|
|
Вездеход ЯМАЛ.
|
[ Снегоболотоходы УАЗ] |
весна 2016 года
Вездеходов ЯМАЛ существует целая линейка.
Есть большой грузовой ряд, есть и легковой, сделанный на основе автомобилей УАЗ Патриот.
Вот о легковом "крыле" моделей ЯМАЛ удалось, весной 2016 года, поговорить с людьми, которые имеют самое непосредственное отношение к их созданию.
Площадкой для встречи послужила производственная база компании "Большое Колесо" из подмосковной Электростали.
Рассказывали о своем детище:
Генеральный директор ООО "ЯМАЛСПЕЦМАШ" - Тросиненко Андрей Николаевич
Главный конструктор ООО "ЯМАЛСПЕЦМАШ" - Бредихин Олег Игоревич
Главный механик ООО "ЯМАЛСПЕЦМАШ" - Черемных Александр Владимирович
Легковой ряд вездеходов представлен моделями колесной формулой 4х4 и 6х6.
Соответственно и аббревиатура у них Ямал H-4 и Ямал Т-6
L - значит длинный, т.е. кабина не на двоих, а на 5 человек.
Сзади, к названию пикап гордо прибавлено YAMAL
«ЯМАЛ Т-6L» - шестиколесный монстр, длиной почти шесть метров.
Инициатором создания вездеходов выступила холдинговая компания «Ямалспецмаш», которая являясь генеральным подрядчиком Газпрома накопила большой опыт использования и обслуживания различных вездеходов в условиях вечной мерзлоты.
Существующая техника не удовлетворяла запросам газовиков и было принято решение разработать собственный вездеход на колесах низкого давления.
Первый опытный образец нового лёгкого вездехода был собран в 2009 году.
В 2010 году было принято решение о начале серийной сборки.
Выпуск снегоболотоходов был налажен в Ульяновске.
Машины стали собираться на двух и трёхосных шасси.
В дальнейшем появились разные модификации вездеходов: АГРО, Буровой, Лесопатрульный, Автотопливозаправщик...
На текущий момент легковые вездеходы ЯМАЛ доступны в четырех комплектациях, по аналогии с комплектациями УАЗ Патриот до 2016 года.
Базовая комплектация: лебёдка передняя, блокировка дифференциала, мосты ходовой части — тяговые с тракторными редукторами, фара рабочего света Wesem (на
движение задним ходом), зуммер-сигнализатор (на движение задним ходом), противооткатный упор с креплением - 2 шт., счетчик мото-часов, домкрат, динамометрический
ключ с удлинителем и головкой, компрессор, набор автомобилиста, набор для ремонта шин.
И более комфортные комплектации: CLASSIC, COMFORT, LIMITED
Дизельный двигатель ЗМЗ-51432.10 CRS под капотом вездеход "ЯМАЛ Т-6"
Двигатели такие же как и на УАЗ Патриот: бензиновый ЗМЗ-409 и дизельный ЗМЗ-514. Однако, в связи с окончанием комплектования УАЗов дизелями ЗМЗ-514 скорее всего будет устанавливаться китайский дизельный двигатель.
