УЗБЕКИСТАН-2014
"Из степей в горы, через море"
Когда мы отправлялись в Узбекистан, в голове крутились сказанные перед стартом слова организаторов о возможных проблемах при переходе границы, но никто не мог представить о том, какими они будут. Итак, две с лишним тысячи километров до Бейнеу (Казахстан) и борьба с пыльной бурей только для того, чтобы узнать истинную сущность узбекских погранцов.
«Мы тут со вчерашнего дня, – рассказывает один из экипажей. – За сутки очередь продвинулась метров на триста». При этом мы стоим где-то в километре от погранперехода, а значит нам светит 3-4 суток в пыли и антисанитарии. Вокруг мусор, в туалет все ходят где попало. Договоренность с Казахскими таможенниками о пропуске колонны ничего не значат – узбеки закрыли границу и не парятся вообще.
Решаемся уходить в объезд Арала и впереди у нас три дня доезда. Пыли в машинах уже столько, что прохват по казахским степям кажется детским лепетом. Если до первой ночевки пробивались вместе, то на следующий день участники получили точки и рванули кто-куда. Предупреждение не ехать по азимуту несколько экипажей не услышали и поехали по-джиперски. Естественно через охраняемую пограничную зону со всеми последствиями.
Классно было ехать по насыпи только что построенной для железной дороги. Главное смотреть вперед и вовремя замечать отсутствие мостов. Наш малыш – Ford F-250 засмотрелся на красоты степей и пропустил съезд. Как итог возврат задним ходом метров двести. А могло быть и побольше.
Аральское море вовсе не высохло. Точнее оно почти высохло и местами мы ехали уже по его бывшему дну, а где-то вдали маячили остатки воды. Казахи стараются спасти хотя бы малый Арал и вроде у них это получается. Проезжая по дамбе можно увидеть плоды труда. Естественно, что до всемирного потопа возвратить этим местам былую красоту уже невозможно.
Жаль, что нельзя было постоять денек у гор, которые когда-то были просто берегом моря. Вечером эти места очень красивы. Надо было шпилить вперед, чтобы успеть к темноте добраться до точки. Дальше был уже асфальт и перегон до Шымкента, а дальше до границы.
Будете в Шымкенте, не спешите. В прямом и переносном смысле слова. Местные гаишники зашугали даже местных, которые не один раз говорили, что Шымкет – логово змеи. Патрули стояли каждые 500 метров и поводом докопаться может служить любая мелочь, от отсутствия доверенности до отсутствия талона техосмотра. Все ваши увещевания об их отмене в России – филькина грамота. Здесь буйствует «террор».
На границе провели ночь. Узбеки работали по одной-две машине в час и их это особо не расстраивало. Кроме того местные постоянно пытались пролезть без очереди. Настоящим «джигитам» в лом стоять в очереди. Проверяли нас уже довольно поверхностно, только бумажная волокита доставляла неудобства и отнимала время. Предыдущие экипажи расстроили узбекских таможенников отсутствием запрещенного и очень пыльным шмурдяком.
А дальше стало ясно, что в Узбекистане на своем автомобиле делать нечего. Во-первых, на каждом посту нас проверяли и переписывали в тетрадки. Во-вторых, кроме городов в Узбекистане можно смотреть только на горы, но они не сравнятся с Киргизскими. А вот города поистине красивы, только туда можно прилететь на самолете и получить вдвое больше удовольствия.
Хивы из-за неудачи в Бейнеу у нас не было – не хватило времени. Только галопом по Самарканду и один день в Бухаре. В каждом городе у нас спрашивали, какой лучше. И сложно было объяснить, что города совершенно разные и сравнивать их попросту нельзя.
Дороги в Узбекистане в большинстве нормальные. Где-то идеальные, где-то не очень. Все как у нас в паре сотен километров от столиц. Везде шныряют Деу и Шеви местной сборки, а иномарки только у очень богатых людей. К тому же добыть солярку иногда получается с трудом. На заправке соляры может не оказаться, но тут же появляется «предприниматель» с канистрой и начинается торговля за цену.
Только на выходе из Узбекистана в Кыргызстан поняли, что даже в Узбекистане бывают исключения – пограничники и таможенники довольно быстро пропустили всю колонну не устраивая тотальных проверок. А в Киргизии нас уже встречал известный путешественник Сан-Саныч Трушников.
Кыргызстан – особое место, где ночью по дорогам ходят пешеходы в темном, велосипедисты и гужевые повозки. Поэтому почти все ездят с дальним светом. Зато днем все ночные неприятности забываются при виде красивейших гор. Вот только как всегда, именно на горы у нас почти не оставалось времени.
Всей группой стартовали в сторону Чаткальского заповедника, но попытка в мае пройти через перевал была провальной уже в самом начале. Естественно, что через несколько десятков километров лавина перекрыла нам путь и ждать 2-3 недели расчистки было бы глупо. Возвращаемся.
Экипажи у которых еще было в запасе время ушли в обход, но наш лимит был исчерпан, а впереди маячили еще три перевала до границы с Казахстаном. Самый высокий из них почти 3400 метров. На такой высоте уже откровенно не хватало турбины на моем атмосферном дизеле, но «ослик» уверенно тащил повозку в горы.
В Киргизии проблем с топливом нет, но в отличие от Казахстана, где за литр солярки просили от 22 до 26 рублей, тут придется раскошелиться на уровне российских цен. В Узбекистане же самым дорогим предложением за литр дизеля было 44 рубля.
Уже почти у границы с Казахстаном нашли дамбу с величественным бюстом Ленина. До сих пор его лик украшает величественное сооружение. Тогда мы еще не знали, что именно на казахской стороне нас ждет полная выгрузка шмурдяка и рентген автомобилей. В Казахстан идет большой трафик наркоты и ведется с этим борьба. Странная только борьба, ибо пока шмонали нас и извинялись, прошло больше 10 местных машин вообще без какой-либо проверки. Кто тут с наркотой борется?
В Киргизию надо обязательно вернуться и вернуться на автомобиле, а вот в Узбекистан – ни-ког-да. Только на самолете, если будет желание. Ну и самое обидное, это необходимость доездов на несколько тысяч по степям, где совершенно нечего делать...
В итоговом протоколе почти 11 тысяч километров. Расход УАЗ Патриот составил 11 литров, расход Toyota Hilux примерно также. Из неприятностей: отсутствие ключа для снятия масляного фильтра Тойоты, периодический перегрев Патрика и перелив топлива в неполных баках при продолжительном подъеме, где УАЗка глох.
Портал УАЗбука выступал официальным информационным партнером экспедиции.
Полный отчет о приключениях в Узбекистане можно прочитать на сайте OffRoadClub.Ru.
Михаил Рябинин, Май 2014г.
наверх
|