|
|
Вездеход амфибия на базе УАЗ-31519
|
[ Вездеходы ] |
Про технопарк Сергея Калинина мы рассказывали несколько лет назад.
Напомним, что он сам спроектировал и построил (уже не только сам) комплекс из трех автомобилей-амфибий на базе УАЗ для преодоления труднопроходимых мест нашей необъятной Родины.
В составе этого комплекса были:
• автомобиль разведки «Козырный бобик» (на базе УАЗ-31519),
• грузовой автомобиль для перевозки снаряжения «Суперголовастик» ( на базе УАЗ-31095),
• кемпер или штабной автомобиль «Командирский» (на базе УАЗ-31094), а ещё
• доработанный прицеп УАЗ-8109 ,
• и разное оборудование и приспособления, которые упрощают преодоление препятствий.
Рассчитан этот кортеж на группу аж в 12 человек.
Что же делать, если например, столько человек в путешествие не набралось? Ведь утрата даже одного автомобиля из этого каравана сильно снижала внедорожные возможности комплекса в целом.
Выходом стал плавающий автомобиль-амфибия построенный на базе УАЗ-31519.
Огромные шины Арктиктранс, размерностью 1300х700 с дисками на 24 дюйма производства компании Вектор4х4.
Одно колесо весит около 90кг. (шина 50-52 кг., камера 12.7 кг., диск 27кг.)
Каждое колесо обладает водоизмещением в 672кг., что в общей сумме дает 2668 кг., что уже позволяет выдержать полный вес УАЗ-31519, который равен 2500кг. Однако для увеличения плавучести применены некоторые хитрости, о которых чуть позже.
Под капотом, вместо бензинового УМЗ-421 установлен дизельный, турбированный двигатель JX493ZQ производства китайской фирмы Jiangling Motors Co. LTD., сокращенно JMC
Он является удешевленным аналогом широко применявшегося Isuzu 4JB1.
Что характерно, "Северсталь-авто"(СОЛЛЕРС), которому принадлежит УАЗ в 2007 году пыталась создать СП с "Исузу" по производству как раз таких двигателей Isuzu 4JB1 (и грузовиков NKR-55E с этими моторами).
Но почему то УАЗ стал ставить не "свои" двигатели Isuzu, а польские ANDORIA и итальянские IVECO, потом ЗМЗ-514, а потом вообще перестал ставить дизеля.
Кстати, небезызвестная фирма "Техносервис" из Нижнего Новгорода, ставила китайские JMC на УАЗы. Так, что дорога проторённая.
Характеристики двигателя: вес 230 кг, объем 2,771 л., степень сжатия 18.2, мощность 68кВт (92л/с) при 3600 об.мин., крутящий момент 210 Нм при 2100 об.мин.
Несметное число шлангов и вентилей под капотом указывает на то, что здесь проложены воздушные магистрали. И действительно, справа от двигателя установлен механический пневмокомпрессор от ГАЗ-66.
В переплетении шлангов можно легко запутаться, магистрали не подписаны.
Некоторые из них оканчиваются тут же, разъемом под полудюймовый шланг. С одной стороны это дешево и сердито, но с другой - лучше бы вывести пневмомагистрали по бокам автомобиля и поставить быстросъёмные штуцеры (быстросъёмы) в лючки бензобаков. Выглядело бы намного эстетичнее.
Но переплетение шлангов под капотом меркнет по сравнению с количеством магистралей и вентилей, которые находятся в салоне автомобиля, между сидений.
Как часто пишут в таких случаях: Теперь ты видел ВСЁ! Ан нет, дальше будет ещё страшнее :)
Кстати, пару вентилей находятся на моторном щитке. Их назначение осталось неизвестным.
Хотя два предположения было: например, что это двухзонный климат-контроль, или ... может создатели этой амфибии планировали превратить УАЗ в подводную лодку и потихонечку стали монтировать систему погружения и всплытия :)
Но все же, зачем такое количество вентилей между сидений?
Во первых они нужны для автоматической подкачки колес.
Во вторых, для увеличения плавучести.
Поскольку общее водоизмещение колес позволяет только-только держаться на плаву, и не обеспечивают должного запаса, то придумана следующая конструкция..
Кузов амфибии не закреплен жестко болтами на раме, а установлен на шарнирах с длинными направляющими.
Направляющие в крайних положениях имеют стопор и фиксируются гайкой.
Сзади, кроме пассажиров ещё есть и багаж, нагрузка получается большая, поэтому тут сделан надрамник. Он так же крепится при помощи шарниров и так же приподнимается на направляющих с фиксаторами.
Таким образом, автомобиль может подниматься и опускаться примерно на 30 см.
Подъемным механизмом служат обыкновенные гидравлические домкраты жестко закрепленные на раме.
Перед спуском на воду автомобиль лифтуется (быстрый бодилифт), а при движении по твердому грунту кузов опускается на раму.
Высоту лифта легко заметить по щели в которую выглядывает радиатор.
Сейчас автомобиль-амфибия приведен в положение готовности к плаванию.
Радиатор из-за этого пришлось прикрыть прочной мелкоячеистой сеткой.
Откуда же берется дополнительная плавучесть? — За счет надувных мешков.
