Памир 2016.
Часть 5: Киргизия-Казахстан
Эту границу мы проходим организованно. Ну, в смысле все скопом. Организации тут никакой быть не может - Восток!
Зная, что Восток дело тонкое, мы подготовились: у нас есть официальное письмо от РГО (Русское Географическое Общество), что мы люди правильные, не зеваки там какие то, а экспедиция. Жаль, что такого же письма нет от завода УАЗ: завод за полгода так и не решился написать заветную бумажку :(
Взяв верительную грамоту, самый юридически из нас подкованный - Олег из Одессы ушел искать старшего. Старшего естественно на месте не оказалось. Ждем.
На наше счастье, старшой быстро (по местным меркам) нашелся и дозволил нам пройти оформление и досмотр не по одиночке, а группой. Это значительно ускорило процесс, потому как в таких местах очередность понятие относительное. Относительно проверяющих людей.
Благодаря Олегу прошли досмотры и оформление на обоих сторонах быстро и оперативно.
Выехали за ворота. Огляделись.
Вроде проехали 200 метров, а как то незримо все изменилось. Все стало более азиатским: ларьки, люди, машины. Словами этого не описать, это надо чувствовать.
Курс в пересчете на рубли был 1:1, так что считать удобно. А вот цена на бензин не обрадовала. Стоимость 92-го так же как и у нас.
Обменяли немного рублей на сомы.
Держим путь на город Талас. Он хоть и назван в честь протекающей здесь одноименной реки, но ранее именовался Дмитриевка и был основан русскими переселенцами.
Памятник Батыру, куда ж без Батыра то :)
Хотя монумент не подписан, это скорее всего Манас - герой главного киргизского эпоса с таким же названием.
Наши ведущие выбрали объездную дорогу, которая проходит через Покровку. И этот шаг запомнился неприятным эпизодом:
Едем мы по улицам Покровки, дорога типа: когда то был асфальт, а теперь яма на яме. Едем колонной, держа максимально возможную скорость. И тут меня начинает обгонять какой-то пузотер. Причем не обращая внимания на опасность потерять при такой скорости и на такой дороге свои небольшие колесики. Смотрю - пыжится, ладно, я не гордый, сдвигаюсь немного вправо. Пузотер натужено обходит колонну и начинает нас тормозить. Останавливаемся.
Что там впереди происходит не совсем видно, понятно только, что из недопривода вылез какой то абориген в штатском, с сильно раздутым чувством собственной важности размахивает какой-то корочкой перед лицом одессита.
Постояв пять минут двигаемся дальше.
Естественно в
эфире радиомолчание. Все как воды в рот набрали.
На первой же остановке интересуюсь, что там произошло.
Оказалось, что представителю местного КГБ не понравилось, что мы едем по этой дороге. И он наивный думал, что показав свою ксиву сильно испугает нашего одессита и заставит повернуть обратно. Есс-но этот нерадивый служака был послан по тому адресу куда ему и предназначалось и несмотря на его страаашные угрозы поднять весь КГБ Бишкека мы продолжили намеченный путь.
Больше всего в этой мизансцене меня позабавил вопрос гэбиста заданный украинскому экипажу. Представьте: красный УАЗ Патриот, на украинских номерах, с желто-блакитным флажком и трезубцем, останавливается... К нему подходит этот неземной представитель очень компетентных органов, держа на вытянутой руке, как икону, свою драгоценную корочку и заявляет: По какому праву вы тут на РОССИЙСКИХ номерах ездиете?
Что же еще было делать одесситу как озвучить дорогу на... :)))
Сценка конечно неприятная, но она осталась позади. Гэбист в одиночку не рискнул тягаться с тремя внедорожниками.
Меж тем дорога вдоль реки Талас стала неимоверно живописной.
Много зелени, растительности.
Горы укутаны в туман.
Около озера не выдержали, устроили фотосессию
Жаль только, что автомобиль грязный :(
Помыть было некогда, да и негде.
В Киргизии нам часто попадались всадники на лошадях. Держались в седле они так уверенно, что становилось понятно, что это не развлечение, это обыденный ежедневный транспорт.
По дороге в Талас удалось даже увидеть приготовления к киргизскому празднику, судя по одежде и снаряжению собравшихся намечался Улак-тартыш. Это — конноспортивная игра двух команд за обладание тушей козла.
Жаль, что нам надо было нагонять потерянное время (как сказал командарм :) )
А то заехали бы на огонек и окунулись в самобытный праздник!
Вокруг суровая красота предгорий.
Дорога уходящая по направлению к Талас.
Въехали город, дозаправили баки, поскольку в горах заправок не будет.
Продолжили путь в горы, направление на Ош, в Ферганскую долину.
Подъем стал затяжным, то более крутой, то менее. Машина как то неохотно ползла по горному серпантину.
Когда основными передачами стали первая и вторая, я что то заволновался - ведь еще не так высоко, а мы почему то не едем.
Вызвал по рации Лену на Хантере, она ответила, что у них то же самое.
Но Хантер за счет меньшего веса все таки шел быстрее.
И тут...
Начала ползти температура двигателя.
Понятно, что большая нагрузка, но как то подозрительно быстро. Решаю, что тянем до конца отбойника и смотрим, что там стряслось.
Но отбойник еще не кончился, а у нас уже пар из-под капота и ребята нам машут чтобы мы съезжали. Съехали, открыли капот: и все заволокло туманом от кипящего антифриза. Так, что пришлось выскакивать из машины и ждать пока немного проветрится.
Судорожно прокручиваем в голове варианты того почему же мы закипели.
Вариант один куда то ушел антифриз, надо налить воды и посмотреть куда она исчезает.
Наливаем воду, смотрим, из под низа не капает, а ручейком течет вода :(
Лезем с фонариком вниз. Но надежда на то, что сорвало патрубок не оправдываются. Если уж поломка, то она должна быть тяжелой - вода льется из-под помпы. Скорее всего ее заклинило.
Начинаем ремонтные работы в горах. Вторая серия, блин.
Снимаем ремни, вентилятор, радиатор, смотрим на помпу и понимаем, что не хватает двух болтов. Заднего болта и одного из передних. Открутились и выпали где то по дороге. Не зря завод все болты стал ставить на фиксатор резьбы. Мы же при полевом ремонте не поставили на фиксатор и получили проблему. (интересно, как же раньше ездили машины без всяких фиксаторов и ничего у них не отваливалось?)
Теперь понятно почему убежал антифриз - через прослабленное сочленение выдавило прокладку и охлаждающая жидкость под большим напором стала выливаться.
Значит надо поменять прокладку, прикрутить помпу и можно двигаться дальше (наивный)
Ищем болты, при помощи одесситов находим нужные, один из них пришлось подпилить болгаркой до нужной длины.
Прокладки помпы в запасе не было, сажаем помпу на герметик. Должна держаться.
Чтобы болты опять не выкрутились, перед установкой из так же смазываем герметиком.
Помпу собрали, остальные сборы откладываем до утра. И так уже глубокая ночь.
В машине ощущается едкий запах антифриза :(
Будильник поставили на раннее утро.
Утром оглядываемся. Неземная красота, но глаз не радует :(
Наши встали чуть в отдалении, на шикарной альпийской лужайке.
Мы же стоим там где нас застигла беда. На обочине жизни :(
Выхожу на улицу, делаю несколько кадров.
Потом за работу.
Ставим крыльчатку, ремни, радиатор.
И хотя антифриза у нас много, но на тест заливаем воду из горной реки. Хорошо хоть с водой тут проблем нет.
Залили воду, вроде ничего не капает.
Завели, помпа держит.
Радостно сообщаем нашим, что можем ехать. А то нас уже поторапливали..
Едем потихоньку и тут опять температура ползет вверх :(
Что за черт? Может система завоздушилась?
Специально для такого случая установили пару краников, чтобы выпускать воздух из системы.
Воздух есть, выпускаем. Но все равно температура скачет. И еще... в радиаторе сильно бурлит вода. Вроде как еще не должен термостат открыться, а напор уже есть.
Решаем проверить термостат.
