![]() ![]() |
![]() |
|
Галопом по Европам.
|
Запчасти |
||
---|---|---|
1 | Генератор | Не понадобился. |
2 | Помпа | Не понадобилась |
3 | Стартёр | Не понадобился. |
4 | Трамблёр | Понадобился. |
5 | Крестовина кардана | Не понадобилась |
6 | Диск сцепления | Не понадобился. |
7 | Подшипники | По паре на заднюю и переднюю полуоси. Не понадобились. |
8 | Тормозные шланги и трубки | Не понадобились. |
9 | Ремень генератора | 4 штуки. Израсходовали 2 |
10 | Ремень насоса гидроусилителя | 2 штуки. Израсходовали 2 |
11 | Камеры | 2 штуки. Не израсходовали ни одной. |
12 | Воздушные и бензиновые фильтры | Израсходовали 1 воздушный и 1 бензиновый при замене масла в Португалии. |
13 | Масло | 1 масляный фильтр и 10 л масла. Масло поменяли в середине пути в Португалии. На собственно доливку ушло ~5 литров. Травил краник маслорадиатора. |
14 | Фары и лампочки | 1 элемент фары и лампочки – не понадобились. |
15 | Насос, домкрат, хайджек | Не понадобились. Грязи не нашли, колёс не прокалывали. |
16 | Лом | 1 лом и 3 монтировки, – не понадобились. |
17 | Кувалда | Небольшая кувалда, - не понадобилась. |
18 | Гайки,болты | 3 банки. Почти не понадобились. |
19 | Газовая горелка | Небольшая газовая горелка (пропановая) – не понадобилась. |
20 | Прокладки и сальники | Не помню какие и для чего, были взяты с собой, но не понадобились. |
21 | Ремкомплект карбюратора | 2 штуки. Понадобился 1. |
22 | Проволочка | Эту проволочку (моток) я всегда вожу в запчастях. Очень нужная запчасть: и возвратную пружинку на карбюраторе подвязать, и отвалившийся глушак, и развалившийся багажник и т.д. Но в данном путешествии не понадобилась. |
Снаряжение |
||
---|---|---|
1 | Канистры | Под бензин -1, под воду - 5 пластиковых по 5л из-под минеральной воды. И прочные, и лёгкие, и выбросить не жалко. |
2 | Посуда | Набор посуды на 6 персон (подарочный вариант, - миски, кружки ножи, вилки, ложки + один котелок). Самое удобное в нём – кружки, изготовленные из нержавейки по типу термоса. Ретро-чайник «товарищ Сухов», сковорода, по 2 десятка пластиковых стаканов, тарелок, мисок. |
3 | Газеты | Где, на что, под что подстелить… В как же! |
5 | Спальники | 2 штуки |
6 | Тёплые куртки | 2 штуки. Понадобились. |
7 | Палатка | Не брали. |
8 | Столик | Складной походный столик с раскладными стульчиками – понадобился. |
9 | Оружие | Не брали. |
10 | Удочки | Не понадобились. |
11 | Резиновые сапоги | 2 пары обычных – не понадобились. |
12 | Семечки | 30 стограммовых пакетов. Использовали в качестве средства от засыпания 21 пакет. |
13 | Тушёнка | 12 банок. Использовали – 8. |
14 | Газовая плитка | Китайская складная газовая плитка + 8 баллончиков. Использовали -4. |
15 | Барахло | 2 чемодана. И доставать из багажника удобно и ничего не мнётся. |
Навигация и компьютерная техника |
||
---|---|---|
1 | Компьютеры | Два нетбука EEE-PC. Один с полностью сдохшим аккумулятором и USB-GPC приёмником (на крыше) использовался только для работы программы Oziexplorer с нашими генштабовскими картами Европы 20-30-ти летней давности. Второй использовался собственно для компьютерных дел и для выхода в Интернет по Wi-Fi. |
2 | Автонавигаторы | Два, практически одинаковых навигатора Ritmix и Lexand. С полностью одинаковым набором навигационных программ: Навител, IGO и OziexplorerCE, c соответствующим набором карт. Использовали только первый, а второй лежал в чемодане на всякий случай по причине сдохшего аккумулятора. |
3 | Мобильники | У Щукина был один с карточкой Goodline. У меня: смартфон Sony (с карточкой МТС) использовался исключительно для работы программы Google-переводчик и два простеньких с карточками Beeline и Goodline. Для звонков домой использовал Goodlin-овский. |
4 | Фотоаппараты | 2 «мыльницы» Sony и Canon |
5 | Адаптер 12v->220v | Использовался для питания навигационного ЕЕЕ-РС и для зарядки «гаджетов» |
У меня с собой было:
У Щукина были только российский паспорт и загранпаспорт с шенгенской визой.
Как оказалось, я зря суетился насчёт получения международных прав (а для их получения – медицинской справки). Во всех странах, что мы проезжали действуют наши обычные Российские права, т.е. ненужными оказались п.п. № 4, 6 и 9. Информацию как и где получить в Москве: шенгенскую визу, международные права, мед.справку и гринкарту, - нашёл в Интернете (по этому поводу там полно предложений).
Собственно границ и таможен мы пересекали две:
Раньше я границы и таможни пересекал только в аэропорту, поэтому для меня это (пересечение границы на авто) было впервые.
Воспоминания о прохождении границы.
Едем из Заполярного, на шоссе ни одной машины, пара легковушек нас обогнала. Шоссе отличное, только в одном месте ремонт и объезд по кочкам. Справа вдоль шоссе, метрах в 100 тянется колючка. Министерство обороны - однако!
Первый шлагбаум. Военный (скорее всего пограничник) посмотрел паспорта и поднял шлагбаум. Я так понял, это был въезд в пограничную зону.
Еще несколько километров и вот она граница. Несколько домиков, расчерченная площадка, обнесённая проволочной сеткой, в конце площадки 3 светофора и 3 закрытые шлагбаума. Всё понятно. Ставим машину, глушим, идём в домик на паспортный контроль, захватив все какие есть документы.
В кабинках сидит пара человек, я одному освободившемуся вываливаю всю кипу, но он посмотрел, по-моему, только мой паспорт. Спрашивает "Цель поездки", отвечаю-"Туризм". Шлёп, шлёп, отдаёт документы, выхожу.
Рядом с Матёрым парень, как я понял - таможенник. "Водитель ко мне. Остальные (это про Николая Васильевича) - стойте там". Подхожу. "Что везёте" - отвечаю "Себя и шмурдяк". Следует длинная стандартная фраза: "Везёте ли вы: наркотические вещества, оружие, ....", долго говорил, - порядка минуты. Наконец кончил, - "Показывайте". Открываю багажное отделение.
Но ведь у меня там и в правду - шмурдяк. Канистры с маслом, пара чемоданов, столик, стульчики, какие-то сумочки и пакетики, пластиковые канистры с водой, резиновые сапоги, даже берёзовые дрова захватили. "Выгружайте". Я - "Всё!". Он - "Всё!". Ни хрена себе – из болота тащить бегемота. Ну ладно, я в одиночку (а Николай Васильевич издалека наблюдает) выгружаю всё на землю. "А это что?" А там у меня 2 тяжеленных ящика с запчастями. Ведь считай на Марс летим. Там-то, за бугром, для буханки ничего кроме бензина не найдёшь. "Запчасти" -отвечаю. Заставил и их выгрузить. Приоткрыл крышку у одного, глянул,... "Загружайте". Пока я грузил, он пошарил по салону, заглянул в бардачок. "Можете проезжать". Шлагбаум открыт, Николай Васильевич садится. Проезжаем. Да! Там ещё есть небольшой магазинчик Duty-Free, зашли. Купили каких-то конфеток, а я себе 4 недорогие кубинские сигары, чтоб в Европе повыпендриваться.
Тронулись. Впереди всё тоже самое, только не по-нашему написано. Такая же сетка, разметка, такие же светофоры, шлагбаумы. Заезжаем, останавливаемся, глушимся. На двери домика стрелка с надписью "Pass". Понятно, - паспортный контроль. Берем все документы, заходим. Две или три кабинки. В одной тётка лет сорока. Подхожу. Она с акцентом: "Здрафствуетэ". Я ей: "Hallo" (здравствуйте по-норвежски). Да, забегая вперёд... Мы с Николай Васильевичем при въезде в очередную страну взяли за правило выучивать 2 местных слова. Это - "Здравствуйте" и "Спасибо". При такой поездке как наша, этого оказалось вполне достаточно. Контакт обычно происходил так: "Здравствуйте" (на ихнем языке), "Мы русские"(по-русски), "Help me"(по-английски), а дальше следовала русско-английская речь с привлечение мимики лица и жестов рук. И вы знаете - прокатывало, поскольку в основном выясняли "Как проехать?" и "Сколько стоит?". Общий язык всегда находили. Да! Про границу...
"Hallo" - говорю и выкладываю всю кипу на стол. Посмотрела. Что-то в компьютере набирает. "Цель поездки?" - "Туризм", "Куда едете?" - "В Португалию". "Куда???" - смотрит ошалело. "Норд Кап, Лиссабон, Гибралтар" - отвечаю. "А потом?" - "В Москву". "На этой машине?" - "Да". Смотрит ошалело восхищённо. Поинтересовалась грин-картой. Показал. Шлёп-шлёп, - проходите.
