|
Путешествие из Павлодара в Уральск и обратно
© Деревягин Сергей Иванович
Так уж сложились жизненные обстоятельства, что два преподавателя из Павлодара решили изменить место работы и, следовательно, жизнь на город Уральск. На это решение повлияли светлые обещания руководства местного университета и собственное желание проверить свою способность к изменению места жительства. Назовем их Доцент и Татарин. Они планировали наладить жизнь в городе Уральске. Возникла проблема по перевозке личных вещей, книг, конспектов для учебных занятий и других вещей. Кроме того, на горе Доцент еще увлекался охотой и рыбалкой, без которых он год прожить никак не мог. Соответственно, необходимо было весь охотничье-рыболовный скарб, начиная от резиновых сапог и грузов для сетей и кончая самодельной лодкой, доставить в город Уральск.
О, ЛОДКА!!! Это произведение бессонных ночей, трудовых мозолей, порезанных пальцев и облитых эпоксидкой брюк, была закончена непосредственно перед выездом. Весла и якорь вообще были закончены в ночь перед датой выезда. Сама лодка, еще не испытавшая воды реки или озера, стала явлением нарицательным.
Все вышесказанное подводит к тому, что становилось понятно, единственной возможностью доставки всего этого добра являлась машина. К счастью у Доцента был УАЗик-3962, знаменитая «таблетка». Достаточно новая и достаточно уже поездившая, чтобы в нее верить – эта довезет.
Подготовка машины к поездке заключалась в смене фильтров (масляного, топливного), стирка воздушного фильтра, т.к. найти новый тканевый фильтр не удалось. В замене масла в двигателе и трансмиссии. Масла использовал фирмы ЛУКОЙЛ. Купил и бросил в запасник ремень на помпу, накачал по полной баллоны и т.д. Кто ездил далеко – тот поймет, кто не ездил – тому не объяснишь.
Сложнее было с выбором трассы поездки и определения количества бензина. Разговоры с «дальнобойщиками» и анализ карты дал далек не утешительную картину. Все в один голос бодро рассказывали о дороге из Павлодара до Кустаная, а затем о «прелестях» поездки по России и о стояниях в очередях на пограничных пропускных пунктах. Причем, независимо от национальной принадлежности таможников и пограничников. Очевидно, как только нормальные люди одевают форму и получают в руки признаки государственной власти, так сразу они переходят в интернациональное народонаселение «таможников и пограничников» со своими законами и правилами, отличными от законов обычных людей.
Попытка перевести разговор о дороге от Кустаная до Актюбинска и Уральска по территории Казахстана наталкивалась на не понимание: «А там, что есть дорога»?! Все нормальные люди объезжают этот участок по России. Только один из ветеранов автомобильного движения их кооператива гаражей поведал (после принятия лекарства для воспоминания), что он в далекие времена Советского Союза вроде бы ездил по дороге построенной то ли во время войны немецкими военнопленными, то ли сразу после. Сказал, что дорога произвела на него не изгладимое впечатление. Попытки заставить его вспомнить название населенных пунктов привели к дублированию знаменитой сцены из «Золотого теленка» с участием О. Бендера и зиц – председателя. Даже попытка подкупа еще одной «таблеткой» для воспоминаний ни к чему не привели.
Стало понятно, что участок дороги очень интересный и загадочный. И все ничего, только двигателю машины нужен бензин. Было принято решение, что заливаемся по самые «уши» в каждом крупном населенном пункте, а в качестве НЗ берем две канистры бензина еще из Павлодара. 40 литров должно хватить километров на 240..260.
Когда решение принято все становится проще и понятнее. Доцент бодрым голосом рассказал Татарину о плохой дороге после Кустаная и о том, что в дороге самое главное - это бензин. Татарин, который ездил только на самолете (во времена «застоя» Советского Союза) и поездах (после улучшения в процессе перестройки) с этим совсем согласился и заявил, что он потерпит, если его будет укачивать.
Старт назначили на понедельник. Доцент заехал за Татарином, забросали все его вещи в салон и поехали укладываться в гараж. Центральный элемент - это лодка. Все остальные вещи – вокруг ней или в ней. О том, что они будут спать в пути, как-то не подумали.
Из Павлодара выехали в Астану 1400, на одометре 48210 км. Заправка полная:
50 литров бензина в левом, 30 литров в правом баке и 2*20 литров в канистрах.
Дорога из Павлодара через Экибастуз до Астаны достаточно хорошая, узковата,
с трещинами, но без ям, «шифера» и объездов. Тем более, что была пасмурная
погода, накрапывал мелкий и редкий дождик. Ехать в удовольствие.
Въезд в Астану перекрыт постами ГАИ. В Казахстане автоинспекция называется
по другому, но для однообразия терминологии будем пользоваться этим определением
работников автоинспекции. По своему внутреннему содержанию работники ГАИ и
Казахстана и России различаются не значительно. Тоже желание взять у тех, кто
не может дать отпор в большинстве случаев (успокаивает, что не во всех и не
все).
Поразила окружная дорога вокруг Астаны. Освещенная, широкая, абсолютно ровная
до того, что скучно ехать и засыпаешь. Насколько был разительный контраст при
поездке в 2005 году. Эта же трасса была уже битая, в заплатках, поперечные
трещины, в которых УАЗик сильно «кивает» носом и бодро закидывает зад, ну прямо
настоящий мустанг. Строить дороги на один год – это очень «круто», даже для
такого безалаберного государства, как Казахстан. Вообще то все стало на свои
места, когда в 2005 году ночью подвозили пьяного дорожного строителя. На наш
вопрос о дорожном строительстве, он простодушно рассказал, что другие скрывают,
а именно следующее. Некоторый хозяин из Алматы (Алма-Аты) купил подряд на строительство
участка 60 км на три года. Отдал за это большие деньги. Срочно набрал из близлежащих
сел бывших трактористов, чабанов, закупил кое-какую технику и начал «строить»
дорогу. Первым делом вскрыл катком все асфальтовое покрытие на это участке.
Этот бывший сельхозработник, а в настоящем пьяный дорожный строитель, поведал,
что за год они сдали в эксплуатацию участок длиной в два километра! На замечание,
так, когда же они закончат весь участок при таких темпах, и зачем было уничтожать
старое покрытие, если не могут освоить. Ответ поразил даже дремавшего Татарина:
«Раздолбали, чтобы не забрали подряд, а когда сдадим? Хозяин сказал, что если
надо будет, то сроки сдачи перенесут, пока не построим. А нам куда торопится,
нам хорошо, раньше работы не было, а сейчас есть и еще года 3..4 будет». Вот
так, то ли смеяться, то ли плакать!?
Из Астаны в Кустанай две дороги: прямая и короткая через Атбасар, длинная
и скучная через Кокчетав. Путешественники выбрали короткую и трудную через
Атбасар. Дорога сильно битая, сейчас ремонтируется, объезды по грунтовке кусками
километров по 20..30. Одно хорошо – бензин есть везде. В каждой деревне по
2 – 3 заправки. Остальное все плохо. Длинные объезды, машины разбили грунт
в пудру, под слоем этой пыли надолбы и ямы. Для УАЗика на скорости 10..20 км/час
еще терпимо, а бедные иномарки…
В Кустанай въезжали часов 15, километраж 49335, залились бензином на заправке
фирмы Гелиос, поели и ушли на Рудный – Лисаковск. Участок ничем не примечательный.
Неплохая дорога, интенсивное движение, причем на большой скорости, явно больше
100 км/час. Рудный прошли часов в 19. Рудный - современный индустриальный город
при промышленном предприятии, панельные дома, практически отсутствует частный
сектор и только «бедные современные предприниматели» интенсивно строят свои
хоромы.
После Рудного радость прямых дорог стала заканчиваться. Доцент за рулем начал
нервничать и часто третировать Татарина вопросами типа: «Какую деревню мы проехали?
Куда поворачивать?». Поражало отсутствие на дорогах указателей. Те немногие,
которые были, написаны мелкими буквами, название изменены на казахские и, понятно,
карта автомобильных дорог им не соответствует. А уж разобраться, куда нужно
уходить с кольца – это не для мозгов доцента!
В 22 часа около развилки на Лисаковск становились на площадке. Устроили маленький
допрос дальнобойщикам. Они сказали, где поворачивать на Актюбинск и как отличить
этот поворот. Посоветовали лечь спать, а завтра с утра уйти в степь. Однако
Доценту не терпелось доехать до места будущего жития, да и вроде в 24 часа
спать еще рано… Татарин был объявлен засоней и посрамлен. И бедный УАЗик тронулся
в пространство степей.