Дело в том, что под днищем машины расположены несколько герметичных мешков из ПВХ. Мешки при движении по твердому грунту находятся в сдутом состоянии. Когда автомобиль поднят (готов к плаванию), между рамой и кузовом появляется дополнительное пространство. Тогда мешки надувают, заполняя образовавшуюся пустоту.
Процессом надувания/сдувания мешков управляют прямо из кабины. (подтверждается версия насчет подводной лодки?)
Какая же амфибия без лодочного мотора?
И действительно, для более-менее нормального перемещения по воде вращения колес явно недостаточно. В таком случае, обычно, сзади на подставке устанавливают лодочный мотор, который до того всё время возят в багажнике.
Но процесс установки тяжелого лодочного мотора достаточно утомительный, в одиночку это будет сделать непросто. Поэтому тут сделано другое решение: гребной винт уже установлен на амфибии и приводится в действие от двигателя машины.
В походном положении гребной винт поднят. На воде его опускают посредством тросика.
Управляется всё это хозяйство "небольшим" количеством рычагов. :)
Тут по моему и сам конструктор может запутаться. А уж человеку "с улицы" вообще ничего не понять (к примеру: зачем три ручки стояночного тормоза?)
Именно для такого случая в салоне предусмотрена "шпаргалка" с обозначением всех органов управления.
Зато приборная панель практически без изменений. А знаете почему? - Потому, что тут все механическое: и подъем кузова, и привод гребного винта, (да и его опускание тоже), и...
и лебедка здесь тоже механическая.
Она же, вид снизу.
Если посчитать сколько здесь потребителей механической тяги, то будет понятно, что одной раздаткой тут не обойдешься. И точно их тут две с половиной :)
Чтобы всё правильно посчитать заглянем
под брюхо автомобиля.
Турбодизель JMC, через колокол с переходной плитой соединен с родной УАЗовской коробкой, соответственно и с родной раздаточной коробкой, от которой крутящий момент распределяется следующим образом:
-
передний кардан идет на механическую лебедку.
- задний кардан соединен со второй раздаточной коробкой).
Но это еще не всё!
На УАЗовскую РК навешена штатная же Коробка Отбора Мощности (КОМ), которая через карданную передачу вращает гребной винт.
КОМ можно разглядеть в виде черной коробки с карданным валом установленной над РК.
Дальше уже проще: вторая РК приводит в действие передний и задний мост. (Итого: пять карданных передач не считая рулевого кардана)
Вторая раздаточная коробка свисает ниже чем первая, поэтому она прикрыта защитной конструкцией.
Мосты, понятное дело, портальные.
Дисковые тормоза и спереди и сзади.
Рессоры доработаны для увеличенного веса, они сделаны гуммированными по методу Кутькина О. И. (вулканизированная резина между листами ) и закрыты грязезащитными чехлами.
Все амортизаторы замены на "газовые".
Поскольку кузов автомобиля подвижен то бензобаки крепятся не к нему, а к раме. Точнее крепятся к силовым элементам порогов проходящих поперек автомобиля, а уже они в свою очередь приварены к раме.
Воздушный ресивер притаился за левым баком. Трубки от него уходят прямо в раму. Рама, так же подверглась доработке - в местах проекции рессор она усилена (сделана двойная рама).
Чтобы не ставить ещё одну лебедку, предусмотрена возможность переброски троса назад.
Для этого под автомобилем есть система из скоб и валиков, через которые пропускается трос при лебежении назад.
Соответственно и спереди и сзади есть дополнительные валики для троса.
Выхлопная система заканчивается специальным вентилем, на который одевается вертикальная труба (шноркель) в тот момент когда предстоит долго плавать по воде.
Спереди так же установлен шноркель, но уже на впускную систему.
Так, что к водным процедурам автомобиль готов.
Дополняют картину всевозможные мелочи - как например, обилие ручек установленных снаружи вездехода. При плавании очень часто приходится перебираться с кормы на нос и обратно, такие ручки будут приятным подспорьем.
На крыше есть экспедиционный багажник. Его можно использовать как остров последней надежды, если вдруг вездеход начнет тонуть. :)
Широкие подножки и усиленные крылья тоже можно задействовать при передвижению по кораблю.
Спереди, на бампере находятся складывающиеся подножки. С ними намного удобнее залезать на такую высоту.
Есть "секретные" лючки для хранения всяких мелких болтиков.
Конечно я слукавил, когда говорил, что тут все механическое. Электрика тут тоже есть, правда самого электрика не было. Судя по паутине проводов разобраться тут кроме его создателя вряд ли кому под силу.
В довершении картины надо сказать, что в электросхеме автомобиля задействовано два АКБ.
"Кондиционер" тут практически штатный, односкоростной потолочный.
Вот такой получился вездеход-амфибия из УАЗ-31519. Местами неоднозначный, местами "колхозный", но очень интересный, и в полной мере отражающий буйство тюнинга начала 2000 годов.
Публикация - апрель 2018 года.
См. так же:
Описание двигателя 4JB1-TС в формате PDF
Вездеход ВЕКТОР на шинах низкого давления МХ-ТРИМ, на базе автомобиля УАЗ Карго
Снегоболотоход ВЕКТОР У-469 на шинах низкого давления МАХ-ТРИМ
УАЗ Патриот на шинах низкого давления М-ТРИМ от компании ТС4Х4
УАЗ Патриот на шинах низкого давления М-ТРИМ от компании Галагрин
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru