![]() ![]() |
![]() |
|
Одиночное плаванье-2
|
1 | Генератор | Не понадобился. |
2 | Помпа | Не понадобилась |
3 | Стартёр | Не понадобился. |
4 | Трамблёр | Не понадобился. |
5 | Крестовина кардана | Не понадобилась |
6 | Диск сцепления | Не понадобился. |
7 | Подшипники | По паре на заднюю и переднюю полуоси. Не понадобились. |
8 | Тормозные шланги и трубки | Не понадобились. |
9 | Ремень генератора | 4 штуки. Израсходовали 2 |
10 | Ремень насоса гидроусилителя | 2 штуки. Не понадобились. |
11 | Камеры | 2 штуки. Не израсходовали ни одной. |
12 | Воздушные и бензиновые фильтры | Фильтры и масло не меняли |
13 | Масло | 1 масляный фильтр и 5 л масла. Не понадобились |
14 | Фары и лампочки | 1 элемент фары и лампочки – не понадобились. |
15 | Насос, домкрат, хайджек | Хайджек понадобился |
16 | Лом | 1 лом и 3 монтировки. Монтировка понадобилась. |
17 | Кувалда | Небольшая кувалда, - не понадобилась. |
18 | Гайки,болты | 3 банки. Почти не понадобились. |
19 | Газовая горелка | Небольшая газовая горелка (пропановая) – не понадобилась. |
20 | Прокладки и сальники | Не помню какие и для чего, были взяты с собой, но не понадобились. |
21 | Ремкомплект карбюратора | Не понадобился. |
22 | Проволочка | Эту проволочку (моток) я всегда вожу в запчастях. Очень нужная запчасть: и возвратную пружинку на карбюраторе подвязать, и отвалившийся глушак, и развалившийся багажник и т.д. Но в данном путешествии не понадобилась. |
Снаряжение
1 | Канистры | Под бензин -8 металлических и 2 пластиковых. Все, по 20 литров. Под воду - 2 пластиковых по 5л из-под минеральной воды. И прочные, и лёгкие, и выбросить не жалко. |
2 | Посуда | Набор посуды на 6 персон (подарочный вариант, - миски, кружки ножи, вилки, ложки + один котелок). Самое удобное в нём – кружки, изготовленные из нержавейки по типу термоса. Два десятка пластиковых стаканов, тарелок, мисок. |
3 | Газеты | Где, на что, под что подстелить… В как же! |
5 | Спальники | 3 штуки. Понадобились. |
6 | Тёплые куртки | 3 штуки. Понадобились. |
7 | Тёплые штаны | Не понадобились. |
8 | Палатка | Не брали. |
9 | Столик | Не брали. |
10 | Оружие | Не брали. |
11 | Удочки | Не брали. |
12 | Резиновые сапоги | В дороге были куплены «заброды» – не понадобились. |
13 | Семечки | 20 стограммовых пакетов в качестве средства от засыпания. использовали все. |
14 | Тушёнка | 20 банок. Использовали – 8. |
15 | Гречка | 2 кг. Съели 1 кг |
16 | «Доширак» | 20 пакетиков. Съели 8. |
17 | Кетчуп, горчица | Использовали по мере надобности. |
18 | Чай, кофе, сахар | Использовали по мере надобности. |
19 | Газовая плитка | Китайская складная газовая плитка + 10 баллончиков. Использовали -2. |
20 | Термосы | 3 штуки. В одном заваривали гречку, два других использовали для чая. |
21 | Барахло | 3 сумки |
Навигация и компьютерная техника
1 | Компьютеры | Два нетбука EEE-PC и планшет Samsung.. Один ЕЕЕ с полностью сдохшим аккумулятором и USB-GPS приёмником (на крыше) использовался только для работы программы Oziexplorer с нашими генштабовскими картами 20-30-ти летней давности. Второй ЕЕЕ использовался собственно для компьютерных дел и для выхода в Интернет по Wi-Fi. Планшет использовался как фото/видео камера, а также был в резерве как навигатор. |
2 | Автонавигатор | Ritmix с навигационными программами: Навител, IGO и OziexplorerCE, c соответствующим набором карт. |
3 | Мобильники | У Фаробина телефон, у Лёхи смартфон, у меня телефон с Билайн и смарфон с МТС. |
4 | Фотоаппараты | У Фаробина профессиональный аппарат, у меня «мыльница» Sony. Лёха фотографировал на свой Samsung. |
5 | Адаптер 12v->220v | Использовался для питания навигационного ЕЕЕ-РС и для зарядки «гаджетов» |
У нас с собой были только российские паспорта и высланное нам по е-мэйлу из Красноярска разрешение для проезда по ведомственному автозимнику «Уренгой-Ванкорское м/р-Тухарл(Факел)». Собственно получение именно этого разрешения заняло у меня в январе-марте массу сил времени и нервов.
Документы для плавания на корабле от Дудинки до Архангельска оформлялись мною уже на месте, в Дудинке. Правда перед этим была масса звонков различных ответственных товарищей из Атомфлота и Норильского никеля, для того, чтобы мы смогли вместе с машиной пройти из Дудинки до Архангельска.
Пограничники, проверявшие документы на борту «Мончегорска» при отходе из Дудинки, удовлетворились нашими российскими паспортами.
Границ мы пересекали шесть:
1. Выезд на зимник до месторождения «Русское»,
2. Выезд на зимник до Ванкорского м/р,
3. Въезд на Ванкорское м/р,
4. Выезд с Ванкорского м/р,
5. Въезд на Сузунское м/р,
6. Выезд с Сузунского м/р.
Таможен мы не встречали, т.е. никто нас не досматривал
Их не много
1. Известно, что основные защитные сооружения России против «супостатов», - это наши дороги. :) В этом я убедился в прошлом году. По мере приближения к границе с Латвией в Псковской области дороги хужели! :) Но для меня непонятно, зачем эти «сооружения» (дорога Кострома-Киров-Пермь) возводить посередь России. По этой дороге, кое-где даже на танке надо ехать осторожно!
2. Дороги в России есть! Но о них мало кто знает. Это технологические дороги вдоль газо-нефтепроводов. По одной такой дороге (Нягань-Надым) мы ехали в этом году. Поднимаемся с ледовой переправы через Обь около посёлка Андра и начинается отличнейшее асфальтовое шоссе, по качеству такое же, как отремонтированное 2 года назад Рижское шоссе в Тверской области. Скорость 95-105кмч. Трафик попутный и встречный практически нулевой. Дорога просто клас-с-с!!! Асфальт чистый, металлические ограждения, но смущает то, что нет никуда никаких поворотов и съездов, и нет никаких указателей. Профиль дороги как в предуралье, - пологие подъёмы и спуски. И об этой дороге не знают многие водиды из местных. Так а Ивделе, меня все убеждали, что до Нового Уренгоя можно добраться только по трассе через Ханты-Мансийск. :)
3. Езда по зимникам после Ванкорского месторождения в пасмурную погоду, когда небо затянуто облаками. В такую погоду в тундре покрытой снегом (а мы ехали по тундре) не видно даже линии горизонта. Представьте, что вы находитесь внутри абсолютно белого шара. Снег и небо одного цвета - белого. На этом фоне виднеются кое-где торчащие короткие "палки" лиственниц, свет рассеянный, теней ни от чего нет. Вот ночью, направленный луч от фар создаёт тени, и следы от колёс на дороге видны. А днём - ни хрена не видно. Едешь как по листу белой бумаги.
4. Плавание во льдах на корабле судне ледового класса, каким является д/э "Мончегорск" достойно отдельного сочинения. Здесь, ниже я приведу только три вещи, которые поразили меня больше всего:
- Меня всё время не покидало ощущение, что мы находимся в космическом корабле. Внутри вполне нормальные условия, а снаружи, за дверью люком невыносимые условия существования, выжить в которых без специальных средств защиты (ватников скафандров) невозможно.
- Условия, в которых работает команда экипаж (19 человек). Чистота на судне. Почище, чем в некоторых больницах. Все внутри корабля, даже в машинном отделении, ходят в домашних тапочках.
- Обходя полуостров Ямал мы пересекли 73-ю параллель (Широта 73°31N Долгота 70°43E), т.е. мы были всего в 1800 км от Северного полюса!
В России, там, где есть дороги, есть и сервис. Это вам не Европа, в которой после 22-00 в гостиницу не заселишься и магазины, в которой после 19-00 все закрыты. У нас и в 3 ночи поселят, и магазин круглосуточный покажут, где, при определённых стараниях, уж пивка-то (а о и чего покрепче) в любое время купишь.
За всё время нашей поездки в машине мы ночевали только один раз, в п.Тухард в 100 км от Дудинки. Обычно останавливались на ночлег в гостиницах или снимали квартиру, где, есесено, завтракали и ужинали. Обедали, в основном, в придорожных кафе.
В начале поездки мы скинулись в общий котёл по 15тыс. рублей. Из общего котла оплачивали еду, гостиницы и пр. Бензин шёл особой строкой. Перед погрузкой на «Мончегорск в Дудинке траты из общего котла составили ~ 40000 рублей.
Бензина до Норильска «съели» - 786 литров. Если считать стоимость 95-го по 38 рублей за литр, то расходы на бензин до Норильска составили – 29868 рублей.
За поездку на «Мончегорске» Матёрого и 2-х человек с питанием 6 суток (сутки – 908 рублей) до Архангельска я заплатил ~ 62000 рублей. От Архангельска до Москвы сожгли 252 литра или 9576 рублей
Условия пари одобрили не все
И руки разбивали неохотно
Условье таково, чтоб ехать по шоссе
И только по шоссе бесповоротно
В.С.Высоцкий
Нулевая точка или точка отсчета. По традиции - пл.Курчатова. Делаем с Сергеем (Segan) администратором Уазбуки фотосессию в присутствии Чики (Чикунова Владимира) тоже члена экспедиции (правда не поехавшего)
Раскладываем по салону и багажнику все «манатки» и трогаемся.
Залили на АЗС «Роснефть» 40литров 95-го. После пробега по Европе в 2014 году кормлю Матёрого только 95-м. Как там тогда выставили зажигание, так и езжу ничего не меняя. Поскольку «Роснефть» разрешила нам проехать по ихнему ведомственному зимнику на Ванкорском месторождении, мы, в благодарность за это, будем стараться заправляться только на АЗС «Роснефть».
По пути в Ярославль заехали в Ростов Великий. Полюбовались его Кремлём и озером Неро. В кафешке попили кофейку.
Не останавливаясь в Ярославле, сворачиваем на Кострому, в которой тоже не тормозим, а только лишь заправляемся на выезде из неё. Залили 48 литров, правда не на АЗС «Роснефть», а какой-то другой. :(
Качество дороги Кострома-Киров – ниже плинтуса. Это не дорога а какое-то издевательство над людьми. Ладно мы, едем по своей воле (могли ехать по дороге Нижний Новгород-Казань), а каково сейчас пассажирам междугородного автобуса, который мы сейчас обгоняем! Они же деньги платят за то, чтобы их везли!
Как стемнело, останавливаемся в гостинице уездного городка Макарьев. Ужинали в "детском" кафе, которое работает до 22-00. Тётки разрешили нам раздавить 0.5 и даже дали кружечки. Очень приветливый городок!
Центр г.Макарьев.
Пытались восстановить сим-карту МТС, но оказалось, что это можно сделать только в Москве. В центре городка много магазинчиков и реставрируемый собор, с которого сняты все купола стоящие сейчас на земле.
Проснулись рано. Завтракали в номере. Пока ждали 10-00, когда откроется салон МТС, в курилке гостиницы разговаривал с теткой беженкой из Луганской области. Дом её за линией фронта. Возвращаться боится. Разговаривал с двумя мужиками, которые тянут оптоволоконный кабель в какую-то деревню за 40км от Макарьева. Говорят, что эту работу выполняет их фирма по государственной программе "ликвидации цифрового неравенства". Забавно!!! А г.Норильск связан с материком через спутник.
На АЗС на выезде из Макарьева – залили 32 литра. Дорога от Макарьева до Шарьи вообще никакая, - на двойку
После пошла тоже раздолбанная, но скорость можно держать до 80кмч. И плохо то, что вдоль всей дороги нет устойчивой связи. А нам надо сейчас провернуть операцию по переадресации вызовов с моего утраченного МТС-ного телефона на мой билайновский.
Залили 57 литров.
Проехали ещё одну реку Великая. До этого была р.Великая в Костромской области. Много в России Великих рек.
Пообедали гречкой с тушёнкой, заваренной в термосе ещё в Макрьеве. Успокоились, ненормативная лексика по поводу дороги сошла на нет.
Заночевали в гостинице г.Омутнинска, где находится большой металлургический завод. При поисках гостинице были остановлены гаишниками.
Один - "Предъявите Ваши документы".
Другой, тыкая полосатой палкой в кенгурятник Матёрого - "А Вы знаете, что это запрещено устанавливать?"
Я - "Ребята, эта конструкция сертифицирована".
Они - "И сертификат показать можете?".
Я - "Могу, но придётся разгружать весь багажник. Но вообще-то 2 года назад я на этой машине проехал всю Европу, 14 стран, и ни в одной, ни в одной, даже в Германии и долбаной Польше ко мне по поводу кенгурятника никаких претензий не было".
Покрутили в руках документы, обошли со всех сторон Матёрого, поглядели на карту на его борту... Не знаю, что на них произвело впечатление, то ли мои слова, то ли карта, но документы отдали и показали дорогу до гостиницы.
Выезжаем из г.Омутнинск. Дорога разбитая - жуть.
Переехали опять (по-моему в четвёртый раз) реку Вятка. Пошёл меленький снежок. Начались пологие спуски и подъёмы, - чувствуется, что приближаемся к Уралу.
Лёха, как истинный учёный постоянно измеряет радиационный фон
Фон даже меньше, чем в Москве. Экология – однако!
На АЗС (опять не «Роснефть» :( ) залили 51 литр.
Созвонились с Ольгой Александровной из Мурманска. Похоже, что вопрос о погрузке нас на ледокол в Дудинке решён положительно. Ура-а-а!!!
Фаробин заметил ослабленные болты на задней полуоси. Протягиваем их, а заодно, и гайки колёс.
Въехали в Пермский край. Дорога переменная. Есть хорошие участки, а есть - разбитые в хлам. В попутном направлении трафик нулевой, но на встречу очень много фур. Переезжаем реку Кама
Окружная дорога вокруг Перми - не дорога, а сплошные ямы глубиной до 20-30см. На дороге пробка из-за фур, которые едут со скоростью 1-2кмч, чтобы не завалиться, раскачиваясь на этих ямах.
В Перми заехали, по наводке Фаробина, в автосервис, который имеет отношение к пермскому внедорожному клубу, для того, что бы поднять матёрого на подъёмник и поглядеть его снизу, не открутились ли какие гайки.
Поглядели. Не открутились.
Подремонтировали стояночный тормоз.
Выехали с сервиса уже под вечер. Пока ехали по Перми почувствовали, что пахнет тосолом. Треснул шланг на салонной печке. Обрезали, подтянули. Всё это последствия «прыжков» на дороге.
На выезде из Перми заправили 44 литра. Проехали в сторону Чусового 12 или 21км и остановились в мотеле. За ночёвку с носа 900р., но, правда, - со «шведским» завтраком.
Поужинали в номере,
а пока ужинали, я выходил курить и заодно за 200р и 10 минут помыл Матёрого на мойке рядом с мотелем. За этот день проехали 356км, - вот так! Грёбанная дорога! Сутки, можно сказать, потеряли!
Движемся в сторону Чусового. Длинные достаточно крутые спуски и подъёмы. Виды вокруг просто обалденные.
На шоссе кое-где лёд. Горячие уральские парни всё время нас обгоняют. Мы едем аккуратно, скорость 80-90кмч. Ага! Доездились! Внизу на мосту 2 разбитые иномарки. Одного из них видно закрутило на льду.
Наша же, шипованная Хакапелита Матёрого уверенно держит дорогу. Дорога до Чусового на твёрдую четвёрку.
Выехали из города Чусовой. На выезде купили хлеба, сушек для Фаробина и яблок для меня и Лёхи. Фаробин яблоки не ест. Дорога от Чусового до Качканара чуть-чуть похуже, на 4 с минусом. В самом Чусовом дороги разбиты.
Граница Европы и Азии. От снега расчищена только дорога, подъезды к смотровым площадкам и сами площадки, - все в снегу. Лешка всё-таки вскарабкался по сугробам на площадку и был сфотографирован на фоне монумента.
На подъезде к Качканару были остановлены гаишниками за невключённые фары. Оказалось, что фары были включены, а сработало термореле. Экспериментально было установлено, что термореле срабатывает через 20-30 секунд после включения габаритов. Включили противотуманные фары, едем и прикидываем, где искать КЗ. Грешим на проводку к габаритам или на провода на подсветке приборов. Но для таких поисков нужен тёплый бокс. Решаем ехать до г.Серов, а там искать автосервис.
На какой-то АЗС заправили 47 литров.
Большой металлургический завод.
Переехали речку Каква, поехали на ул.Загородка, 12а.
Сказали, что там классный автоэлектрик в тёплом ангаре. Нашли. Автоэлектик Вася, к счастью тоже владелец буханки, причину КЗ нашёл за 5 минут.
Виной оказался провод идущий от задних габаритов к фишке на прицепном устройстве (на фаркопе). От всяческих прыжков на дороге Кострома-Киров-Пермь провод идущий по краю пола багажника "подсунулся" под металлическую пластину прижимающую фанеру пола на краю багажника, протёрся и стал коротить на эту пластину. Всё исправление заняло не больше 40 минут. В качестве бонуса Вася сказал, что для проводки следует использовать провод ПВ3 (ПВ три). Его изоляция как нельзя лучше подходит для наших условий, - не дубеет на морозе. Это надо запомнить.
Выехали из Серова на Ивдель, на выезде пообедали.
От Серова до Североуральска дорога такая же, как и до Серова, а вот после Североуральска характер дороги меняется. Те же две полосы, но много закрытых крутых поворотов и, главное, что у дороги отсутствует полоса отчуждения. Деревья стоят в 1-1.5м от полотна дороги. Если по какой-то причине улетаешь с полотна - удар в дерево неизбежен.
В Североуральске, пока есть связь, сообщили в Красноярск и в Мурманск о том, что мы пересекли Урал и находимся уже в Азии. Из Красноярска, от Егорова Сергея Александровича, получили вводную связаться с ним, когда мы будем уже в Новом Уренгое. Из Мурманска, Игнакшина Ольга Александровна сказала, что в Дудинке по поводу погрузки на ледокол, нам надо контактировать с Максимом Наконечниковым и дала его телефон. Уф-ф-ф! Будущее хоть как-то определено. Едем до Ивделя.
Заночевали в гостинице г.Ивдель; небольшой и очень чистенький городок, окружённый, как говорят несколькими "зонами", правда ни одного зэка мы пока не видели. Чувствуется настоящая зима. Температура вечером -5 -7С, а всю дорогу до сюда была около нуля.
Около гостиницы переговорил с мужиком который приехал сюда на дизельном Патриоте из Салехарда по зимнику по Оби. Говорит, что зимник нормальный.
Вчера вечером в холле гостиницы разговорились с постояльцами. Все в один голос говорят, что если хотите попасть в Уренгой, то ехать надо через Ханты-Мансийск - Сургут - Уренгой. Дорога - асфальт. Однако навигатор Навител упорно прокладывает кратчайший путь по маршруту Югорск - Нягань - Приобье - Белоярский - Надым - Уренгой. Смущает то, что от Приобья до Надыма он прокладывает маршрут по прямой линии. Решаем так, едем до Югорска, а там окончательно решаем по какому маршруту ехать: либо по асфальту через Сургут, либо по зимнику на Салехард (за одно посмотрим на мамонтов), либо по дороге через Белоярский, которая, скорее всего, тоже зимник. Поехали.
На выезде заправили баки под завязку и несколько канистр. Залили 130 литров.
На въезде в Югорск заправили остальные канистры и в бак слили остатки. Всего заправили 100 литров.
Остановились у поста ГАИ выяснить про дорогу, и надо же как повезло… Гаишник говорит: - Вон видишь КАМАЗ, он из Надыма…
Я к нему… Водила с полным знанием дела..., что мол да, я из Надыма по дороге через Белоярский, дорога отличная... Откидываем остальные два варианта и движемся на Нягань - Приобье - Белоярский - Надым.
В торговом центре Югорска все купили тёмные очки. Солнце и снег слепят по-взрослому. Я ещё себе купил утеплённые боты «прощай молодость» – хоть солнце и припекает, а ноги зябнут.
Т-образный перекрёсток: налево на Нягань.
До Нягани 98км. Дорога хорошая - на 4. Иногда на дороге волны, на них Матёрого подбрасывает. Вдоль всей дороги указатели: Куст-28, Куст-52 и т.п. Это видно указатели на места скважин. Указатели о том, что пересекаем нитку газопровода.
Были оштрафованы гаишниками которые, не поленились отъехать от Югорска около 40км и встать в засаду за сугробом около моста где, как они сказали, стоит знак 40кмч и ремонт моста. Никакого ремонта и знака мы есесено не видели и скорость не снижали, за что и поплатились на 250р.
На какой-то технологической заправке, где есть только соляра и 92-ой практически в пустой левый бак заправили 20л 92-го. А так, до этого "кормили" Матёрого только 95-м. PS. "Чтобы лошадь работала её надо овсом кормить, а не соломой" (с) Жизненное наблюдение.
Въезжая в Нягань, переехали речку Нягань-Югань.
Предполагая, что дальше начнутся зимники и на дороге не будет слякоти помыли Матёрого, на чём особенно настаивал Фаробин. На заправке в левый бак заправили баки под завязку 95-м, - 30 литров.
Поворот с бетонки Нягань - Приобье на Сергино, Андру. Указатель увидели случайно. Спросили у встречной машины…, да, всё правильно, это на ледовую переправу через Обь. Едем, навстречу фура и несколько легковушек. Дорога уже напоминает настоящий зимник.
Стоим точно посередь Оби рядом с п.Андра. Фаробин и Лёха любуются пейзажами и фотографируют лёд и колёса Матёрого.
Постояли на берегу Оби, пофотографировали пейзажи.
Поднимаемся по крутому подъёму на берег, и начинается отличнейшее асфальтовое шоссе, по качеству такое же, как отремонтированное 2 года назад Рижское шоссе в Тверской области. Скорость 95-105кмч. Трафик попутный и встречный практически нулевой. На километровых столбах цифры 724, по мере движения эта цифра уменьшается. Прикинули. Похоже это расстояние через Надым до Нового Уренгоя.
Дорога просто клас-с-с!!! Асфальт чистый, металлические ограждения, но смущает то, что нет никуда никаких поворотов и съездов, и нет никаких указателей. Профиль дороги как в предуралье, - пологие подъёмы и спуски. Для меня это географическое открытие. Раньше, смотря на карту, я представлял западно-сибирскую низменность равниной ровной как стол. Оказывается это не так. Открытие!
Километров через 150-200 асфальт сменился плитами, но покрытие ровное, без выбоин, иногда, правда, идёт пологими волнами. На таких волнах Матёрого на скорости 80-90кмч изрядно подбрасывает, из-за чего с полки над лобовым стеклом вываливается всякий мелкий шмурдяк (фонарики, бинокли, фотоаппараты). На одной из таких волн Фаробин подскочив до потолка похоже набил себе шишку и велел снизить скорость. Снижаем, благо уже начинает темнеть. Решаем ехать до Белоярского, где собираемся заночевать.
Не доезжая АЗС на тассе около п.Лыхма обратил внимание, что показометр температуры показывает 0 градусов. Открыли капот… Ба-а!!! Оторвался по сварке кронштейн, на котором висит бачёк с жидкостью для ГУРа и он, падая, рассоединил провод на датчик температуры. Бачёк подвязали верёвкой в положении близком к нормальному, но руль крутится всё равно туговато, видно в магистраль попал воздух. Едем до Белоярского и эту проблему (приварить кронштейн) будем решать завтра утром. Заправили 39 литров.
г.Белоярский стоит в стороне в 30км от трассы. Едем к нему искать гостиницу. Нашли. Цены заоблачные, порядка 3500р с носа. Но администратор гостиницы посоветовала нам снять на ночь квартиру и дала несколько телефонов. Сняли за 2500р двухкомнатную квартиру в практически новом доме. Да и весь микрорайон состоит из новых современных домов.
С утра чувствуется морозец, хотя день, похоже, будет, как и вчера, - солнечным. Поехали с утра по городу искать автосервис, где можно будет приварить отвалившийся кронштейн (бачёк привязанный веревочкой – не кошерно). Зря искали.. В автосервисах сейчас могут только масло, лампочку или какой другой агрегат поменять, но сварки на современных автосервисах нет. Видим надпись над воротами - УАТ-2 (управление автотранспортом).
Зашёл к начальнику Борису Александровичу, изложил проблему. Тот без вопросов разрешил заехать и отремонтироваться. Снятие\установка кронштейна и приварка отвалившейся части заняла около часа.
Выезжаем из Белоярского на трассу до Надыма. Погода отличная, ярко светит солнце, поэтому надеваем тёмные очки.
Обратили внимание, что обочина дороги заросла молодой берёзой, которой по виду лет 10-15, следовательно, и насыпи этой дороги столько же или больше. Прочитали придорожный плакат, на котором написано, что это технологическая дорога вдоль газопровода и что проезд стороннего автотранспорта по ней запрещён.
Получив такую информацию - задумались.... Получается, что Газпром, протягивая нитки газопроводов, не только гонит на экспорт энергоресурсы, но попутно ещё и "обустраивает Россию", прокладывая вдоль газопроводов такие отличные технологические дороги. Интересно, а вдоль "Сила Сибири", что идёт в Китай, такая же отличная технологическая дорога? Надо написать письмо в правительство, чтобы оно не только давало разрешение на разработку того или иного месторождения, но и указывало по каким маршрутам тянуть газо-нефтепроводы, а вдоль них есесено и технологические дороги. Глядишь так за 15-20 лет и "обустроим" Россию дорогами.
Подезжам к Т-образному перекрёстку, на дороге снежный накат, направо - Надым, налево - Кызым. Прямо напротив стоят трое ребят, а в снежном отвале след от машины. Тормозим, подходим. Так и есть… Ехали как и мы от Белоярского на Надым и прямо через перекрёсток так и улетели. Хорошо не перевернулись, и хорошо, что снег глубокий. Похоже только бампер на выброс.
Сказали, что ждут грейдер машину вытаскивать. Пожелали успехов, а мы едем дальше. Наша помощь не требуется. Чудаки... зимой здесь ездят на нешипованой резине! На накате, на дороге следы всех легковушек с шипованой резиной. Проверяем нашу Хакапелиту на торможение на накате... Класс! Держит как надо!
Ехали по бетонке, как вдруг раз и поворот налево. Хотя видно, что бетонка (насыпь, по крайней мере) продолжается и дальше, но она не чищена, вероятно с начала зимы.
Сворачиваем, едем по зимнику, который идёт прямо впритык к нескольким ниткам трубопровода. Впереди видны какие-то работы: экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики.
Похоже, то ли новую трубу кладут, то ли старую заменяют. Повсюду валяются куски старой битумной ленты, которой оборачивают трубу. Всё это на протяжении 20-30 км. Стройка кончается и опять выезд на бетонку. Заправили 2 канистры в левый бак.
К вечеру, за 51км до Надыма пересекли то ли 10, то ли 15 ниток трубопроводов на расстоянии 20-30 метров одна от другой. Над каждой стоит табличка типа: Ямбург-Урал, Ямбург-Тула-2 и т.п.
Не доезжая 12км до Надыма заправились, залили 48 литров. Еще засветло въехали в Надым, небольшой, но чистый и современный город.
Сунулись в гостиницу, там опять цены заоблачные, но, как и в Белоярском администраторша дала несколько телефонов о сдаче квартир. Позвонили, договорились, подъехали, получили ключи, разместились в двухкомнатной квартире на 4 этаже 9-ти этажного дома. Вечером отварили макарон с тушёнкой.
Выезжаем из Надыма едем на Новый Уренгой.
Ветерок и небольшой снежок. Видели градусник на котором цифра -1. Верится слабо. Есть предание, что Надым – родина Мамонтов :) . Не отказали себе в удовольствие отметиться рядом с ними.
Боковой ветер. Дорогу слегка переметает, встречается снежный накат.
п.Пангоды. Дома обшиты новым "сайдингом" хотя сами по себе старые - двухэтажные, двухподъездные брусчатые дома (видели один сгоревший). Обитые новым сайдингом, смотрятся привлекательно, как смотрятся изнутри - не знаем, - не заходили.
В Новый Уренгой въехали уже к обеду и прямо на въезде увидели громадный торгово-развлекательный центр "Солнечный". Покруче, чем ТРЦ "Щука", что рядом с моим домом на Щукинской в Москве. Расположились там, пообедали, попили кофейку.
Нашли какую-то местную рекламную газету и по ней долго звонили по разным адресам, но в конце-концов договорились о съеме на ночь 2х комнатной квартиры. Поехали, заселились.
Связались с Егоровым Сергеем Александровичем, тот, что из Красноярска и отвечает за службу безопасности Ванкорнефти. Проинформировали его, что мы уже в Новом Уренгое. Он как смог объяснил нам, как найти КПП Ванкорнефти. Мы, как смогли, поняли, но для себя зафиксировали, что на трассе полно машин и люди есть, т.е. будет у кого спросить.
Пошли погулять по Новому Уренгою. На центральной площади, - сказочные ледяные фигуры. Сфотографировались.
Дошёл до Сбербанка заплатил штраф, выписанный на трассе после Югорска. Пока гуляли, Лёха познакомился с двумя симпатичными новыми уренгойчанками.
Дома после ужина он долго сидел в телефоне и уже почти в 12 часов оделся и пошел, как он сказал, "Погулять". Гулял долго, вернулся под утро, но особой помятости не наблюдается. Что поделаешь, - молодость!
Выезжаем из Нового Уренгоя, едем на заправку, чтобы заправиться под завязку до Норильска. Ищем «крайнюю» заправку, после которой их до Норильска уже нет.
Заправили под завязку правый и левый баки и все пустые канистры. Оказалось, что залили ровно 100 литров. Двигаемся на Карачаево - Уренгой, а потом по трассе на Тазовский, где должны увидеть "своротку" на право, на Ванкор. После Уренгоя на Тазовский идёт отличное асфальтовое шоссе. Трафик в попутном направлении практически нулевой, а вот на встречу - колонна за колонной пустые длинномеры. Правда на шоссе кое-где – лёд.
Пересекли Полярный круг, никакого похолодания не заметили. На дороге сырость, из снега можно лепить Снежных баб. Скучно без баб, особенно Лёхе. :)
В п.Новозаполярный уткнулись в КПП.
Пока стояли на КПП узнали для себя много нового:
а) здесь водится осётр,
б) вылов и покупка – наказуемы,
в) штраф 500000руб и/или срок 2 года. Да уж-ж-ж!!!
Охранник на КПП сказал, что поворот на Ванкор мы проскочили, надо вернуться назад на 14км. Вернулись.
Действительно в стороне от трассы КПП и полно машин. Я со всеми документами пошел туда, но оказалось это не КПП Ванкорнефти, а КПП чего-то другого.
Записали номер машины и пропустили, сказав, что Ванкорнефть будет через 68км. Едем, дорога хорошая, уложена бетонными плитами, но иногда попадаются волны, поэтому едем не быстро - 50-60кмч. Фаробин возмущается: "А где же зимники?"
И действительно, от самой Москвы мы ехали по дорогам с твёрдым покрытием, если не считать ледовой переправы через Обь и 20-ти километрового куска вдоль ремонтируемого газопровода между Белоярским и Надымом
Вылили в бак текущую канистру. Осталось 9 канистр. Мужики на КПП сказали, что бензин на Ванкоре должен быть, там даже есть какая-то заправка. Через какое-то время увидели вагончики справа от дороги, оказалось, что это и есть КПП на въезде на ванкорский зимник и здесь нас ждут. Началась какая-то беговня, звонки, проверки документов и пр.
Оказывается нас по всему зимнику будет сопровождать 2 человека из службы охраны на ТРЭКОЛе (ТРанспорт ЭКОЛогический). Это такая шестиколёсная машина, которая может ездить и по снегу и по болотам.
11:50 КПП на въезде Ванкорский зимник (94835)
Наконец вышли на ванкорский зимник. До Ванкора 214км.
Трафик на зимнике очень большой, а сам зимник разбит хуже, чем шоссе Кострома-Киров. Всё это ведёт к образованию пробок из-за застреваний машин.
Средняя скорость по навигатору - 10-15кмч. Сколько же мы будем ехать до Ванкора? Но благодаря тому, что нас сопровождает охрана на ТРЭКОЛе, а охрана на зимнике выполняет функции ГАИ, мы всё-таки движемся, несмотря на пробки.
Переезжаем по льду массу рек и речушек.Залили в Матёрого ещё одну канистру бензина. Осталось 8 канистр. В себя залили гречневой каши с тушёнкой и чаю. И сразу стало казаться, что жизнь налаживается.
Наконец-то доехали до КПП Ванкора, ребята из охраны любезно предложили переночевать в их балке, где как раз было 3 спальных места.
Для меня это было открытие. Раньше я ездил по зимникам, которые представляли из себя полотно дороги (утрамбованный снег и лёд) справа и слева от которого снежные отвалы. Получается едешь в неком снежном жёлобе. Здесь всё не так. Здесь , как объясняли мне все, с кем разговаривал, .делать зимник в виде снежного желоба невозможно, его постоянно бы заметало снегом, тундра - однако. Здесь зимник строят методом намораживания. Едет трактор и тащит за собой две трубы шириной с полотно дороги, которые утрамбовывают снег и при этом поливают его водой.
Образуется полотно дороги представляющее из себя достаточно толстую и прочную ледяную корку, которая выдерживает вес многотонных грузовиков. Уровень такого полотна совпадает с уровнем окружающего снега.
Плюсы такой конструкции - в пургу снегу негде задерживаться и его просто сдувает с полотна. Минусы - край полотна должен быть чётко обозначен, например вешками. Если края полотна не видно, то, съехав с него, тут же зарываешься в снег и приходится либо домкратиться, либо тебя должна вытаскивать назад какая-либо другая машина. Пока ехали от Сузуна до Дудинки зарывались так больше десятка раз в тех местах где отсутствовали вешки на краю этого стихийного зимника. На Ванкорском зимнике "зарываний" не было, там и дорожные знаки и вешки, да и машин много, и встречных и попутных.
По поводу зарываний... Могут спросить, а что, разве не видно следов машин..., езжай по следам и никуда не слетишь. Дело вот в чем! Когда мы ехали, небо было так плотно закрыто облаками, что днем в тундре покрытой снегом (а мы ехали по тундре) не видно даже линии горизонта. Представьте, что вы находитесь внутри абсолютно белого шара.
Вот посмотрите на этом ролике, можно, сидя за рулём, разглядеть дорогу?
Закопались.avi
Снег и небо одного цвета - белого. На этом фоне виднеются кое-где торчащие короткие "палки" лиственниц, свет рассеянный, теней ни от чего нет. Вот ночью, направленный луч от фар создаёт тени, и следы от колёс на дороге видны. А днём - ни хрена не видно.
Выезжаем с этого КПП на территорию собственно Ванкорского месторождения, мимо горящих факелов попутного газа в сопровождении машины охраны. Такое впечатление, что у охраны есть установка пропихнуть нас как можно быстрее через территорию Ванкорского месторождения, а потом наша судьба никого не волнует. Главное, чтобы чего с нами не случилось на подведомственной им территории.