После Лисаковска дороги постепенно меняются: от «нормальных» они переходят через «пойдет» и «битые» на «плохие» и на «давай лучше поедим полем».
Остановились спать около хлебоприемного пункта и села с названием Сахаровка. Если днем была жара за 300С, то ночью пришлось укрываться пологом. Проснулись часов в 7, на траве роса и зуб на зуб не попадает. Поели, что еще осталось, и тронулись в путь. И тут поняли - спали у границы дороги и бездорожья. Дальше пошла та самая дорога, которая осталась после немецких военнопленных. Только не дорога, а то, что от нее осталось, а осталось весьма мало. Через 30 минут езды выяснили – лучше ехать вдоль дороги по обочине или грунтовой дороге. Час езды обычно был достаточен, для появления соблазна выехать на шоссе и проехать по нему с ветерком. Правда, этого желания хватало минут на пять у Татарина, а у Доцента до следующего спуска.
Все дальнобойщики в один голос предупреждали, чтобы держались трассы. Вправо уходить нельзя, там, в километрах государственная граница Казахстана и России. И если, не дай бог, ты ее нарушишь, то пограничники будут тебя весьма долго учить географии и законам. По этой причине уныло плелись с левой стороны. Настораживало только отсутствие каких-либо указателей, встречных или попутных машин и указатель расхода топлива. В последствии от тряски указатель поломался и уже больше не нервировал Доцента. Температура, как и положено летом, часов в 12 поднялась больше 30, сидеть в кабине стало весьма жарко, брюки прилипали как сиденью, так и …к телу.
Первая машина попалась на встречу около 15 часов. Это был трехосный КамАЗ
с кунгом. Увидели его издалека. Стоящий за ним столб пыли поднимался в небо.
Остановили УАЗ, Доцент вышел на встречу, поднял руки в небо. КамАЗ остановился,
не доезжая метров 10. Водила открыл окно и весело ответил «Да» на вопрос:
«Правильно ли едим на Актюбинск?». А дальше только «Нет». На вопрос «Когда
улучшится дорога?» весело засмеялся. Вопросов больше не было. И трехосный
КамАЗ поплыл по ступицу в пыли в сторону Кустаная. На борту кунга сквозь
пыль читалась надпись «Спецпочта». Хотелось бы поблагодарить этих ребят за
остановку в степи и поддержку. Если узнаете себя в этом эпизоде, то это о
вас и спасибо Вам.
В 15 часов жара уже стояла градусов 35, двигатель перегревался, лампочка горела
постоянно. Скорость маленькая, ветра нет, пыль. Самое страшное, не знаешь,
правильно ли едешь. Кто ездил по степным дорогам знает, как легко в степи заблудится.
Постоянно давило на психику близость российской границы справа, возможность
ухода в аркалыкские степи влево, отсутствие указателей и большой расход бензина.
Часов в17 вышли к станции Комсомольская. И здесь Доцент совершил ошибку. Посчитав,
что он уже Великий Путешественник, он не стал дожидаться конца перерыва на
бензозаправке и решил идти прямо на трассу и поселок Карабутак. После трех
часов езды он уже в душе крупно ругал себя. Появилась мрачная перспектива заночевать
в степи без бензина. Из двух канистр была вылита с начало одна, а затем – другая.
В душе у Доцента заплясали чертики сомнений. И за каждые полчаса езды их становилось
все больше. Для Доцента до сих пор тайна понимал ли Татарин, что с ними было
бы в степи, если бы кончился бензин? А может ему лучше и не знать, что тогда
думал о нем Татарин?!
С начала наткнулись на трассу. К счастью, через километров
10 стояла заправка. Обычная сельская заправка с раздолбанными заправочными
станциями и полупьяным кассиром. Заправили 50 литров, и пошли на Хромтау.
На участке от Карабутака до Хромтау по трассе никто не ездит. Ее используют
как путеводную нить, что бы ни потеряться. Трасса или так разбита, что не проедешь,
или ее ремонтируют. А это значит, что многокилометровые объезды.
В Актюбинск въезжали ночью часа 4. На въезде в город, около какого то моста
или путепровода, машину остановил работник ГАИ. Достаточно вежливо проверил
документы и посоветовал как проехать на выход из города на Уральск. Путешественники
поездили по ночному городу, нашли выход и на заправке легли поспать. Как утром
оказалось, этот выезд был на Оренбург. Ошибку исправили довольно просто. На
заправке машины спросили местного водителя. Он, рассказав несколько раз и нарисовав,
как нужно ехать «тупым доцентам», понял, что это бесполезно, сел за руль своей
машины и вывел за собой на Уральскую трассу.
Последний этап путешествия от Актюбинска до Уральска ничем новым не отличался.
Те же разбитые дороги, те же многокилометровые объезды. Удивили два момента.
Первый – это после достаточно длинного перегона, вдали от населенных пунктов
вдруг появляются два продавца шашлыками на расстоянии друг от друга метров
200. Татарин сразу встрепенулся, ожил и проявил интерес к таким признакам цивилизации.
Предложил остановиться и своими желудками поддержать молодых предпринимателей
Казахстана. На что Доцент, как прагматичный субъект, сказал, что он хотел бы
провести оставшееся время в дороге в машине, а не около нее. Так и не добившись
поддержки, Татарин расстроился и стал искать место проживания этих мастеров
шампуров на карте. Оказалось, что ближайший населенный пункт по карте находится
в километрах 10. Это его окончательно добило, и он сердито замолчал.
Померил путешественников длинный участок окончательно конченого асфальта,
где Доцент нажимал на педали сцепления и тормоза, а Татарин подсказывал с какой
стороны лучше объехать поперечную через всю дорогу канаву. Как оказывалось,
Доцент всегда выбирал объезд неправильной стороны и, по этой причине машина
все время прыгает и трясется. И в это мгновение появился второй удивительный
момент: на этой разбитой дороге, где можно проехать на КамАЗе, Уазике и другой
вездеходной технике появилась веселая колонна.
Впереди машина ГАИ с мигалкой, за ней с красными флагами партии «Асар» группа
велосипедистов, замыкал все это автобус ПАЗ. Увидев это явление, Татарин вздохнул
с облегчением и сказал, что мы выехали к цивилизации и всем нашим мучениям
приходит конец. Доцент сердитым голосом ему ответил, что конец приходит бедному
УАЗику, ибо у него от прыжков по ямам отвалилась стрелка спидометра. Татарин,
как бывший спортсмен, уверено заявил, что, если дорогу выдержали эти велосипеды,
то УАЗик ее точно выдержит. И действительно через 4-5 км показался населенный
пункт, а с ним и нормальная дорога. Что стало с той велоэкспедицией, путешественники
так и не узнали.
В городе Уральске путешественники появились через 3 суток и 3 часа после
выезда из города Павлодара. Остановка около дома друзей зафиксировала показания
одометра 50608 км. Вся трасса, Павлодар–Астана–Атбасар–Кустанай–Комсомольская–Актюбинск–Уральск,
это 2398 км. Из которых, по оценке Доцента, 1000 км было пройдено по грунтовым
дорогам. Средний расход бензина 16 литров на 100 км. В УАЗике вышли из строя
спидометр, датчик количества топлива, убиты «насмерть» амортизаторы, вылита
пятилитровая канистра машинного масла. Все вещи в салоне были покрыты трех
сантиметровым слоем пыли. Сами путешественники были похожи на негров – мутантов.
В роде и черные, но что-то настораживает…
Во время жизни в Уральске УАЗ-3962 показал себя положительно со всех сторон.
Просторный салон, «зверская» проходимость (стоит пятачковая омская резина),
надежность, отлично заводится, приспособлен для езды по казахстанским дорогам,
т.е. не боится ям, грязи и колеи по колено и т.д. Он активно использовался
для поездок на охоту и рыбалку. И всегда с честью выходил из трудных ситуаций.
Однако история с путешествием получила продолжение. Как обычно водится, чем
больше обещают, тем меньше выполняют. Мелкие придирки, попытки научить, как
нужно преподавать вычислительную технику, при этом, не разбираясь в ней на
уровне пользователя, ожидание преподавательского чуда за один день и другие
случаи. Добил случай с командировкой на научную конференцию, когда запретили
командировку, и пришлось звонить проректору по науке ВУЗа, проводившего конференцию,
извиняться, просить внести свои деньги и прислать материалы конференции. В
июне месяце стало понятно, что ни Доценту, ни Татарину в Уральске ничего не
светит. Мороки с ними выше головы: занятия ведут согласно расписания, студентам
ставят даже двойки, взяток не берут, родственников в Уральске нет, и к ним
ни на какой козе не подъедешь. Да и вообще, черепахе Тартилле дома без них
было спокойней.
Соответственно встал вопрос о перемещении из Уральска в Павлодар. На подготовку
машины ушла неделя весьма плотной работы. Помня о перегревающимся двигателе,
был установлен дополнительный электрический вентилятор прямо перед радиатором.
Управление хотели смонтировать через реле, однако времени и паяльника не было,
сделали на обычном выключателе. Снова фильтры, масло для мотора и трансмиссии.
Осмотр всей машины. По вечерам упаковывали в пакеты и коробки вещи, книги и
другой скарб. Зная, что ждет в дороге, приняли всевозможные средства против
пыли.
Перед поездкой хотели помыть радиатор. Объездили несколько моек. У одних низкое
давление воды, у других свои причуды. На одной из них (напротив СХИ) рабочий,
бодро под управлением женщины – начальника, начал мыть, направив струю воды
на радиатор снаружи машины, заливая генератор, распределитель, высоковольтные
провода. На возмущения Доцента удивлено вещал, что так они моют всем радиаторы,
и еще никто не жаловался, что у них полетела электрика. На предложение Доцента
помыть радиатор со стороны двигателя, уставился на него как на мамонта в музее,
и молвил, что так работать он не может. Предложение Доцента, помыть радиатор
самому, было встречено энергичным возражением со стороны женщины – начальника.
Аргументы, приведенные ею, доконали Доцента. Оказываются у них очень ценные
моечные пистолеты и их не доверяют безграмотным людям. Заверения Доцента о
технической и научной компетентности не произвело впечатления. Пришлось дать
задний ход их мойки и уехать с немытым радиатором и деньгами в кармане.
Выезд назначили на воскресенье 17 июля 2005 г. С утра загружали вещи, сдавали квартиру, выехать пришлось только в 15 часов, на одометре 54576 км, в баках и двух канистрах заправленный бензин, 120 литров.
Первые сто километров от Уральска прошли в веселом настроении. Пассажиры сытые и довольные, асфальт хороший, УАЗ бодро отдавал свои 70 км/час. Однако все хорошее быстро кончается, и, в первую очередь, дорога. Знакомая картина: многокилометровый вскрытый асфальт и, соответственно, объезд по пыльной грунтовке. Спасал ветер с правой стороны: всю пыль сносило на встречную полосу движения. Убивала поездки по объездам по степным дорогам ночью без каких-либо указателей. Хорошо было, когда объезд шел рядом с трассой. Иногда объезд уходил несколько километров в степь, после чего Доцент начинал судорожно искать дороги, идущие в сторону трассы. Если анализировать впечатление от дороги Уральск – Актюбинск, то года два здесь ездить легковым машинам не рекомендуется.
В Актюбинск въезжали часа 3 ночи. Перед въездом – развилка и работник ГАИ с любимым полосатым предметом. До боли знакомая проверка документов, вопросы об употреблении спиртного, настойчивая просьба открыть салон и радостное вопрошание о документах на лодку. Попытка объяснить о том, что лодка самодельная и Доцент в одном лице автор, заказчик, судостроитель и грузоперевозчик, на владельца полосатого жезла воздействия не имела. Он пытался объяснить, как Он понимает правила перевозки товаров и грузов на личных автомобилях. Доцент вежливо или сонно слушал в течение 30 минут, но так как ему очень хотелось спать, то было выдвинуто предложение: машину задержать, составить акт, где указать, что причиной задержания является лодка в салоне личного автомобиля. После чего всем вместе проехать для разбора происшествия в городское управление внутренних дел. Такое предложение работнику полосатого жезла очень не понравилось. Во-первых, клиент какой-то слишком грамотный попался, не деньги предлагает, а акт на себя составить и подписаться с указанием должности и звания. Во-вторых, еще и уехать для разбора в управление в 5 часов утра, когда деревенские в город на рынок потянулись. Это же себе дороже. После полуторачасового разговора, документы были возвращены, а к путешественникам был потерян всякий интерес. Ну что с них возьмешь – интеллигенция несчастная. А Доцент и Татарин прошли весь Актюбинск, на выходе заправились и на бензозаправке легли спать.
Дорога Актюбинск – Хромтау отличная. Есть несколько объездов, но они сделаны
по старой дороге и общего впечатления не портят. После Хромтау еще километров
50 радости и снова трудовые будни грунтовых дорог.
Поселок Карабутак является развилкой – основная трасса уходит на юго-восток,
а путешественникам по разбитой дороге на Комсомольское и далее на север. На
заправке местные водители советуют идти по грунтовке напрямик на Комсомольское,
экономия километров 30. Однако Доцент напуганный прошлогодней эпопеей степных
дорог, предпочел струсить и пробираться по кругу, придерживаясь заезженного
грейдера. Грейдер точно выведет на Комсомольское. Эта станция (Казахстан построил
участок железной дороги без захода в Россию) и поселок являются отправным и
последним пунктом перед степями на севере и востоке. И промахнуться мимо его
грозило серьезными осложнениями.
Карабутак – заправка – показания одометра 55270 км и еще 25 км не плохой дороги.
Дальше все по старому: вскрытый асфальт и отсутствие какой-либо деятельности
на нем. Трактор на середине трассы с катком, у которого 15-20 сантиметровые
зубья, пьяный сторож или тракторист. Все знакомо и привычно.
Вышли на Комсомольское в 14 часов, показания одометра 55355. Взяли в магазине
две упаковки минералки, заправились на заправке 20 литров бензина, ценой на
треть дороже и качеством хуже, чем везде. У путешественников сложилось впечатление,
что поселок находится под управлением какой-то банды и очень напоминает городки
из американских вестернов о завоевании Дикого Запада. Только шерифа не хватает
и стрельбы на улицах. Все остальное есть. В 1530 ушли на север в степь.
Часов в 17 полетел главный цилиндр сцепления. Еще перед Комсомольской обратили
внимание, что он подтекает. Благо он находится в кабине над педалью тормоза.
Поэтому не заметить было трудно, да и запах тормозной жидкости выдал причину
провала сцепления. Еще в Комсомольской купили 2 бутылки тормозной жидкости
и комплект манжет. При одном из переключений скорости педаль сцепления провалилась,
внизу образовалась лужа жидкости. На второй скорости залезли на трассу (там
ветер и меньше комаров). Доцент полез менять манжеты и качать жидкость. Перекачали
одну бутылку. Вроде стало включаться. Путешественники понимали, что большего
здесь не сделаешь. Не дай, бог сделают хуже, возникнут серьезные проблемы.
Потому, что пока они стояли, прошла всего одна машина и то легковая иномарка
с немецкими номерами. Как она сюда попала? Оставалось, надеется, что резина
на манжетах «левая» и она разбухнет, на день – другой хватит, а там они выйдут
к какому-либо городу.
Спустились с трассы и грунтовой дорогой пошли на скорости 20..30 км/час. Разогнались,
воткнули третью скорость и на ней стараются все время ехать. Благо двигатель
у УАЗика хорошо на низах тянет. В 20 часов были около поселка Северный. Дорожники
делают дорогу. На машинах за рулем наверное турки, едет по наглому по середине
дороги, как машины будут расходится с ним его не волнует. В 23 часа полосой
прошел сильный дождь с градом. Грунтовка превратилась в каток. Первый раз видели
такое. Дождь намочил сверху пудру-пыль. Внутрь не проник, а сверху земля стала
как намазанная маслом, скользкая ходить нельзя. Все дорожные колесные машины
сразу встали. На что уж УАЗ хорошо идет по грязи и резина соответствующая,
так и он начал скользить под уклон или разворачиваться задом. На передний мост
большая часть нагрузки, а зад легкий. Вот и разворачивает. Выехали на траву,
встали, поели, подключили передний мост и на полном приводе пошли дальше. Около
поселка несколько объездов. Начали блудить, дороги ночью не нашли, решили поспать.
В 7 часов разбудили дорожники, начали отсыпать полотно дороги, подняли грохот.
Встали, умылись, осмотрелись. Оказалось, что стояли на берегу степного озера.
Доцент вспомнил, что, когда ехали ночью, двигатель тянул с нагрузкой. Если
бы ночью еще проехали вперед метров 100..150, так бы и въехали в озеро. У озера
берега пологие, покрыты травой, после дождя и не заметишь, где началось озеро,
а где закончилась степь. Пока судьба берегла путешественников, хотя они ей
активно мешали.
Часов в 11 были уже в Сахаровке. Узнали места, где ночевали в прошлом году. Выезжая из Сахаровки, ошиблись трассой. Оказалось, что трасса, которая идет, куда то в степь, лучше сохранилась, чем республиканская. Прошли по ней километров 10. Доцент обратил внимание, что едут на юго-восток (солнце в глаза светило), а надо север. Вернулись в Сахаровку. Оказалось, что за прошедший год дорожники уничтожили остатки дороги и начали делать что-то новое. Спустились в степь и грунтовкой пошли на север. При показаниях одометра 55511 км вышли на границу Актюбинской и Кустанайской областей. Сфотографировались у плаката, который обещает 2006 году отличный асфальт. Прыгая по кочкам и оценивая объем выполненных работ, верится с трудом. Более реальный переезд из Актюбинска в Кустанай по этой дороге, а не по направлению, в 2008 году.
После Ливановки (показания одометра 55631 в 1140часов) дорога начала не много улучшатся, на третьей разгонишься до 50 км/час, километра 2..3 едешь в радость, потом метров 20..50 разбитого покрытия до щебенки и грунта и т.д.
В 1700 приехали в Рудный (показания одометра 55800 км). Созвонились с ректором местного института, попросились в гараж для ремонта и на постой в общежитие. Спасибо помог и тем, и другим. Появились за 15 минут до закрытия магазина запчастей и навели «шмон» в нем. Разбудили и попросили поработать до конца работы продавцов. Они уже закрывали отделы, чистили и красили свои перышки. Продавец-мужчина здорово помог: подсказал, что на главный цилиндр подходит цилиндр от комбайна. Купили весь комплект: главный и рабочий цилиндры, шланги, гидрожидкость. Потом до двух часов ночи меняли их, качали жидкость. Самое неприятное в мелочах, Оказалось, что при установке цилиндра необходимо отвернуть верхнюю гайку со шпильки. Ключ на 13, его длина не позволяет ее отвернуть. Пришлось отламывать от ключа 13*14 головку на 14. А потом лежа головой на полу (при росте 192 см), ловить заход резьбы. Сколько услышал истинно русских слов Татарин, знают только стены гаража. В два часа ночи добрались до профилактория, помылись под горячим душем, выпили грамм по 250 коньяка и быстренько спать.
Утром попрощались с ректором, сказали «Спасибо» и в 11 часов ушли из Рудного
на Кустанай. С Кустаная (показания одометра 55849 км) пошли на Кокчетав.
Помня прошлогоднее путешествие, поездку через Атбасар отвергли сразу. Крюк
через Кокчетав лишние 50 км. Для голодного волка 50 км не расстояние.
Участок Кустанай – Кокчетав более-менее нормальный. Причем участок от Кустаная
до границы областей значительно лучше, чем со стороны Кокчетава. В Кокчетав
(показания одометра 56290 км, время 2140) не заходили, обошли по окружной дороге
и ушли на Астану. Меньше ГАИшников, меньше нервотрепки. Где-то за Щучинском
на стоянке переночевали и в 10 часов были в Астане.
Дальше все просто и знакомо. Что для нас пробежать по знакомой трассе 420
км? Так разминка перед большой дорогой!
В 16 часов прошли Экибастуз (показания одометра 56890 км) и в 1830 Павлодар (показания одометра 57015 км). На участке Астана – Павлодар ничего интересного, кроме одного – по дороге встретили велосипедиста, дед, белая борода развивается по ветру. Велосипед увешан рюкзаками и сумками, как елка – игрушками. Едет – улыбка прячется в бороду, аж завидно! Может следующий раз и нам поехать на велосипедах? Татарин хитрый, говорит, что он не может ездить на велосипеде!
Трассу Уральск-Актюбинск-Комсомольская-Кустанай-Кокчетав-Астана-Павлодар длиной 2440 км прошли за 4 суток, средний расход бензина 16.6 л/100 км. За приключения в дороге спасибо нашим дорожникам (читай надпись на фотографии), за поездку спасибо терпеливому УАЗику.
Дорожный «бзык» не прошел. Куда поедим на следующий год? В радиусе 2500 км находятся на востоке - Байкал, на юге - Дели, на западе - Варшава, на севере - остров Колгуев. Ну, как слабо!? Может, рванем вместе?
размещено в декабре 2008 года
наверх
|