующая техника не удовлетворяла запросам газовиков и было принято решение разработать собственный вездеход на колесах низкого давления.

Первый опытный образец нового лёгкого вездехода был собран в 2009 году.
В 2010 году было принято решение о начале серийной сборки.
Выпуск снегоболотоходов был налажен в Ульяновске.
Машины стали собираться на двух и трёхосных шасси.

В дальнейшем появились разные модификации вездеходов: АГРО, Буровой, Лесопатрульный, Автотопливозаправщик...

На текущий момент легковые вездеходы ЯМАЛ доступны в четырех комплектациях, по аналогии с комплектациями УАЗ Патриот до 2016 года.
Базовая комплектация: лебёдка передняя, блокировка дифференциала, мосты ходовой части — тяговые с тракторными редукторами, фара рабочего света Wesem (на движение задним ходом), зуммер-сигнализатор (на движение задним ходом), противооткатный упор с креплением - 2 шт., счетчик мото-часов, домкрат, динамометрический ключ с удлинителем и головкой, компрессор, набор автомобилиста, набор для ремонта шин.
И более комфортные комплектации: CLASSIC, COMFORT, LIMITED

Вездеход ЯМАЛ
Дизельный двигатель ЗМЗ-51432.10 CRS под капотом вездеход "ЯМАЛ Т-6"

Двигатели такие же как и на УАЗ Патриот: бензиновый ЗМЗ-409 и дизельный ЗМЗ-514. Однако, в связи с окончанием комплектования УАЗов дизелями ЗМЗ-514 скорее всего будет устанавливаться китайский дизельный двигатель.

Чертеж с размерами вездеход ЯМАЛ Н-4
вездеход «ЯМАЛ H-4L»

Технические характеристики вездехода «ЯМАЛ H-4»
Колёсная формула 4 x 4
Снаряжённая масса 2 250 кг
Давление на грунт (с грузом 550 кг.) 215 г/см2
Грузоподъёмность
на слабонесущих грунтах (рекомендуемая) 650 кг
на плотных грунтах (максимальная) 800 кг
Двигатель внутреннего сгорания
     Вариант 1
Бензиновый, модель, страна ЗМЗ-409.040, РФ
ном. мощность брутто при частоте КВ 93 (128) кВт (л. с.) при 4400 об/мин
макс. крутящий момент при частоте КВ 230 (23,5) Нм (кгс·м) при 3700–4100 об/мин
     Вариант 2
Дизельный, модель, страна ЗМЗ-51432, РФ
ном. мощность брутто при частоте КВ 83,5 (113,5) кВт (л. с.) при 3500 об/мин
макс. крутящий момент при частоте КВ 270 (27,5) Нм (кгс·м) при 1800–2800 об/мин
     Вариант 3
Дизельный, модель, страна JMC 4JB1T, Китай
ном. мощность брутто при частоте КВ 85,0 (115,0) кВт (л. с.) при 3600 об/мин
макс. крутящий момент при частоте КВ 235,2 (23,5) Нм (кгс·м) при 2000–2300 об/мин
Трансмиссия
Тип КПП механическая, 5-ступенчатая, DYMOS
Тип РКПП механическая, 2-ступенчатая, DYMOS
Управление понижением РКПП электронное
Отключение привода переднего моста электронное
Привод переднего моста через разгрузочную фрикционную муфту
Мосты
Тяговые, передаточное число 10,8
Скоростные, передаточное число 8,7
Шины
     Вариант 1
Марка, размерность, страна «Авторос», «Х-Trim», 1220 x 580 x 533  мм, РФ
марка, размерность, страна «Авторос», «S-Trim», 1220 x 580 x 533  мм, РФ
слойность шин 2 или 4
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина 600 кг
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина 1000 кг
внутреннее давление шин (min…max) 0,2–0,6 атм (до 1,2 атм 4-х слойная шина)
     Вариант 2
Марка, размерность, страна «Авторос», «MAX-Trim», 1300 x 680 x 533  мм, РФ
слойность шин 2 или 4
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина 800 кг
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина 1200 кг
внутреннее давление шин (min…max) 0,15–0,8 атм
     Вариант 3
Марка, размерность, страна «Белшина», «Бел-192», 1400 x 750 x 610 мм, РБ
слойность шин 2
внутреннее давление шин 0,1–0,25 атм
Максимальная скорость
на дорогах с твёрдым покрытием 70 км/ч
на пересечённой местности 35 км/ч
Топливные баки
Ёмкость 80 л
Места для сидения
Количество 2
Преодолеваемые препятствия
Боковой уклон 40°
Проезд 2,55 м
Подъём / спуск 48°
Высота вертикальной стенки 1,0 м
Скос передний 79°
Скос задний 56°
Глубина рва 1,0 м
Ширина рва 1,0 м
Глубина брода 1,0 м

Чертеж с размерами вездеход ЯМАЛ Т-6
Вездеход «ЯМАЛ Т-6»

Технические характеристики вездехода «ЯМАЛ Т-6»
Колёсная формула 6 x 6
Снаряжённая масса 2 900 кг
Давление на грунт (с грузом 550 кг.) 180 г/см2
Грузоподъёмность
на слабонесущих грунтах (рекомендуемая) 1000 кг
на плотных грунтах (максимальная) 1500 кг
Двигатель внутреннего сгорания
     Вариант 1
Бензиновый, модель, страна ЗМЗ-409.040, РФ
ном. мощность брутто при частоте КВ 93 (128) кВт (л. с.) при 4400 об/мин
макс. крутящий момент при частоте КВ 230 (23,5) Нм (кгс·м) при 3700–4100 об/мин
     Вариант 2
Дизельный, модель, страна ЗМЗ-51432, РФ
ном. мощность брутто при частоте КВ 83,5 (113,5) кВт (л. с.) при 3500 об/мин
макс. крутящий момент при частоте КВ 270 (27,5) Нм (кгс·м) при 1800–2800 об/мин
     Вариант 3
Дизельный, модель, страна JMC 4JB1T, Китай
ном. мощность брутто при частоте КВ 85,0 (115,0) кВт (л. с.) при 3600 об/мин
макс. крутящий момент при частоте КВ 235,2 (23,5) Нм (кгс·м) при 2000–2300 об/мин
Трансмиссия
Тип КПП механическая, 5-ступенчатая, DYMOS
Тип РКПП-1 механическая, 2-ступенчатая, DYMOS
Управление понижением РКПП-1 электронное
Отключение привода переднего моста электронное
Привод переднего моста через разгрузочную фрикционную муфту
Тип РКПП-2 механическая, привод задней тележки (2 и 3 ось)
Управление понижением РКПП-2 не предусмотрено
Мосты
Тяговые, передаточное число 10,8
Скоростные, передаточное число 8,7
Шины
     Вариант 1
Марка, размерность, страна «Авторос», «Х-Trim», 1220 x 580 x 533  мм, РФ
марка, размерность, страна «Авторос», «S-Trim», 1220 x 580 x 533  мм, РФ
слойность шин 2 или 4
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина 600 кг
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина 1000 кг
внутреннее давление шин (min…max) 0,2–0,6 атм (до 1,2 атм 4-х слойная шина)
     Вариант 2
Марка, размерность, страна «Авторос», «MAX-Trim», 1300 x 680 x 533  мм, РФ
слойность шин 2 или 4
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина 800 кг
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина 1200 кг
внутреннее давление шин (min…max) 0,15–0,8 атм
     Вариант 3
Марка, размерность, страна «Белшина», «Бел-192», 1400 x 750 x 610 мм, РБ
слойность шин 2
внутреннее давление шин 0,1–0,25 атм
Максимальная скорость
на дорогах с твёрдым покрытием 70 км/ч
на пересечённой местности 35 км/ч
Топливные баки
Ёмкость 80 л
Места для сидения
Количество 2
Преодолеваемые препятствия
Боковой уклон 40°
Проезд 2,55 м
Подъём / спуск 45°
Высота вертикальной стенки 1,0 м
Скос передний 79°
Скос задний 77°
Глубина рва 1,0 м
Ширина рва 1,5 м
Глубина брода 1,0 м

Чертеж с размерами вездеход ЯМАЛ Т-6
Вездеход «ЯМАЛ Т-6» с кунгом

Чертеж с размерами вездеход ЯМАЛ Т-6
Вездеход «ЯМАЛ Т-6» с кунгом

Чертеж с размерами вездеход ЯМАЛ Т-6
Буровой мобильный комплекс «ЯМАЛ Т-6 L УБШМ 1-20» с бурильной шнековой установкой

Чертеж с размерами вездеход ЯМАЛ Т-6
Мобильный комплекс инженерно-геологического бурения «ЯМАЛ T-6 G2» с буровой установкой «МОЗБТ-G2».

Чертеж с размерами вездеход ЯМАЛ Т-6
Автотопливозаправщик «ЯМАЛ Т-6 Fuel Tanker»

Особой гордостью создателей вездехода «ЯМАЛ Т-6» является конструкция задней подвески.
Здесь использована балансирная тележка, устройство которой запатентовано:
Патент РФ под номером 2486068:

Балансирная подвеска вездехода Ямал

Новым, согласно предлагаемому изобретению, является то, что между упомянутыми ведущими мостами на кузове или раме транспортного средства шарнирно установлена раздаточная коробка, связанная карданными передачами с редукторами ведущих мостов и продольной шарнирной тягой - с одним из ведущих мостов, при этом шарнирное крепление раздаточной коробки к кузову или раме транспортного средства соосно шарнирному креплению продольных полуэллиптических рессор балансирной подвески к кузову или раме транспортного средства.

Если перевести сухой канцелярский язык на понятный, то:
Есть балансирная тележка которая при помощи 4-х тяг связана с мостами. На тележке есть дополнительная пятая опора (тяга), которая держит раздатку. РК таким образом не жестко висит на раме, а качается вместе с мостами. Из-за этого ход у карданчиков получился маленький, максимум 12 мм и они не выпадают из шлицов.

Вездеход ЯМАЛ

Балансир к тому же не симметричный. Разница между плечом на задний мост и передний мост отличается от центра на 125 мм.
Такое расположение мостов было достигнуто опытным путем на Ямальском полуострове, а затем подтверждено математическими расчетами.
Из-за разных плеч разгружается средний мост и он не выходит из строя под большими нагрузками. Если сделать плечи равными, то рано или поздно "рвет полуось".

Вездеход ЯМАЛ

Раздаточная коробка (РК1), которая связана с КПП - стандартная.
Либо Даймос с электрическим приводом, которые устанавливаются на Патриотах и соответственно на "Ямал Н-4":

Вездеход ЯМАЛ
Для электрического мотора включения раздаточной коробки сделан защитный экран.

Вездеход ЯМАЛ

Либо механическая РК, которая идет, соответственно, на "Ямал Т-6"
( Далее будем больше смотреть конструкцию трехосного "Ямал Т-6", поскольку он интереснее.)

Вездеход ЯМАЛ

На балансирной тележке устанавливается РК от БТР-60

Вездеход ЯМАЛ

У нее два выхода на два моста и есть еще один выход, которым приводится лебедка, а на амфибии к нему подключают гребной винт. Включение/отключение производится при помощи пневматики.

Вездеход ЯМАЛ

Схема раздаточной коробки БТР-60

РК от БТР 60 на вездеход Ямал

Раздаточная коробка от БТР-60 установленная на балансирной тележке:

Вездеход ЯМАЛ

Видно незадействованный выход под гребной винт.

Вездеход ЯМАЛ

Длина кардана на заднюю РК впечатляет

Вездеход ЯМАЛ

Пришлось установить аж два подвесных подшипника

Вездеход ЯМАЛ

А вот от РК карданы уже идут короткие.
Подобрать такой длины стандартные карданы не удалось, поэтому их изготавливают на заказ

Вездеход ЯМАЛ

Кардан, который идет на передний мост так же не простой

Вездеход ЯМАЛ

Из-за критически больших углов сильно поднятой машины он сделан составным.

Вездеход ЯМАЛ

Так же используется промежуточный подшипник

Вездеход ЯМАЛ

В передней подвеске установлены усиленные пружины Фобос. Выбор поставщика очевиден, ведь их производство находится тут же в Электростали.

Вездеход ЯМАЛ

Машины с большими колёсами оснащены гидростатическим рулевым управлением. Оно обеспечивает лёгкий поворот колёс, размеры которых затрудняют работу механизмов с рулевым валом.

Вездеход ЯМАЛ

Вездеход ЯМАЛ

Рама автомобиля усилена. Места крепления подвески, для того чтобы установить большие колеса, подверглись сильному лифту.

Вездеход ЯМАЛ

Баки к сожалению остались старые, железные. Всего по 40 литров каждый. А ведь увеличенное место под кузовам позволяет установить любой бак для топлива.
Если ехать на Севере на дальняк, то придется с собой брать в кузов запас топлива.

Вездеход ЯМАЛ

Кабина вполне стандартная, почти как на обычном УАЗ Патриот

Вездеход ЯМАЛ

А вот кузов получился внушительный. Можно и инструмент и бригаду из 10-ти человек увезти.

Вездеход ЯМАЛ

Дополнительный, рабочий свет

Вездеход ЯМАЛ

Фонари везде установлены светодиодные - такие не боятся воды. Все таки "Ямал-Т6" немного но плавает.

Вездеход ЯМАЛ

Место для номерного знака.
Вездеход относится к разряду спецтехники, имеет Паспорт Самоходной Машины и для управления нужны тракторные права категории А3.

Вездеход ЯМАЛ

Тягово-сцепное устройство осталось без изменений

Вездеход ЯМАЛ

А вот подножку пришлось сильно опустить вниз, иначе на этого монстра не залезешь.
Правда подножка сильно ухудшает геометрическую проходимость, но видимо этим пожертвовали исходя из того, что основная работа у Ямала предстоит в тундре, где нет бугров и горок.

Вездеход ЯМАЛ

Крылья широкие, усиленные. Это Ураловская штамповка. За счет дополнительных усилителей сделано так, чтоб по ним можно было ходить.

Вездеход ЯМАЛ

Шины на вездеходе используются от компании АВТОРОС (которая к тому же выпускает вездеходы ШАМАН и МУЛ).
Это либо S-TRIM или с более "злым" рисунком X-TRIM. Размерность у обоих шин одинаковая 1200х600-55х21 LT

Вездеход ЯМАЛ

Сегодня же нам предстоит испытать относительно новые белорусские шины от компании «Белшина» «Бел-192» размерностью 1400 x 750 x 610. Эти шины были специально разработаны для снегоболотоходов БМЕ компании «МАЗ-МАН», которые на просторах СНГ продаются под новым названием ХАСКИ overcomper

Вездеход ЯМАЛ

Шины чуть большего объема чем АВТОРОСовские, поэтому вездеход должен увереннее плавать.

Вездеход ЯМАЛ

Я поинтересовался почему внутренние полости дисков не задействованы под поплавки, которые обычно устанавливают в такие большие колеса. Но создатели Ямала уверили, что поплавки особой плавучести тяжелому вездеходу не добавят. Тем более, что на Севере главное не плавать, а иметь малое давление на грунт (менее 0,2 кг на см2) тогда вездеходные характеристики по тундре будут хорошие.

Вездеход ЯМАЛ

А вот наверное место где старые колеса спрятались.

Вездеход ЯМАЛ

Вообще насколько я понял Большие колеса дело дефицитное и не всем достаются.

Вездеход ЯМАЛ

Во всяком случае на поездки по асфальту и такие сойдут :)

Вспоминается анекдот про то как «Сначала научитесь плавать, а потом мы вам воду нальём».

Вездеход ЯМАЛ

Продолжение во второй части.

См. так же:
Фотоподборка вездеходов Ямал
Вездеход ХАСКИ overcomper
УАЗ Буханка от компании Внедорожный Клуб
Приспособления для плавания автомобилей

Буклеты вездеходов Ямал:
Рекламный буклет вездехода Ямал
Рекламный буклет вездехода Ямал 2013года
Буклет о модели Н-4 2017 год
Буклет о модели Н-42 Агро 2017 год
Буклет о модели Т-62 2017 год
Буклет о модели Т-64 2017 год
Презентация модели вездехода Ямал Т-6
Одобрение типа ТС. Автомобиль специальный АВП ЯМАЛ T-64: ТС RU E-RU.MP03.00120
Одобрение типа ТС. АВП ЯМАЛ Н-42 и АВП ЯМАЛ Н-44: ТС RU Е-RU.МР03.00119

наверх



Дизайн © 1999-2017 Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