30 апреля 2016 года стартовала наша международная экспедиция «УАЗы по Памиру», в которой приняли участие 3 экипажа: Патриот из Одессы (5 человек), Буханка из Москвы (2 человека) и наш Хантер из г. Чехов Московской области (4 человека).
Мы проехали по территориям 6 стран: России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины (экипаж из Одессы), ставя во главу угла прохождение Памирского тракта — самой высокогорной дороги СНГ.
Через 45 дней и 12.000 километров, все благополучно вернулись домой.
На стене музея наше внимание привлек маршрут пробеговых испытаний УАЗ-469, которые проводились в 1962-63 годах.
Мысль пройти на современных УАЗах тем же путем, показалась весьма заманчивой. Особый интерес вызывала самая высокогорная дорога СНГ — Памирский тракт, которая в 1962 году составляла основную внедорожную часть испытаний.
Дома, мы приступили к более детальной проработке маршрута и столкнулись с целой пачкой трудностей. Интересующий нас маршрут 469-го был не так уж и огромен — 9200 километров (точка начала и окончания — Ульяновск), но в далеком 62-м вся эта территория была одной страной, теперь же маршрут протянулся по территориям России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана. Т.е. куча границ, в каждой стране свои правила пребывания, да еще сообщение Туркменистан — Азербайджан только паромное.
Паром вызывал наибольшие вопросы, его график работы на вскидку в инете не находился и так и остался для нас загадкой, потому, что стал не важен — мы узнали стоимость. Сейчас я уже не вспомню всех тонкостей, но получалось, что каждому экипажу нужно отдать за паром столько же, сколько предполагалось потратить на весь маршрут.
Следом за паромом отвергнута была идея посещения Туркменистана — единственной визовой страны, геморрои с получением не стоили, на наш взгляд, того, что мы можем там увидеть на излете маршрута.
Все, кто побывал в современной Средней Азии, и с кем мы делились своими мыслями по маршруту, пугали нас полной неадекватностью местных полицейских, властей, пограничников, особенно это касалось Узбекистана. Дескать не езда, а мученье — будете объясняться на каждом посту и отстегивать бабло. Именно в Узбекистан нам предстояло въезжать-выезжать дважды, но напуганные рассказами, мы перепроложили маршрут с небольшим крюком, что бы оказаться в нем только 1 раз. После выяснилось, что не смотря на довольно продолжительную границу Таджикистан-Узбекистан, между странами сейчас действует только один пограничный пункт, ради которого снова надо будет дать крюка. Еще чуть позже из разговора с первым консулом России в Узбекистане стало ясно, что там действует запрет на фото и видео съемку для туристов, хорошо бы получить разрешение на проведение экспедиции от местных властей, а так же нам придется оформить прописку. Короче Узбекистан давался тяжело, но одни из древнейших городов Мира — Самарканд и Бухара манили нас. Отвлечемся от Узбекистана, как он встретил нас и были ли трудности, Вы узнаете в следующих частях.
Для проезда по Памирскому тракту тоже нужны были особые разрешения т.к. продолжительное время предстояло двигаться вдоль реки Пяндж, по которой проходит граница Таджикистан-Афганистан. Т.е. мы будем ехать по одному берегу и любоваться афганцами на противоположном берегу, и это на фоне постоянных волнений и взрывов в Афгане — безопасность нам только снилась.
Так же, она должна была нам сниться в Чечне и Дагестане, куда мы думали направиться, если останутся силы по возвращению в Россию.
Памятуя Новогодний Кавказ с его бесконечными вопросами от гос. структур кто мы, что мы и зачем, было принято решение заручиться поддержкой ОАО УАЗ и Русского Географического Общества. Завод долго канифолил мозги и в итоге буквально кинул нас за 3 дня до выезда. Подробно об этом я обязательно напишу в отдельной статье, пока же скажу, что экспедиция «при поддержке ОАО УАЗ, посвященная 75-ти летию автомобиля УАЗ с частичным повторением маршрута пробеговых испытаний УАЗ-469», превратилась в «УАЗы по ПаМиру», к которой завод не имеет ровно никакого отношения (кроме производства наших машин, конечно). А так красивая могла бы получиться история: «в год 75-ти летия… основной модельный ряд, выпускаемый сейчас на заводе… достойно прошел по тому же маршруту…» — ну да ладно.