Выхожу. У Матёрого стоит девчушка. Стройненькая, симпатичненькая, - лет 25, но с погонами. Ясно, сейчас Матерого опять будут трясти. "Здрафствуетэ" - с акцентом, "Hallo"! (стараюсь без акцента). Показывает, мол, открывайте багажник. Открываю. Хлопая глазами, ошалело смотрит на весь шмурдяк. "Аlkohol?" - показывает на баклажки с водой, "No, it's water". Не поверила, открутила все пять пробок и понюхала. Смотрит удивлённо, попросила достать два чемодана, посмотрела во-внутрь багажника, показывает "закрывайте".
Переходит к салону и опять - "Аlkohol?". "Да" - говорю, "Есть!" и показываю 8 чекушек (провозить можно литр на нос). Пересчитала, посмотрела, что действительно 0.25 литра. Переходит в бардачку на пассажирском сиденье.
А у меня ведь машина оборудована, в бардачке, как положено, гранёный стакан, а в него сами собой засунулись 2 старых картонных спичечных коробка. Я стою рядом, а она чего-то в бардачке копошиться. Заглядываю через плечо, а она пальчиками-пальчиками пытается коробки из стакана выковырять. Открывает первый - спички, второй - опять спички. Смотрит обалдело (наркоту она, что ли искала?). Бардачок захлопывает - показывает "проезжайте". Шлагбаум открыт, зелёный свет, Николай Василич садится, проезжаем...
Мы в Норвегии, а, точнее, в Евросоюзе.
А собственно в Европе, - границ между государствами нет. Так, остались, кое-где, таможенные терминалы, но нигде нас никто не досматривал и документов не проверял. При пересечении очередной границы обычно приходило SMS от МТС с сообщением о въезде в очередную страну и телефон посольства России в этой стране. Па-а-ардон…!!!
При посещении Гибралтара (Англии) нас на КПП продержали, где-то полчаса оформляя какие-то бумажки. Да и местные испанцы ходят туда-сюда показывая какие-то бэйджики. Правда это, наверное, из-за того, что Гибралтар всё-таки, в основном, - военная база. Думали, что в Гибралтаре левостороннее движение, как в Англии, поэтому посещали его пешком, но, оказалось, нет - правостороннее.
Их немного.
Правила движения в Европе такие же, как и в России, с некоторыми нюансами.
Под «состоянием войны» между водителями и гаишниками я понимаю вот что.
У меня за много лет сложилось такое мнение, что гаишник в России выполняет в первую очередь «карательную» функцию, а только потом уже функцию «руководителя движения». То есть, человек, получивший в руки жезл и бляху на грудь видит себя в первую очередь как «ловец нарушителей» полностью забывая о том, что надо бы еще и безопасность движения обеспечивать.
Сколько раз я наблюдаю одну и туже ситуацию на пересечении МКАД и Новой-Риги. Стоит пробка из-за того, что две машины притёрлись, - ждут гаишника для оформления, а рядом в двухстах метрах пост ГИБДД, на нём точно такие же гаишники стоят, ловят нарушителей, и чихать им на пробку.
Кто из вас не попадал в такую ситуацию. Был ремонт дороги, ремонтники оставили (забыли убрать?) знак «40» или, вообще, непонятно зачем он стоит. Вы едете, дорога хорошая, ничего не предвещает…, как вдруг вас останавливает гаишник и вменяет вам превышение скорости. И ведь он – прав! Вы действительно её превысили.
В Европе, похоже, – не так. Там всё сделано как-то так, чтобы водителю было удобно: и знаки, и разметка, и указатели, и разгонные полосы длиной в километр... Один характерный пример. При въезде в некоторые городки/деревеньки (особенно в Швеции, Бельгии, Франции) стоит радар и меряет вашу скорость, которая высвечивается на табло, и всё это вдобавок к названию населённого пункта и знаку «не больше 50». А во Франции - вообще… на табло высвечивается не цифра, а унылый красный смайлик, если скорость больше 50кмч, или улыбающийся зелёный, - если меньше. Тем самым, как бы говориться: «Товарищ водитель, мы знаем, что вы законопослушный, но сейчас вы немного отвлеклись…, не забудьте снизить скорость, впереди населённый пункт».
Похоже, такое отношение к водителям и привело к тому, что в Европе и гаишников на дорогах нет, и все (большинство) водители – вежливые. Может быть и в России мы когда-нибудь к этому придём.
Мне показалось (прошу меня не шибко пинать), что в Европе этот сервис развит хуже чем в России. Впервые это бросилось нам в глаза в Швеции, а потом во Франции и Германии. Вдоль больших автомагистралей начисто отсутствуют заправки и кафешки. То есть, они конечно где-то есть, но нужно сворачивать с дороги в прилегающие городки и всё это там искать. Это не как у нас в России, через 20-30 км по любому какая-нибудь харчевня будет стоять у дороги.
На обратном пути в Испании обратили внимание, что режим ночёвок у нас – через два дня на третий. То есть два раза мы ночуем в Матёром, а на третий день в каком-нибудь кемпинге или мотеле. Пока ехали по России, каждая ночёвка была в гостинице. А вот в Европе это последовательность (через два на третий) чётко выполняется. И дело тут не в стремлении сэкономить. Так почему-то получается. И хотели бы остановиться в гостинице, но…, ну не встречалось их на нашем пути тогда, когда мы собирались вставать на ночёвку.
Поскольку в Европе бензин в 2-2.5 раза дороже чем у нас (самый дорогой в Норвегии, самый дешёвый в Андорре), то основная статья расходов в нашем путешествии, - это бензин. А что вы хотите…, Матёрый это ведь АВТОМОБИЛЬ, а не какая-то «зажигалка» типа Оки или Мерседеса с 4 литрами на 100км. У него и аппетит соответствующий – 15-17 литров на 100км. Остальные цены: продукты, гостиницы, кафе/рестораны, - приблизительно такие же, как и у нас. Что-то дороже, что-то дешевле.
Наличных денег у меня было две или три сотни евров в кармане. Но я их практически не тратил, так… на придорожном базарчике фруктов купить, в деревенском сельпо местного сыра или портвейна… Все остальные денежные расчёты в Европе происходили посредством банковской карты: за бензин, за гостиницу, за кофе в Макдональдсе и т.п. В марте 2014 я завёл себе сбербанковскую VISA с еврами и положил на неё 8900 евров. По окончании поездки на ней осталось порядка 3500 евров. То есть на двоих мы за всё путешествие в течение 25 дней проехав по Европе больше 14000 км мы в ней оставили 5400 евро. Так, что на нос пришлось по 2700, а вот если бы нас ехало трое или четверо в Матёром, то и расходы были бы соответственно меньше. Правда тогда кому-то пришлось бы ночевать в палатке.
15 мая, 20:00, Москва, пл.Курчатова (60348км)
Нулевая точка или точка отсчета. Делаем с Андреем Фаробиным фотосессию на площади Курчатова и обклеиваем Матёрого разными наклейками.
20:35, ВР Строгино (60351)
Залились на ВР Строгино все баки под пробку. Двигаемся с сторону Дмитровского шоссе по МКАД. Правильно сделали, что поехали из Москвы под вечер, - в пробках стоять было не жарко. Простояв в общей сложности 1.5 часа на МКАД и Дмитровском шоссе в пробках и слушая аудио-книгу «Белый клык», в районе посёлка Северный наконец-то начинаем упорядочено двигаться на Дмитров. В него въехали когда уже стемнело. Решаем всё-таки доехать до Калязина через Талдом.
Во втором часу ночи добрались до Калязина, откуда пошёл мой род (отец здесь родился). Остановились в гостинице на въезде в город. Заплатили в гостинице на двоих 2500р + завтрак. Ужинали в номере.
16 мая, 10:20, Гостиница г.Калязин, (60557)
Проснулись, позавтракали, двигаемся на Углич, предварительно заехав посмотреть на всемирно известную колокольню.
Погода радует. Тепло, солнышко пригревает, правда ветерок и как назло - встречный. Все обочины белые, цветёт черёмуха. Красота!
После Углича, закупившись «Углическим сыром», двигаемся на Рыбинск. Если Углич ещё можно назвать «провинциальным городом» (в проулке на выезде видел козу), то к Рыбинску этот эпитет никак не применим, - современный промышленный, чистый и ухоженный город.
Дорога Углич-Рыбинск очень живописная, но особо не разгонишься, - идёт через разные деревеньки, петляет. Состояние дороги на 4.
16:50, г.Пошехонье, 60657
Обед в кафе "Бриз" в окружении "пошехонской старины". Всё очень вкусно и питательно.
Далее Череповец,такой же как и Рыбинск, но отличается от Рыбинска наличием заметного смога от металлургического комбината Дорога Рыбинск – Череповец – Белозёрск - Липин Бор – Вытеграна твёрдую тройку. Гнать нельзя , сплошные выбоины иямочный ремонт. Средняя скорость 80-90 кмч. Смотреть особенно нечего, после Череповца дорога идёт вне населённых пунктов. Зато радует трафик, его практически нет. Очень мало как попутных, так и встречных.
21:25, г.Белозёрск, 60978
Ужинаем в Белозёрске который был основан в 862 году.. Осматривая старую крепость, её крепостные валы, появляется мысль: «От кого же здесь оборонялись наши предки, от викингов – наверное. И видно крепко оборонялись, коль такую крепость больше 1000 лет назад сгородили».
Поторапливаясь выезжаем из Белозёрска в сторону Липина Бора. Сказали, что паром только до 20-00. Так и есть – опоздали. Но радует то, что мы в России. Да, паром работать кончил, но это не значит, что переправиться нельзя. Можно - 300р и чекушка в придачу, мы же, слава богу, в России живём.
Забегая врерёд отмечу, что, например во Франции, французу такое и в голову не пришло бы сделать. Там в 20-00 - дверь на замок и жди завтрашнего утра. Орднунг - однако! Дорога от Белозёрска до Липина Бора – грейдер хорошего качества. Скорость 60-70 кмч.
22:45, АЗС после Липина Бора, 61024
На выезде из Липина бора заправились. Едем на Вытегру. Навигатор, что Навител, что IGO прокладывает маршрут на Вытегру через Ленинград. Все 150км до Вытегры бормотал, что надо развернуться и ехать через Ленинград.
От Липина бора до Вытегры – асфальт. Дорога идёт вдоль канала по которому идут очень много пароходов. На автодороге трафик практически нулевой. Остановились в гостинице. Стоимость 2-х местного номера 2000р. в гостинице «Вытегра», в которой есть и WI FI. Кстати, в Европе эта аббревиатура произносится как «Ви-Фи».
17 мая, 11:30, Вытегра, 61176
Выехали из гостиницы и поехали смотреть подводную лодку, по-моему единственный такой музей в России. (как подсказали потом в авторушной конфе есть еще в Питере, в Калиниграде и в Москве)
Вытегра стоит на канале Волго-Балт, но дороги в Вытегре – мама не горюй.
Я семь лет назад был в Вытегре. По моему они были лучше. Никаких эмоций тогда не осталось, а сейчас сплошные эмоции.
От Вытегры пошли на Медвежьегорск по дороге которая идёт по восточной стороне Онежского озера. Навител и IGO опять прокладывают маршрут на Пудож и Медвежьегорск через Ленинград
12:45,граница Карелии
По началу дорога была на 5 с плюсом, но этот плюс растянулся всего на 20-30 км, а потом начался сплошной минус. Вся дорога в выбоинах без какого-либо намёка на ямочный ремонт. Как я был дальновиден, что поставил BFгудричи 31-го размера. Именно благодаря им можно было на этой дороге держать среднюю скорость 50-55 кмч. Большинство ям колёса не чувствуют. Но всё равно в Медвежьегорске, где кончился этот кошмар, я полез под машину…. Тьфу три раза… все мосты, рессоры и гайки, вроде бы, на месте. В общем, эта дорога мне напомнила трассу «Амур» между Читой и Хабаровском в 2008 году.
14:43,Пудож,61277
На выезде из Пудожа пообедали в кафе «Уют». Двигаемся на Медвежьегорск, проезжаем Беломорканал. Взяли попутчика, майора из охраны Беломорканала. Заверил нас, что охрана канала на высоте. На душе стало спокойнее. Довезли до посёлка Пиндуши, за которым последовали Лумбуши и масса других. Едем и наблюдаем, что мы действительно едем на Север. Листочки только распускаются, в лесах паводковая вода, но тепло - солнышко припекает, как у нас в Подмосковье в конце апреля.
Медвежьегорск поразил количеством…, нет, не медведей,– мотоциклистов! Слёт у них тут какой-то что-ли?
17:42, г.Медвежегорск, 61468
Выезд на трассу Ленинград-Мурманск после Медвежьегорска. До Мурманска 783км. После Медвежьегорска пошла федеральная трасса на Мурманск. Блеск, трасса на 5 с плюсом. Только в районе Лоухи, где мы заночевали в гостинице, идёт капитальный ремонт трассы, растянувшийся на 30-40 км. Ужинали в номере.
18 мая, 11:45, Лоухи, 61847
Выехали из Лоухи, заправились по полной, попрыгали на капремонтируемых участках и где-то через час пересекли Полярный круг.
13:03, Полярный круг, 61903
Рядом со стелой все деревья в тряпочках, а рядом пирамидки из камней. Сложили свою.
В лесу полно снега, почки ещё и не набухали, на озёрах лежит лёд. Пошли болота. На 780км трассы Ленинград-Мурманск, мужик торгует клюквой. Останавливаться не стали, если брать, - то ведро, а ведро мы не съедим, - пропадёт. Ср.скорость 100-110км
15:35, г.Кандалакша, 61995
Пообедали в кафе торгового центра. Чтобы есть салат со сметаной, пришлось сходить и купить в магазине сметану. Сметану оставили поварам. Чувствуется, что холодает и теплее не будет, - купили шапочку, в кепке голова зябнет. Поскольку, как всегда, что-то забыли дома, купили иголки и резинку для трусов, ниток почему-то не было. Двигаем дальше на Мурманск,в горах снег, на озёрах лёд.
Кстати, за всё путешествие нитки так и не понадобились.
18:16, г.Мурманск, пост ДПС, 62207
К 6 часам были в Мурманске.
Город приятно поразил, центр вычищен до блеска, никаких облезлых домов. В порту увидели атомоход «50 лет Победы».
Немного покрутились по городу составили общее впечатление и двинулись к норвежской границе.
19:27, Заправка в Мурманске,62232
Залили полные баки на АЗС в районе рыбного порта и по мосту через залив двинули на Киркинес, до него - 211км, написано на придорожном знаке
21:08,Граница Печенгского р-на
. После Мурманска снега на сопках всё больше и больше. Ёлка и сосна пропали, одна карликовая берёза. Эти заросли карликовой берёзы выглядят как сады под снегом где-то в тамбовской области. А снега всё больше. Правда сухо и солнце припекает, но воздух приятно прохладный. Памятник павшим воинам Полярной дивизии.
молодцы местные ребята!
На въезде в Печенгу остановились у поста ДПС, но там сидел не гаишник, а военный. Сказал, что в Печенге гостиниц нет, езжайте в Заполярный. Поехали.
Заночевали в гостинице г.Заполярный. Завтра должны пересечь границу с Норвегией, до которой осталось меньше 100 км. Да!, забавный и грустный эпизод….
При заселении
в гостиницу Заполярного Николай Васильевич флиртуя, спрашивает у
симпатичненькой администраторши:
«Скажите, а в Печенге печенеги живут?». Ответ:
«Не знаю, я не местная!».
Смешно и грустно.
Ужинали в номере.
19 мая, 12:07, г.Заполярный, 62384
Выхожу утром, смотрю, под машиной подтёк масла. Открыл капот, так и есть, - течёт масляный краник на масляный радиатор. Вероятно, последствия тряски на колдобинах дорог между Вытегрой и Медвежьегорском. Спросил проходивших мимо ребят про автосервис, мол - яма нужна. Посоветовали обратиться в гаражи – рядом. Заглянули. В одном из них настоящий автосервис с подъёмником. Быстро подняли на подъёмник, ликвидировали течь масла из краника и заодно поменяли на новый, ремень насоса гидроусилителя. Старый оставили в запас. Большое вам ребята спасибо.
Да! После этого попили с ребятами кофейку, рассказали куда едем, а они показали артефакты, добытые на местах боёв: каски, лопатки и даже чугунную печку из финского блиндажа в отличном отодраенном состоянии. Я так понимаю, фронт в этих местах стоял долго – несколько лет. Немцы/финны успели, как следует, обустроиться, а наше наступление в 44-м году было стремительным, поэтому многое осталось на местах боёв. Я так понимаю, и в будущем ещё много чего можно будет там выкопать. Распрощались с ребятами, тронулись в сторону границы. Да!, проглядели на подъёмнике только крепление генератора, тоже последствия той же тряски. Это нам аукнулось под Гамбургом и в Швейцарии.
Вопоминания о прохождении границы.
Едем из Заполярного, на шоссе ни одной машины, пара легковушек нас обогнала. Шоссе отличное, только в одном месте ремонт и объезд по кочкам. Справа вдоль шоссе, метрах в 100 тянется колючка. Министерство обороны - однако!
Первый шлагбаум. Военный (скорее всего пограничник) посмотрел паспорта и поднял шлагбаум. Я так понял, это был въезд в пограничную зону.
Еще несколько километров и вот она граница. Несколько домиков, расчерченная площадка, обнесённая проволочной сеткой, в конце площадки 3 светофора и 3 закрытые шлагбаума. Всё понятно. Ставим машину, глушим, идём в домик на паспортный контроль, захватив все какие есть документы.
В кабинках сидит пара человек, я одному освободившемуся вываливаю всю кипу, но он посмотрел, по-моему, только мой паспорт. Спрашивает "Цель поездки", отвечаю-"Туризм". Шлёп, шлёп, отдаёт документы, выхожу.
Рядом с Матёрым парень, как я понял - таможенник. "Водитель ко мне. Остальные (это про Николая Васильевича) - стойте там". Подхожу. "Что везёте" - отвечаю "Себя и шмурдяк". Следуетдлинная стандартная фраза: "Везёте ли вы: наркотические вещества, оружие, ....", долго говорил, - порядка минуты. Наконец кончил, - "Показывайте". Открываю багажное отделение.
Но ведь у меня там и в правду - шмурдяк. Канистры с маслом, пара чемоданов, столик, стульчики, какие-то сумочки и пакетики, пластиковые канистры с водой, резиновые сапоги, даже берёзовые дрова захватили. "Выгружайте". Я - "Всё!". Он - "Всё!". Ни хрена себе – из болота тащить бегемота. Ну ладно, я в одиночку (а Николай Васильевич издалека наблюдает) выгружаю всё на землю. "А это что?" А там у меня 2 тяжеленных ящика с запчастями. Ведь считай на Марс летим. Там-то, за бугром, для буханки ничего кроме бензина не найдёшь. "Запчасти" -отвечаю. Заставил и их выгрузить. Приоткрыл крышку у одного, глянул,... "Загружайте". Пока я грузил, он пошарил по салону, заглянул в бардачёк. "Можете проезжать". Шлагбаум открыт, Николай Васильевичь садиться. Проезжаем. Да! Там ещё есть небольшой магазинчик Duty-Free, зашли. Купили каких-то конфеток, а я себе 4 недорогие кубинские сигары, чтоб в Европе повыпендриваться.
Тронулись. Впереди всё тоже самое, только не по-нашему написано. Такая же сетка, разметка, такие же светофоры, шлагбаумы. Заезжаем, останавливаемся, глушимся. На двери домика стрелка с надписью "Pass". Понятно, - паспортный контроль. Берем все документы, заходим. Две или три кабинки. В одной тётка лет сорока. Подхожу. Она с акцентом: "Здрафствуетэ". Я ей: "Hallo" (здравствуйте по-норвежски). Да, забегая вперёд... Мы с Николай Васильевичем при въезде в очередную страну взяли за правило выучивать 2 местных слова. Это - "Здравствуйте" и "Спасибо". При такой поездке как наша, этого оказалось вполне достаточно. Контакт обычно происходил так: "Здравствуйте" (на ихнем языке), "Мы русские"(по-русски), "Help me"(по-английски), а дальше следовала русско-английская речь с привлечение мимики лица и жестов рук. И вы знаете - прокатывало, поскольку в основном выясняли "Как проехать?" и "Сколько стоит?". Общий язык всегда находили. Да! Про границу...
"Hallo" - говорю и выкладываю всю кипу на стол. Посмотрела. Что-то в компьютере набирает. "Цель поездки?" - "Туризм","Куда едете?" -"В Португалию". "Куда???" - смотрит ошалело. "Норд Кап, Лиссабон, Гибралтар" - отвечаю. "А потом?" - " В Москву". "На этой машине?" - "Да". Смотрит ошалело восхищённо. Поинтересовалась грин-картой. Показал.Шлёп-шлёп, - проходите.
Выхожу. У Матёрого стоит девчушка. Стройненькая, симпатичненькая, - лет 25, но с погонами. Ясно, сейчас Матерого опять будут трясти. "Здрафствуетэ" - с акцентом, "Hallo"! (стараюсь без акцента). Показывает, мол, открывайте багажник. Открываю. Хлопая глазами, ошалело смотрит на весь шмурдяк. "Аlkohol?" - показывает на баклажки с водой, "No, it's water". Не поверила, открутила все пять пробок и понюхала. Смотрит удивлённо, попросила достать два чемодана, посмотрела во-внутрь багажника, показывает "закрывайте".
Переходит к салону и опять - "Аlkohol?". "Да" - говорю, "Есть!" и показываю 8 чекушек (провозить можно литр на нос). Пересчитала, посмотрела, что действительно 0.25 литра. Переходит в бардачку на пассажирском сиденье.
А у меня ведь машина оборудована, в бардачке, как положено, гранёный стакан, а в него сами собой засунулись 2 старых картонных спичечных коробка. Я стою рядом, а она чего-то в бардачке копошиться. Заглядываю через плечо, а она пальчиками-пальчиками пытается коробки из стакана выковырять. Открывает первый - спички, второй - опять спички. Смотрит обалдело (наркоту она, что ли искала?). Бардачёк захлопывает - показывает "проезжайте". Шлагбаум открыт, зелёный свет, Николай Василичь садится, проезжаем...
Мы в Норвегии, а, точнее, в Евросоюзе.
17:55, г.Киркинес, 62446
Недоезжая 3-4км до Киркинеса, - стоянка. На ней 2-3 легковушки с мурманскими номерами и фуры.
Остановились, подхожу к одной из легковушек. Муж с женой, встретили настороженно, но потом, когда увидели наш аппарат, - разговорились. Меня интересовали 2 вопроса: особенности правил движения в Норвегии и особенности и правил заправки на АЗС. Оказалось особенностей немного:
1. В Норвегии сверхпредельно чётко выполняется правило «Помеха справа». Даже если машина справа выезжает из дворового проезда – вы её обязаны пропустить.
2. Олени на дорогах! Лучше конечно их не давить, но если собьёшь, последствий никаких. Надо только не уезжать с местазадавливания, мол, приедет полицейский с хозяином (оленя?) и всё разрулят без последствий.
3. Заправка! Суёшь карточку в дырку на колонке, вставляешь шланг, заливаешь сколько надо, возвращаешь шланг, карточка выезжает – с неё снято соответствующее количество евров конвертированных в NOKи (норвежские кроны) и потом выезжает ещё и чек. У меня была карточка с еврами, поэтому тут же после заправки мне приходило SMS – мол, снято столько-то евров. Так что, всё просто,- разберётесь! Разобрались.
Ещё немного поболтали, рассказали куда мы собираемся доехать. Ответили, что до Норд Капа проблем нет, не должно быть и дальше. Дело в том, что ещё в Москве, прикидывая будущий маршрут в Googl Map от Киркинеса до Норд-Капа, Googl Map настойчиво прокладывал кружной маршрут через Финляндию.
Оказалось, что дорога №98 по которой я хотел ехать иногда (зимой) может быть закрыта. Ребята посоветовали с Норд Капа двигать на Альту. Ну что ж, поедем, разведаем, можно по ней ехать или нет, кончилась ли зима в Норвегии? Да!, ещё ребята очень рекомендовали нам половить краба. Дело в том, что ловля краба в России, по крайней мере, в мурманской области запрещена, штраф какой-то астрономический, а вот в Норвегии ловля краба чуть ли не поощряется.
Поэтому в Киркинесе, заправились, купили карту Норвегии и снасть для крабов, едем по дороге №98 на Нейден, ТанаБру.
На реке Навданьйохка остановились на смотровой площадке у водопада
подъезжает микроавтобус…, наши туристы! И началось…, в смысле, фотосессия с Матёрым когда узнали куда мы направляемся.
Пожелали счастливого пути и двинули дальше.
В селении ВарангерБоте пообедали на 387NOK или 50Е.
Заметки фенолога... Порадовало то, что в Норвегии кофе бесплатно. Стоит титан, подходи наливай, но кофе – не очень. Пока наливал из титана кофе, подошел норвег с кружкой пива, что-то сказал тётке за прилавком, та нацеживает ему в рюмку, то ли виски, то ли джина, он выливает это в кружку (по-нашему сделал «ерша») и пошёл к своему столу. Почти как у нас! Едем дальше…
Дорога идёт вдоль побережья фьордов, тут их тьма тьмущая.
Вдоль дороги встречаются отдельные домики, то ли «фазенды»
то ли «заимки»
Но что характерно, вроде и людей
невидно, постройки кое-где стоят в снегу, следов нет, но все домики аккуратно
покрашены, наличники белые.
Орднунг – однако!
Кое где дорога идёт в горахи начинает напоминать трассу «Колыма» в Магадании
правда на дороге всё ещё лежит асфальт. Начинаются серпантины, снега прибавляется, на самом перевале, снега выше крыши, асфальт сменился на грейдер.
Изредка встречаются стоянки кемперов (прицепов), где-то люди есть, где-то – нет. Вдалеке видели 2-х мужиков на снегоходах, а в одном месте, похоже, подлёдной рыбалкой занимались. Ровное поле в снегу, скорее всего горное озеро между сопками, и посередине сидит мужик.
Спускаемся с перевала, снега поубавилось, опять дорога идёт вдоль фьордов. Останавливаемся на площадке со знаком «Р» попить чайку,
столик, скамеечки, туалет, вокруг чистота и информационный щит на котором наклеиваем этикетку «Щукино».
Вроде пора заправляться.
22:49, Автоматическая заправка,62740
Въезжаем в непонятный посёлок, людей нет, на въезде автоматическая заправка. Суём карточку, заправляем 45.3 литра, получаем чек на 797.98NOK. Но что интересно, потом пришло SMS от МТС, что, мол, с моего счёта снято 1 евро. И по балансу сходится. Загадка! Думал может быть это какие-то мне непонятные межбанковские «разборки», может потом снимут? Но нет…, так до сих пор никаких последствий. Но чеки, на всякий случай, до сих пор храню. Людей, повторяю, - нигде не видно, спросить не у кого, спят наверное, хоть и солнце светит, полярный день – однако! (выше указано Московское время, местное – 20:49).
Часа через полтора доезжаем до г.Лаксельве. Большой городок, аж 2 гостиницы! Но в которых мест нет, а может просто посмотрели на нас и на Матёрого и отказали, -не знаю…, но сказали что рядом с городком есть кемпинг. Поехали туда. Увы, хозяин есть, а мест нет. Сезон ещё не начался, все домики стоят закрытые. Но хозяин, узнав, что мы едем на Норд Кап, сказал, что по той дороге тоже есть кемпинг, позвонил туда и сказав нам «Ок!» помахал рукой.
Подъезжаем,стоят домики
среди них явно выделяется административный, на ступеньках стоит мужик в пиджаке (звать его Гаер).
