УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

[ Лирика УАЗ ]

Дороги Российской империи.
(Путешествуем с Уазбукой)
© Александрова Елена


Дороги Российской империи. Весна 2015.

Ни для кого не секрет, что  дороги – артерии жизни. Оживленные трассы, что тогда, что сейчас требуют ремонта, обслуживания, обеспечения путешественников ночлегом, питанием, развлечениями. Таким образом, вдоль трактов за столетия сформировалась особенная историческая среда, возникали поселения, обраставшие строениями гражданского и сакрального зодчества. Немало из них сохранилось и поныне, частью представляя памятники истории и культуры.

Езда по имперским дорогам всегда была нелегка: выбоины, колдобины, речные преграды и заболоченные участки, броды и гати. В зимний период  дороги могли значительно изменяться благодаря более свободному проезду по замерзшим руслам рек и болотинам. Зато в межсезонье не всякая повозка могла преодолеть непролазные хляби.

Что стало с имперскими дорогами, не попавшими под асфальт, сейчас? Как выглядят тракты и населенные пункты, утратившие былое значение сто, а то и больше лет назад?

Ответы на эти и многие другие вопросы мы узнали прокатившись 23.05.15 по российской глубинке в компании Андрея и его супруги на Патриоте, Максима на Патфайндере и Сергея на Буханке с семьями, а так же экипажей Анатолия на УАЗе и Сергея на Кие Спортейдж. Перед нами предстали живописные  лесные дороги, броды, бескрайние поля, барские усадьбы, заброшенные церкви,  места покинутых деревень… но обо всем по порядку.

Сбор был назначен на 10.00 на заправке в Тарусе, но сегодня все, кроме Анатолия и ОРГов опоздали — на дороге были ремонты, дачники неспешно ползли в сторону грядок, а Андрей с Максимом проложили новую дорогу от своих дач через болото, по этому, прибыв на место были не прочь покататься по асфальту :)

г. Таруса Тарусского района Калужской области. Весна 2015.

Наконец-то колонна в сборе.

г. Таруса Тарусского района Калужской области. Весна 2015.

Брифинг и построение колонны.

г. Таруса Тарусского района Калужской области. Весна 2015.

Обычно наши мини-путешествия начинаются с просмотра какой-нибудь интресности, сегодня же все началось с гОвен, а точнее с одной из имперских дорог.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Присевшая Кия.

Несмотря на то, что с момента прокатки прошло всего 10 дней, дорога значительно изменилась — дожди шли почти каждый день, а за последние трое суток по уверениям нашего непогрешимого гидрометцентра выпала чуть ли не месячная норма осадков.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Первое письменное указание о регламенте дорог и о гужевом транспорте зафиксировано в XI  веке. В «Русской правде»  –  своде законов Древней Руси, составленном в годы правления великого князя Ярослава Мудрого (1015 – 1054), – было предписано следить за состоянием мостов, говорилось в документе и о сборе пошлин на дорогах.  В Московской Руси, по-видимому, никаких государственных мер по улучшению состояния дорог и расширению их сети не предпринималось. Кроме запрета перепахивать функционирующие дороги, в писцовом наказе 1683 – 1684 гг. было предписано определять проезжую часть дорог, смотря по их значимости, двумя  –  тремя саженями (сажень = 3 аршина = 2,133 м). Т.е. ширина дорог составляла 4,2 – 6,3 м.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

В конце царствования Петра I, наблюдение за дорогами было передано в ведение Камер-коллегии, которая утвердила положение о том, что сооружение больших дорог общегосударственного значения вменялось в обязанность казны. Мелкие, местные дороги прокладывались и сохранялись за счет местных крестьян.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

 

Шоссейные, т.е. улучшенные дороги, в России начали строить только после 1817 года. Темпы их прокладки были крайне скромны. До 1888 года в год строилось только 15 верст шоссейных дорог. До 1880 года во всей Российской Империи было проложено всего 10 792 версты улучшенных дорог.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

В этом вопросе Россия страшно отставала от Запада. Еще в конце XIX века в России на 100 жителей приходилось не более 9 саженей шоссейных дорог, тогда как во Франции в то же время на 100 жителей приходилось 600 саженей. И это без учета огромной разницы в площадях России и западноевропейских стран (в том числе Франции), а также разницы плотности населения.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

На подъезде к первому достоприму своим ходом прошли только наш УАЗка, Патфайндер и, как ни странно, Кия, остальные  повозились с выдергиванием.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Мы находимся на месте, где несколько веков подряд располагался постоялый двор.

Несмотря на огромные дорожные трудности, плохое состояние или полное отсутствие дорог, все иностранцы, посетившие Россию XVI – XVII вв., отмечали, что Ямская служба, как государственная структура, по европейским стандартам того времени была прекрасно организована.

Ямской приказ был создан в 1516 году. В нём сидели: глава – боярин с думными дьяками, два дьячка и какие-то мелкие чиновники. Если на первом этапе эту службу ,возможно, налаживали европейцы, то постепенно Ямской приказ стал чисто русским учреждением. В 1624 – 1629 гг. его возглавлял герой Освободительной войны 1612 г. князь Дмитрий Пожарский. По воспоминаниям Д. Горсея, английского путешественника, который попал в Россию в конце XVI века и лично встречался с Иваном Грозным, в то время в России было устроено около 300 ямских дворов («ямов») и налажена регулярная смена почтовых лошадей

Расстояние между ямскими дворами обычно составляло от 30 до 100 верст, что зависело от профиля пути и состояния дорог. По многочисленным данным Ямского приказа, средняя скорость ямщицких троек составляла 5 – 7 верст в час, а суточный пробег в сложное время года – около 30 верст. В благоприятные периоды (летние сухие месяцы и начало зимы) скорость передвижения резко возрастала, достигала 10 – 15 вест в час, суточный пробег приближался к 100 верстам. Размер версты менялся со временем. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении — 213,36 х 500 = 1066,8 м.

По многочисленным данным ямщицкая лошадь без подмены могла одолеть за световой день до 50 – 60 вёрст. При благоприятной погоде и хорошей дороге зимой – до 100 верст. По европейским данным такие темпы передвижения, даже в южных районах континента, например, в Италии, не превышали русские показатели. Темпы сохранялись длительное время, до второй половины XIX века, когда появилась механическая тяга.

Сейчас мы находились недалеко от перекрестка двух древних дорог: в западном направлении — на Калугу, в восточном — на Тарусу, в южном – большая столбовая на Алексин и в северном — через Боровск и Москву . Здесь имелся постоялый двор – ибо «содержание постоялых дворов вне городских поселений предоставлено всем без испрашивания особых на то дозволений и без платежа акциза в пользу казны; назначение их — давать приют и продовольствие проезжающим».

Сейчас на месте постоялого двора оказалась охотничья заимка, егеря возят сюда народ на поохотиться.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

По состоянию и протяженности дороги в Российской империи подразделялись на проселочные (между селениями и выходящими на большие проезжие дороги); большаки, т.е. большие проезжие дороги от города к городу; тракты — магистральные большаки, простиравшиеся на далекие расстояния. По административной принадлежности они делились на местные или уездные; губернские (тракты между губерниями) и правительственные или государственные (магистральные тракты стратегического и большого торгово-экономического значения); последние подразделялись на почтовые или ямские, торговые и военные. Если дорога была поделена на вёрсты и каждая верста отмечена столбом, то ее называли столбовой, а если была обсажена деревьями, то – просадью.

Сейчас мы ехали по магистральной дороге.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Пока неспешно ползем по лесной дороге приходится много останавливается — дожди, прошедшие за последнее время сопровождались ураганным ветром, на дороге появились завалы, а ведь на прокатке мы ни разу не воспользовались бензопилой.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Расчистка дороги.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.
Тарусский район Калужской области. Весна 2015.
Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Опять присела Кия — стащило в колею.

В эту же колею потом бухнулся УАЗ Анатолия, кстати, для него это был первый внедорожный выезд.

Пока мы вытаскивали Кию, а Сергей на Буханке — УАЗку, народ любовался красотами природы.

Тарусский район Калужской области. Весна 2015.
Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

К своему удивлению обнаружили пару подберезовиков!

Выезжаем на асфальт, здесь неподалеку нас ждет еще один достоприм — имение Барятино.

с. Барятино, Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Имение это известно с XVII  века и получило название по первым владельцам, князьям Барятинским.

В 1697 году имение было продано воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1654–1714), и затем почти полтора века поколения Голицыных сменяли здесь друг друга.

Но расцвет усадьбы начался в середине XIX в., когда оно перешло по наследству Дмитрию Сергеевичу Горчакову(1828–1907),  от своего дальнего родственника Н. В. Голицына.

Дмитрий Сергеевич был знаменитым адъютантом императора Александра II. Первым делом  новый владелец  выстраивает каменную церковь взамен деревянной. Успенская церковь (1850 г.) была выполнена в псевдоготическом стиле, с западной стороны размещена трехъярусная колокольня.  При церкви стояли 2 каменные сторожки с каменной оградой, к ней вела дубовая аллея.

с. Барятино, Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Успенская церковь, 1850.

Еще в 2011-м году мы наблюдали эту церковь в весьма плачевном состоянии, сейчас же реставрация вступила в завершающую фазу.

с. Барятино, Тарусский район Калужской области. Весна 2015.

Вместе с женой сразу же после свадьбы Горчаков отправляется в заграничное путешествие по Англии и Шотландии. Из поездок супруги привезли множество картин, гравюры, книги, фарфор, все это было свезено в Барятинскую усадьбу и положило начало коллекции произведений искусства, которая  и превратила Барятино в «культурный уголок».

Последний владелец усадьбы, Сергей Дмитриевич Горчаков (1861–1927) — родился в Барятино. Он закончил юридический факультет московского университета и поступил на государственную службу, а в 1909 году был назначен губернатором Калуги и прослужил в этой должности до 1915 года.

Так же увлеченный искусством, как отец, Сергей Дмитриевич сохранил коллекцию отца и пополнил ее книжными изданиями. Его жена Анна Евграфовна, происходившая из знаменитой семьи Комаровских, коллекционировала гравюры.

Но  судьба последних владельцев Барятина сложилась трагично. После революции С. Д.Горчаков некоторое время работал в редакции одного из московских журналов, однако вскоре был арестован. Умер в ссылке на севере Тобольской губернии. А Анна Евграфовна была арестована уже в 1918 году «как заложница» после опубликования распоряжения Советского правительства о «красном терроре для буржуазии» и расстреляна «при попытке к бегству» 22 декабря 1918 года.

Горчаковские коллекции были национализированы. Более 3700 предметов из барятинского собрания пополнили собрания музеев Калуги, Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.

Господский дом. Сейчас в нем располагается какая-то контора.

Господский дом. В советские годы здесь была школа, несколько лет назад к нему пристроили огромный ангар, с тех пор все тихо.

Вновь возвращаемся на старинный тракт.

Калужская обл., Ферзиковский р-н. Весна 2015.

О реальном состоянии дорог в Московской Руси в XVI – XVII вв. можно судить по сообщениям иностранных послов, путешественников, торговых людей, приезжавших в Россию в те столетия. Они единодушно отмечали, что дороги в России практически отсутствовали. А те, которые функционировали, были в крайне плохом состоянии. Особенно труднопроезжими они становились в периоды весенних и осенних распутиц, когда экипажи тонули в грязи. Наиболее проезжими они были в краткие сроки ранней зимы, когда грунт замерзал, а глубокий снег еще не покрывал их непреодолимыми заносами. В тот краткий период предпочитали ездить по льду замерзших рек, еще не засыпанных метелями. Отметим, что этот факт многократно зафиксирован в русский художественной и мемуарной литературе XIX в.

Калужская обл., Ферзиковский р-н. Весна 2015.
Калужская обл., Ферзиковский р-н. Весна 2015.

Максим сегодня жег!

Калужская обл., Ферзиковский р-н. Весна 2015.

При царе Алексее Михайловиче ямщики должны были доставлять почту из Москвы в Новгород за 7 дней, в Архангельск – за 10. За задержку в пути сверх установленных сроков по необъективным причинам ямщиков строго наказывали.

Записи ямского приказа подтверждаются многочисленными сообщениями иностранцев. По их воспоминаниям, скорости были и более высокими. Так, по сообщениям С. Герберштейна, немецкого дипломата, посетившего Россию в 1517 и 1526 гг., проехать из Новгорода в Москву (600 верст) можно было даже за 32 часа. По-видимому, такая скорость передвижения была обусловлена тем, что Герберштейн являлся не обычным путешественником, а послом, и ему была дана «зеленая дорога». Русские торговые люди зимой из Москвы до Вологды на санях добирались за пять суток. Далее от Вологды до Архангельска – на восьмые сутки. Так же и немецкие купцы из Москвы в Вологду летом приезжали на третьи сутки.

Калужская обл., Ферзиковский р-н. Весна 2015.

Наша скорость сегодня не сильно отличалась от скорости передвижения 100-200 лет назад.

Калужская обл., Ферзиковский р-н. Весна 2015.
Калужская обл., Ферзиковский р-н. Весна 2015.

Колея — промахнешься мимо и дальше только на тросе.

Сегодня несмотря на небольшую колонну ехалось неспешно. И вот, наконец, мы в селе Богородское, где сохранилась церковь Иконы Божией Матери Казанская, построенная между 1719 и 1721 годами

Остановились на берегу озера, что бы добраться до храма нужно было пройти буквально 100 метров на противоположный берег по старой дамбе, но церковь ни кто не заметил, пока мы не подошли вплотную.

Специально

Специально опубликую фото с прокатки — с точки, где мы находились церковь была прекрасно видна, теперь же она скрылась в зелени.

Калужская обл., Ферзиковский р-н, с. Богородское. Весна 2015.

Тропинка, ведущая к храму.

Калужская обл., Ферзиковский р-н, с. Богородское. Весна 2015.

Подходим к Казанской церкви, 1719-1721 гг.

Дмитрий рассказывает, что этот незаурядное произведение зодчества познепетровского времени было построено выписанными из Москвы мастерами в вотчине князя Сергея Яковлевича Львова. Здание с основным объёмом типа «восьмерик на четверике», имело пониженные алтарь и трапезную, ярусную колокольню. Особенно эффектны были белокаменные резные капители с изображениями цветов и фруктов.Иконостас середины XVIII века был в 3 яруса, позолоченный, с голубым фоном, со скульптурами евангелистов и ангелов. В первые годы советской власти храм закрыли. В конце 1950-х планировали снести все здание, но сломали только колокольню.

Калужская обл., Ферзиковский р-н, с. Богородское. Весна 2015.
Калужская обл., Ферзиковский р-н, с. Богородское. Весна 2015.

Внутри храма.

Калужская обл., Ферзиковский р-н, с. Богородское. Весна 2015.

Возвращаемся от церкви к машинам, а тут нас уже ждет обед в духе царской России. Сегодня это пироги с рыбой и с мясом и грибами. А на «запивку» — квас.

Калужская обл., Ферзиковский р-н, с. Богородское. Весна 2015.
Пироги поближе - кулинарный шедевр от Али.

Пироги поближе — кулинарный шедевр от Али.

Обед был очень вкусным! Но пора ехать дальше.

Калужская обл., Ферзиковский р-н, с. Богородское. Весна 2015.

Покидаем чуть живое село Богородское. Домов осталось совсем мало, а сады цветут.

Один из выездов из села перепахал трактор, приходится трястись по бетонным плитам. По гравийной, а затем и асфальтовой дороге доезжаем до поселка Ферзиково.

Здесь нас интересует усадьба Ферзиково, принадлежавшая с XVII до середины XIX века представителям дворянского рода Чириковых.

пос. Ферзиково Ферзиковского района Калужской области. Весна 2015.

Усадьба Ферзиково.

В Ферзиковском имении в середине XVIII столетия была винокурня, вино и водку с которой поставляли в Москву, крестьяне в то же время поставляли фураж «для довольства государевых лошадей» Нижегородского и Вятского полков. При Чириковых вокруг дома были высажены аллеи регулярного липового парка, который плавно переходил в пейзажный парк, тут же находились три каскадных пруда.

При Александре Николаевиче в Ферзикове был построен двухэтажный каменный господский дом в стиле елизаветинского барокко, высажен сад, разбит парк.

пос. Ферзиково Ферзиковского района Калужской области. Весна 2015.
пос. Ферзиково Ферзиковского района Калужской области. Весна 2015.

Во время Отечественной войны 1812 г. надворный советник Петр Александрович Чириков поставил из своих деревень в ополчение трёх конных и 26 пеших воинов. Кроме того, он устроил в Ферзикове госпиталь для 200 человек, отпускал раненым крупу и мясо. При этом Чириковы жестоко обращались со своими крестьянами.

В конце XIX века ферзиковской усадьбой владело Ферзиково-Бобровское общество лесных дач компании «Спис и Стукен», а в последние перед Октябрьской революцией годы — помещики Атрыганьевы. Принадлежавшая им библиотека поступила в Калужскую центральную библиотеку.

После революции в особняке устроили школу, потом детский санаторий. Осенью 1941 здесь расположился немецкий госпиталь, после войны снова санаторий. Его закрыли в 1988 году на ремонт, но он почему-то не проводился, и здание начало быстро разрушаться.

пос. Ферзиково Ферзиковского района Калужской области. Весна 2015.
пос. Ферзиково Ферзиковского района Калужской области. Весна 2015.

Сейчас на месте старой усадьбы планируется строительство гостиничного и культурно-развлекательного комплекса. Территория уже обнесена забором, правда пока вход\въезд свободный. Почему-то «окультуривание» Ферзикова началось с уничтожения огромных старых деревьев. Посмотрим, что будет дальше.

пос. Ферзиково Ферзиковского района Калужской области. Весна 2015.

Продолжаем движение. Полевые дороги оказываются горазд приличнее лесных.

Ферзиковский район Калужской области. Весна 2015.
Ферзиковский район Калужской области. Весна 2015.
Ферзиковский район Калужской области. Весна 2015.

Брод.

Подъезжаем к усадьбе Богимово.

Калужская область, Ферзиковский район, с. Богимово. Весна 2015.

В конце XVIII века Богимово принадлежало Алексею Ионовичу Прончищеву, потомку старинного рода, отставному секунд-майору, предводителю Тарусского дворянства. Сохранившиеся постройки усадьбы возведены в конце XVIII столетия. В составе усадьбы большой двухэтажный дом из двадцати пяти комнат, два флигеля, конный и скотный двор, липовый парк, аллеи, остатки прудов.

Калужская область, Ферзиковский район, с. Богимово. Весна 2015.
Калужская область, Ферзиковский район, с. Богимово. Весна 2015.

Летом  1891 года  в Богимово по приглашению хозяина, помещика-социалиста Былим-Колосовского гостил А.П. Чехов. Он занимал второй этаж главного дома.

Калужская область, Ферзиковский район, с. Богимово. Весна 2015.

Здесь Антон Павлович писал повесть «Дуэль» и приводил в порядок «сахалинские материалы». Воспоминания о Богимове сохранились надолго. В рассказе  «Дом с мезонином», написанном четыре года спустя,  с поразительной точностью отразились Богимово, Даньково и их живописные окрестности, леса, поля, прозрачная речка Мышега.

Калужская область, Ферзиковский район, с. Богимово. Весна 2015.

На территории усадьбы установлен памятник Чехову.

Сейчас мы направлялись как раз на берег реки Мышеги.

Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.
Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.

Сначала не могли понять почему деревья вдоль дороги двухцветные. При ближайшем рассмотрении стало понятно — они горели. Чуть дальше целая роща полностью желтых — погибших деревьев.

Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.
Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.

Брод, здесь отчетливо читается мощеная дорога.

В Европе в начале 19-го века была реализована идея по поднятию дорог над окружающей территорией: основание из крупных камней, затем слой камней поменьше и мелкий гравий в качестве скреп. Такие дороги оказались достаточно надежными в эксплуатации. В России в тоже время шоссе начали строить по упрощенной конструкции — без специального основания из крупного камня и без укатки щебня в покрытии, нижняя часть слоя заменялась песком. Это новшество оказалось очень удачным, оно улучшало качество дороги, песок отводил проникавшую сквозь щебенку воду и предохранял грунтовое основание.

Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.

Сегодня ужин был на берегу Мышеги на одноименном городище.

Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.

К середине XIII века вятичская культура края была практически полностью заменена на древнерусскую археологическую культуру. Были уничтожены языческие святилища, а на их месте возникли храмы или часовни. Осмотр древнерусского погоста (известного с XIV века) на противоположном от городища берегу Мышеги выявил в береговых осыпях наряду с гончарной керамикой древнерусского типа образцы лепной ранневятичской посуды роменского типа.

Уже в 1504 г волость Мышега упоминается в духовной Ивана III . С 1584 года до конца XVI века в Алексине и Мышеге почти ежегодно размещался полк правой руки.

В дальнейшем на месте городища был погост, который сейчас практически полностью уничтожен карьером.

Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.

Городище Мышега.

Пока участники мини-путешествия прогуливались по городищу, был разбит лагерь, разведен костер и начал готовиться ужин.

Еще одно развлечение перед ужином — определить, что за предметы царской России  оказались сегодня в чемоданчике у ОРГов.

Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.
Калужская область, Ферзиковский район. Весна 2015.

Самой проницательной сегодня оказалась Ольга, за что получила кружку «Уазбука», всем остальным участникам были вручены ручки от Уазбуки.

После сытного ужина и посиделок у костра, мы, проехав через Алексин, отправились по домам. За сегодняшний день, мы побывали в Московской, Калужской и Тульской областях, наше путешествие длилось 12,5 часов.

Всем спасибо за компанию!

Видео с выезда:

См. так же:
Военная колея: по местам боев на западном направлении
Предания и были старообрядцев.
Забытыми дорогами Оболенского уезда.
Легенда о четырех источниках.

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