Забытыми дорогами Оболенского уезда.
(Путешествуем с Уазбукой)
© Александрова Елена

Когда-то на этих землях располагалось удельное Оболенское княжество. Оно служило южным рубежом Московской Руси, форпостом на пути татарских завоевателей и плацдармом для расширения русского государства и объединения русских земель. Теперь Оболенский край почти полностью заброшен, но не утратил своей природной привлекательности. Бескрайние поля, дремучие леса, места покинутых деревень, заброшенные церкви, старинные тракты – все это мы увидели 21 ноября 2015 года.
На этот раз колонна собралась большая: Алексей с сыном и товарищем на Хантере, Евгений с семьей и другом на Хантере , Влад с дамой на Ниве, Станислав с семьей на новом Патриоте, Владимир с сыном на Патриоте, Александр на Патриоте, Максим с семьей на Патфайндере, Андрей на Кайроне, Михаил с супругой на Патриоте и Владимир с другом на Хантере-Трофи. Некоторые экипажи съезжали с асфальта первый раз.
Брифинг перед началом движения.
На самом деле современный поселок Оболенск не имеет со старинным городом Оболенском (известным с 1147-го года) — центром Оболенского княжества ничего общего, кроме названия.
После гибели в 1246 году черниговского князя Михаила Всеволодовича начался распад Черниговского княжества, разделившегося первоначально на четыре удела, а затем еще на несколько частей, названные в московско-литовском договоре 1449 г. «верховскими». Так появилось особое удельное княжество с центром в Оболенске.
Нетрудно заметить сложное политическое положение Оболенского княжества, с севера и юга граничащего с Москвой и Литвой, а с запада – непосредственно с ордой.
Первое упоминание в летописи Оболенска относится к 1369 году, в связи с взятием его шедшими на Москву литовцами. Входе штурма города погиб князь Константин Иванович Оболенский.
Дети Константина Ивановича бежали в Москву и участвовали в различных походах, в том числе в Куликовской битве.
В 1494 году Оболенское княжество было включено в состав Великого княжества Московского, а князья Оболенские заняли видное положение среди московской знати. На месте княжества возник Оболенский уезд.
Оболенск упразднен как город вместе с уездом в царствование Екатерины II, теперь это село Оболенское Калужской области. О былом величии напоминает разве что церковь Николая Чудотворца, построенная в 1866 году и практически полностью разрушенная в советские годы. В настоящее время завершаются восстановительные и строительные работы, но от древней церкви там осталось мало.
Сегодня мы двигались забытыми дорогами Оболенского уезда, сначала случился перегон по асфальту и путешественники даже успели немного заскучать.
Но скуку как рукой сняло, как только мы оказались на грунтах. И сразу довольно серьезное для новичков препятствие — скользкая горка с неглубокими колеями. В данном случае отсутствие колей оказалось скорее минусом, чем плюсом: машины могли катиться юзом, не вписавшись в S-образный поворот.
Но все закончилось благополучно и вот мы уже у первой достопримечательности — старой плотины с полуразрушенным огромным пятиэтажным зданием водяной мельницы, выстроенным в конце 19 века купцом Красавиным.
Дмитрий рассказывает историю мельницы.
Мельница эта верхнебойная (вода падает сверху) — на реке ставили запруду (плотину), поток воды по жёлобу подводился к колесу, вода падала в «корытца», расположенные по окружности колеса, и вращала его.
На мельнице мололи муку, рушили крупу, чесали шерсть, валяли сукно. Объем производства для тех времен был колоссальный. Зерно для мельницы скупали со всего уезда. Большое здание включало в себя складские помещения для сырья (зерна), готовой продукции (муки), в здании также жила большая семья купца, рабочие. Плюс кабинеты, спальни, гостиные, приемные залы, кабинеты для переговоров и так далее.
Во время Великой Отечественной войны здание использовалось как стратегический и командный пункт, он же госпиталь, он же склад. Использовалось немцами, причем два раза — первый при наступлении, второй при отступлении. В обоих случаях велись ожесточенные бои за данный рубеж с большими потерями как с одной, так и с другой стороны. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой воинам 194-ой дивизии пришлось штурмом брать пятиэтажное здание кирпичной Юрятинской мельницы, превращенной захватчиками в сильно укрепленный ДОТ. Заняв мельницу, наши войны обошли Юрятино с юго-запада и стремительной атакой ворвались в деревню. В жаркой схватке вражеский гарнизон был полностью уничтожен. Разрушенная мельница стала естественным памятником героизму русских солдат. На месте дач раньше было захоронение — братская могила. Позже могилу перенесли.
Юрятинская мельница не работает с 1944 года. Тем не менее, когда мельница стала бесхозной, водяное колесо по-прежнему находилось в движении и, с помощью длинных ремней, заставляло работать генератор.