вездеход «ЯМАЛ H-4L»
Технические характеристики вездехода «ЯМАЛ H-4» | |
Колёсная формула | 4 x 4 |
Снаряжённая масса | 2 250 кг |
Давление на грунт (с грузом 550 кг.) | 215 г/см2 |
Грузоподъёмность | |
на слабонесущих грунтах (рекомендуемая) | 650 кг |
на плотных грунтах (максимальная) | 800 кг |
Двигатель внутреннего сгорания | |
Вариант 1 | |
Бензиновый, модель, страна | ЗМЗ-409.040, РФ |
ном. мощность брутто при частоте КВ | 93 (128) кВт (л. с.) при 4400 об/мин |
макс. крутящий момент при частоте КВ | 230 (23,5) Нм (кгс·м) при 3700–4100 об/мин |
Вариант 2 | |
Дизельный, модель, страна | ЗМЗ-51432, РФ |
ном. мощность брутто при частоте КВ | 83,5 (113,5) кВт (л. с.) при 3500 об/мин |
макс. крутящий момент при частоте КВ | 270 (27,5) Нм (кгс·м) при 1800–2800 об/мин |
Вариант 3 | |
Дизельный, модель, страна | JMC 4JB1T, Китай |
ном. мощность брутто при частоте КВ | 85,0 (115,0) кВт (л. с.) при 3600 об/мин |
макс. крутящий момент при частоте КВ | 235,2 (23,5) Нм (кгс·м) при 2000–2300 об/мин |
Трансмиссия | |
Тип КПП | механическая, 5-ступенчатая, DYMOS |
Тип РКПП | механическая, 2-ступенчатая, DYMOS |
Управление понижением РКПП | электронное |
Отключение привода переднего моста | электронное |
Привод переднего моста | через разгрузочную фрикционную муфту |
Мосты | |
Тяговые, передаточное число | 10,8 |
Скоростные, передаточное число | 8,7 |
Шины | |
Вариант 1 | |
Марка, размерность, страна | «Авторос», «Х-Trim», 1220 x 580 x 533 мм, РФ |
марка, размерность, страна | «Авторос», «S-Trim», 1220 x 580 x 533 мм, РФ |
слойность шин | 2 или 4 |
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина | 600 кг |
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина | 1000 кг |
внутреннее давление шин (min…max) | 0,2–0,6 атм (до 1,2 атм 4-х слойная шина) |
Вариант 2 | |
Марка, размерность, страна | «Авторос», «MAX-Trim», 1300 x 680 x 533 мм, РФ |
слойность шин | 2 или 4 |
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина | 800 кг |
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина | 1200 кг |
внутреннее давление шин (min…max) | 0,15–0,8 атм |
Вариант 3 | |
Марка, размерность, страна | «Белшина», «Бел-192», 1400 x 750 x 610 мм, РБ |
слойность шин | 2 |
внутреннее давление шин | 0,1–0,25 атм |
Максимальная скорость | |
на дорогах с твёрдым покрытием | 70 км/ч |
на пересечённой местности | 35 км/ч |
Топливные баки | |
Ёмкость | 80 л |
Места для сидения | |
Количество | 2 |
Преодолеваемые препятствия | |
Боковой уклон | 40° |
Проезд | 2,55 м |
Подъём / спуск | 48° |
Высота вертикальной стенки | 1,0 м |
Скос передний | 79° |
Скос задний | 56° |
Глубина рва | 1,0 м |
Ширина рва | 1,0 м |
Глубина брода | 1,0 м |
Технические характеристики вездехода «ЯМАЛ Т-6» | |
Колёсная формула | 6 x 6 |
Снаряжённая масса | 2 900 кг |
Давление на грунт (с грузом 550 кг.) | 180 г/см2 |
Грузоподъёмность | |
на слабонесущих грунтах (рекомендуемая) | 1000 кг |
на плотных грунтах (максимальная) | 1500 кг |
Двигатель внутреннего сгорания | |
Вариант 1 | |
Бензиновый, модель, страна | ЗМЗ-409.040, РФ |
ном. мощность брутто при частоте КВ | 93 (128) кВт (л. с.) при 4400 об/мин |
макс. крутящий момент при частоте КВ | 230 (23,5) Нм (кгс·м) при 3700–4100 об/мин |
Вариант 2 | |
Дизельный, модель, страна | ЗМЗ-51432, РФ |
ном. мощность брутто при частоте КВ | 83,5 (113,5) кВт (л. с.) при 3500 об/мин |
макс. крутящий момент при частоте КВ | 270 (27,5) Нм (кгс·м) при 1800–2800 об/мин |
Вариант 3 | |
Дизельный, модель, страна | JMC 4JB1T, Китай |
ном. мощность брутто при частоте КВ | 85,0 (115,0) кВт (л. с.) при 3600 об/мин |
макс. крутящий момент при частоте КВ | 235,2 (23,5) Нм (кгс·м) при 2000–2300 об/мин |
Трансмиссия | |
Тип КПП | механическая, 5-ступенчатая, DYMOS |
Тип РКПП-1 | механическая, 2-ступенчатая, DYMOS |
Управление понижением РКПП-1 | электронное |
Отключение привода переднего моста | электронное |
Привод переднего моста | через разгрузочную фрикционную муфту |
Тип РКПП-2 | механическая, привод задней тележки (2 и 3 ось) |
Управление понижением РКПП-2 | не предусмотрено |
Мосты | |
Тяговые, передаточное число | 10,8 |
Скоростные, передаточное число | 8,7 |
Шины | |
Вариант 1 | |
Марка, размерность, страна | «Авторос», «Х-Trim», 1220 x 580 x 533 мм, РФ |
марка, размерность, страна | «Авторос», «S-Trim», 1220 x 580 x 533 мм, РФ |
слойность шин | 2 или 4 |
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина | 600 кг |
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина | 1000 кг |
внутреннее давление шин (min…max) | 0,2–0,6 атм (до 1,2 атм 4-х слойная шина) |
Вариант 2 | |
Марка, размерность, страна | «Авторос», «MAX-Trim», 1300 x 680 x 533 мм, РФ |
слойность шин | 2 или 4 |
Макс. допустимая нагрузка 2-х слойная шина | 800 кг |
Макс. допустимая нагрузка 4-х слойная шина | 1200 кг |
внутреннее давление шин (min…max) | 0,15–0,8 атм |
Вариант 3 | |
Марка, размерность, страна | «Белшина», «Бел-192», 1400 x 750 x 610 мм, РБ |
слойность шин | 2 |
внутреннее давление шин | 0,1–0,25 атм |
Максимальная скорость | |
на дорогах с твёрдым покрытием | 70 км/ч |
на пересечённой местности | 35 км/ч |
Топливные баки | |
Ёмкость | 80 л |
Места для сидения | |
Количество | 2 |
Преодолеваемые препятствия | |
Боковой уклон | 40° |
Проезд | 2,55 м |
Подъём / спуск | 45° |
Высота вертикальной стенки | 1,0 м |
Скос передний | 79° |
Скос задний | 77° |
Глубина рва | 1,0 м |
Ширина рва | 1,5 м |
Глубина брода | 1,0 м |
Буровой мобильный комплекс «ЯМАЛ Т-6 L УБШМ 1-20» с бурильной шнековой установкой
Мобильный комплекс инженерно-геологического бурения «ЯМАЛ T-6 G2» с буровой установкой «МОЗБТ-G2».
Автотопливозаправщик «ЯМАЛ Т-6 Fuel Tanker»
Особой гордостью создателей вездехода «ЯМАЛ Т-6» является конструкция задней подвески.
Здесь использована балансирная тележка, устройство которой запатентовано:
Патент РФ под номером 2486068:
Новым, согласно предлагаемому изобретению, является то, что между упомянутыми ведущими мостами на кузове или раме транспортного средства шарнирно установлена раздаточная коробка, связанная карданными передачами с редукторами ведущих мостов и продольной шарнирной тягой - с одним из ведущих мостов, при этом шарнирное крепление раздаточной коробки к кузову или раме транспортного средства соосно шарнирному креплению продольных полуэллиптических рессор балансирной подвески к кузову или раме транспортного средства.
Если перевести сухой канцелярский язык на понятный, то:
Есть балансирная тележка которая при помощи 4-х тяг связана с мостами. На тележке есть дополнительная пятая опора (тяга), которая держит раздатку. РК таким образом не жестко висит на раме, а качается вместе с мостами. Из-за этого ход у карданчиков получился маленький, максимум 12 мм и они не выпадают из шлицов.
Балансир к тому же не симметричный. Разница между плечом на задний мост и передний мост отличается от центра на 125 мм.
Такое расположение мостов было достигнуто опытным путем на Ямальском полуострове, а затем подтверждено математическими расчетами.
Из-за разных плеч разгружается средний мост и он не выходит из строя под большими нагрузками. Если сделать плечи равными, то рано или поздно "рвет полуось".
Раздаточная коробка (РК1), которая связана с КПП - стандартная.
Либо
Даймос с электрическим приводом, которые устанавливаются на Патриотах и соответственно на "Ямал Н-4":
Для электрического мотора включения раздаточной коробки сделан защитный экран.
Либо механическая РК, которая идет, соответственно, на "Ямал Т-6"
( Далее будем больше смотреть конструкцию трехосного "Ямал Т-6", поскольку он интереснее.)
На балансирной тележке устанавливается РК от БТР-60
У нее два выхода на два моста и есть еще один выход, которым приводится лебедка, а на амфибии к нему подключают гребной винт. Включение/отключение производится при помощи пневматики.
Схема раздаточной коробки БТР-60
Раздаточная коробка от БТР-60 установленная на балансирной тележке:
Видно незадействованный выход под гребной винт.