Проехали КПП на выезде с Ванкорского месторождения, едем по зимнику на Сузунское месторождение, до него 68км. По самому Ванкорскому месторождению впереди нас вела машина с ребятами из охраны. Благодаря им мы не запутались здесь в хитросплетениях всяческих технологических дорог и проездов.
КПП на въезде на Сузунское месторождение. Сказали, что от Сузуна до Дудинки 110км. Странно… По треку на навигаторе Ози явно не 110км а, по меньшей мере, вдвое больше. Баки полные и в запасе 6 канистр.
Выехали через КПП Сузунского месторождения на Дудинский зимник. Распрощались с ребятами из охраны, они в ответ помахали нам, пожелали счастливой дороги и вздохнули с облегчением, что больше за нас они ни перед кем не отвечают. Через километр после шлагбаума начался экстрим. Дорога прилично разбита Уралами/Камазами. Это наверное те Уралы, которые возят трубы на Пиляткинское месторождение. Перед нами, за несколько часов ушло 5 машин. Проехали километра три и решили позавтракать\пообедать, поскольку с утра выпили только по кружке кофе.
Тронулись после обеда. Шины спустили до 1.5 ата. Машина пошла существенно лучше.
Зимник нас вывел на ледовую переправу через р.Хета. По обе стороны этой реки в районе переправы горы металлолома и несколько балков. На льду реки размечена посадочная полоса для самолёта. Мужики из балков сказали, что едем в правильном направлении, но сами до Дудинки не ездили, их сюда забрасывают самолётом. Дальше зимник обмечен вешками. Предупредили, что как доедем до "бочки" (балок в виде бочки), то вешки свернут направо, а нам прямо. "До Тухарда - 40км" - сказали они. Что такое Тухард? Об этом спросить забыли. Ну да ладно... Поехали.
Подъём на противоположный берег Хеты - крутой. Иду на пониженной. Вдруг из-за бугра показывается спускающийся Урал, везущий две огромадные цистерны. Дорога накатана в одну колею. По правилам дорожного движения Урал должен остановиться и пропустить меня - машину идущую в подъём. Но если он затормозит (если затормозит?), то он может сложиться на спуске и тогда все эти бочки вместе с Уралом покатятся в мою сторону. Пришлось брать вправо, а там ещё круче. Даже на первой пониженной Матёрый не вытянул. Зарылся. Урал проехал. Я сдал назад, на твёрдое и без проскальзывания поднялся на бугор.
Едем, дороги ни хрена не видно (точнее не видно следов, где дорога). Взял интуитивно чуть влево... и закопался, съехав с дороги. Часа 2.5 выкапывались, вытягивая морду Матерого на дорогу при помощи хайджека и лебёдки.
Технология была следующей. Справа от дороги вырыли траншею (Лехе по грудь, но до земли он так и не докопался), вложили в неё две 3х метровых доски и зацепили за них трос лебёдки. Прокопали канавку под трос, чтобы он не выдернул доски из траншеи. Потом хайджеком по максимуму подняли морду Матёрого и затем, натягивая лебёдку "уронили" его с хайджека вправо. Повторив эту операцию ещё 2 раза, передние колёса оказались на твёрдом полотне.
А дальше, благодаря самоблоку в переднем мосту, Матёрый сам выбрался на дорогу. Как только выбрались, стали складывать весь шмурдяк, появляются 2 Урала. Поприветствовали нас. ;-) Ладно, едем дальше, но уже на второй передаче со скоростью не выше 30кмч. Доехали до "бочки", вешки идут вправо, а прямо просто накатанная колея. Трек на навигаторе показывает, что нам тоже прямо. Стоим, думаем, а вдруг налево это новый проложенный зимник? И тут вдруг, из-за бугра со стороны вешек показалась колонна длинномеров груженых трубами.
Оказывается ребята заплутали, им тоже надо прямо. Поговорили. Они сказали, что: "До Тухарда осталось 40км". Ни хрена себе, мы к нему едем, а он всё не приближается. Мы быстренько..., прыг в машину, и поехали первыми. Если зароемся, - будет кому вытащить. Не прошло и пяти минут, - зарылись. Подъезжает Урал, я цепляю ему вдвое сложенную стропу (близко подъехал), он тянет, я стараюсь ему помочь, включил заднюю. Вдрух БАЦ!!! Вылезаю... Твою дивизию!!!
Забыл, что стропа вдвое сложена. Я ему ровнёхонько в торец рамы задними дверями въехал. Хорошо он без бампера, а то и кузов бы помял. А так только вмял две двери точно посередине, чуть ниже ручки. Ну что делать... Едем дальше. Подъехали к двум балкам. Рядом стоит автокран, - значит тут есть люди. Мужик из балка в телогрейке, поигрывая в руке Айфоном, сказал, что едем правильно и "До Тухарда осталось 40км". Та-а-ак!!! Сколько же мы до этого Тухарда будем ехать? Смеркается. В свете фар следы на дороге уже просматриваются.
Смеркается.avi
Дорога разбита Уралами/Камазами, сплошные колеи. Но поскольку подмораживает, межколейный бугор держит. Едем одним колесом по колее, другим по бугру. Машина переваливается то вправо, то влево. По салону всё летает. Из полки над лобовым стеклом постоянно вываливается мелкий шмурдяк (очки, СДдиски, и пр.).
Подключили правый бак. В левом остались какие-то капли, а двери багажника, где канистры, открыть не можем, поскольку они сильно замяты после столкновения с буфером Урала Днём дороги абсолютно не видно, но сейчас уже темно и в свете фар дорога видится хорошо.
Заметили впереди красные огоньки. Приближаемся. Два длинномера с трубами, оказались из той же кампании, что едет за нами. Один длинномер забуксовал на подъёме и прицепом съехал с дороги. Кое-как объехали один, второй объезжали по целине почти час. Пришлось лебёдкой цепляться за его крюк на переднем бампере. В конце-концов выбрались на твёрдое. Мужики с Уралов укладываются спать. "До Тухарда осталось 40км. Завтра оттуда за нами трактор придёт, а в Дудинке мы не бывали". Хм-м, странно..., а существует ли она - эта Дудинка? Оставили мужикам хлеб и чекушку спирта в благодарность за помощь. Едем дальше, благо в свете фар дорога видна отлично.
В стороне от дороги стоят машины, движки у двух работают. Хоть по местному уже час ночи, будим мужика в одной из машин. Он, как несложно догадаться: - "До Тухарда осталось 40км". Но сказал ещё что в Дудинке он бывал. Слава Богу! Встретили первого человека, кто бывал в Дудинке, т.е. Дудинка это не миф! Едем дальше. Дорога представляет из себя набор колей от Уралов/Камазов.
Через несколько километров на встречу свет фар двух машин: Урал и Шишига. После недолгих переговоров Урал мордой съехал с дороги и пропустил нас, сказав, что "До Тухарда осталось 30км". Спасибо ему. Сил уже нет скакать из машины туда и обратно.
И вот наконец на горизонте показались огоньки какого-то жилья. Надеемся, что это вожделенный Тухард, где по слухам есть магазин и столовая, одним словом, -цивилизация. Впереди, в километре от нас уже видны красные огоньки машин, но до этих огоньков дорога вся разбита грузовиками и представляет их себя снежную кашу глубиной по колено. Пониженная, первая передача... и после 20-ти минутного экстрима с постоянно вылетающей раздаткой (Лёха устал держать её ручку) мы упираемся в хвост колонны. Четыре машины с работающими двигателями стоят перед какой-то разровненной площадкой огороженной вешками. Мужики укладывающиеся спать говорят, что кто-то из администрации посёлка не разрешил проезжать через эту площадку потому, что у них тут в субботу "Праздник оленевода". Из меня сыплется ненормативная лексика, Фаробин в полусомнамбулическом состоянии (время уже третий час по местному) рекомендует заночевать в хвосте колонны, Лёха всё ещё полный сил меряет снег, прикидывая варианты как объехать колонну. Как вдруг....! со стороны посёлка показываются фары и прямо по целине к нам подлетает ТРЭКОЛ. Ребята, у одного из которых всё еще продолжается день рождения, устроили покатушки. Восхитились тем, что Матёрый сам по этой снежной каше смог доскребстись до посёлка, тут же предложили протянуть Матёрого ТРЭКОЛом прямо по снежной целине в объезд колонны. Цепляем трос и после пяти рывков с разбега (у меня было такое ощущение, что они нам вырвут раму из-под кузова) Матёрый выбрался на твёрдое. Спросили у ребят, где тут у них можно поправить задние двери. Они проводили нас до ангара, возле которого мы и заночевали. Это была единственная за всё путешествие наша ночёвка в машине. А чего..., движёк работает на холостых, две печки дуют, в салоне тепло (поснимали свитера и куртки). Приняли по 100г с лапшёй и тушёнкой и рухнули спать.
Проснулись, от того, что движёк не работает, бензин в правом баке кончился. Пошел в балок к начальству…, мол нам бы в тепло - двери поправить. Без лишних слов и вопросов дана команда откатить ворота и запустить нас в ангар. Снятие, разборка, прямление (положил дверь на две доски и попрыгал), сборка и установка заняли около 2х часов.
Пообщались с местными жителями, съезжающимися на завтрашний праздник оленевода. Предлагали купить свежую корюшку. Вот если бы копчёную…, тогда - да, а так она нам ни к чему.
Пообедали в местной столовой. Всё очень чисто, вкусно и питательно. На третье клюквенный морс.
С собой в дорогу взяли ещё 1.5 литра. Выезжаем на Дудинку. До неё 98 км. Небо ясное, дорога видна, надеемся доехать до неё часа за 2-3.
Человек предполагает, а Бог располагает… Проехали от Тухарда километров 10, как небо опять затянуло облаками и опять ничего на дороге не видно. Вешек нет. Белое безмолвие. Встретили ГТСку, пожаловались водиле, что ни хрена дороги не видно. Он в ответ: "Да я тоже ни хрена не вижу, но мне не страшно, я - железный". :) "У носорога плохое зрение, но при его массе это не его проблемы". Да уж-ж...!
Ехать совершенно невозможно, Леха вылез и пошёл перед машиной, я - за ним.
Так и ехали/шли километра 2, пока нас не догнал Камаз. Лёха прыг в машину... и мы за ним (за Камазом). И как-то так сразу дорога видна стала. Держимся в 30-50 метрах за Камазом. Не знаю чем это объяснить, как и то, как водитель Камаза рассматривает дорогу. Может он тоже едет по "принципу носорога"? Не знаю.
В общем, за 30-40 минут мы проехали половину расстояния до Дудинки. Камаз свернул с дороги в какой-то вахтовый посёлок. Проехали ещё километров 5 и снова закопались. Пока решали, за что цепляться: я предлагал за куст какого-то "саксаула" в 20-ти метрах от машины, Фаробин - за сваю какой-то трубы в 120 метрах от машины, - подъехал встречный Урал и выдернул нас из снежного плена. Едем дальше.
Температура за бортом повышается. Сейчас -3гр, а утром было -12гр. Снег становится рассыпчатым, на дороге появляется много глубоких колей, в одной из которых на подъёме сели на брюхо. Хакапелита в таких условиях - никакая. Куда колёса ни поверни, едет прямо по колее, никаких намёков на попытки выбраться из колеи. Для этих условий ей не хватает боковых грунтозацепов. Только попытались зацепиться за впереди стоящую лиственницу, как вдруг!... видим, что нас нагоняет колонна наливников.
Первый (за рулём Саня) выдернул нас, и мы поехали в середине колонны за Саней. Саня обалдел, когда узнал, что Фаробин главный редактор журнала «4х4. Полный привод». Это ж надо, где повстречались…! Андрей подарил ему журнал с дарственной надписью.
Где-то через час выехали на берег Енисея. На берегу много машин и другой техники, на противоположном берегу - огни Дудинки.
Думал что - всё, добрались. Ан нет! Предстояло еще форсировать по льду Енисей. Форсировали его часа четыре. Я думал, что переправа через Енисей такая же, как через Обь, - просто дорога по чистому льду. Ни фига! Это такой же протоптанный зимник по снегу, и тоже в одну колею. Ждали часа полтора, пока колея освободится, потом терпение лопнуло, когда Саня узнал, что из Норильска-Дудинки несколькими кампаниями едут джиперы в Тухард на завтрашний праздник оленевода. "Поехали!,... с большими разъедемся, маленьких растолкаем...". Ехали через Енисей часа три. Джиперы с которыми разъезжались тоже обалдевали, узнавая Фаробина. "Надо же где встретились... Посередь Енисея!". Долго разъезжались со встречными грузовиками. Я научился в снегу накатывать колею, за что на том берегу выслушал Санину похвалу.
Делается это так. Главное не дать колёсам провернуться на снегу. Откатываешься немного назад, потом вперёд и как только двинулся, сразу выжимаешь сцепление. Сколько машина прокатится, уминая снег, столько прокатиться. Потом всё сначала: назад-вперёд, назад-вперёд, главное не дать колёсам провернуться, иначе сразу закопаешься.
Упёрлись в застрявший Урал у которого, кроме всего прочего, чего-то там не работало. Лёха с Андреем побежали поболеть и пофотографировать традиционную русскую забаву «Вытаскивание автомобиля». У меня сил нет, прибежавший и скомандовавший:- "Поехали!" Леха, сказал, что я спал. Спал, оказывается часа полтора. Ещё чуть проехали, опять встали. Оказывается, у этого Урала теперь оборвало кардан. Буксирный трос навалили в спешке на раму, а он намотался на кардан и оборвал его. Пока его откручивали, ещё минут сорок стояли. В общем, - въехали в Дудинку в третьем часу ночи. Ждавший Саню на берегу, его друг Макс любезно проводил нас до гостиницы и даже свозил в круглосуточный магазин, где мы взяли всё, что положено в таких случаях. 2 апреля,
Отдохнули, позвонили Максиму наконечникову. Сказал приезжайте в понедельник в 8-30, будем оформлять документы. Починил «раненую» дверь, а то до этого была завязана верёвочкой, чтобы не распахивалась
Выезжаем из Дудинки на Норильск.
Первая часть ЭКСПЕДИЦИИ завершена, осталась вторая часть – погрузиться на корабль. Поселились в гостинице «Норильск». Отметили это дело и пошли гулять по ночному Норильску. Город приятно поразил. Ночью очень красиво, да и днём, откровенно, - тоже.
Кстати, на последнем фото (см. крышу левого дома) видны следы недавнего урагана, посрывавшего крыши более чем с 200 домов. 3 апреля,
Едем осматривать достопримечательности Норильска. Хотели заправиться на АЗС, но потом вспомнили, что при погрузке на пароход могут потребовать отсутствие наличия бензина в канистрах, поэтому вылили последние две канистры в левый бак.
Посетили мемориальный комплекс у подножия горы Медвежей – «Голгофа» памятник жертвам политических репрессий. Особенно поразило, что здесь «отметились» не только поляки, но и литовцы.
Наверняка «лесные братья», бандюки откровенные, а сейчас – «жертвы» политических репрессий, «бойцы литовской армии»..
Кстати, мне, что в Магадане, что в Норильске поражало то, что памятники бывшим зекам есть («Маска скорби» в Магадане, «Голгофа» в Норильске), а вот простым людям, тем, кто тоже в то время здесь терпел нужду, голод и холод, вот этим людям, почему-то памятников нет. Был приятно поражён, что в Норильске есть такой скромный памятник рядом с музеем города Норильска
Потом поехали в бывший норильский совхоз, где я 30 лет назад участвовал в строительстве 2-х этажного коровника. Здание коровника на месте, правда сейчас там СТО и склады.
Зона- тоже на месте, только обнесена красивым голубеньки заборчиком. Говорят, там делают мебель.
30 лет назад мы обедали в столовой этой зоны. До 14-00 она кормила зеков, а потом простых людей. И кормили там хорошо.
Вернувшись в гостиницу, увидели забавный дом, фасад которого обращён на окна роддома.
Сходили в Норильский музей. Очень интересно и познавательно. Фаробин фоткал там, в основном, документы: «Потом, на досуге почитаю». Во дворе музея стоит сохранившийся первый дом Норильска, в котором, по преданию, жил Урванцев, - первооткрыватель норильского месторождения. Удивило то, что он из брёвен? И действительно, откуда здесь в 20-ом году взялись брёвна, ведь кругом тундра? Не на себе же они эти брёвна приволокли? Даже экскурсоводша, была озадачена таким вопросом и пообещала разобраться.
После музея нас стал опекать Александр, - сотрудник администрации г.Дудинка. Свозил на своём «Патриоте» в ТРЦ «Арена», которая тоже меня поразила. Как на вечной мерзлоте построить такое сооружение?, - ну не знаю!
После этого он свозил нас ещё и на Талнах, -город-спутник Норильска. Большое ему за это спасибо!
Отъезжаем от гостиницы "Норильск". Похолодало, ночью было -26. Завестись сами не смогли (надо было аккумулятор в тепло занести). Завелись только после того, как парень на джипе дёрнул нас. Едем на Дудинку, где за сегодняшний день у Максима Наконечникова надо оформить все документы для погрузки нас на дизель-электроход "Норильский никель", который отходит завтра 5 апреля.
В Дудинке сняли квартиру. Но первое, с чего я начал, это оформление документов на погрузку Матёрого и членов экспедиции на пароход. Подъехал к Максиму Наконечникову и дальше началось… Не буду описывать всех перепетий, главное, что за полдня я:
- оббегал пол-Дудинки, собирая подписи,
-
узнал, что такое коносАмент и мультимодальная декларация,
-
узнал, что нас погрузят не на д/э «Норильский никель», а на д/э «Мончегорск»,
-
узнал, что «Мончегорск» пассажиров не перевозит, там всего 6 мест для пассажиров,
-
брать или не брать пассажиров определяет только сам капитан,
-
познакомился с массой интересных людей.
Поскольку «Мончегорск» отходит 6 апреля, на день позже чем «Норильский никель», и идёт в Архангельск, Фаробин отказался с нами ехать и пошёл покупать билет на самолет. У него что-то там со временем не срасталось…
Вечером нас опять взял в оборот Александр из администрации Дудинки. Провёз по всем её достопримечательностям. Набрались впечатлений настолько, что Лёха, только придя в квартиру, рухнул на диван. Даже от чая отказался.
– въезд в Дудинку со стороны Норильска
– здание старого речного вокзала
– Лёха переполненный впечатлениями
Проводили Фаробина до автобуса, который повезёт его в Алыкель, - аэропорт Норильска. Распрощались, вернулись в квартиру и спали до полудня. Потом сходили в магазин купили провизии в дорогу, копчёной енисейской рыбы (муксун, корюшка и пр.) и кое-каких сувениров. С провизией просчитались. Оказалось, что на судне нам было обеспечено трёх разовое питание, входящее в стоимость перевозки нас и Матёрого.
Перед тем как погрузиться на борт д/э "Мончегорск", пришлось ещё побегать с разными бумажками, но где-то в 12 часов по местному времени Матёрого загрузили.
Приходили менты, требовали ещё какие-то документы. Старпом, про себя матерясь, отксерил какие-то наши бумажки.. Менты отстали. Пришли пограничники, проверили, дали добро на отход. Команда по громкой связи: "Швартовой команде по местам стоять". Трап поднят, мы отплываем. Пока есть связь, послали крайний пост на УАЗБУКу.
Плавание во льдах на корабле судне ледового класса, каким является д/э "Мончегорск" достойно отдельного сочинения. Здесь, ниже я приведу только три вещи, которые поразили меня больше всего:
1. Плаванье во льдах. Словами это описать невозможно. Меня всё время не покидало ощущение, что мы находимся в космическом корабле. Внутри вполне нормальные условия существования, а снаружи, вот за этой дверью люком 187-2.jpg невыносимые условия существования, выжить в которых без специальных средств защиты (ватников скафандров) 187-3.jpg невозможно
2. Условия, в которых работает экипаж команда (19 человек). Чистота на судне. Почище, чем в некоторых больницах. Все внутри корабля, даже в машинном отделении, ходят в домашних тапочках.
3. Обходя полуостров Ямал мы пересекли 73-ю параллель (Широта 73°31N Долгота 70°43E), т.е. мы были всего в 1800 км от Северного полюса!
– нас обкалывает портовый ледокол
– брошенный на льду УАЗ «Патриот»?
– Шарнирный механизм Азипода ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Azipod )
Льды в проливе Карские ворота.avi
– Спасительная Спасательная шлюпка
– Принимаем лоцмана перед Архангельском
Выехали из порта г.Аржангельска.
Заправили оба бака под завязку. Выезжаем из Архангельска на Вологду. Залили 70 литров.
Первые 50-70км идёт ремонт дороги. Сначала думали… Ну попали! Как шоссе Кострома-Киров.
Но потом ремонт кончился и началось отличное шоссе с небольшим трафиком.
Впечатление такое как будто едешь по какой-нибудь Швеции или Финляндии. Всё чисто, аккуратно (вдоль дорог убирают мусор), правда с национальным колоритом
На какой-то АЗС заправились и заодно пообедали. Залили 41 литр.
На какой-то АЗС Верхневажского р-на Вологодской области заправились. Залили 48 литров.
На какой-то АЗС после Вологоды заправились. Залили 38 литров. Вечереет.
Решаем ехать до Ярославля, а там – посмотрим. До него 200км.
Около Ярославля немного отдохнули и решили ехать не торопясь до Москвы, чтобы въехать в неё ещё до утренних пробок. Пъём кофе в кафе «У Ёжика»
Уже в московской области на какой-то АЗС заправились. Залили 55 литров. Где-то в начале седьмого, высадив Лёху у метро Щукинская, я был дома.
|
|
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru