|
Гидроусилитель УАЗ: описание, установка, эксплуатация, обслуживание
Информация с сайта ООО Мирор
- ГУР - смягчает удары от колеса к рулю
- ГУР - повышение безопасности в случае резкого падения давления в шинах при их повреждении
- ГУР - повышает динамическую проходимость в экстремальных условиях
- ГУР - снижает усилие на рулевом колесе в три раза
Принятые обозначения
ГУР - гидроусилитель руля
ВЗ - вал с золотником
Р - рулевое колесо
РМ - рулевой механизм
РМ с ГУР - рулевой механизм с гидроусилителем
РК - рулевая колонка
РУ - рулевое управление
РЭА - автомобили УАЗ-3151, 31512, 31514 и их модификации. Руководство по эксплуатации.
Краткое описание и устройство
РМ ГУР состоит из насоса с приводом от коленчатого вала, РМ с распределителем, бачка для масла и трех шлангов: нагнетательного,
сливного и всасывающего. РМ выполнен по интегральной схеме: гидравлический распределитель и силовой цилиндр выполнены в одном
корпусе с РМ.
Тип рулевой передачи: винт-шариковая гайка с зубчатой рейкой-трехзубый сектор. Винт РМ установлен на двух
радиально-упорных подшипниках: один в картере РМ, а второй в корпусе распределителя. Шариковая
гайка, выполненная заодно с зубчатой рейкой, одновременно является поршнем ГУР. Трехзубый
сектор вращается в корпусе на двух радиальных роликовых подшипниках с эксцентриковыми втулками.
Гидравлический распределитель роторный, тангенсального типа, с центрирующим торсином. ВЗ распределителя размещается в
осевом отверстии винта и опирается одним концом на роликовый радиальный подшипник в корпусе
распределителя. ВЗ и винт связаны между собой сегментными, поперечно
расположенными упорами, которые ограничивают их взаимный относительный поворот и
обеспечивают их механическую связь при выходе из строя ГУР. Гидравлическое нейтральное положение ВЗ устанавливается заводом-изготовителем при сборке и
фиксируется штифтом.
Комплект поставки (см. рисунок)
1 Вал карданный | 1 |
24 Шланг нагнетающий | 1 |
2 Бачок | 1 |
25 Шланг сливной | 1 |
3 Гайка опоры | 1 |
26 Болт М6х50 | 1 |
4 Клин М8 | 1 |
27 Болт М8х20 | 4 |
5 Кольцо резиновое | 1 |
28 Болт М8х40 | 10 |
6 Кронштейн бачка | 1 |
29 Болт М12х30 | 2 |
7 Кронштейн насоса | 1 |
30 Болт-штуцер М14 | 1 |
8 Надставка РК | 1 |
31 Болт-штуцер М16 | 2 |
9 Наконечник | 1 |
32 Гайка М6 | 1 |
10 Насос | 1 |
33 Гайка М8 | 6 |
11 Опора РК | 1 |
34 Кольцо медное д16 | 6 |
12 Планка | 1 | 35 Обойма д12 |
1 |
13 Проставка | 1 | 36 Обойма д16 |
1 |
14 Ремень О-1150 | 2 | 37 Шайба опорная д6 |
1 |
15 Рулевая колонка | 1 |
38 Шайба опорная д8 | 5 |
16 Рулевой механизм | 1 |
39 Шайба опорная д12 | 2 |
17 Скоба | 1 | 40 Шайба пружинная д6 |
1 |
18 Сошка | 1 | 41 Шайба пружинная д8 |
5 |
19 Упор | 1 | 42 шайба пружинная д12 |
2 |
20 Хомут бачка | 1 |
43 Шплинт | 1 |
21 Шайба РК | 1 |
44 Хомут на д16 | 2 |
22 Шкив | 1 |
45 Хомут на д20 | 2 |
23 Шланг всасывающий | 1 |
46 Масло "Р" | 1,5 л |
Установка узлов
Из специального инструмента потребуется ножовка по металлу и дрель со сверлом d=8,5..9.
Порядок работ по установке РМ
- Снять рулевое колесо, отвернув
центральную гайку, с помощью
съемника, специальной шайбы
(используя резьбовые отверстия
в рулевом колесе) или другим
доступным способом. Например, с
помощью жигулевского домкрата,
установленного на вал и
крепкого шнура, которым
необходимо обвязать рулевое
колесо.
- Снять РК в сборе с карданным
шарниром. Крепежные детали
карданного шарнира и стременка
с гайками будут использованы
для установки РМ ГУР.
- Отсоединить, отвернув гайку
ключом на "22", рулевую тягу
от сошки и, отвернув три болта
крепления РМ ключом на "17".
