В 80-е годы от военного ведомства поступил заказ на автомобиль повышенной проходимости, который должен был сменить УАЗ-3151. Планы строили грандиозные: новое производство, современное оборудование, массовый выпуск.
Если вспомнить, что Ульяновский автозавод ведет свою историю с осени сорок первого года, то становится понятно, что предприятие с первых дней было ориентировано на выпуск военной продукции. Война, однако, закончилась, а завод... Так уж сложилось, что во все времена УАЗ работал на армию - крепил, так сказать, обороноспособность. Армия определяла перспективы, армия финансировала разработки.
В 1992-1993 гг. образцы перспективного УАЗ-3172 успешно прошли приемочные испытания. Увы, коллизии политические и экономические поставили крест на планах выпуска нового "уазика": средства иссякли, документация залегла в архивах, а оставшиеся автомобили заняли место в музее. Навсегда?
Несостоявшийся солдат стареет, и в то, что его призовут-таки на службу, уже слабо верится. А жаль - многие специалисты, гражданские и военные, хорошо отзывались о перспективной когда-то машине. Чего-чего, а делать автомобили, для которых не надо строить дороги, у нас любят и умеют. УАЗ-3172 уже кусочек истории, пусть и новейшей. И потому стоит знакомства.
Простые формы кузова (установленного, естественно, на мощную раму), огромный дорожный просвет (330 мм), брезентовый тент вместо крыши - суровый автомобиль, созданный для воинской службы. Между прочим, существует вариант и с нормальной, жесткой крышей. |
Ну вот, зарылись! Зато как глубоко заехали. Когда снега по пояс, не помогут даже блокировки всех трех дифференциалов (межосевого и двух межколесных), которые включаются с места водителя посредством гидравлического привода |
Салон предельно аскетичен, зато можно усадить целое отделение бойцов. А за рулем достаточно удобно, да и обзор неплох. |
Под капотом - бензиновый мотор Ульяновского моторного завода. Рабочий объем - 2,9 л, мощность - 76 кВт/103 л. с. Предусматривался и дизельный двигатель. |
На ходу машина заметно комфортней обычного рессорного УАЗа: не "козлит", мягче подвеска, ниже уровень шума и вибраций. |
Передняя и задняя подвески – зависимые, пружинные, с двумя продольными и одной поперечной тягами. Тормоза – барабанные. Колесные редукторы с внешним зацеплением позволили увеличить дорожный просвет, а в рулевом управлении (кстати, с гидроусилителем) применен демпфер, который снижает колебания управляемых колес и смягчает толчки, передаваемые на руль. |
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТТЗ* НА УАЗ-3172, ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ
Наименование параметра | Величина |
Длина, мм |
4523 |
Ширина, мм |
1786 |
Высота, мм |
2013 |
База, мм |
2700 |
Колея впереди и сзади, мм |
1460 |
Свес впереди/сзади, мм |
720/1103 |
Дорожный просвет, мм |
330 |
Снаряженная масса, кг |
1900 |
Полная масса, кг |
2900 |
Грузоподъемность, кг |
1000 |
Вместимость, чел (с полной выкладкой) | 9-10 |
Запас хода без дозаправки, км фактически при V=60 км/ч | не менее 800 948 |
Масса буксируемого прицепа, кг | до 1200 |
Преодолеваемый подъем (сухой задерненный грунт), град: | |
одиночный автомобиль | 30 |
с прицепом КГБ-61092 | 18 |
Преодолеваемый косогор, град | 20 |
Преодолеваемая водная преграда, м | не менее 1,0 |
Тяга на крюке, кгс: | |
сухой песок | до 150 |
влажный песок | до 300 |
По статье Анатолия Карпенкова. РЕКРУТ ПЕРЕРОСТОК Фото Александра Полунина.