Совсем другая реакция была у Московского областного отделения Русского Географического Общества. Нам не только выписали официальные бумаги, что мы не просто сами по себе девочки и мальчики, но и разослали копии в соответствующие страны, где они легли на стол разного рода чиновникам от местных Географических Обществ до посольств. За данную инициативу спасибо лично исполнительному директору Московского областного отделения Русского географического общества Дмитрию Александрову. Представители власти в странах СНГ вопросов нам задавали значительно меньше, чем могли бы, границы мы колонной проходили без очереди, всю Среднюю Азию проехали без единого штрафа и взятки.
Время экспедиции было выбрано не случайно — предполагалось, что в мае на высокогорье все дороги и перевалы уже очистятся от снега, а в долинах еще не будет экстремальной жары. К тому же, в Азии в это время еще нет проблем с водой, но уже можно полакомится свежими овощами и фруктами.
Т.к. мы предполагали подняться на машинах на значительную высоту (более 4000 метров) и провести там довольно продолжительное время, открытыми оставались вопросы с самочувствием двигателей наших железных коней в условиях пониженного давления, и самочувствием неподготовленного разновозрастного народа. Проверить и то и другое мы могли только на практике, оставалось только запастись хорошо проявившем себя в горах Кавказа«быстрым запуском двигателя» от Hi-Gear для машин, и кучами витаминов и таблеток от горняшки для людей.
Я достаточно углубилась в нюансы подготовки, вернемся ко времени старта. К утру 30.04.16. экипаж из Одессы был в пути уже 2 дня, буханка ничего не успевала и задерживалась, мы же выехали из дома около 10 утра. Выехали мы не одни, нас решили проводить до первой ночевки Аня и Женя на Патриоте, после совместного Новогоднего Кавказа всем хотелось видеть их на данном маршруте от начала до конца, но увы — не пускала работа.
Ближе к ночи все машины должны были сбиться в стаю в районе Пензы. Позади остались Московская и Рязанская области, а так же республика Мордовия и город Пенза. Одесса: Олег, Таня, Ульяна, Саша и Надя прибыли на место первыми и встретили нас вкусным ужином. Дальше все по плану: знакомство тех, кто не знаком, крепкая выпивка, сочная закуска и разговоры заполночь у костра. Как же не поговорить о политике? Ведь встретились представители России и Украины! Всю дорогу в каждой стране нас потом донимали: «Вы же воюете! Нам по телевизору показывают, что ненавидите друг друга! Как же вы едете вместе?!» Был выработан универсальный, а главное правдивый ответ: «Конечно воюем! Каждый вечер за столом за последнюю стопку, до последней капли водки сражаемся!»
Сборы московской буханки затянулись на столько, что ребята до нас к утру так и не доехали. Было принято решение потихоньку начать двигаться по маршруту: попозже выехать, пораньше засветло встать, а там они глядишь и догонят.
Женя и Аня отправились домой, а остальные взяли курс на Самару. Незаметно пролетели мы остаток Пензенской и Ульяновскую области. А Самарскую область не заметить было невозможно, потому, что дороги там — полный кошмар — сказала бы я раньше, но после Казахстана, мы с Сашей договорились, что больше не будем ругать российские дороги. Отечественные дороги могут обсирать только те, кто не был у таджиков и казахов!
Несмотря на то, что Надя путешествовала с одесситами, оказалось, что родилась и выросла она в Жигулевске. Выбирать место ночевки было поручено ей.
Выбор пал на самое крупное на реке Волге водохранилище — Куйбышевское.
В хорошую погоду оно наверняка прекрасно, сегодня же все вокруг затянуло сизой мглой, начался дождь, а берег оказался подтопленным настолько, что встать на нем не представлялось возможным.
Упали в перелеске неподалеку, только хлопнули по стопке для согреву — звонит Сережа: «Буханка не дотянула 60 километров до Пензы. Давление на нуле, из-под клапанной крышки слышны непонятные звуки. Будем снимать крышку, если не поможет искать тех, кто потащит до сервиса.» Офигенная новость! Лучше бы стояли под Пензой! Там было сухо и недалеко, а теперь мокро и 400 километров!
Пока мы решали надо ли нам метаться, ребята оказались в дружественном сервисе в Пензе и начали разбирать двигатель. О том, как проходил ремонт со всеми подробностями и картинками можно прочитать тут. Безумно обидно было, что если бы не поломка, буханка спокойно доехала бы до нас к ночи, и дальше мы двинулись без отставания от графика. Хоть понятие график было для нас весьма условным в этой экспедиции, но все же какие-то сроки имели место быть. Разбор двигателя — занятие не на пару часов, а скорее на пару дней.
Нам оставалось или ждать на месте, или продолжать движение в строну границы небольшими перебежками. Если бы светило солнце, и под боком был гостеприимный пляж с теплыми водами, сидели бы мы хоть неделю и пили спокойно пиво, но место было, увы, не столь прекрасно, а дождь к утру усилился.
Решили переместиться на Сорочинское водохранилище и не прогадали!
Гостеприимный сосняк, протянувшийся неширокой полоской вдоль берега, оказался совершенно пуст, несмотря на выходной день. Водная гладь оставляла надежду на свежую рыбу.
Тент мы с перепугу натянули, но вечер был сухим.
Нашлись неподалеку и сухие дрова для костра. Хотя мы еще перед выездом настраивались на практически безкостерную экспедицию, в душе жила надежда — вдруг так будет и дальше.
Попытка порыбачить в исполнении самой младшей участницы экспедиции — Яны.
А утром снова пошел дождь, который погнал нас дальше.
Вскоре мы оказались на родине оренбургских пуховых платков и родине моей бабушки по отцовской линии. Бабушка родилась и выросла в Оренбурге, в 1941 году она поступила в медицинское училище. Неподалеку располагалось Оренбургское высшее зенитное ракетное училище, которое вот-вот должен был закончить мой дед. Они познакомились на танцах, в обоих учебных заведениях их устраивали по очереди, т.к. в одном были сплошные девчонки, а в другом — одни мальчишки, так они и ходили по вечерам друг к другу в гости. Вскоре дед был отправлен на фронт защищать подступы к Москве. Он прошел всю войну без единого ранения, а в 45-м вернулся за бабушкой в Оренбург. С тех пор они не расставались, дед всю жизнь посвятил военной службе и вышел на пенсию в звании полковника, а бабушка работала врачом в военных госпиталях.
Мне так хотелось побродить по городу, посмотреть на здания, где началась семья моего отца, перейти по пешеходному мосту через реку Урал, что бы очередной раз оказаться в Европе и Азии одновременно, но блин! Небесные хляби разверзлись!
Лило так, что по городу невозможно было не то, что ходить, но даже ездить!
Максимум на что нас хватило — попытка посещения магазина УАЗовских запчастей, который оказался закрыт (бесконечные майские праздники) и удачный набег на авторынок. Дело в том, что некоторые необходимые в дальнем путешествии запчасти и жидкости, любезно предоставленные нам магазином Уазпотребсоюз и компанией Равенол благополучно остались в буханке. А учитывая продолжительность ремонта и все бОльшие чудеса с мотором, о которых нам докладывали по телефону, мы начали сомневаться, решаться ли Сережа и Игорь продолжИть путь.
Но вечером, когда мы уже встали в каком-то болоте (нельзя же только сверху мокнуть!), раздался звонок — ребята починились и начали нас догонять.
Что же это было? Если длинно, то еще раз направляю читателей сюда, если коротко: прямо перед поездкой родная однорядная цепь была заменена на двухрядную цепь ЕВРО 3. Не доезжая до Пензы, как уже говорилось, падает давление масла, и появляется посторонний шум в моторе. В Пензе буханку пустили на пожить в сервис, там попутно дефектуя двигатель начали разбирать: сняли поддон, маслонасос, радиатор, крыльчатку, ремни, впускной коллектор, переднюю крышку, оказалось, что срезало болты пром.вала. Получается, что шестерни вала не были зафиксированы и цепи крутились вхолостую, не передавая вращение маслонасосу. А посторонний звук был от крышки, которую начали пропиливать обломки. Болты заменили, все собрали, машина завелась, но обороты плавали — сосало воздух из под впускного коллектора. Разобрали, поменяли прокладку, протянули, собрали. Буханка завелась 1 раз и сказала, что хватит. Оказалось ушли фазы, решили, что дело в гидронатяжителе. Разобрали мотор, поменяли гидронатяжитель, собрали, выставили фазы. Так спустя 3 дня буханка поехала дальше. Обратите внимание, что о чужих машинах я всегда рассказываю со слов владельцев, так, что вопросы почему делали так, а не эдак — не ко мне.
Утром снова лило, а мы находились на грани истерики от невероятно затянувшегося перегона по России и постоянной сырости (даже, когда дождя не было, вещи все равно не успевали просохнуть, а ведь часть народа ночевала в палатках). Хотелось уже хоть какого-то реального движения. Границу решено было переходить сегодня в районе Орска. Но хотеть мы могли чего угодно — теперь затык вышел у нас — потек радиатор. Он в общем-то и до этого подтекал, его пытались лечить составом для ремонта радиаторов RADIATOR STOP LEAK и всяческими герметиками, но помогало лишь на время. Осознав, что лезть в горы с покоцанной системой охлаждения как-то неосмотрительно, решили попытаться запаять старый или купить новый радиатор (поиск радиатора пока мы еще в России представлялся нам наиболее логичным).
Оренбуржье, южные отроги Уральских гор.
В Орске светило солнце, решили встать на реке Урал. Оказалось, что это не так просто: начали ломиться к берегу через полузаброшенные дачные участки, но уперлись в колючую проволоку за которой угадывалсь какая-то военщина. Сторож пояснил, что здесь повсюду приграничная зона, встать на реке может получиться только за селом Хабарным. Мы рванули туда.
Невольно проехали через город Новотроицк и были приятно удивлены… как будто вернулись в Советский Союз (несколько видоизмененный, конечно).
Широкие улицы с добротной сталинской застройкой, почти нет рекламы на стенах, опрятные клумбы с цветами, очень мало машин и много гуляющих людей.
Центр был уже подготовлен к предстоящему Дню Победы, какой-то ансамбль репетировал на площади танец ни чуть не смущаясь прохожих, народ казался гораздо более улыбчивым и приветливым, чем у нас. Короче, какой-то сюр!
Даже памятник, который мне удалось запечатлеть напоминает ни что иное, как старую открытку (помните стилизованные глобусы на открытках «Мир Труд Май»), хотя установлен он уже в постсоветское время и посвящен воинам-интернационалистам.
Оказавшись на берегу Урала, мы уж было принялись выбирать место для ночевки, но нас остановили рыбаки — все равно придут военные и прогонят. На наше счастье неподалеку оказались местные парни на машине, они сначала пытались на пальцах объяснить где лучше встать, потом по карте, а в итоге поехали нас провожать.
Взгляд на Новотроицк со стороны. Здесь действует 20 крупных и средних предприятий.
Получается, что встали мы гораздо ближе к границе, чем пытались встать до этого, но местные не соврали — погранцы к нам не пришли.
р. Урал.
В этом месте мы первый раз за всю поездку выдохнули, даже не так — здесь захотелось выдохнуть! Потому, что не надо было бежать и героически растягивать тент под ливнем, собирать мокрые дрова и пытаться успеть приготовить ужин до того, как костер задует порывами ветра, растягивать мокрую палатку, даже водку не надо было спешить пить «не пьянки ради, а здоровья для», что бы не свалиться завтра с температурой. Короче, было тепло, сухо и ХОРОШО.
Утром хорошо продолжилось, с Хантера сняли радиатор, погрузили его в Патриот и ребята поехали в Орск. Мы же, наконец, просушили все, что можно, отмыли как следует посуду, провели ревизию продуктов, а дети под руководством Саши выловили несколько рыбешек и даже успели немного позагорать.
Окончательно жизнь наладилось, когда в рекордно быстрые сроки вернулись наши и похвастались качественно запаянным местным умельцем радиатором. Так он и ходит у нас до сих пор без всяких потеков.
Радиатор вкорячили на место и встал вопрос, что же делать дальше.
Буханка должна была догнать нас сегодня вечером, но стоило ли терять весь световой день, если не совсем понято сколько мы будем переходить границу? Интернет рисовал самые разные картины — от 30 минут, до пары дней. Решили, что времени и так потеряно больше, чем мы можем себе позволить, движенье — жизнь.
А вот и граница Россия — Казахстан.
Минут 20 стоим в очереди, что бы въехать за шлагбаум. Дальше, что со стороны наших погранцов, что со стороны казахских, все происходило довольно быстро и просто: дежурные вопросы, посмотрите в камеру, шлеп печать, осмотр автомобилей на уровне откройте багажник-закройте багажник.
Вот и все, мы на территории другой страны, колдобины возле знака красноречиво намекают нам, что будет дальше.
Деньги решаем пока не менять (курс не нравится), оформляем страховки на машины на месяц (ценник близок к российскому т.е. ни хрена не дешево) и двигаемся в путь.
Дороги — тихий ужас, проще двигаться по накатанным полевым, которые тянутся с двух сторон от асфальта. По ним стараются идти даже фуры. Мы пылим впереди, Одесса на некотором удалении. Остановились подождать, вдруг на дикой скорости к нам подлетает жигуль, тормозит, выходит мужик в кепке. Первая мысль: «началось в деревне утро, прям сразу будем разбираться с местными?!» Мужик оказался страховщиком, у которого мы только что приобрели полис (в кепке не признали), оказывается у него наши права не отсканировались, надо еще раз сделать. Слава богу обратно мы не поехали, а докатились до ближайшей деревни, где посетили магазин с ксероксом. Владелец тут же нам рассказал, что у него Нива вооот на таких катках и он гоняет на ней так, что нам на УАЗах и не снилось)))
По фотке особо не видно, но асфальт весь в волнах.
Встали в совершенно потрясающем месте, которое обозначено на карте, как заброшенный рудник.
Ехали туда, где должно быть тепло (ну мы так надеялись), а тут снег лежит.
Правда кроме снега, есть еще и тюльпаны.
Связи не оказалось, что бы послать смску с координатами Сереже и Игорю, лазали по окрестным горкам. Вооон там спрятались наши УАЗки.
Теперь каждому костру мы радуемся, как последнему!
Утром проснулись и обнаружили под боком буханку — ребята не только докатились до Казахстана, но и умудрились не потеряться по пути к лагерю.
Встреча была омрачена очередной поломкой — у Хантера оторвало крепление заднего амортизатора, учитывая качество местных дорог, проблему надо было решать побыстрее. У Олега была с собой сварка, оставалось найти дружественные 220V (220 у нас в машинах есть, но сварку они не тянут).
В селе Бадамша, мы приметили во дворе УАЗ и решив, что уазовод уазводу друг товарищ и брат, попросились присосаться к розетке.
Нас не только пустили, не взяв денег за потраченную электроэнергию, но еще затарили питьевой водой, несколько раз зазывали в дом на чай (и по моему обиделись, когда мы отказались), а еще хозяин подсказал нам дорогу-летник, по которой ездят все местные, что бы не долбиться по асфальту.
Пока два Саши и Олег варили, остальные пометались по селу, нашли обменник и посетили магазин, где закупили горячих лепешек. С этого момента следующий месяц хлеба мы не встречали — только лепешки.
Вернемся к летнику, конечно, мы решили не упускать возможности срезать путь, а то, что степь еще не до конца просохла — на то у нас и рашен джиппы!
И понеслась душа в рай!
Куча пересекающихся грунтовок, уходящих в разных направлениях, подболоченные участки, лужи, говны с довольно глубокой колеей. Сначала мы ломились по азимуту, потом стали пытаться выйти на пунктирные дороги, обозначенные на картах в надежде, что там будет лучше.
По одной из таких дорог (которая действительно была неплохого качества) уперлись в очередной заброшенный рудник.
Снова начали ломиться по азимуту, но по направлению к шоссе, у нас даже начало получаться, пока мы не уперлись в разрушенный мост (при чем судя по следам, кончился он совсем недавно).
Нужно было форсировать вот такую речку с отвесными берегами.
Пока ребята бегали на разведку объездов, дамы наслаждались природой.
Уля со свежепойманной черепахой. Черепаха шипела и пыталась царапаться.
Объезда не нашлось, решили вернуться и попробовать очередную отворотку.
И опять приключения!
Когда до твердого грунта оставалось совсем чуть-чуть, обнаружили сидящую газель, пришлось спасать.
Дальше газель лезть не решилась и поехала с нами, подтаскивали ее еще пару раз. На развилке газелист уверил, что мы спокойно доберемся до нужного населенного пункта и… уехал в противоположную сторону.
В чем подвох? На накатанной дороге подвохов быть не должно… но вот мы доехали до очередной речки, с очередным смытым мостом.
Тут уже прорваться было делом принципа! Мы проехали такое расстояние по говнам не для того, чтобы развернуться в 5-ти километрах от трассы!
И мы сделали это!
На самом деле ломиться 50 километров по такой дороге не стоило, по асфальту любого качества, мы бы прошли этот путь гораздо быстрее. С другой стороны не все же по дорогам общего пользования колесить, мы соскучились по грязи!
А вот дальше началась бесконечная дорога до Аральска.
Это был какой-то кошмар! Покрытие среднего качества, но дело было не в нем, а в однообразном, ровном, как стол, пейзаже, и так 100, 200, 400 километров… Ты едешь и едешь, едешь и едешь, а вокруг совершенно одинаковые картинки только стада баранов, лошадей и верблюдов изредка попадаются.
Вау! Затопленная степь — что-то новенькое!
Трава и колючки постепенно сменились песчаником. Внимание привлекли вот такие кустики. Я всё гадала на чем они растут. Оказалось, что корень каждого кустика прикрывают очень жесткие плотные листья.
Мне представилась прекрасная возможность их рассмотреть, пока мы ждали наших на обочине с кончившимся бензином. Я же не зря говорила, что вокруг не было НИЧЕГО: ни людей, ни населенок, ни заправок.
А вот, наконец-то признаки цивилизации — памятник Айдарбеку Батыр баба.
Вскоре мы въезжаем в Аральск. Уж как мы сюда рвались после бесконечных степей, как хотелось разнообразия, как мечтали о супермаркете с хорошим выбором продуктов… оказалось, что все это не про Аральск.
Одна из центральных улиц Аральска.
Низенькие глинобитные дома, асфальт только в центре, но главное все в песке. Песок повсюду: на обочинах, во дворах, он заметает асфальт, летает в воздухе, прилипает к коже, скрипит на зубах.
Вся движуха в городе сосредоточена на большой площади: тут в ожидании непонятно чего стоят толпы таксистов, есть большой крытый базар и много небольших магазинчиков. В центре высится 21-метровый монумент казахского батыра, к нему ни кто не подходит, он никому не интересен. Спрашиваем у местных — чему посвящен памятник, но внятного ответа так и не добиваемся — не знают.
Кстати, на просторах инета что это за батыр с орлом и луком мне тоже выяснить не удалось. По мнению яндекса — монумент независимости, по мнению какой-то левой карты — памятник последнему рыбаку (это точно ошибка).
Памятник рыбаку в Аральске действительно есть и выглядит он вот так.
Сейчас сложно себе представить, что в пыльном Аральске можно добыть рыбу, а ведь когда-то город был не только центром рыболовства, но и портом на берегу Аральского моря. Максимальный уровень экономического и социального развития город достиг к 1970-м годам, а потом море начало резко уходить и удалилось аж на 74 километра. Сейчас Аральск входит в приаральскую зону экологического бедствия, численность населения по сравнению с полувековой давность, уменьшилось более, чем в 2 раза, молодежь продолжает бежать в другие города Казахстана и Россию. Но, говорят, что в последние годы у местных жителей вновь появилась надежда — недавно в северной части моря закончилось строительство Кокаральской плотины, удерживающей Малый Арал, вода приблизилась к Аральску на 17 километров и продолжает прибывать. Возможно, через некоторое время удастся соединить Аральск с морем судоходным каналом, и город вновь получит выход к воде.
В Аральске мы посетили базар, где закупились самым необходимым, а еще приобрели кусок свежей конины. Видели бы вы в каких условиях там хранится и разделывается мясо — работники нашей СЭС умерли бы не дойдя до прилавка! Кстати, тут мы впервые столкнулись с языковым барьером: название товаров на русском знали вроде как все, а вот с числительными была беда — показывали цены на калькуляторе.
На ночевку решили встать на берегу слабосоленого озера Камышлыбаш (Камыслыбас).
Берега подболоченные и вязкие. Когда переезжали с места на место в поисках, где лучше притулиться, Олег решил срезать уголок по солончаку.
Ну и немножечко присел… на мосты.
Игры с груженым Патриотом успешно закончились оторванным крюком лебедки, спущенным у него же колесом и вырванным бампером вместе с куском рамы у Хантера.
Как порвали раму? Да вот так:
Значительного ускорения при доставании всем придала наползающая туча, копаться в мокром солончаке не хотелось никому.
Лагерь разбили тут же, больше кататься по берегу никому не захотелось. На ужин была конина, которую лично я ела в первый раз (исключая тушенку), мясо не произвело никакого впечатления: жестковатое, больше всего похожее на говядину.
Утром мы продолжили путь.
Первая остановка была в поселке Айтеке-Би с целью ремонта колеса Патриота. Разбираться с ним под дождем никому не хотелось. Обратите внимание на колоритный трубопровод в центре города. Красота по-азиатски!
Вторая остановка была возле города Байконура. Высокий забор с колючей проволокой по периметру всем своим видом намекал, что город закрытый и нас там не ждут.
С противоположной стороны шоссе виднеется российский космодром.
Обратили внимание на большой мемориальный комплекс Коркыт-Ата — он посвящен мыслителю, философу, сказителю, основоположнику казахской струнно-смычковой музыки Коркыт-Ата. Заезжать не стали, спешили дальше.
Мы ехали вдоль реки Сырдарья, все больше зелени становилось вокруг, появились засеянные поля, которые то тут, то там прорезали оросительные каналы.
Каменные фигуры возле дороги.
Проехав по бескрайним степям с перерывами на маленькие пыльные городки с деревенскими домиками, мы так привыкли к ним, что въезд в Кызылорду стал настоящим шоком!
Кызылорда оказался большим современным городом с высотными домами, широченными улицами с идеальным асфальтом, тротуарами выложенными плиткой, повсюду были клумбы и цветы. Чистота такая, как будто только что прошел гигантский пылесос!
Кызылорда была основана в 1820 году под названием Ак-Мечеть — как крепость Казахского ханства. К сожалению от старинной застройки мало что осталось, но здесь и на новодел посмотреть приятно.
Мечеть «Акмечеть», открыта в 2008 году и рассчитана на 1300 человек.
Напротив памятник Жалантос Бахадуру — военачальнику, бию, политику, правителю крупного удела, наместнику (эмиру) бухарских ханов в Самарканде.
Город расположен по обоим берегам реки Сырдарьи. Неподалеку от воды высится стела “Сыр Ана” (Мать земли Сыра), символизирующая образ женщины-матери, объединяющий народы “Алты алаш”, проживающие вдоль реки.
Парк имени первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
В городе любят власть: одобряют политику президента, благодарят молодого мэра за расцвет Кызылорды, радуются таможенному союзу России и Казахстана. Об этом и многом другом нам рассказали местные таксисты и просто прохожие, когда мы зависли возле вожделенного торгового центра.
Люди здесь разительно отличались от всех казахов, с кем мы общались до этого, они были, как бы правильнее выразиться… горожанами — по манерам, речи и одежде. Правда азиатами они от этого быть не перестали. Мы и наши машины привлекали внимание везде, где бы ни оказалась колонна.
У нас даже если человеку очень интересно на что-то посмотреть, он будет или наблюдать издали, или пройдет мимо из последних сил косясь в нужную сторону.
Тут же народ совершенно не стеснялся проявлять интерес: вокруг машин собирались небольшие толпы, народ заглядывал в окна и под днище, тыкал пальцами, читал по слогам наклейки, обсуждал что-то на своем языке тут же переходя на русский и задавая нам вопросы. Вопросы могли касаться не только машин, а решительно всего: от внешнего вида до личной жизни. Не скрою, что меня такая реакция поначалу выбешивала, очень хотелось закрыться внутри машины и занавесить по кругу окна непроницаемыми шторами, но примерно к середине пути я привыкла — ничего больше не оставалось))).
Встали мы на берегу пересохшей речки, среди засыхающего кустарника и гуляющих коров. Красный закат предрекал нам на завтра ветер.
После Кызылорды Казахстан как будто подменили, мало того, что вокруг все стало зеленое, вдоль дороги потянулись населенки, асфальт улучшился, но на дорогах продолжались ремонты. Где ремонты, там ограничения скорости, а где ограничения — там гайцы.
Надо сказать, что до этого момента мы видели господ полициясов раза 3, и были им совершенно неинтересны. Гораздо больше они любили ловить машины с киргизскими номерами: подъезжает такая машина к будке, где сидят полициясы (этих пунктов очень мало, но перед каждым висит смешной знак, где манекен в кепке членом от зебры машет), никаких знаков остановки нет, снижение скорости по моему до 60, вокруг ни души, машина притормаживает, проезжает метров на 30 за пост, как вдруг в дверях будки показывается мент (в одной руке бутер, в другой жезл) и машет в зад удаляющейся машине. При этом при всем автолюбитель, видимо, ждет чего-то подобного, тормозит уже метров за 70 за постом и начинает задом возвращаться. Это же надо! Вот вы смотрите в зеркало заднего вида не высунется ли из будки господин ГИБДДшник?! Я никогда не смотрю, как в анекдоте: «Жопа-то уже улетела!»
Так вот после Кызылорды полициясов стало хрен да маленько и, конечно, все как на подбор в засаде в зоне действия знаков-ограничений. К этому мы привычные, но открылся и новый способ: ты проезжаешь ментовскую машину, она тихонько пристраивается сзади и катится в отдалении, пока ты не превысишь, потом резко врубает мигалки, догоняет и вот вам здрасьте — вы превысили, вот вам видео, вот радар. Олега так поймали, но одесский еврей-юрист отбрехался. Так, что при езде по Казахстану надо не забывать посматривать в зеркало заднего вида на предмет наблюдателей.
9 мая, день Великой Победы, как ни странно никаких особых подготовок к празднику за последние дни на территории Казахстана я не заметила. В городе Шымкенте, не было ничего похожего на то особое настроение, к которому мы привыкли в этот день в России.
По плану было посещение официального дилера УАЗа в Казахстане — автоцентра «Вираж». Несмотря на праздничный день, нас прекрасно приняли, выделили ангар вместе с механиком и оборудованием под ремонт, предоставили горячий душ, развлекали разговорами и рассказами о Казахстане. За все это спасибо лично Немчинову Денису Александровичу.
Не сказать, что какая-то из машин остро нуждалась в ремонте, но в ближайшей перспективе подобных гаражных условий не предвиделось. По этому решили воспользоваться моментом и подлатать мелкие косяки. У нашего Хантера, к примеру перестала работать перекачка бака (когда сняли сетку бензонасоса и у нас и у Патриота там было ТАКОЕ… даже не грязь, а липкий жир, это привет от казахского бензина т.к. в России Олег ездил на газу), а еще лично мне очень хотелось, что бы на место встал огрызок рамы, а с ним и бампер. Короче по мелочи-то по мелочи, а проковырялись в итоге до вечера.
Наша команда и Денис возле дилеровского автоцентра.
Заночевали мы вновь на берегу пересохшей реки.
Разве похож этот пейзаж на то, что мы видели вначале перегона по Казахстану?!
Ослы в больших количествах тусят на дорогах — унылые животные. Вы слышали как они орут?! Когда детям врут, что ослики говорят «иа-иа», родители просто пытаются сберечь их нежную психику!
Сегодня мы должны были перебраться в Киргизию.
Крайним казахским городом на нашем пути был Тараз.
«Белый снег серый лёд на растрескавшейся земле
Одеялом лоскутным на ней город в дорожной петле,
А над городом плывут облака
Закрывая небесный свет, а над городом желтый дым,
Городу 2000 лет…»
Виктор Цой посвятил начало одной из самый известных своих песен «Звезда по имени Солнце» городу Джамбул (так назывался Тараз в советское время).
Городу действительно более 2000 лет, через него когда-то проходил Великий шелковый путь, а теперь вот едем и вертим головами мы.
Просто красивое резное здание.
Что это? Таразская чиполлина?
Памятник Толе би (Толе-бий) Алибекулы — великому казахскому бию (судье), общественному деятелю, оратору и поэту.
Но главной достопримечательностью города для нас стали местные полициясы: они стояли на каждом перекрестке, регулировали движение вместе со светофорами, а на одном из пересечений улиц их оказалось аж 4 штуки: все и сразу они бегали между машинами и махали жезлами. Зачем было учить сигналы регулировщика в автошколе? Сразу бы сказали, что ни кто ими не пользуется, а на сложных перекрестка 4 мужика в форме будут хаотично размахивать палками! (может они жезлы продавали, а мы не поняли?)))) Если водитель не догонял, чего от него хотят, то к нему наклонялись и объясняли. А еще все вокруг сигналили, любой маневр сопровождается здесь «бииип!»
Олег задержался в магазине, мы и Игорь с Сережей потихоньку двигались к выезду из города. Вдруг очередной полицияс призывно машет палочкой. Сначала подходит к буханке — она типа проехал на желтый запрещающий сигнал светофора. Ребята не возражают, говорят, что идем колонной по незнакомому городу, боялись потеряться.
Потом подходит к Саше:
-Вы проехали на желтый.
— Я не проезжал. Где видеофиксация?
-Видеофиксация тааам, но она будет. Зачем вы нарушаете?
-Я не нарушаю. Составляйте протокол, я буду ходательствовать об рассмотрении его по месту прописки.
-Нет это я буду решать, где его рассматривать.
-Нет я, это мое законное право.
-Ну вы же нарушили! Проехали на красный свет!
-Так только что вы говорили, что на желтый и буханка тоже на желтый. А если я проехал на красный, то на какой проехала буханка?
-(в рацию) уазик проехал на красный свет?
-(из рации) до-до, уазик проехал на красный свет!
-Да пишите уже протокол!
-Нет погодите! Что вы тут делаете?
-У нас географическая экспедиция, едем на Памирский тракт, сейчас направляемся на границу с Киргизией.
-Что вы говорите? Я не слышу!
-РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО! ЭКСПЕДИЦИЯ! 3 МАШИНЫ!
-Зачем вы на меня кричите?
-Потому, что вы не слышите!
-Так чего вы сейчас хотите?
-Выехать из вашего замечательного города и из страны!
-Счастливого пути!
С благословения полициясы мы благополучно добрались до границы с Киргизией.
В очереди мы практически не стояли, потому, что Олег сбегал к начальнику погранцов, помахал бумагами — мы выбиваемся из графика, пустите срочно! И нас пустили.
Опять формальные вопросы от казахов: посмотрите в камеру, шлеп штам, откройте багажник, оружие-наркотики? закройте багажник.
При въезде в Киргизию все оказалось еще проще, мы чуть не проскочили пункт досмотра авто, потому, что там никого не было. Никак не привыкнем, что тут мы должны бегать искать представителей власти, а не они собою проезд загораживают с суровым видом. Короче очередная граница осталась позади.
Киргизия. Страховка на машину тут не нужна, курс рубля к сому 1:1, а значит не надо каждый раз морщить лоб в магазине. Мне уже нравится эта страна!