Откручиваем термостат, достаем плитку,
кастрюлю, кипятим. Высота почти 3000 метров, температура кипения ниже чем на равнине, но для проверки термостата должно хватить. Проверили - жив термостат.
Осталось два варианта помпа и прокладка ГБЦ.
Зная нашу "везучесть" я уже не сомневался в диагнозе. Но хотелось верить в чудо.
Проверили помпу. Точнее выключили ее из системы охлаждения методом снятия приводных ремней. Завели - вода бурлит.
Значит прокладка ГБЦ (много нецензурных выражений....)
И что странно - машина сломалась, а погода хорошая. Обычно, в этом путешествии не так... подозрительно.
Чтобы ремонтировать двигатель нужна нормальная площадка.
Решаем вернуться на ту поляну, на которой ребята сегодня ночевали.
Началась эпопея с разворачиванием обездвиженной машины на 180 градусов, высоко в горах, на узенькой дороге. Использовали лебедки, троса и два автомобиля.
Так страхуя двумя машинами от того чтобы не улететь в пропасть нас спустили на поляну.
Разбираем мотор (Третья серия). Даже уже не смешно, причем совсем не смешно.
Настроение у нас на нуле, из 11 дней путешествия 4 провели в ремонте и впереди еще один, самый непростой. Машина полностью обездвижена, мы в горах и до ближайшего магазина с запчастями далеко.
Начинаем разбирать мотор.
Опять как в заколдованном круге: вентилятор, радиатор, ремни, клапанная крышка, передняя крышка, валы газораспределения и т.д.
Доходим до болтов ГБЦ и тут выясняется, что они прикручены хитрым ключиком TORX60, а во всех стандартных наборах есть максимум, что TORX55.
Приехали.
И где же взять такой ключ в горах? (нафига на ЗМЗ сидят такие выдумщики?)
Остается только одно - снаряжать машину вниз на поиски такого ключа.
Для очистки совести пытаюсь найти такой ключ у проезжающих мимо машин. На удивление почти все останавливаются, пытаются помочь. Но естественно такого ключа ни у кого нет. Одна надежда, что ребята найдут его в городе.
Ждем.
Даже пообедали! (хотя уже скоро мы начнем питаться исключительно гайками и болтами этого волшебного мотора)
Через какое то время, которое тянулось так медлительно вернулся экипаж с земли (мы то на верху)
И о чудо! Есть ключ!
Правда взяли под залог и под честное слово, что вернем.
Вернем конечно! Мы свое слово держим.
Вставляем ключ в переходник, идем откручивать голову двигателю. А он не лезет!
Не, не ключ, а переходник.
Мудрые конструктора сделали так, что ключ с переходником никаким образом не пролезет к болту. Нужен длинный TORX60. Такого в местных аулах найти скорее всего будет невозможно.
Блин, ну почему каждый шаг дается с такими трудностями?
Делаем мозговой штурм. Олег, как самый быстросоображающий из нас находит такое решение: ключ одеваем в головку (по моему на 8), головка надевается на тонкий удлинитель 1/4 и на трещотку так же 1/4.
Трещотка из Сашиного набора, вероятность ее сломать просто огромная, так как на такие нагрузки тонюсенький инструмент не рассчитан. Но Саша дает "добро" на ломание, за что ему огромное спасибо!
Отворачиваем голову по хитрой системе: вначале заворачиваем, когда слышится страшный треск от того, что болт шевельнулся - начинаем его отворачивать. И так все 10 болтов.
Снимаем голову, а она тяжеленная. С трудом вдвоем ее удерживаем над двигателем.
Стемнело.
Собирать будем завтра.
Утром проснулся от того, что по палатке барабанит дождь.
Выглянул на улицу, нет не дождь, это СНЕГ.
Все поля и горы, что еще вчера были зелеными сегодня стали белыми.
Вот эта погода похожа на ту в какую нам надо тра..ся с двигателем.
Скрюченными от холода пальцами начинаем собирать двигатель. В Буханке, как обычно не развернешься, больше одного человека внутри работать не удобно :(
Ставим новую прокладку, вчетвером опускаем голову на место, аккуратно, чтоб не повредить прокладку.
