|
Двигатель ЗМЗ-402
Бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком.
Простой и неприхотливый, он несложен в техническом обслуживании и не требует высокой квалификации обслуживающего персонала.
Для снижения загрязнения окружающей среды двигатель оборудован системой рециркуляции отработавших газов.
Двигатель ЗМЗ-402.10 предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса.
Двигатель ЗМЗ-4026.10 предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗМЗ-402 |
Количество цилиндров |
4 |
Рабочий объем, л |
2,445 |
Степень сжатия |
8,2 |
Номинальная мощность брутто при частоте вращения коленчатого вала мин'1, кВт (л.с.) |
73,5(100) 4500 |
Максимальный крутящий момент брутто при частоте вращения коленчатого вала мин1, Нм (кгс м) |
182,4(18,6) 2400-2600 |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч) |
292,4 (215) |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм |
92x92 |
Масса, кг |
181/184 |
Экология |
ЕВРО-0 |
Модификации двигателя ЗМЗ-402
Обозначение
двигателя по КД |
VDS-описательная
часть маркировки |
Характерные особенности омплектности
и исполнения двигателя |
Применяемость на
автомобиле |
Комплектации с карбюратором К151С, СРОГ, блоком цилиндров, отлитым под давлением - для автомобилей «ГАЗ» |
4021.1000400-02 |
40210А |
Базовая комплектность в едином исполнении с головкой цилиндров 4021.1003007-40. |
ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-31029, ГАЗ-31021, ГАЗ-31022, ГАЗ-31024 «Волга» |
40217.1000400-02 |
40217А |
То же, в тропическом исполнении |
ГАЗ-3102, ГАЗ-310297, ГАЗ-310227, ГАЗ-310237 «Волга» |
4021.1000400-80 |
40210К |
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40,
кронштейном ГУР |
ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-
31029, ГАЗ-31021, ГАЗ-
31022, ГАЗ-31024 «Волга |
40217.1000400-80 |
40217К |
То же, в тропическом исполнении |
ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-
31029, ГАЗ-31021, ГАЗ-
31022, ГАЗ-31024 «Волга |
402.1000400-01 |
40200А |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10 |
ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-
31029, ГАЗ-31022, ГАЗ-
31023 «Волга» |
4021.1000400-51 |
40210Н |
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом
4022.1306008-11 |
ГАЗ-31021 «Волга» |
402.1000400-11 |
40200К |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, с кронштейном
ГУР |
ГАЗ-3110 «Волга» |
402.1000400-62 |
40200D |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом
4022.1306008-11 |
ГАЗ-3102 «Волга» |
4021.1000400-90 |
40210В |
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками со
штекерным соединением под новую панель приборов |
ГАЗ-3110 «Волга» |
402.1000400-91 |
40200F |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под
новую панель приборов |
ГАЗ-3110 «Волга» |
402.1000400-101 |
40200М |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом
4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов |
ГАЗ-3102 «Волга» |
4021.1000400-110 |
40210F |
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками под
новую панель приборов – для а/м с ГУР |
ГАЗ-3110 «Волга» |
402.1000400-111 |
40200S |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под
новую панель приборов, кронштейном ГУР |
ГАЗ-3110 «Волга» |
402.1000400-121 |
40200U |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом
4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов,
кронштейном ГУР |
ГАЗ-3102 «Волга» |
4021.1000400-100 |
40210D |
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом
4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов |
ГАЗ-3102 «Волга» |
Комплектации с карбюратором К151У, блоком цилиндров, отлитым под давлением - для автомобилей «УАЗ» |
4021.1000400-60 |
40210U |
Комплектность с ведомым диском сцепления 451-1601130-02 |
Автомобили УАЗ старого грузового ряда массой до 3500 кг (Евро-0) |
40217.1000400-60 |
40217U |
То же, в тропическом исполнении |
4021.1000400-70 |
40210L |
Комплектность с диафрагменным сцеплением |
40217.1000400-70 |
40217L |
То же, в тропическом исполнении |
4021.1000400-71 |
40210Р |
Комплектность с диафрагменным сцеплением, кронштейном ГУР |
40217.1000400-71 |
40217Р |
То же, в тропическом исполнении |
4021.1000400-72 |
40210R |
Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под
муфту привода вентилятора, с кронштейном ГУР |
40217.1000400-72 |
40217R |
То же, в тропическом исполнении |
40217.1000400-М |
40217Е |
Комплектность в тропическом исполнении, со степенью сжатия Е =
7,0 с диафрагменным сцеплением, с головкой цилиндров
4021.1003007-70, без ремня привода агрегатов |
4021.1000400-130 |
40210М |
Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую
панель приборов |
40217.1000400-130 |
40217М |
То же, в тропическом исполнении |
4021.1000400-131 |
40210N |
Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую
панель приборов, с кронштейном ГУР |
40217.1000400-131 |
40217N |
То же, в тропическом исполнении |
4021.1000400-132 |
40210S |
Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под
муфту привода вентилятора, датчиками под новую панель приборов, с
кронштейном ГУР |
40217.1000400-132 |
40217S |
То же, в тропическом исполнении |
Комплектации с карбюратором К151С, блоком цилиндров отлитым под давлением,
отдельным приводом вентилятора с передаточным отношением 1,27 |
4025.1000400-01 |
40250F |
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40 |
«Газель» (4х2) |
4026.1000400-01 |
40260F |
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10 |
«Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2) |
4026.1000400-30 |
40260Н |
Комплектность для работы на газовом топливе с проставкой |
«Газель» (4х2, 4х4)
«Соболь» (4х2) |
4026.1000400-10 |
40260Т |
Комплектность с блоком цилиндров 4021.1002010-01,
колоколообразным картером сцепления 410.1601015 |
«Газель» (4х2, 4х4)
«Соболь» (4х2) |
Конструкция двигателя ЗМЗ-402


Описание конструкции
Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не взаимозаменяемы.
Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.
Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.
Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.
Система смазки двигателя — комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7–0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль шланга – он открыт.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.
Впускной трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения – “зима” и “лето”.

Где: 1 – пробка маслосливная;
2 – поддон картера;
3 – коленчатый вал;
4 – шатун;
5 – картер;
6 – поршневой палец;
7 – поршень;
8 – выпускной коллектор;
9 – гильза цилиндра;
10 – прокладка головки блока цилиндров;
11 – впускной трубопровод;
12 – головка блока цилиндров;
13 – клапан;
14 – крышка головки блока цилиндров;
15 – коромысло клапана;
16 – ось коромысел;
17 – штанга;
18 – датчик-распределитель;
19 – свеча зажигания;
20 – толкатель;
21 – распределительный вал;
22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя;
23 – стартер;
24 – масломерный щуп;
25 – валик привода масляного насоса;
26 – масляный насос;
Работы:
Замена масла и масляного фильтра.
Регулировка зазора между клапанами и коромыслами.
Замена термостата.
Снятие насоса охлаждающей жидкости.
Замена передней манжеты (сальника) коленчатого вала.
Снятие коллекторов.
Разборка масляного насоса.
Снятие оси коромысел и штанг толкателей.
Снятие головки блока цилиндров.
Разборка головки блока цилиндров.
Разборка коленчатого вала.
Снятие и разборка двигателя.
См. так же:
Карбюраторы К-126, К-135. ГАЗ. ПАЗ. Принцип действия, устройство, регулировка, ремонт. Тихомиров Н.Н. Издательство "КОЛЕСО" 2002 (формат PDF)
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ НА УЛЬЯНОВСКОМ МОТОРНОМ ЗАВОДЕ (Статья)
наверх
|