Ещё местные старожилы рассказывают про что-то вроде земляного погреба с металлическими дверями — прямо за зданием мельницы как раз крутой подъём, вот в нём и было выкопано хранилище. Сейчас свидетельств этому не осталось: нет даже провалов грунта или каких-либо углублений, прямо над мельницей на склонах нависают дома.
Мельницу в Юрятино можно назвать типовой постройкой: есть в России еще несколько мельниц с похожей архитектурой. Но данная мельница пребывает, пожалуй, в самом плачевном состоянии.
Здесь же есть пешеходный мост через Протву.
Едем дальше, теперь нам предстояло подняться в горку на берег. Тут необходимо было тупо давить газ в пол по колее без каких-либо маневров, что удалось абсолютно всем без особого напряга.
Выскакиваем в поля. Дожди лили всю неделю, а заморозков несмотря на позднюю осень не наблюдалось, однако, со вчерашнего вечера осадки прекратились и местами даже пыталось проглядывать робкое солнце (наши постоянные участники не дадут соврать — нам всегда везет с погодой ТТТ). Так вот поля оказались подсохшими и, если не совершать резких маневров, катились легко и непринужденно.
Крошечный участок по асфальту, и вновь уходим в поля.
Здесь меж полей течет по равнине безымянный приток реки Протвы, среди прочих он выделяется наличием ущелья с четырехметровым каменным уступом, с которого вода падает вниз, что бы продолжить свое движение. Этот водопад называют Калужской Ниагарой или водопадом Радужный. Несмотря на совсем не эпический вид, именно он является самым высоким водопадом Калужской области.
Летом Ниагара выглядит поинтереснее, но и тогда, на мой взгляд, не оправдывает своего громкого названия. Зато теперь все участники нашего мини-путешествия могут сказать, что видели самый высокий водопад в окрестностях!
Следующей достопримечательностью на нашем пути стала заброшенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в урочище Покров-Полея, построенная в 1790-м году, тщанием прихожанина Полковника Ивана Ивановича Бегичева.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1790.
По Покрову-Полее информации практически нет, но в 3-ем томе Записок Русского археологического обществе находим следующее известие : «По преданию, церковь стоить на месте когда то бывшего здесь княжьего города; место, занимаемое ныне домами священнослужителей, сохранило название «торговище», поле и луг на юг от церкви называются «городищем» и на нем есть следы земляных валов, луг за городищем называется княжим.»
Визуально определить правда ли это сейчас проблематично, не сохранилось никаких домов и валов — одна из загадок Оболенского края осталась не разгаданной.
Еще одна заброшенная церковь на нашем пути — Тихвинской иконы Божией Матери в урочище Почеп. Была построена в 1825 году крестьянином деревни Горяиново Ефимом Никоновым.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1825.
Возле церкви обнаружилось неожиданное прибавление в колонне: дело в том, что пока мы добирались до этой церкви, пришлось миновать немало охотников, которые стояли «на точках» в ожидании добычи — людям портить отдых не хотелось, но двигались мы по дорогам общего пользования и деваться нам особо было некуда. Так вот самые рьяные охотники, пристроились в хвост колонны, что бы выяснить кто мы, чего хотим и, главное, совпадает ли наш дальнейший маршрут с их очередными точками. Посмотрев на карту, они почесали репы, сказали, что там мы не проедем, но они могут подсказать дорогу попроще. Но мы-то знали, что попроще нам не надо, и что мы обязательно проедем!
Обед: домашние пироги с рыбой, картошкой и грибами.
Древнейшие волости княжества — Передел и Почеп, старинное Ичское городище, расположенное неподалеку, распри между монастырскими крестьянами и Оболенскими князьями и многое другое стали предметом обсуждения за горячим чаем.
Сегодня наш маршрут был построен таким образом, что дообеденая часть была легкой прогулкой среди достопримов, вторая же — предполагала довольно продолжительный внедорожный участок, который должен был завершиться строительством переправы, посещением еще одного водопада и ужином.
Несмотря на яростное сопротивление некоторых участников, мы уговорили всех стравить резину — это сильно помогло в дальнейшем.
Прощай асфальт, привет гОвны!
Дорога начиналась невинно — с очередного полевого участка.
А вот и лес. Как дорогу заваливает с такой скоростью? Еще 2 дня назад было чисто.
Дорога становится сложнее. Подболоченный участок (осока в колеях — все как положено!) проходится неожиданно быстро и уверенно всеми, кто выбирает верную траекторию.
Ну, а кто не смотрит на ведущую машину — того тягАют :)
Очень хотелось достигнуть участка, на котором предполагалось строительство переправы засветло (увы, осенние и зимние выезды никак не ложатся в световой день :() и у нас были все шансы на успех…
… но с хвоста колонны в рацию рапортовали, что Патфайндер загнал под днище бревно…
все встали что бы насладиться прекрасными видами озера, подышать лесным воздухом (дышите глубже, в Москве такого нет!), пообщаться, а тем временем с Ниссаном Макса велась напряженная работа!
Коварный буратино вошел так хитро, что пришлось снимать колесо!
Но и после этого полено не хотело доставаться!
Ситуацию спас Дмитрий, который вообще с машинами не очень дружит… ну может ему именно это и помогло.
Дальнейший путь мы продолжили в темноте, а вот и первая переправа. На ней строительство моста мы не предполагали, однако, геометрия Хантеров разительно отличается от геометрии Патриотов, а уж тем более иноджипов с пластиковыми мордами и задами.
Наш Хантер не без помощи лебедки проскакивает так.
Для остальных строится мост, который кто-то преодолевает на нашей же лебедке, кто-то самостоятельно.
(стоит в очередной раз сказать, что лебедка компании Компал себя показывает в лучшем свете)
К строительству основной переправы через следующий ручей мы подходим уже гораздо более осознанно и сплоченно. Как итог — преодолеваем ее достаточно быстро.
Еще чуть-чуть и выскакиваем на Калужский тракт — это, можно сказать, лакмусовая бумажка джипперов Подмосковья. Если ты побывал на Калужском тракте — ты видел все (ну или почти все :)).
Калужский тракт — известная с XIV века мощеная булыжником дорога, ведущая из Москвы в Калугу, главная дорога на юг. Когда-то вдоль нее было множество торговых сел, проходили ярмарки, сновал люд, возделывались поля – кипела жизнь. Знаменит Калужский тракт тем, что именно по нему начал свое отступление из Москвы Наполеон, а затем этим же путём уходил Гитлер. С появлением нового асфальтированного Калужского шоссе, тракт утратил свое значение.
Сейчас эту дорогу можно отличить от прочих лишь по сохранившимся кое-где огромным дубам и березам, высаженным еще в конце ХVIII века по указу Екатерины II, придорожным канавам того же времени, да не зарастающей просеке.
Поначалу эта самая просека нам давалась легко, но тут буквально одномоментно произошло сразу несколько значимых событий:
Патфайндер хватанул очередную доску. При чем с момента знакомства с первым буратино, это была уже четвертая коряга, просто 2 промежуточные не требовали длительного времени на извлечение! Рассказ Макса выглядел примерно так: «Я вижу в колее лежит доска, ну, думаю, с моим сегодняшним везением точно зацеплю, но до меня-то прошло 8 машин и все было ок! Наезжаю и понимаю, что ну да, сегодня карма ни к черту!»
Пока Ниссан «играл» в корягу посреди дороги, несколько Патриотов решили, что самое время немножко присесть. Пока участники колонны помогали друг другу извлечься из засад навстречу нам приехала колонна из 20-ти машин! Ночные пробки на Калужском тракте!
Разъехались мы благополучно, но вот дальнейшая глиняная колея, которая еще пару часов назад не представляла особых трудностей и должна была проходиться ходом, превратилась для стандарта в треш.
Дальше все таскали всех, искали объезды, сваливались в колеи, застревали, копали…
Но сообща мы сделали это! Ни кто не паниковал, ни кто никого не бросал — спокойные, расчетливые, временами тяжелые будни джипперов, о которых многие участники может чего и слышали, но далеко не все раньше участвовали. Так, что с боевым крещением вас!
Конечной точки — водопада Гремячий мы достигли лишь к полуночи. К этому времени у участников открылось то ли второе, то ли третье дыхание, по этому, мы сходили к водопаду…
дождались ужина, на который сегодня были «пельмени по царски»…
провели конкурс «Волшебный чемоданчик»: участники получили магниты от Уазбуки, верно ответившие на каверзные вопросы — одноименные ручки, а самая догадливая — Настя — кружку Уазбука.
А еще сегодня у одного из участников нашего мини-путешествия Михаила случилось день рождения, конечно, весь коллектив, ставший за последние сутки почти родным, поздравил его с этим событием.
Несмотря на поздний час, посиделки у костра оказались долгими и интересными, казалось еще немного, и мы останемся здесь ночевать. Но увы, холодные осенние ночи диктуют свои правила — пришлось отправляться по домам.
Неожиданные трудности вызвали последние 500 метров грунтовки: во первых, свое черное дело сделала встречная колонна, во вторых, колеса у всех уже были успешно накачены — тут-то и стала ясна разница между травиться\не травиться.
В итоге, побив очередной рекорд по продолжительности однодневных выездов, мы без потерь достигли асфальта. В этот раз было действительно сложно, но вся колонна проявила себя замечательно как в водительском мастерстве, так и во взаимовыручке. Всем спасибо за компанию и до новых встреч!
(ноябрь 2015г.)
См. так же:
Военная колея: Ильинские рубежи.
ЗаОкольные дороги
Дороги Российской империи
Военная колея: по местам боев на западном направлении.
Предания и были старообрядцев.
Легенда о четырех источниках.
наверх