Игорь начинает затягивать ГБЦ.
Через какое то время раздается бздынь... Мысленно прощаемся с Сашиной
трещоткой.
Однако трещотка жива, сломался TORX60. Пополам.
И как нам теперь затянуть голову????
Ребята опять едут вниз, в надежде найти еще один ключ.
Берут с собой обломок старого, чтобы показать ее хозяину, что мы люди честные и рады бы вернуть, но не можем.
Текут часы ожидания.
Приехали, привезли очередной ключ.
Теперь уже без фанатизма, по микронам тянем ГБЦ (спасибо Игорю!)
Собираем двигатель.
Уже к темноте заводим. Двигатель заводится, но его "колбасит".
Приходит Олег на помощь, говорит - вы перепутали провода на катушках. Меняем.
Двигатель работает устойчиво.
Принимаем волевое решение - сойти с дистанции!
Доводов более чем достаточно:
1. Зная наше везение в этой экспедиции, процентов на 150, у нас повело ГБЦ. С такой ГБЦ продолжать двигаться в горы идиотизм, поскольку дальше нет ни магазинов ни сервисов.
2. Мы и так выступили обузой для колонны и случись, что высоко в горах потеряем еще уйму времени.
3. В таком темпе мы не пройдем Памир. А без нас у ребят есть шанс его покорить.
Так что двигаем потихоньку вниз, там город, там цивилизация. Случись, что есть возможность отремонтироваться. А если повезет, то и до Шимкента доедем, дам дилер, там запчасти.
Конечно стрёмно ехать одной, причем уже основательно подраненной машиной, но это меньшее из зол. Не хотелось красть драгоценное время у ребят.
Договорились, что отпишемся как окажемся внизу.
Попрощались. Двинулись в путь.
Дорога все время вниз. В принципе и без двигателя можно было спуститься :)
Как люди обязательные везем драгоценный ключ его хозяину. Причем зная точный адрес: перед столбом 66 км направо, потом налево, ищете дом с грузовым мерседесом.
Самое интересное, что в ночи, со второго раза нашли дом, отдали хозяину ключ и очень горячо поблагодарили за помощь!
Осторожно, сильно не разгоняясь двигаемся дальше. Проехали Тарас. Идем по основной дороге.
Проехали Кировское водохранилище.
Судя по серпантину круто уходящему вниз, и огромному зеркалу воды зрелище наверное потрясающее. Но это днем, а ночью ничего не видно. :(
Долго ли коротко ли доковыляли до границы.
Перед погранпереходом очередь из "убитых" шестерок.
Решаю прогуляться и посмотреть, что там впереди. У первого встречного спрашиваю долго ли стоять - он говорит, что это местных не пускают, а вас наверняка пропустят. Попытка не пытка - подхожу к пограничнику (или кто там сидит в будке) и спрашиваю можно ли проехать на российских номерах. - Можно!!!
Ноги в руки, объезжаем очередь и как положено через полуоткрытые ворота въезжаем на погранпереход.
Заполняем бумажки, встаю на осмотр.
Выходит добротный такой киргиз, смотрит с прищуром, плотоядно улыбается.
Показываю содержимое Буханки.
Представитель власти внимательно так смотрит и говорит:
- Я тоже охотник!
Понимая к чему этот гнилой разговор, прикидываюсь "ветошью", говорю
- Отлично, но мы ЭКСПЕДИЦИЯ.
Для непонятливых, он второй и третий раз сообщает, что он охотник и рыбак, добавляя, что хороший нож ему бы пригодился.
У меня нет с собой хорошего ножа, только перочинный, да и его отдавать в моих планах тоже нет.
Тогда улыбчивый смотрит на спальник Игоря, тыкает в него и говорит:
- Хороший спальник?
- Нормальный, на зиму не рассчитан, только на лето
Киргиз соглашается на летний. Даже зная, что Игорь не похвалит за оборону его имущества все равно не соглашаюсь, апеллирую тем, что дорога у нас еще дальняя и без снаряжения мы ее осилить не сможем.
Так ведя базарную беседу проходит минут 15.
Поняв, что с нас ничего не обломится киргиз немного погрустневший ставит нам штампик, называет напутственно шпионами и отпускает.
- Я твое имущество спас! Говорю я Игорю, который ждал при выезде.
- Хорошо.
Блин, знал же что не похвалит. Нафига старался? Сейчас бы сказал, что таможня конфисковала и дело с концом :)))
Подъехали к казахской стороне.
Человек в будке полусонно заявил, что "Кинолог СПИТ!"
- Что же делать?
- Ждать.
Ждать до утра не хотелось. говорю: - А какие есть варианты?
- Идите к старшему.
Иду, пытаюсь разыскать старшего или старших.
Захожу в комнату, там сидят шесть молодых девчонок.
Обращаюсь с проблемой. Те кивают на одну из сидящих.
Говорю так мол и так, экспедиция, поломались, возвращаемся. Девушка даже вспоминает нас, что мы проходили колонной два дня назад. Но говорит, что без кинолога нельзя.
Тут я пускаю все чары обаяния и говорю, что мы в долгу не останемся (спальник то Игоря можно и отдать, пусть знает неблагодарный :) )
Но девушка мило улыбаясь ни в какую не соглашается, говоря о том, что во первых нужен старшОй, а она лишь его замещает и потом без кинолога все равно не пустят, мы же едем из диких мест!
Я делаю контр-предложение:
- Давайте разбудим кинолога. Ответ меня сразил на повал:
- Его то разбудить можно, а вот собаку нельзя! Ей тоже положено спать.
Сон служебной собаки - дело святое. Соглашаюсь полтора часа подождать.
Иду в Буханку, устраиваемся спать. Места много. Хоть тут есть преимущество нашего транспортного средства, можно растянуться во весь рост.
Через какое то время, час или два, замечаю оживление.
Иду к будке, спрашиваю можно ли проехать.
Ответ стандартный - нужен кинолог. Но по времени он уже должен вместе со своей служебной собакой проснуться, попить чаю и быть на посту.
На что будка мне стандартно же отвечает - идите к старшему.
Иду.
Вместо старшего и замещающих девчонок встречаю женщину, которая оформляет документы.
Спрашиваю можно ли оформить?
Ответ:
- А кинолог проснулся?
Говорю:
- Да наверняка уже проснулся, и собака проснулась, ведь уже прошло два часа.
- Тогда проходите на оформление!
Вот те раз.
Знал бы, что именно я отвечаю за то когда проснется кинолог, сказал бы об этом раньше.
Оформили документы.
Заехал на досмотр, жду человека и собаку, которые сильно выспались.
Пришел человек без собаки :(
Досмотрел, поговорили о машинах, о характеристиках, о тюнинге. Все. Так и не увидев волшебного человека с собакой въехали на территорию Казахстана.
Уже легче. Если и предстоит ремонт, то не в Киргизии, стране всадников, а в Казахстане, стране входящей в таможенный союз.
Решили ехать пока едется, как устанем - встаем на ночевку.
Город Тараз.
После аулов он кажется Европой.
Весь подсвеченный фонарями. Огромные площади, фонтаны, проспекты, световые указатели, и не скажешь, что городу более 2000 лет.
Новый монумент в честь ханов Керея и Жанибека, который открывал лично Нурсултан Назарбаев менее чем год назад.
Вдоволь насмотревшись на цивилизацию, мы отъехали от города и заночевали прямо в машине.
Утром проснулись от того, что машину раскачивало. То ли от ветра, то ли это отголоски небольшого землетрясения.
А вокруг неописуемая красотища!
Горы, которые раньше не было видно. (Как на ладони, а до них, по прямой 50км!)
Кругом все зелёное. Тепло. Птички, бабочки. Даже не верится, что еще вчера мы мерзли в горах, под снего-дождем, пытались оживить мертвую машину.
Внизу Терис-Ащыбулакское водохранилище
Маки красные, маки желтые
Горы Тянь-Шаня ("небесные горы", в переводе с китайского)
Как будто кто то включил нам зеленый свет. Все стало более доброе, рАдужное и душевное.
Созвонились с дилером Вираж в Шимкенте.
Денис немного задумался и сказал: приезжайте!
Ура! Будет время и место посмотреть, что там с мотором.
Только надо торопиться. Сегодня пятница - короткий день, надо успеть до того момента пока все работники разойдутся по домам.
Едем пытаясь соблюдать знаки.
Но хитрые казахские ГАИшники видимо уговорили дорожников оставить знаки после того как закончился ремонт дороги и кормятся :)
Как еще объяснить то, что дорога полностью сделана, обустроена, а знаки по прежнему с ограничением 40-50?
На одном из таких перегонов меня "заловили": вижу едут по встречке, потом за моей спиной разворачиваются. Понятно по мою душу.
Догоняют как это водится с мигалкой, останавливают.
Но все по людски - здороваются за руку, дружелюбно беседуют, но предлагают пройти в машину.
Прохожу, показывают регистратор, на котором превышение 22 км/ч. За такое злостное нарушение законом предусмотрен штраф аж в тридцать с чем то тысяч тенге. На рубли это больше чем 6000.
Суровые законы.
На это я предлагаю командиру стереть эту дурацкую фотку и отпустить нас горемычных с миром. Он возражает, что над ним есть еще много командиров и стереть ни как не получится.
Тогда начинаем все с начала: говорю что мы экспедиция, поломались, чинились, ковыляем на ремонт и никак нельзя опаздывать в рем. зону.
А грОши нам ой как потребуются - неизвестно сколько уйдет на ремонт и запчасти. Естественно, служивый не поддается, но уже неуверенно.
Включаю секретное оружие: говорю, как же у вас в Казахстане хорошо, не то что в Киргизии. И теплее и светлее и люди такие приветливые! (ни капли не лукавил, так и было по ощущениям).
Человек в погонах, оказался человеком, а не служакой. Вошел в наше положение и отпустил с миром.
Доехали до Шимкента. И тут я вместо того, чтобы поехать знакомой окружной дорогой, решил довериться навигатору. Очень зря!
Мало того, что эта говорящая коробка не знала нового шоссе, так еще упорно хотела нас провести через закрытый на ремонт мост. А перепрокладывать маршрут наотрез отказалась.
Плутанули.
Выручили яндекс-карты. (хорошо, что планшет взяли с собой) Забил точку и мы приехали к воротам сервисного центра Вираж.
Обрисовали вкратце наши злоключения.
Загнали машину на подъемник.
Ольдияр (механик) стал разбирать мотор, чтобы снять ГБЦ. Мы предложили свою помощь, но было понятно сразу, что разбирать должен кто то один :)
Тогда я позвонил Андрею.
Дело в том, что еще в наше первое посещение Шимкента, Андрей вышел на связь и предложил заехать к нему в гости. Но тогда не сложилось.
Теперь же у нас времени навалом и можно воспользоваться случаем и познакомиться.
Андрей, судя по голосу, обрадовался нашему нежданному возвращению и уведомил, что заберет нас вечером после работы к себе.
Мы были двумя руками ЗА!
Тем временем до снятия головы с двигателя еще было очень далеко. Время-обед и Денис, как встречающая сторона, предложил отвезти нас в одно из лучших гастрономических мест и отведать настоящей самсы из тандыра. Мы сопротивлялись недолго :)
Восточная кухня отличается разнообразием и сытностью. Так, что мы оголодавшие за эти ремонты попали в кулинарный рай :)
Чтоб не захлебнутся, повторно, слюной описывать все не буду. Если хотите - пишите, расскажу как проехать из Москвы :)
Толстые и довольные мы вернулись в дилерский центр, откуда нас забрал Андрей.
Но это уже совсем другая история...
Наши партнеры в экспедиции на Памир 2016:
магазин УАЗПОТРЕБСОЮЗ
компания ООО «Автодор-Платные Дороги»
компания HiGear
компания КОМПАЛ (лебедки Мастер-Винч)
Магазин4х4
компания РАВЕНОЛ
тюнинг-центр АВТОВЕНТУРИ
наверх