снять его. Болты крепления
будут использованы для
установки РМ ГУР.
- Посадить сошку 18 на вал РМ ГУР в
соответствии с РЭА. Ключом на
"27" затянуть гайку. Момент
затяжки гайки 196..274 Н*м (20..28
кгс*м).
- Установить РМ ГУР с сошкой на
раму на место РМ без ГУР.
Затянуть болты ключами на
"17" и "19".
- Присоединить к сошке рулевую
тягу и закрепить ее. Затянуть
гайку пальца ключом на "22".
Момент затяжки гайки 58,8..78,4 Н*м
(6..8 кгс*м). Зашплинтовать гайку.
Можно данный пункт выполнить
после заправки гидросистемы
п.4.2 для того, чтобы для этого не
вывешивать передние колеса.
- РК из комплекта расчитана на
установку в автомобиль УАЗ-31519,
поэтому для моделей 31512, 31514
необходимо доработать РК 15 из
комплекта (Для УАЗ-31519 пункт не
выполнять). Удлинить трубу РК 15
пластмассовой надставкой 8 из
комплекта. Если усилие
запресовки значительно или
посадка надставки 8 получается
прослабленной , отрихтовать
трубу до д39. Надставку 8 можно
также закрепить с помощью клея.
Перенести в надставку
контактные винт и втулку для
звукового сигнала со РК, снятой
с вашего автомобиля. Порядок
установки деталей выключателя
звукового сигнала указан в РЭА.
Кроме этого необходимо срезать
с помощью ножовки по металлу
или другим доступным способом
приваренный кронштейн РК,
который будет мешать стремянке
закрепляющий РК к кузову.
- (Для УАЗ-31519 не выполнять)
Ключом на "10" закрепить с
помощью болтов М6 на кузов
автомобиля алюминиевую опору
РК 11.
- Одеть на РК15 резиновое кольцо 5,
шайбу 21, специальную
корончатую гайку 3 и вставить
все вместе в опору. Закрепить
предварительно РК 15 с помощью
стремянки, не затягивая гайки.
- Вставить между РМ и РК
карданный вал 1 и, совместив его
отверстие под клин 4 и
определив по наибольшему
диаметру входное отверстие,
забить клин поз.4 легкими
ударами молотка через медную
или алюминиевую выколотку.
Одеть на резьбу клина 4 шайбу 38,
пружинную шайбу 41 и
застопорить его гайкой 33 и
шплинтом 43. Шлицы
противоположного конца
закрепить аналогично снятому
вами карданному шарниру,
используя теже детали.
- Закрепить РК 15 стремянкой
окончательно так, чтобы длина
между шарнирами карданного
вала получилась 300..310 мм.
Затянуть корончатую гайку
легкими ударами по бородку.
- Установить рулевое колесо на
РК. Подсоединить провод
"масса" к РК 15. Ослабив
контактный винт,
отрегулировать положение
контактной втулки звукового
сигнала. затянуть винт.
Установка насоса
- Ослабить ремень вентилятора,
снять вентилятор и, подставив
под него на ступицу помпы
проставку вентилятора 13 из
комплекта, закрепить его
ключом на "12" к ступице.
Вместо штатных болтов
использовать 4 болта М8х40.
- Отвернув ключом на "12" 3
или 6 (в зависимости от
исполнения) болтов шкива
коленчатого вала и установить
на него шкив привода насоса 14
меткой момента зажигания назад
по ходу автомобиля. закрепить
его с помощью ключа на "12",
используя вместо штатных более
длинные болты М8х40
- Отвернуть ключом на "13"
гайку крепления фильтра тонкой
очистки топлива,
установленного с левой стороны
двигателя в передней его части,
и осовбодить фильтр от
кронштейна. Отвернув гайки на
"13" снять с двигателя
кронштейн и установить вместо
него кронштейн насоса 7 как
указано на рисунке
- Отвернуть расположенную рядом
верхнюю гайку на "13"
шпильки крепления насоса
системы охлаждения и,
установив под нее скобу 17 ушком
назад, закрутить ее на место.
- Двумя болтами М12х30 с
пружинными 42 и опорными 39
шайбами закрепить на
кронштейне 7 насос 10 с планкой
12. вставить между кронштейном 7
и скобой 17 упор 19 с
наконечником 9 и контргайкой М8,
а кронштейн 7 с планкой 12
охватить болтом 26 с гайкой 32,
шайбами 37 и 40 в соответствии с
рисунком.
- Одеть на шкивы ремень 14 и с
помощью болта М6х50 ключом на
"10" отрегулировать его
натяжение. Выворачивая упор из
наконечника ключами "8" и
"14" ограничить изгиб
кронштейна 7, добиться
визуальной паралельности осей
вращения шкивово и
проконтролировать их
перпедикулярность плоскости
движения ремня. Нормальный
прогиб ремня 12.17 мм при нажатии
на него усилием 39Н (4кгс).
Ключамина "17" затянуть
болты крепления насоса, на
210" планку и "14", 13, 8
застопорить упор 19 и
наконечник 9 контргайкой 33.
- Установить в квадратное
отверстие д8 фильтр тонкой
очистки топлива. Ключом на 13
закрепить фильтр. Назначение
большого овального отверстия -
для демонтажа двигателя.
Установка бачка
- По кронштейну 6 разметить три
отверстия д=8,5..9 на левом
брызговике двигателя согласно рисунку
Проверить, чтобы до данного
положения бачка хватило длины
шлангов.
- Хомутом 20 и болтом М8 с
гайками33, шайбами 38 и 41
закрепить бачок на кронштейне.
- Просверлить отверстие и
закрепить бачок в сбоер
болтами 27 с гайками 33, шайбами 38
и 41 гайками вверх.
Монтаж шлангов
Перед установкой соединительная
арматура, концы и внутренние
полости трубопроводов и шлангов
должны быть чистыми. Шланги
устанавливаются согласно рисунку.
Резкие перегибы и местные смятия
шлангов не допускаются. Касание
нагнетательным шлангом карданного
вала РУ, опоры двигателя и
брызговика левого крыла не
допускается. Момент затяжки
штуцерных болтов 49..61 Н*м (5,0..6,2
кгс*м).
Заправка гидросистемы
В качестве рабочей жидкости
применяется всесозонное масло
марки "Р" ТУ 38.1011282-89. Класс
чистоты не грубее 13 по ГОСТ 17216-71.
Объем заливаемой жидкости 1,1 л.
Дублирующие марки масел: МГТ, Shell
tellis 22. В исключительных случаях в
качестве временной меры
допускается использовать моторное
масло с температурным диапазоном
использования соответствующим
температуре окружающей среды с
полной заменой объема
гидросистемы.
- Снять крышку маслянного бачка,
залить масло до появления его
над фильтрующей сеткой (не
более чем на 5 мм).
- Не запуская двигатель,
повернуть рулевое колесо от
упора до упора до окончания
выхода пузырьков воздуха из
масла в баке. долить масло в
бак. при прокачке вывесить
передние колеса или
отсоединить рулевую тягу от
сошки.
- Запустить двигатель
атвомобиля, одновременно
доливая масло в бак. подача
масла в бак должна быть не
менее 5,5 л/мин для
предупреждения попадания
воздуха во всасывающую
магистраль. В случае обильного
вспенивания масла в баке, что
свидетельствует о попадании
воздуха в систему, двигатель
заглушить и дать маслу
отстояться не менее 20 мин (до
окончания выхода пузырьков
воздуха из масла). Осмотреть
соединения шлангов с
агрегатами и при необходимости
устранить негерметичность.
- Дать двигателю поработать 15-20
сек и прокачать систему ГУР для
удаления остаточного воздуха
из РМ поворотом рулевого
колеса от упора до упора, не
задерживая в крайних
положениях, по три раза в
каждую сторону.
- При необходимости долить масло
в бак. Уровень масла должен
быть не ниже сетки бака и не
выше ее на 5 мм.
- Закрыть бак крышкой, затянуть
гайку крышки усилием руки. при
необходимости присоедините
рулевую тягу к сошке, затяните
и зашплинтуйте гайку рулевого
пальца.
Правила эксплуатации
- Не рукомендуется удерживать
рулевое колесо в крайнем
положении более 5 сек во
избежании перегрева масла и
выхода из строя насоса ГУР.
- При выходе из строя ГУР
вследствии поломки насоса,
повреждении шланга или ремня
привода насоса, а также при
буксировке автомобиля с
неработающим двигателем
пользоваться РМ можно только
кратковременно, до устранения
неисправности.
- Длительная эксплуатация с
неработающим ГУРом приводит к
преждевременному изнашиванию
рулевого механизма.
Техническое обслуживание
Дополнительно к сведениям,
указанным в РЭА, обслуживание
состоит в периодической проверки
герметичности шлангов и их
соединений, проверке состояния
ограничителей поворота
управляемых колес, доливке и замене
масла. Вместо доливки масла в
картер РМ масло доливается в бачок ГУР.
Натяжение ремня привода насоса
Нормальное натяжение ремня
соответствует прогибу в середине
между шкивами 12..17 мм при нажатии на
него усилием 39Н (4 кгс). При
необходимости натяжение ремня
осуществляется перемещением
насоса по кронштейну как это
указано в п. 4.2. В случае обнаружения
повреждения ремня или его
чрезмерном растяжении ремень
необходимо заменить.
Проверка уровня и смена масла
Масло подлежит замене через каждые
100000 км пробега или 2 года
эксплуатации. Заправка системы
выполнять в соответствии с п.6.
Свободный ход рулевого колеса
Свободный ход рулевого колеса
проверяют при работе двигателя на
холостых оборотах и при остановке
передних колес в положение
движения по прямой, покачивания
рулевого колеса в обе стороны до
начала поворота передних колес.
Свободный ход не должен превышать 10
град. При наличии свободного хода
более допустимого необходимо
определить узел, за счет которого
он получается увеличенный - для
чего проверить: состояние шарниров
рулевых тяг, зазоры в шарнирах и
шлицевых соединениях карданного
вала, затяжку клина крепления
карданного вала. порядок
устранения неисправностей указан в
РЕА. При появлении зазора в
шлицевом соединении карданного
вала необходимо отремонтировать
или заменить вал. если в результате
устранить сверх допустимый
свободный ход не удалось, то
следует произветси регулировку РМ.
Регулировка РМ ГУР
Для выполнения регулировки РМ его
необходимо снять с автомобиля.
а) Отсоединить нагнетательный и
сливной шланги от РМ и закрепить их
так, чтобы предотвратить полное
вытекание масла из гидросистемы.
б) Расшплинтовать, отвернуть гайку
на "13" до появления первой
нитки резьбы и ударом по гайке
выбить клин 4 через выколотку из
мягкого металла.
в) Отсоединить рулевую тягу от
сошки.
г) Отвернуть болты крепления РМ и
снять его.
д) Закрепить РМ в тисках так, чтобы
отверстия под штуцеры были внизу.
поворачивая ВЗ, слить остатки масла
из РМ
е) Слегка нажать рукой на ВЗ вдоль
оси и покачать сошку. Если при этом
ощущается осевое перемещение ВЗ,
выполнить регулировку натяга
упорных подшипников винта РМ.
- легкими ударами молотка по
бородку осторожно выправить буртик
стакана подшипника в пазы стенки
картера. Стакан подшипника
находиться в передней по ходу
автомобиля стенке картера РМ
- поворачивая стакан по часовой
стрелке, устранить люфт
- закернить край стакана в пазы
стенки картера.
ж) Если осевое перемещение ВЗ не
ощущается или устранено, а в
среднем положении вала сашки при
покачивании за сошку ощущается
зазор, необходимо выполнить
регулировку зубчатого зацепления:
- ключом на "27" отвернуть гайку
крепления сошки и снять ее
- снять с обоих концов вала сошки
соответственно верхню и нижнюю
защитные крышки вала сошки,
стопорные кольца и регулировочные
шайбы,
- выпрямить регулировочные шайбы,
- поворачивая одновременно опоры
вала сошки против часовой стрелки
(если смотреть со стороны шлицевого
конца вала сошки), устранить зазор в
зацеплении. Регулировку
производить в положении вала сошки
соответствующем среднему
положению зубчатого сектора,
- проверить момент проварачивания
вала сошки, который должен быть в
пределах 34..45 Н*м (3,5..4,5 кгс*м) Если
после регулировки натяга
подшипников зазор устранить не
удается, значит зазор вызван
износом шариковой передачи
"винт-гайка". В этом случае РМ
подлежит ремонту в условиях
специализированного ремонтного
предприятия.
- установите регулировочные шайбы и
стопорные кольца, загните один из
усов в обеих регулировочных шайбах
в паз опоры вала сошки.
з) Посадить сошку 18 на вал РМ ГУР в
соответствии с РЭА. Ключом на
"27" затянуть гайку моментом
196...274 Н*м. (20..28 кгс*м)
и) Установить РМ ГУР с сошкой на
автомобиль. Затянуть болты ключами
на "17" и "19".
к) Присоединить к сошке рулевую
тягу и закрепить ее. Затянуть гайку
пальца ключом на "22". Момент
затяжки гайки 58,8..78,4 Н*м (6..8 кгс*м).
Зашплинтовать гайку.
л) Присоединить нагнетательный и
сливной шланги, как указано в п.5
Заправить гидросистему в
соответствии с п.6.
Обслуживание насоса:
Обслуживание насоса состоит в
промывке расходного и
предохранительного клапанов при их
загрязнении. Для этого:
а) вывернуть пробку-заглушку над
выходным отверстием насоса
б) вынуть пружину и золотник
расходного клапана, а
пробку-заглушку установить на
место для предотвращения вытекания
масла.
в) Прмыть золотник и
предохранительный клапан, который
установлен внутри золотника
г) Произвести сборку в обратном
порядке.
наверх
|