Длина кардана на заднюю РК впечатляет
Пришлось установить аж два подвесных подшипника
А вот от РК карданы уже идут короткие.
Подобрать такой длины стандартные карданы не удалось, поэтому их изготавливают на заказ
Кардан, который идет на передний мост так же не простой
Из-за критически больших углов сильно поднятой машины он сделан составным.
Так же используется промежуточный подшипник
В передней подвеске установлены усиленные пружины Фобос. Выбор поставщика очевиден, ведь их производство находится тут же в Электростали.
Машины с большими колёсами оснащены гидростатическим рулевым управлением. Оно обеспечивает лёгкий поворот колёс, размеры которых затрудняют работу механизмов с рулевым валом.
Рама автомобиля усилена. Места крепления подвески, для того чтобы установить большие колеса, подверглись сильному лифту.
Баки к сожалению остались старые, железные. Всего по 40 литров каждый. А ведь увеличенное место под кузовам позволяет установить любой бак для топлива.
Если ехать на Севере на дальняк, то придется с собой брать в кузов запас топлива.
Кабина вполне стандартная, почти как на обычном УАЗ Патриот
А вот кузов получился внушительный. Можно и инструмент и бригаду из 10-ти человек увезти.
Дополнительный, рабочий свет
Фонари везде установлены светодиодные - такие не боятся воды. Все таки "Ямал-Т6" немного но плавает.
Место для номерного знака.
Вездеход относится к разряду спецтехники, имеет Паспорт Самоходной Машины и для управления нужны тракторные права категории А3.
Тягово-сцепное устройство осталось без изменений
А вот подножку пришлось сильно опустить вниз, иначе на этого монстра не залезешь.
Правда подножка сильно ухудшает геометрическую проходимость, но видимо этим пожертвовали исходя из того, что основная работа у Ямала предстоит в тундре, где нет бугров и горок.
Крылья широкие, усиленные. Это Ураловская штамповка. За счет дополнительных усилителей сделано так, чтоб по ним можно было ходить.
Шины на вездеходе используются от компании АВТОРОС (которая к тому же выпускает вездеходы ШАМАН и МУЛ).
Это либо S-TRIM или с более "злым" рисунком X-TRIM. Размерность у обоих шин одинаковая 1200х600-55х21 LT
Сегодня же нам предстоит испытать относительно новые белорусские шины от компании «Белшина» «Бел-192» размерностью 1400 x 750 x 610. Эти шины были специально разработаны для снегоболотоходов БМЕ компании «МАЗ-МАН», которые на просторах СНГ продаются под новым названием ХАСКИ overcomper
Шины чуть большего объема чем АВТОРОСовские, поэтому вездеход должен увереннее плавать.
Я поинтересовался почему внутренние полости дисков не задействованы под поплавки, которые обычно устанавливают в такие большие колеса. Но создатели Ямала уверили, что поплавки особой плавучести тяжелому вездеходу не добавят. Тем более, что на Севере главное не плавать, а иметь малое давление на грунт (менее 0,2 кг на см2) тогда вездеходные характеристики по тундре будут хорошие.
А вот наверное место где старые колеса спрятались.
Вообще насколько я понял Большие колеса дело дефицитное и не всем достаются.
Во всяком случае на поездки по асфальту и такие сойдут :)
Вспоминается анекдот про то как «Сначала научитесь плавать, а потом мы вам воду нальём».
Продолжение во второй части.
См. так же:
Фотоподборка вездеходов Ямал
Вездеход ХАСКИ overcomper
УАЗ Буханка от компании Внедорожный Клуб
Приспособления для плавания автомобилей
Буклеты вездеходов Ямал:
Рекламный буклет вездехода Ямал
Рекламный буклет вездехода Ямал 2013года
Буклет о модели Н-4 2017 год
Буклет о модели Н-42 Агро 2017 год
Буклет о модели Т-62 2017 год
Буклет о модели Т-64 2017 год
Презентация модели вездехода Ямал Т-6
Одобрение типа ТС. Автомобиль специальный АВП ЯМАЛ T-64: ТС RU E-RU.MP03.00120
Одобрение типа ТС. АВП ЯМАЛ Н-42 и АВП ЯМАЛ Н-44: ТС RU Е-RU.МР03.00119
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru