Мы вернулись живые и здоровые из большого зимнего путешествия по Кавказу, проехав около 6000 км.
Основные внедорожные участки пришлись на Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Северную Осетию.
Экспедиция продолжалась 20 дней и была осуществлена на 6-ти полноприводных автомобилях.
Перепад температур в пути составил от +10 до -23 градусов.
Наши машины поднялись на максимальную высоту в 2860 метров. Мы сами поднялись на максимальную высоту 4200 метров на г. Эльбрус.
К сожалению, из-за ряда факторов не все получилось так, как задумывалось, но нам все равно удалось посмотреть кучу интересностей, проехать по заснеженным серпантинам и получить бесценный опыт «общения» с зимними горами.
Несмотря на то, что поездка планировалась аж сентября месяца, самые серьезные изменения произошли меньше чем за неделю до выезда. По уважительной причине снялся ведущий по горной местности экипаж — единственный, кто знал данную местность, имел опыт подобных зимних поездок, вплотную занимался разработкой маршрута, короче понимал как, куда и для чего мы едем.
Ничего не поделаешь, пришлось брать инициативу в свои руки и по наводкам, объяснениям и материалам, которые мы успели подготовить в дикой спешке вести колонну.
Старт был назначен на 26 декабря.
По традиции собираемся возле одного из Макдональдсов.
На данном этапе наша колонна состояла из 4-х машин и 11-ти человек: УАЗ-Хантер — Саша, я, дочки Ксюша и Яна, еще один УАЗ-Хантер — Игорь и Сергей, УАЗ-Патриот — Женя и Аня, ТагАЗ — Сергей, Саша и Даша. Еще 2 Патриота должны были нас догнать ближе к Новому году.
Клеим наклейки автопробега и спонсоров.
Основным спонсором нашего автопробега стал один из ведущих производителей автохимии — компания Hi-Gear.
Начинаем движение по платной трассе «Дон». Сегодня надо пройти чуть более 700 километров. Нескатанная колонна идет неспешно для такого расстояния — 90-100 км\ч.
Перед каждым пунктом оплаты небольшие, но заторы, что совсем не способствует скорости движения.
Пламенный призыв. А ты заплатил налоги?!
Стараемся делать остановки только на дозаправку. 2 машины идут на бензине, 2 на газу.
Случается неприятность — у одного из Хантеров отказывает антенна СиБишки, оставаться без связи в самом начале пути совсем не хотелось, по этому принялись за поиски соответствующего автомагазина.
Вскоре связь была налажена, однако, не надолго. Буквально через пару дней рация откажется говорить, а будет только принимать. Так экипаж до самого конца путешествия останется, как собака — понимающим, но молчаливым :)
Тем временем темнеет, заторы на пикетах несколько увеличиваются — видимо, народ едет домой.
Миновав Московскую, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области, добираемся до Ростовской, где останавливаемся на ночевку в районе Миллерово.
Ужин и болтовня у костра несмотря на всеобщую усталость. Только начавшийся дождь сумел нас разогнать.
Утро радует иногда проглядывающим солнышком и теплом, напомню, на дворе 27 декабря!
Сбор шмурдяка, в этом плане первые дни путешествия самые тяжелые т.к. одно дело тщательно укладывать вещи дома и совсем другое каждый день быстро доставать их и быстро собирать.
Утренний чай.
Наполнение термосов перед дальней дорогой, сегодня нам вновь нужно было преодолеть около 700 километров.
Но сначала весело и задорно выбрасывались с места стоянки, прошедший ночью дождь прибавил грязюки.
Заезжаем в Миллерово дабы заправить газовый баллон для плитки.
А потом вновь, выходим на «Дон».
Сегодня ехалось гораздо бодрее: и скорость у колонны была повыше, и маневры резче, правда несколько раз пришлось потолкаться и пообъезжать пробки.
Так, уходя от очередного затора, мы оказались в столице Донского казачества — городе Новочеркасске.
Как олицетворение мужества и непокорности, которыми славятся донские казаки, Юбилейную площадь города украшают вздыбленные кони.
Одна из двух Триумфальных арок, построенная в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Поводом для возведения сразу двух арок стал ожидаемый визит в Новочеркасск императора Александра I, однако, точно не было известно с какой именно стороны он приедет, по этому решили перестраховаться и соорудили сразу две: одна с запада, другая с северо-востока. Арки стали первыми достопримечательностями города.
Темнеет, в Краснодарском крае дикий ветер и ливень. Летим по прибором, особенно стремно обгонять фуры.
Наконец, уходим с трассы. Сегодня мы должны оказаться в горах, и по карте они вроде как вокруг нас есть, но в потемках разглядеть никак не удается.
Недалеко от дороги горит степь, при чем видно, что пожар по площади очень приличный, но его ни кто не тушит.
Упираемся в границу с Карачаево-Черкесией, до места стоянки нам остается около 2-х километров, смеемся, что Яндекс почему-то рисует нам пробку в этих глухих местах несмотря на ночь.
Оказалось, что смеялись зря — на границе пост ДПС, где тормозят все машины подряд. Наша колонна не становится исключением. Это была первая остановка гайцами за полторы тысячи км, забегая вперед, скажу, что начиная с этого момента нас тормозили постоянно, часто по несколько раз за день.
На посту все серьезно, проверяют документы, спрашивают откуда-куда-зачем-чего везете-наркотики-оружие. Господин ГИБДДшник забирает у Саши и Жени права и исчезает в будке. Идем толпой разбираться, пытаясь применить подсказанную бывалыми фразу: «Едем к Вам в ГОСТИ, посмотреть на Ваши ГОРЫ». В ответ получаем, что это не их горы — горы дальше. У нас не сработало, зато сработало у Саши — после такого «пароля» штраф за отсутствие брызговиков ему начали «выписывать» обратной стороной ручки, когда дело дошло до Жени, у которого не горела подсветка заднего номера (страшные нарушения, правда?!), он предложил устранить неисправность на месте, гордо достав чемодан с инструментами. В итоге на нас замахали руками и под аккомпанемент «Пусть едут уже отсюда, а то сейчас пол машины здесь разберут», мы продолжили движение.
В Курджиново мы заправились на очень страшной заправке гордо именуемой «Роснефть» и полезли в гору, приметив на карте плато с чем-то похожим на лес по краю.
Плато оказалось довольно ровным кошенным полем. Тут мы и устроились.
Ночь и утро были очень теплыми — термометр показал нам +10.
На горизонте действительно были горы.
А кое-где белел снег. За последние дни мы настолько привыкли к его отсутствию и теплу, что снег казался чем-то не реальным. Внутри сидела тихая надежда, что такая погода будет и дальше, а спальники на -38 мы купили исключительно с перепугу.
Гора выше облака.
Спускаемся с места ночевки.
Мы снова в Курджиново. Вот так фигурно здесь укладывают дрова.
Дальше нам предстояло двигаться вдоль реки Большая Лаба за Пхию.
р. Большая Лаба.
Качество дороги оставляло желать лучшего, по этому травимся.
Но быстро двигаться у нас все равно не получалось из-за постоянных остановок на фотосессию. Ну как можно просто ехать, когда мы 2 дня кроме шоссе и фур вокруг себя ничего не видели, а тут такая красота, да еще тепло и солнечно!
Некоторые ради удачного кадра готовы были утопиться :)
Чрез реку перекинуто множество мостиков, почти все они в плохом состоянии, но по ним продолжают ездить.
Останавливаемся возле родника неподалеку от строящихся домов отдыха.
Дорога местами довольно узкая и прорублена через скалы, однако по ней ездят не только легковушки, ни и трактора, и лесовозы.
Прямо на одной из скал прикреплена табличка.
Снова остановка, на этот раз возле шумного речного переката.
Гуляем по огромному булыжнику.
Самые отважные лазают вдоль русла.
Вода в реке имеет яркий изумрудный цвет, но почему-то бурля и образуя водопадики становится насыщено-голубой.
Неподалеку от переката вот такой огромный камень.
С гор то там, то тут бегут ручьи.
Замерзая, они образуют причудливое кружево.
На самом деле для нас вопрос температуры и наличия льда стоял в первую очередь из-за мяса, которое мы опрометчиво взяли с собой. Теперь оно растаяло и вознамерилось стухнуть, а мы пытались этому всячески противостоять. По этому, увидев приток Лабы, где сохранился снег, мы были просто счастливы!
Перемешиваем мясо со льдом в контейнере.
Здесь же строили небольшой обеденный перекус.
Вот такая скала возвышалась над нами, пока ели гадали какой она высоты.
Подъезжаем в Дамхурцу.
Вокруг нежилого вида домики.
Зато гуляют лошадки.
Отсюда начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника «Карапырь». Нас пугают табличками «Кордон» и «Тупик. Приграничная зона». Но мы все равно крадемся.
В итоге ни в заповеднике, ни на Загеданской погранзаставе ни кто нас не остановил, да и вообще людей мы не видели.
Так неспешно мы докатились до Пхии.
Тут нас застал закат.
Дальше начиналось самое интересное: из Пхии мы планировали прорваться на Домбай. Вообще данный участок считается не проходимым даже летом, однако, мы решили рискнуть.
Все началось с брода:
Продолжилось подъемом в гору по серпантину. Сначала начал появляться лед, потом снег, а потом дорога и вовсе оказалась заметенной. Но нам повезло — некоторое расстояние мы ехали по следам ратрака, потом к сожалению он ушел на отворотку, а мы начали тропить. Понимать на сколько тяжело тропить снег, поднимаясь в гору, может только тот, кто хоть раз делал это. Наш УАЗка начал призывно мигать лампочкой масла, и вперед отправился ТагАЗ на более подходящих 33-их колесах с зимней резиной.
«Опасно. Высади людей» — гласит табличка. На тот момент мы просто поржали над ней.
Однако, за табличкой оказался небольшой ручеек и крутой (как нам тогда показалось, потом-то лазили и круче) подъем. Решено было надевать цепи. И вот тут-то у нас возникла реальная проблема! Примеряйте цепи ПЕРЕД выездом говорили нам умные люди. Но куда там, при спешке, в которой мы собирались! Цепи оказались малы — 30, вместо 32!
Сеанс хорового одевания маленьких цепей. Примерно через 1,5 часа передний мост оказался в оковах. 6 мужиков руками реально растянули цепь.
Вообще на этом этапе в темноте уже совершенно ничего, кроме как поужинать и лечь спать не хотелось, но решили на гору все-таки влезть.
И вот Сережа на низком старте. Он откатывается в ручей, что бы взять разгон, тапка в пол и… На фотке видно сколько он проехал, остановил его резкий неприятный звук.
Откатился обратно, снова полез вверх, звук повторился и сомнений не осталось — с машиной какая-то шляпа.
С редуктора заднего моста лило масло.
На этой оптимистической ноте решили ставиться, а что делать дальше решать по светлу.
Утро в лагере.
Ничего хорошего мы не увидели.
Вчера во время подъема по целине на цепях и на 33-х колёсах (вместо штатных 30-х), видимо, вывесили диагоналку, сработал самоблок в заднем мосту и всё разворотил (главную пару, диф и крышку редуктора). Машина стала переднеприводной.
Несмотря на то, что нам удалось преодолеть более половины пути, было принято волевое решение возвращаться на асфальт. Оставшаяся часть, а особенно 2 километра в самом конце, были гораздо сложнее. Отправлять одинокий недопривод по мало населенной местности не решились.
Медленно и печально мы возвращались в Курджиново.
Сегодня было пасмурно и ветрено. Дорога вдоль Большой Лабы, вызывавшая вчера столько восторгов, казалась длинной и нудной.
По середине пришлось сделать привал и снять задний кардан.
На асфальте мы расстались с экипажем ТаГаза: ребята, поймав связь принялись искать телефоны разборок в окрестных городах, что бы купить задний мост, а мы тремя экипажами двинулись в сторону Домбая.
На дороге мы попали сначала в дикий туман, потом в ливень, а уже при въезде в Домбай пошел мокрый снег. Проехав поселок насквозь, мы попытались влезть в гору и уткнулись в шлагбаум Тебердинского государственного биосферного заповедника. Тут же появился абориген, который с радостью пустил нас на территорию — дорога вела только до дома отдыха.
Перед выездом мы читали, что если где-то здесь уйти на отворотку, то можно территорию дома отдыха обогнуть и встать неподалеку в лесу. Но куда там! Снег продолжал мести все сильнее, проезжабельна оказалась только основная дорога, по сугробам не удавалось прорубиться даже на пару метров.
Докатились до дома отдыха, посмотрели на цены, не вдохновились и поехали обратно в поселок. Искать место для ночевки больше здесь было негде, тащиться обратно уже не было сил, решили остановиться в гостинице. Но вот беда: перед НГ они все были дороги и забиты.
Притулились в тупике и, запытав до полусмерти интернет, нашли-таки бюджетный вариант, готовый принять нас на ночлег.
Потом мы еще навернули пару кругов по Домбаю т.к. здесь оказывается нет улиц, а есть исключительно номера домов, да и то их ни кто не пишет, все-таки попали в гостиницу, поужинали вкуснейшим мясом с картошкой, которое быстренько сообразила для нас хозяйка и завалились спать.