Памир 2016.
Часть 8: Кызылорда-Арал-Орск
Покинув Кызылординский оазис, мы ехали по Приаральским Каракумам в сторону Аральска.
Слева тянулась старейшая в Казахстане железная дорога Оренбург – Ташкент (год основания 1904)
Увидели Центр паломничества Коркыта-ата, который построен совсем недавно в 2014 году и включает в себя: в гостиницу, ресторан, комнату для намаза, баню с бассейном, автостоянку и заправочную станцию
Центр построен напротив мемориального комплекса Коркыта-ата, который в настоящее время отреставрирован и полностью готов к посещению гостей EXPO-2017
Мемориальный комплекс Коркыта-ата сооружен в окрестностях железнодорожного разъезда «Коркыт» в 1980 году в 18 километрах от села Жосалы Кызылординской области. Отсюда 77 км до Байконура. Этот архитектурный комплекс, посвященный мыслителю, философу, сказителю (VII – X в.в). основоположнику казахской струнно-смычковой музыки Коркыту.
В честь Коркыта установлен архитектурный памятник, который с высоты имеет вид большого кобыза.
Коркыт — легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сыр-Дарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов.
Водонапорная башня в селении Коркыт
Вдоль дороги тянутся многочисленные кладбища.
Мы обратили внимание, что строения на кладбище часто выглядят более внушительно и монументально чем жилища для живых людей.
Уже потом узнали поговорку, что про казахов говорят, что живут они в юртах, а в последний путь окружают себя каменными крепостями.
Сооружения на могилах называются мазары, имеют разное строение - мавзолеи, домики, ограды, сделаны из самых разных материалов, главное, чтобы у каждого после смерти был дом!
Кстати, с древних времен есть местная традиция: путнику, которого ночь застала в степи, древний обычай рекомендует ночевать возле могил, ибо здесь никто не решиться совершить над ним насилие.
Вдоль дороги много верблюдов. Пасутся сами по себе. Поэтому всегда надо быть начеку - могут в любой момент ломануться на другую сторону дороги, потому как там верблюжья колючка вкуснее.
Это явно главный верблюд - лежит на вершине холма и за всеми наблюдает.
Но попадается и говядина, которая насмотрелась на невоспитанных верблюдов и копирует их повадки.
Как уважающий себя город, Аральск имеет внушительные ворота на въезде.
Аральск вырос из аула Алты-Кудук (Шесть колодцев). Этот аул до сих пор сохранился как ж/д разъезд в южной части города. Появился аул на рубеже 1817 - 1818гг.
Начиная с 1870х годов, аул упоминался как Аральский поселок, а как Аральск упоминается с 1900-1901гг, с момента начала строительства железной дороги Оренбург - Ташкент и вокзала в 1901-1905гг. Этот царский вокзал до сих пор является гордостью города. В тот период город носил название "Аральское Море" - по ж/д станции и статуса города еще не имел. Со второй половины 19 века Аральск административно входил в состав Казалинского уезда Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства вплоть до 1917 года.
После революции и до 1938г. станция Аральское Море с прилегающим поселком стала районным центром Казахской АССР и получила статус поселка городского типа и название "Аральск". С момента образования Кзыл-Ординской Области в 1938г., Аральск получил статус города с вхождением в эту область и с таким же административным значением центра одноименного района.
По поводу топонимического названия «Аральск», надо сказать следующее: в середине 19 века Аральском называется укрепление Раим (такой поселок сохранился до наших дней) в дельте Сырдарьи в месте расположения Раимских озер и бывшего полуострова Кос-Арал, описанного и зарисованного ссыльным украинским поэтом Т.Г. Шевченко. Административно этот Аральск (Раим) располагается в Бугуньском аульном акимате Аральского района, Кзыл-Ординской области. От города Аральска этот бывший Аральск располагается примерно в 83 км. Именно этот Аральск (Раим) и был штаб-квартирой Аральской военной флотилии в середине 19 века.
Фактическое развитие Аральска началось со строительства Оренбургско - Ташкентской железной дороги.
Городская площадь у местного базара.
Часы в Аральске.
Из-за того, что Аральское море обмелело и фактически исчезло, распавшись на несколько озер, места прилегающие к Аральскому морю официально были объявлены зоной экологического бедствия.
А до 60-х годов ХХ века Аральское море было четвёртым по величине озером в мире, история исследования которого тесно связана с историей государства Российского.
В средние века считалось, что Каспийское море и Аральское море составляют одно целое. На картах Великой Тартарии 16-17 веков присутствует только одно море, в которое впадают Волга, Сырдарья и Амударья. Из-за того, что точность указания береговых линий достаточно высокая многие ученые выдвигают гипотезу, что так оно и было на самом деле в те давние времена.
До конца сороковых годов XIX века в России об Арале имелись крайне отрывочные сведения. Для того чтобы поправить такое положение дел была организована экспедиция под начальством военного моряка Алексея Ивановича Бутакова. По результатам экспедиции была составлена точная карта Аральского моря. (Есть еще карта Аральского моря и части Хивинского Ханства авторства Якова Владимировича Ханыкова(1818-62), составлена в 1851 году.)
Море рядом, захотелось взглянуть, что же оно из себя представляет.
Расспрос местных жителей ни к чему вразумительному не привел :( Только отрывочные сведения, что море теперь далеко, до него 100км ехать.
Поехали в сторону моря...
На улицах Аральска повстречался УАЗик в пустынном камуфляже.
Сразу за городом находится дорога, которая идет вначале вдоль железной дороги, а потом сворачивает на запад, к остаткам Аральского моря.
Слева от дороги показались строения - остатки от аэродрома. Сама взлетная полоса на космоснимках уже практически не прослеживается, только этот радиолокационный пост. Да и он постепенно теряет технику. (Если сравнить со снимком Ударника труда 2008 года из его поездки)
Дорога из местами асфальтированной перешла в грейдер, на котором у нас точно что-нибудь отвалится.
Проехав пол часа по такой дороге, решили не испытывать Судьбу и машину и не ехать все обещанные 100 км.
Вдали виднелось, что то похожее на остатки воды - надо бы подъехать поближе и рассмотреть.
То, что из далека казалось водой при ближайшем рассмотрении стало солончаком.
Так, что с Аральской водой на сегодня облом :(
Но все таки это место когда то было Аральским морем. Здесь был залив Сарышганак
Вдоволь накатавшись по дну залива
И насмотревшись удивительными видами дна Аральского моря.
Мы вытащили заранее припасенные пластиковые сенд-траки и немного их потестировали.
Закончив красивую фотосессию обнаружили рядом с собой нору неизвестного зверя. Размер достаточно внушительный.
На наши призывы никто не вышел. Может оно и к лучшему :)
Обратно возвращались напрямки, по еле угадывающимся старым следам, коих тут предостаточно.
Дорога вначале привела к скважине, из которой лилась прозрачная вода.
Странное дело - вроде как пустыня, с водой везде "напряженка", а тут аттракцион неслыханной щедрости или такой же безалаберности.
Дальше стали попадаться объекты строительного мусора и колючая проволока малозаметная в траве. Двигались осторожно, чтобы не повредить шины. Вскоре уткнулись в дом.
Это остатки от Аральск-6 и Аральск-8 - бывших военных городков «Чайка» и «Берёзка».
Городок «Чайка» относился к ракетным войскам стратегического назначения.
В «Берёзке» проживал персонал аэродрома.
В 1992 году, в связи с расформированием полигона, личный состав городков был вместе с семьями передислоцирован в Россию. Городки были разобраны на металлолом и стройматериалы местными жителями.
А когда то здесь жили люди.
Вот вид на "Чайку" и "Березку" с борта вертолета в 80-е года ХХ века.
А это непосредственно перед закрытием в 1992 году.
Сейчас чудом сохранился только этот пятиэтажный дом и горы старого и нового мусора.
Вернулись в Аральск уже по дороге
Сопровождаемые толпами верблюдов
Где то на границе Актюбинской и Кызылординской областей нас застал обед.
Солнце как раз припекало настолько, чтоб было не жарко и не холодно. Степной ветер гулял по пыльным дорогам. Почему то именно в этот момент ощутилось все величие бескрайних степей.
Пока позволяла погода сделали фотосессию внедорожного кейса РИФ
Развернули флаги Офф-роад-клуба, который всегда нас поддерживает.
Двинулись в сторону Карабутаг.
Пейзаж за окном, из-за красноватой растительности, стал похож на марсианский.
Доехали до развилки М32 и Е38 в Карабутаг. На заправке Гелиос повстречали машину с Рязанскими номерами. Разговорились. Они планировали ехать через Уральск, потому как через него и въезжали. Ругались на очереди и на плохую дорогу.
Мы же тоже раздумывали через какой переход ехать, но услышав, что условия там не лучше чем в Орске, решили, что "от добра добра не ищут" и пойдем старым маршрутом.
Нормально доехали до Хромтау, а вот потом навигатор нас повел по дорожкам местного значения. Скорость сразу упала километров до 30 в час. Надежда на то, что пройдем границу засветло таяла на глазах.
Так оно и вышло, к границе подъехали ночью. Километров за 10 до границы нас остановили бдительные стражи порядка. Посмотрели документы и отпустили с миром.
На границе Казахская сторона пугала тем, что вот они то хорошие, осмотрели за 15 минут, а на Российской стороне всем устраивают полный шмон. Мы не испугались, поехали к нашей границе.
Никакого шмона не было, все стандартно и вот уже в час ночи мы проехали город Орск.
На выезде тормознули Российские гаишники. Осмотрев тяжелым, неприветливым взглядом наши лица, проверили документы и не сказав ни слова отпустили. Контраст с улыбчивыми и общительными стражами дорог в Казахстане был разительный. Почему наши гаишники такие буки?
На ночлег встали в километрах 20 от Орска. За сегодняшний день прошли 1100 км и одну границу.
Утром огляделись - вокруг красотища!
Вокруг холмистая местность - отроги южных Уральских гор. Погода теплая, летняя.
Ехать никуда не хотелось - устроили разбор вещей, которые на вчерашних малопроходимых дорогах к границе все перемешались.
При инвентаризации было найдено много потерянных вещей :)
Цветы-колючки неизвестного названия.
Только к обеду двинулись по маршруту.
Дорога знакомая: Орск-Оренбург-Самара-Сызрань...
Погода испортилась.
Южное казахское солнце уступило место дождливому европейскому.
Ночевали на границе Ульяновской области. Пройдено за день 900км.
От границы Ульяновской области до Рязани дождь практически не прекращался.
Дорога скользкая, аварийная.
На М4 Дон протестировали работу транспондера. Работает!
Ночью были дома.
За сутки пройдено 1000км.
Наши партнеры в экспедиции на Памир 2016:
компания ООО «Автодор-Платные Дороги»
компания HiGear
компания КОМПАЛ (лебедки Мастер-Винч)
Магазин4х4
компания РАВЕНОЛ
тюнинг-центр АВТОВЕНТУРИ
магазин УАЗПОТРЕБСОЮЗ
наверх