Останавливаемся, глушимся, вылезаем, подходим. Поднимаю руку в приветствии, говорю "Hallo"! (стараюсь без акцента), а он мне, стуча себя в грудь, - «I’m Viking!», ясно, - товарищ отдыхает. За ночёвку в кемпинге заплатили - 800NOK (норвежских крон). Спросили насчёт «пожрать! «Ок!» и через 15 минут приносит здоровенную пиццу (мы её так и не доели), по стопке водки и пиво. Я говорю «Понял» и бегом к Матёрому…., похоже чекушки 2 или 3 мы втроём усидели.
Дальше началось братание,
показ своих владений, зажигание каминов
и паренье нас в бане с бородатым шведом.
После бани Гаер повёл нас смотреть ролики о его кемпинге, завёл норвежские песни, я через Интернет показал ему свой ролик про Магадан (Дорога 1000 луж), в общем – много интересного. Под конец он завёл что-то, прислушиваюсь – что-то знакомое…, БА!!!, да это наш Советский гимн! Пришлось нам с Николай Васильевичем встать и исполнить его хором. А потом нам Гаер говорит, почему он его завёл, - очень ему мелодия нашего гимна нравиться. Вот так!
Так что из всех стран Европы мне больше всего понравилась Норвегия, - люди здесь душевные и с пониманием, да и климат не жаркий.
20 мая, Лакселве, кемпинг
Наутро (точнее как проснулись), не торопясь собрались, попили чайку, похмелили шведа (сами ни-ни…)
простились с Гаером и двинули в сторону Норд-Капа.
Дорога идёт по берегу фьорда
встретили первых оленей.
Оказывается они тут разноцветные: есть серые, а есть белые,
гуляют прямо по дороге – поганцы. И ведь что характерно, их на фоне асфальта практически не видно, сбить, - пара пустяков. Скажу сразу, - ни одного оленя не сбили. Кенгурятник, точнее, оленятник – не пригодился.
НордКап тунель, 62887
Туннель длиной 7км (45.jpg). Трафик нулевой. Начинается крутой спуск, чтобы не пожечь тормоза включили третью. Туннель - 2 полосы,освещён. Есть 2 или 3 кармана. Николай Васильевич заметил, что у нас в этих карманах обязательно какая-нибудь шашлычная бы образовалась. Особо не гоним, - всё-таки туннель. Начинается крутой подъём, влезаем на него на второй передаче. До НордКапа - 20-30 км. Дорога идёт в гору, начинаются серпантины, снега кругом - выше крыши.
17:17, НордКап, 62969
На въезде КПП, пройти можно бесплатно, а проехать на машине 400NOK
– стоянка рядом с комплексом. И оставить перед КПП машину нельзя – знак стоит. Приходиться раскошеливаться и проезжать.
Вот он край земли.
Вода Тихого Океана вылита в Ледовитый .
Комплекс на Норд-Капе большой: музей,
ресторан/кафе
магазин сувениров
но людей немного, - сезон ещё не начался. Вообще говоря, норвеги молодцы. Сгородили этот комплекс, протянули до него дорогу, и теперь стригут бабки с таких «дураков», как мы. Хотя, может многие меня и не поймут, но есть в этом что-то…, КРАЙ ЗЕМЛИ, и я там был!
Ну и ладно… Купили сувениров (магнитку на холодильник), наклеили наклейку Щукино на каком-то транспаранте и двинулись к мысу Рока, что в Португалии рядом с Лиссабоном.
PS Забегая вперёд, скажу, что за неделю до этого дорога на Норд-Кап была закрыта, - снежный буран. Вот так!
Едем теперь назад,
в сторону Лаксельве, но недоезжая до него, через 130 км сворачиваем направо – на Альту, от Норд-Капа до неё – 237 км. Не могли удержаться и на одной из стоянок остановились и искупались в водах Ледовитого океана.
Попили чайку, наклеили наклейку «Щукино» и двинули дальше.
Дорожные рабочие, ремонтирующие дорогу и видевшие наш заплыв, приветствуют нас, подняв большой палец.
Доезжаем до г.Альта и на выезде из него останавливаемся в кемпинге.
21 мая, 13:00, Альта, 63208
И всё-таки в нашем путешествии, начавшемся 15 мая, - плюсы перевешивают минусы. Большой плюс в том, что в большинстве кемпингов, практически нет посетителей. Но правда, есть и минус, - не все кемпинги и мотели открыты, т.к. туристический сезон ещё не начался. Этот минус во всю, потом, проявится в Швеции. Плюс также и в том, что трафик на тех дорогах, по которым мы едем, - практически нулевой. Но самый большой плюс (для меня), это то, что вокруг самое моё любимое время года – поздняя весна. И снег сошёл, и земля подсохла, и листва только распускается, всё цветёт - красотища.
За ночёвку в кемпинге заплатили по 18 евро с носа.
Показали домик. Комната достаточно большая, на 4-х человек, правда, кровати двух-этажные. «Удобства» рядом с домиком.
На фото «удобства» (душ и WC) – по центру, наш домик – справа, где стоит Матёрый. На полянке стоит пара избушек, таких же как и вчера у Гаера.
Внутри камин и всё застелено оленьими шкурами.
Мы избушками и камином не пользовались, поскольку времени не было, а, главное, - мяса.
Перед выездом, разговорились с одним мужиком, по акценту – прибалт (похоже литовец). Сказал, что неделю назад дорога на Норд-Кап была закрыта, - снежные заносы. Во как нам повезло! До границы Финляндии от Альты 174км. Едем в Финляндию.
Минут через 20 дорога пошла по каньону вдоль реки,
дорожка узкая, идёт в подъём, серпантины, адреналин, но – красиво, и трафик нулевой. Напоминает дорогу на трассе «Колыма» в районе посёлка Развилка, только вместо грейдера – асфальт.
В конце-концов подъём кончился и дорога пошла вдоль берега озера. Опять похолодало, озеро во льду, в горы поднялись – однако. Пейзаж вокруг унылый на небе облака.
Совершили наезд…, нет не на оленя, - на птичку. Вылетела откуда-то справа…, одна секунда…, мы её догоняем и её ветром прижимает к лобовому стеклу, прям напротив меня. И потихонечку, потихонечку начинает сползать влево. Сползла. Не знаю – насмерть или нет, но останавливаться не стали. Не олень – чай!
В г.Каутокейно были в первый раз остановлены ребятами в жёлтых жилетах (похоже полицейские). Думали - за птичку. Оказалось – нет,скоре всего, они остановили нас для того, чтобы получше рассмотреть Матёрого, поскольку на предложенные документы только покосились. Спросили куда едем, сказали – в Португалию. Обалдело смотря, пожелали счастливого пути. И вам не хворать! Едем дальше.
16:38, Граница с Финляндией, 63367
Первая граница внутри Евросоюза. Домик, справа стоят две фуры, рядом какая-то тётка в жёлтом жилете с погонами. Притормаживаем, открываем правое окно, смотрим на неё. Она – «Problem?», мы – «No!», машет рукой, мол, проезжайте. Проехали.
Доехали до п.Палоярве. Пообедали в кафе, купили карту, прокладываем маршрут по Швеции до которой пока не доехали.
Сходили в магазин,
купили на пробу, местных сосисок, пива, бекона, йогурта... Хотели купить хлеба,
но его не оказалось: либо сладкие булочки, либо галеты и крекеры. Купили пакет
с коржиками (в школьном буфете такие продавались за 8 коп.). Продавщица,
пытаясь объяснить, что это не хлеб, произнесла «Ням-ням». Ну что ж, «ням-ням»,
так «ням-ням» - с чаем самое то!
На местной АЗС заправились.
Вся дорога по Финляндиисоставила порядка 100км. Это аппендикс на самом севере Финляндии, вот мы его и пересекали. В лесах кривые берёзки, ель, сосна. Лиственницы не видно, лиственница – это дерево России.
Граница со Швецией, г.Каресованто,
В г.Каресуандо пересекли мост, разобрались с указателями и въехали в Швецию.
Едем теперь по дороге Е45 до г.Свапавара , там сворачиваем на Е10 и едем до г.Галиваре и, объезжая его по той же дороге, едем к побережью Балтийского моря к г.Лулеа.
Олени задолбали, гуляют по дороге как коровы, где-то в Краснодарском крае. Серые, сливаются с фоном асфальта,
машин не боятся, сбить на скорости 80-90кмч – ничего не стоит. Обратите внимание на дорогах нет обочин, вообще – НЕТ! Километров через 5-10 встречаются карманы на которых можно остановиться. Не доезжая одного из них навстречу нам показывается машина с мигалкой и мужик в жёлтом жилете, наполовину высунувшись из окна, жезлом нам показывает остановиться в кармане. Ну всё – кажется влипли, что-то нарушили! Но нет, он проезжает, показывая машине, следующей за нами, тоже остановиться. И тут…..!!!
На дороге показывается МОНСТР (жаль, не успели сфотографировать). На трейлере везут кузов карьерного самосвала. Едут по центру дороги, и занимает этот кузов больше чем всю дорогу. И летят, поганцы, со скоростью 70-80кмч. Только воздушной волной Матёрого качнуло. Вспомнили о наличии Бога. Надо же не подвёл, рядом оказался карман, а если б не он, - куда? С насыпи в лес рулить?
Вообще-то, Швеция встретила нас не слишком гостеприимно, да и порядка в ней меньше чем в Норвегии.
1. Во-первых дождь, началась приличная гроза
2. Бензин на исходе, переходим на второй бак, но вырабатываем и его. Рядом с дорогой дом, на террасе сидят несколько бородатых дедов, - пьют пиво. Тормозим, подхожу с картой в руке. "Hej" (здравствуйте по шведски), "Мы русские"(по-русски), "Help me"(по-английски), «Бензин где?» (по-русски). На удивление – поняли. Залопотали, замахали руками…, оказалось надо вернуться чуть назад и свернуть в посёлок, там, мол, есть заправка. Говорю: «Тack!» (спасибо по-шведски) и рулим в посёлок. Заправка есть, людей нет, всё закрыто. Заливаем единственную канистру, выруливаем на трассу и уже на последних каплях, наконец встречаем заправку Shell. Заправляемся по карточке. Максимум за один заход можно залить на 400SEKов (шведских крон), т.е. 27 литров А-95. Совершили четыре «подхода к снаряду» пока не залили Матерого под завязку.
3. На некоторых АЗС чеки не выдают… :(. Пытались выяснить у сотрудницы
но так ничего и не добились. А может, просто чековая лента закончилась?..
4. Бензин заметно худшего качества, чем в Норвегии. Там мотор шелестел, а тут иногда срывается на детонацию :(. Правда расход бензина по нашим оценкам - 16л/100км.
5. Совершенно отсутствует придорожный сервис! Можно проехать 200 км и не встретить ни одной кафешки :(. Это, отправляясь в поездку вглубь Швеции, надо иметь в виду.
6. Время позднее – пора ночевать. В Норвегии мотелей и кемпингов было навалом, а тут… С трудом нашли один, повернули по указателю, но все закрыто, ни души вокруг. Потом завернули еще на один – работает, но все спят, на ресепшене никого нет, спросить не у кого :(. Едем дальше.
Правда наконец (часов в 11 по местному) нашли красивую стоянку у дороги :). Чистота кругом, даже туалет есть
С подогревающимся полом! Расположились за столиком,
поужинали, приняли по маленькой, кстати, пиво норвежское попробовали. Финское Lapin Kulta нам больше понравилось.
Пошли
спать в машину: «буханка» все-таки для этого неплохо подходит.
22 мая, Выезд со стоянки
Трасса идёт вдоль Балтийского моря, три полосы разделены тросами.
Бензин хуже чем в Норвегии, опять надо крутить трамблёр.
Пейзаж однообразный, как будто стоим на месте.
Во второй половине дня проезжаем разные города.
На подъезде к одному из них увидели торговый комплекс типа нашего «Ашана». Решили заехать посмотреть что и как, и закупиться какой-нибудь снедью на ужин.
Как и вчера, на пробу, купили колбаски, йогурта, местных макарон и, в качестве сувенира, несколько коробок шведских спичек J. Кстати, обратили внимание, что в Европе, даже в крупных супермаркетах (в тех что мы посещали), очень маленький выбор «молочно-кислой» продукции. У нас, - и кефир и простокваша и ряженка, не говоря уже о всяких йогуртах. Прилавок длиной метров десять ею заставлен. Там же – 2-3 названия, ну может, максимум пять, ютятся на 1-2 метрах прилавка.
Выходим. Под Матёрым – лужа. Палец в лужу, к носу, на язык - тосол. Мать-твою…! Соскочил (разгерметизировался) шланг салонной печки, пассажирское сиденье прилично намокло. Ну что делать…долили тосола, едем. Через несколько километров встретили обзорную площадку со столиками около красивого моста через фьорд
Выволокли всё на просушку и заодно пообедали.
За весь день – ничего интересного, разве, что только с нашими чеченцами пообщались. Едем. Нас обгоняет машина, сигналит, из окна рука с большим пальцем. Обогнала, мы тоже посигналили. Километров через 10 остановились на стоянке (таблетки забыл с утра выпить). Глядь, а там эта машина и ребята с неё к нам подходят. Разговорились, кто, куда, откуда… Оказалось ребята в Швеции лет уже 10 как живут. Поспрашивали о тутошних нравах. Запомнился один сюжет.
Несколько лет назад местный суд вынес постановление по поводу одного водителя, которого постоянно задерживали пьяным за рулём. Суд постановил: разрешить ему пить и ездить, поскольку: (а) до этого он ни в какие аварии не попадал и всегда соблюдал правила, (б) если он не пьёт, то ему будет плохо со здоровьем.
Во какая забота о человеке! :)
На ночёвку остановились на такой же стоянке как вчера.
23 мая, 8:37, Выезд со стоянки, 64494
Перед выездом со стоянки проложили на навигаторе маршрут на Мальмо по простым дорожкам, т.е. исключили автобаны и автомагистрали.
После Сотерхама поехали вглубь Швеции. Едем точно, куда показывает навигатор. Дорога хуже, хуже,
потом вообще перешла в грейдер, но потом, всё-таки вырулила нас на асфальтовую дорогу.
Едем по "настоящей" Швеции.
Хутора, домики покрашенные. Проезжаем большие и малые городки.
Наблюдаем, что всё как у нас: граница районов…, и меняется состояние дорожного покрытия. Плакат «Камун Оксельбо» и асфальт сразу стал хуже.
Вокруг самое лучшее время года, как у нас середина мая. Всё цветёт, черёмуха, запахи. Впечатления о Швеции улучшились. Хутора, дома без заборов.
Теплеет. Скоро надо лезть в чемодан и искать шорты. В целом все водители вежливые, все правила соблюдают, но есть и исключения.
Едем в населённом пункте, скорость 50кмч. Впереди метрах в 100 легковушка, справа, выезжает фура, пропускает легковушку. Думаем и нас она пропустит. Хрена лысого, выползает на дорогу в попутном направлении. Достаточно резко оттормаживаемся, приближаемся – поляк! (козёл!)
Проехали город Эрибу, едем на Йонконинг до него 198км по дороге Е20-50. Вышли на автостраду на Мальмо. Заехали на заправку и заодно пообедали в столовой с полу-шведским столом. Три типа горячих блюд. Салаты и прочее набираешь сам. Кофе, как и в Норвегии – бесплатно.
Едем вдоль озера Ваттерн, замечаем, что чётко выполняется правило: «Куда бы вы не ехали, вы всё время едите в гору и против ветра» температура за бортом +30. Стоят ветряки.
Вид ветряка появляющегося над лесом напоминает появление марсианина из последнего фильма «Война миров».
Проезжаем город Фиторикорсваген. Объезжаем город по новой дороге, которой не знает навигатор. Показывает, что едем по воде, полям и лесам и постоянно трындит о том, что надо развернуться. Ещё раз замечаем, что на дорогах АБСОЛЮТНО нет рекламы, только дорожные знаки.
Под вечер навигатор повернул нас на местные (жёлтенькие) дорожки. Вечереет. Едем через деревеньки-городки, людей не видим, спросить, где гостиница не у кого. Наконец встретилась, останавливаемся на ночёвку.
Вечером братание с голландцем.
24 мая, 10:25, г.Ленбихет, гостиница, 65195
С утра похолодало, пасмурно, дождик,
но за то отмыли от комаров лобовое стекло. Вот в этом жёлтом сарайчике – гостиничные номера со всеми удобствами.
Едем по маленьким городкам-деревушкам,
знаки без обгона, но фуры нас обгоняют. Впервые увидели, что в деревнях стоят глухие заборы, живые изгороди. На подъезде к деревеньке-городку авторадар, который высвечивает твою скорость, с которой ты едешь. Напоминает, мол, соблюдай скорость 50кмч в населённом пункте! Кстати встретилось несколько штук с рожицами. Если скорость больше 50 - красная унылая рожица, если меньше – зелёная улыбающаяся. Забавно!
Кстати, очерченная полоса вдоль обочины, здесь, как мы поняли, является велодорожкой. Велосипедисты едут по ней, не шарахаясь от машин, правда вот этот нарушает, - должен ехать правее.
Долго не могли попасть на дорогу на мост «Мальмо» через пролив. Навигатор нас вывел в порт Тралеборг. В порту мужик-дальнобой ничего особо не объясняя, просто написал «Kopnhamn», мол, ориентируйтесь по этим указателям. Едем по простым картам ориентируясь по указателям на дорогу Е6 и Е20, а навигатор все орёт и стремиться нас развернуть обратно в порт. Видно карты в нём старые и он не знает, что уже несколько лет существует мост через пролив Скагерак Много дорог и развязок. Заблудились. Наконец разобрались с картами. Дороги зелёненькие – автострады (две полосы в обе стороны с развязками), красненькие - три полосы реверсивные одна вперёд, две навстречу и наоборот, между ними колья, на кольях трос.
Физически невозможно выехать на встречку. Жёлтенькие дороги - две полосы. Они идут через городки и посёлки. Ездить, чтобы смотреть на страну лучше по ним. Есть ещё и беленькие, но по ним мы не ездили.
Наконец-то выбрались на мост «Мальмо». Проезд по мосту платный - 338SEK, порядка 33евро.
Карточку вставил-вынул, 33 евро лишился, шлагбаум поднялся.
Мост заканчивается на острове и на нём начинается туннель под очередным проливом. Въезжаем в Данию.
Граница с Данией
Едем в объезд Копенгагена. Погода получшела - солнце. Дождь остался в Швеции. Наверное она по нам плакала. На заправке
купили карту Дании. Разобрались как ехать в Гамбург. До него 317км. Через какое-то время проезжаем ещё по такому же мосту, как предыдущий, но проезд по нему - бесплатный .
В море стоят ветряки, - десятки ветряков.
Ремонт дороги
движемся медленно, но никто не хамит обгоняя медленно движущийся поток.
Едем по Дании. Никаких впечатлений. Как у нас Московская, Калужская обл.
но это, наверное, потому что едем по автостраде. Да!, датчане земли под дороги не жалеют. Ну и накручено тут развязок. Едем строго туда, куда показывает навигатор, перестраиваясь из полосы в полосу.
Граница с Германией
Внезапно въехали в Германию, Oziexplorer показывает, что мы въехали в Германию. Никаких намёков на границу. У нас в России хоть стоят указатели, что въезжаешь в очередной район, а тут вообще ничего! Окончательно убедились, что мы в Германии когда проехали над Кильским каналом.
От MTC пришло SMS, что мы в Германии. Спасибо.
В Германии уже сенокос, лежит сено в валках, бродят коровы, видны коровники. Кругом стоят ветряки.
Леса здесь широколиственные и, почему-то запомнился, - шиповник. Ёлки остались в Швеции. Километровые столбы в Германии стоят через каждые полкилометра. Вспомнили, что в Скандинавии мы их как-то не видели, может они там просто отсутствуют?
Вечереет, едем по автостраде, ни гостиниц, ни кемпингов, ни соответствующих знаков. Заметил, что прыгает стрелка на показометре напряжения: то 12вольт, то 14. Ясно надо подтянуть ремень генератора. Не доезжая 30км до Гамбурга – стоянка со столиками и пр. Остановились. Николай Василич пошел варить макароны, а я натягивать ремень генератора. Открываю, гляжу… «Твою дивизию….!!!» Отломилось от блока двигателя ухо, к которой, прикручена натяжная планка генератора и которая сама наполовину треснула.
Это вероятно последствия наших «прыжков» на дороге Вытегра-Медвежьегорск.
Из положения вышли, прикрутив наполовину лопнувшую планку к болту крышки помпы (на фото видно), на трещину планки наложили хомут. Потом всю дорогу за этой планкой следили, думали - лопнет окончательно. Повезло, не лопнула, но ремни за дорогу раза три потом подтягивали.
По приезде домой снял гену и обнаружил что все отверстия крепления генератора стали овальными.
Ни хрена себе, генератор новый, в марте покупал, наверное поэтому, у нас в Швейцарии ремни сорвало. Пришлось поменять переднюю крышку генератора, рассверлить все отверстия под болт 12мм и утолщить пластины крепления генератора.
Но это всё будет потом в Москве, а пока…
25 мая, 9:30, Выезд со стоянки, 65794
Гамбург объехали стороной по автостраде, кругом стоят ветряки .
Автострады в Германии, как ни странно, - ремонтируют.
Где-топосле Гамбурга навигатор свернул нас на местную дорогу. Едем по немецкой дороге обсаженной липами, вязами, дубами.
Проезжаем через деревеньки и городки.
Проехали через г.Тостед, въезжаем в д.Вистед. Дома кирпичные, крыши черепичные.
Светофоры, скорость зелёной волны порядка 70кмч. Трафик - нулевой, ехать и смотреть очень комфортно. В полях сенокос.
На заправке купили карту дорог всей Европы и бутылку немецкого шнапса на пробу, хотя местный товарищ кавказской национальности с грузинским акцентом настоятельно не рекомендовал этого делать.
Проехали через г.Верден. Скорость в городах 50кмч. На этой скорости всё успеваешь рассмотреть и разобраться в указателях.
Едем как показывает навигатор, в полях стоят гигантские ветряки. Вдоль дорог нет рекламы, в городках она есть, но стоит в стороне от дороги как-то сиротливо. В городках очень маленькие плакаты с лицами. На одном узнали Меркель, - наверное к выборам. Едем через Роксен до Ниенбурга и будем искать кафе, где закажем немецкую рульку, правда без пива.
Проезжая очередной какой-то городок, стоим на светофоре. Вдруг смотрю ко мне подбегает какой-то парень, суёт визитку и по-русски … «Если какая помощь будет нужна…!» , но тут светофор – зелёный, я ему: «Браток, - вот там прижмёмся, остановись, поболтаем…». Свернули направо, остановились, по-моему, на центральной площади городка, - костёл на ней.
Он тоже на своём IVECO подруливает. Вышли, разговорились. Звать Юрой,
пацаном в 1993 вывезли в Германию (мать советская немка), вырос, выучился, семья…, ну и прочее. После школы пошёл работать, купил машину, несколько раз ездил в Союз, даже в Новосибирск к старым друзьям ездил. Спросил куда едем. Как положено – обалдел. Узнав, что у нас были проблемы с генератором и несмотря на то, что мы их решили, сбегал в свою IVECу, и подарил нам отличный небольшой набор свёрл. Мы, по русской традиции, проставились чекушкой. Потом он помог нам вырулить из городка, провезя по его кривым, узким, но чистым улочкам. Навигатор при этом всё время орал, что не туда едем, но потом успокоился, по новой перепроложив маршрут.
Но главное, что мне бросилось в глаза при нашем разговоре, - Юрка говорил с нами, как бы это сказать…, «глядя на нас снизу-вверх» - что ли. Ностальгия что ли парня замучала?… Хотя какая к чёрту ностальгия, что он может помнить, его ведь десятилетним увезли из Союза, здесь он и в школе учился, и друзья какие-никакие должны были образоваться. Женился опять же. Не знаю, может быть мне показалось, но Юрка всё-таки в чём-то нам завидовал. Завидовал тому, что мы русские и живём в России, которая сейчас может многое себе позволить.
После этого городка, на выезде из какой-то деревеньки пообедали в семейном ресторанчике.
Очень понравилось. Мясо, варёная картошка посыпанная укропчиком, горячая квашенная капуста со свёклой, мороженое, швепс, кофе и пр. - 36 евро. Из всей поездки по Европе немецкая еда мне больше всего понравилась, и наверное понравилась тем, что очень похожа на нашу. Жаль, нет щей, борща и окрошки. Начинаем по ним тосковать. :(
18:07, Граница с Голландией, 66140
Поплутав по местным дорожкам, поскольку объезжали ремонт моста, о котором, есесено, ничего не знает навигатор, как-то внезапно оказались в Голландии. На границе какой-то вещевой рынок, по размеру как субботний рынок в г.Западная Двина.
На заправках всё время фотосессии, на этот раз с поляком.
Не понравилось то, что туалеты платные, поэтому метим Голландию
старым казацким способом.:)
Страна равнинная, пасутся коровы,
много каналов
и автобанов,
по которым сейчас едем, поскольку программа IGO на навигаторе дала дуба.
Сейчас
едем по по ОЗИку и картам, читая голландские названия.
21:54, Граница с Бельгией, 66370
Ехали по голландскому городку, заправились, едем дальше, дома не кончаются и вдруг мне приходит SMS от МТС, что мы уже в Бельгии. В Голландии бензин 1.54 евро/литр, а в Бельгии - 1.57. Так что правильно, что заправились в Голландии. :(
Ширина местных дорог в Бельгии меньше, чем в Германии, но они также обсажены деревьями.
Заплутали в городе Кюндхауз, долго крутились. Въехали в г.Жиль крутились по нему ещё дольше.
Два раза спрашивали .
Указателей в городе нет. Выехали на какую-то дорогу, хотя нам надо попасть на дорогу Е312. Местные английского, а тем более русского, - не знают. Названия на немецкой карте читают с трудом. Поэтому полагаемся только на своё чутьё, смотрим указатели, которых практически нет. В Германии с этим было лучше. В конце-концов выехали на дорогу на Намюр. Без навигатора – не жизнь! Надо вечером его реанимировать.
Едем по дороге на Намюр пытаемся найти гостиницу, мотель или кемпинг. Пару раз останавливались около кафе/ресторанов (только в них есть люди), на улицах людей нет. Спрашивали про гостиницу, никто не знает, рекомендуют воспользоваться Интернетом. Ага!, Счас!. – а роуминг, Wi-Fi-я то рядом нет! Вывесок и знаков о гостиницах/кемпингах/мотелях тоже нет. Стемнело, я уже клюю носом, в конце-концов остановились на паркинге какого-то стадиона в каком-то бельгийском городке или деревне. Залили горе немецким «шнапсом». Так себе водка, - на троечку.
26 мая, 13:00, Выезд со стоянки, 66504
С утра ремонтировали стеклоподъёмник и программу IGO. На это ушло 2.5 часа. Выезжаем. Характер дороги поменялся, равнина сменилась холмами (120.jpg).
С горы на гору. Ардены - однако. Едем по автостраде, скорость порядка 100кмч. Трасса от Намюра до Люксембурга обустроена: стоянки, столики и пр. Дорога как в Курской, Орловской, Харьковской обл.
14:41, Граница с Люксембургом, 66633
Пейжаж всё тот же. Пасмурно, начинает накрапывать дождик.
В Люксембурге бензин 1.3 евро/литр
16:20, Граница с Францией, 66668
Едем по трассе А31 Лион-Нанси.
Заезжали в Мец чтобы выйти в интернет в Макдональдсе. Пообедать в Меце не удалось, на заправке поели бутербродов. Вдоль больших магистралей поесть негде, только на заправках. В небольшие городки не тянет. Боимся заблудиться. Мотелей пока не видели. Дороги хорошие и их много.
Ни в Дании, ни в Германии, Голландии, Бельгии, Люксембурге не могли найти интернета. Нашли его только во Франции, в Меце (город такой), в Макдональдсе.
Но интернет везде очень медленный, на отправку файлов требуется чуть ли не час.
Свернули направо чуть раньше чем показывал навигатор и он перепроложил маршрут через какой-то городок и теперь мы едем по трассе Н4.
Заночевали в гостинице на окраине г.Сант-Дизаер. Гостиница новая, рядом с автобаном. Ужинали непрожареным стейком в ресторане рядом с гостиницей. Ценник на двоих за непрожаренное мясо - 35евро.
Кстати, в гостинице после 22-00 по-местному, ресепшн был закрыт наглухо.Орднунг - однако! Это надо помнить! После 22-00 не заселишься.
27 мая, 10:33, г.Сант-Дизаер, 66867
Перед выездом из гостиницы привели себя в порядок, повязали галстуки.
Всё-таки во Францию въехали.J Выехали на автостраду и через 10 км навигатор нас увёл на местную дорогу. Проезжаем через массу французких деревень и городков,
вот по таким дорогам масса и ресторанчиков и гостиниц .
Проехали г,Ереземон. Кстати,если указываешь навигатору в маршруте просто город, без названия улицы, то он прокладывает маршрут мимо мэрии. Сейчас едем мимо мэрии г.Труе.
Сходили в магазин, купили хлеба, розового вина….
После Труе на дороге 77, масса указателей на гостиницы (человек на койке под крышей). Трафик на дороге маленький, 2 полосы .
Много стоянок на которых столики и бачки для мусора, но туалетов нет. Вывод - нужду французы справляют старым казацким способом. Поля вспаханы коровы и овцы гуляют. Лес широколиственный и весь завит плющом.
На въезде в г.Сент-Форжо ресторан в здании бывшего железнодорожного вокзала.
Отведали национальной французкой еды ESCARGOR - запечённых улиток.
Забавно!!!. Кроме этого, было что-то типа ветчины, что-то типа картофельного пюре, тарелка с сыром (весь в плесени), десерт
(что-то разное в 9 чашечках), кофе. Ценник - 64евро.
В городках, через которые проезжаем, улочки узкие, и тем не менее даже такие огромадные грузовики, одного из которых сейчас пропускаем, как-то по этим лабиринтам протискиваются. При езде по таким дорогам, которые ведут через городки и деревни средняя скорость где-то 50-60кмч. Заметили, что сейчас расход топлива упал на 1.5 литра по сравнению с ездой по автобанам. Заметки фенолога: деревянные столбы во Франции врыты в землю без пасынков.
Едем на Бордо. Проехав порядка 137км по дороге А20, после Верзона нас навигатор повернул на дорогу 145, доехав до г.Белаг по объездной он нас ещё повернул на жёлтенькую дорожку 951, которая нас выведет на красненькую дорожку 741 или на автостраду которая идёт прямо в Бордо. Вы, читающие, что-нибудь поняли? Нет? И не надо понимать! Зафиксируйте: - «Без навигатора в Европе делать нечего!». Едем пока не стемнеет. На объездной дороге вокруг г.Ангулем остановились на стоянке на ночёвку.
28 мая,12:14,г.Ангулем,67391
Выезжаем со стоянки, где ночевали и отремонтировали пассажирское стекло (выскочило из держателя) и выключатель стеклоочистителя. Как потом оказалось глючила масса.
Дорога Н10, Е606. Много фур, но они едут все по правой полосе, не обгоняют. Их скорость 85-90кмч.
Увидели первые виноградники. ОЗИк подгрузил вероятно плохо привязанную карту и показывает, что мы сейчас едем по Бискайскому заливу.
Виноградники и сосны - забавно. Ремонт дороги, все едут 80кмч друг за другом. Впервые выехали на платную дорогу, сняли 5.3 евро, но дорога никак не изменилась. Обратили внимание, что на дорогах нет междугородных автобусов, только фуры и легковушки .
В г.Алабена заехали в супермаркет, купили йогурта, хлебушка, колбаски, яблок, но забыли про чай.
Цены, приблизительно, как и у нас, что-то дешевле, что-то дороже.
Дорога обсажена уже не ёлками, а кипарисами и кое-где - пальмами. Подъезжаем к Испании. Дорога тянется через городки и деревушки.
Напоминаем, - во всей Европе: (а) практически все пересечения сделаны через круговое движение, (б)нет мигающего режима у светофора. Пару раз мы так залетали. Въехали на перекрёсток на жёлтый, а выехали на красный. Но без последствий, а вот сейчас чуть не задавили французов, выскочивших впереди автобуса. Накрапывает дождик, Матёрый козлит. Дворники, то работают, то не работают. Глючит выключатель.
Долго тянулись по г.Беатрикс.
Обратите внимание, справа никто пробку не обгоняет. И так по всей Европе!
Граница с Испанией
Долго тянулись через какие-то городки, как вдруг, проезжая очередной перекрёсток,приходит SMS от МТС, что мы уже в Испании. Начались Кантабрийские горы.
Автомагистрали, развязки…
тут так всё закручено, что даже не понимаем куда едем, но едем строго туда, куда показывает навигатор. В конце концов это головокружение закончилось вместе с дождиком и мы оказались на магистрали ведущей нас на Лиссабон.
На ночёвку остановились около заправки рядом с дальнобоями .
29 мая, 10:13, Выезд со стоянки, 67882
С утра было очень холодно, за бортом 11С. Едем на Вальяделид.
Много хотелей\мотелей. Через пару часов, - потеплело. Настроение поднялось, поскольку вокруг всё цветёт, цветочки беленькие, красненькие, маки, но их не рвём, чтобы нас не заподозрили в наркотрафике. Очень красиво.
Едем по бесплатной дороге, две полосы туда, две обратно. Рядом платная дорога.
Николай Васильевич на карте нашёл г.Брага, откуда следует вывод, что настоящий португальский портвейн надо брать именно там.
Народ интересуется нашим автомобилем, долго едут по левой полосе и нас рассматривают. Это при обгоне фур на подъёме весьма напрягает. Едем параллельно платной дороге по бесплатной. На этой дороге покрытие отличное, а трафик нулевой. Едем по какому-то плоскогорью. 217км трассы Е80, попили кофейку на заправке .
Длинные пологие спуски и тягуны.
Город Вилас де ла Рейна, километраж по трассе 231км. Город Саламанка.
Небо затянуло облаками, жара уменьшилась, за бортом 21С.До Португалии 111км. Город ГвадосРодригос, пообедали в местном ресторанчике:
хамон с жареной картошкой залитой яйцами, салат, мне - свиные рёбрышки, Шукину - эскалоп. Не впечатлило. До Португалии осталось 30-40км.
Граница с Португалией
Пограничный терминал проехали без остановки.
Заметки фенолога: во Франции коровы белые/бежевые, в Испании - коричневые, в Португалии - чёрные.
Едем по автостраде.
Заехали за портвейном (для вечернего ужина) в, лежащий рядом, г.Соалейра.
Улочки узенькие, жара, людей нет. Сьеста – однако! Покрутившись, еле нашли магазин типа нашего сельпо (никаких вывесок не видно).
Купили, на пробу, две бутылки портвейна и самодельного овечьего сыра.
Вечером ни то, ни другое не впечатлило, хочется окрошки и щей.
Едем дальше.
Километров за 50-60 до Лиссабона навигатор свернул нас налево на местную дорожку. Проезжаем г.Шамушка.
Улицы узкие, пропуская встречную фуру убираю руку из окна чтоб не остаться без руки.
На площади какой-то местный праздник. Народ на газах. Здесь IGO не знает, что кое-где пересечения местных дорог по круговому движению, заранее об этом не предупреждает. Видно, эти круговые пересечения сделаны недавно.
Вечереет, подъезжаем к Лиссабону. Пересекаем мост через реку,
которая уже начинает напоминать залив, въезжаем в пригород Лиссабона. И тут понимаем, почему навигатор нас увёл с автострады на местную дорожку. Оказывается, если бы мы по команде навигатора не свернули с автомагистрали, то уткнулись бы через 50-60км в терминал, на котором берут плату за проезд по платной дороге (в конце её). А так мы подъехали к Лиссабону параллельно этой магистрали, но с другой (бесплатной) стороны бетонного забора.
Ткнули навигатору: «Вези нас на мыс Рока», он – под козырёк! J И повёз нас по объездной дороге вокруг Лиссабона (напоминает московское третье транспортное кольцо, но машин поменьше).Стемнело. Наконец он нас вырулил на какую-то дорогу или улицу (темно ведь) вдоль которой одни заборы, за заборами – дома, то ли виллы, то ли коттеджи.
Ищем мотель-хотель, знаков «койка» или «палатка» - нет. Только указатели на португальском (есесено)L. Навигатор про гостиницы показывает какую-то чушь. Темень - глаз коли, а узкая дорога/улица - с горы на гору накручивает серпантины. Остановились на маленькой АЗС, спрашиваем, никто даже английского не знает. Наконец подъехал парнишка, знающий английский. Махнул рукой - «Follow me!». Проехали за ним километров через 10, машет нам на поворот налево, поворачиваем и километров через 5 оказывается перед отличной гостиницей на берегу Атлантического океана.
Продолжение отчета Галопом по Европам на следующей странице
|
|
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru