![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
Вездеход ЯМАЛ.
|
[ Снегоболотоходы УАЗ] |
весна 2016 года
Продолжение, начало в первой части.
Большие колеса - это хорошо, но без правильных мостов они работать не будут!
Так вот на Ямалах установлены именно такие, правильные мосты, сконструированные специально для колес большого диаметра.
Делают их тут же в компании "Большое колесо". Причем есть целый ряд специализированных мостов с передаточным числом от 7 до 20.
Естественно, без бортовых редукторов такого понижения не получится.
Бортовые редуктора используются либо от УАЗа, понижение 1.94, или тракторные с понижением 3.9
Для колес с диаметром больше метра задействуются именно тракторные редуктора.
Главные пары так же на выбор: от БТР, от УАЗ и от трактора МТЗ
Мосты получаются тихоходными, но там где им предстоит работать особо скорость и не нужна.
Внутри двух из трех мостов установлены самоблокирующиеся дифференциалы с блокировкой в 75%, это безусловно повышает внедорожные качества вездехода.
Поворот колеса осуществляется при помощи шкворней и вилки на конце мостовой балки.
(кстати, в новых мостах УАЗ Карго и УАЗ Патриот так же планируется замена шаровых опор на "вилки")
Шкворень — стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В более узком смысле — ось поворота управляемого колеса автомобиля или иного транспортного средства.
Дисковые тормоза.
Большие колеса не только имеют большой диаметр, но и большую ширину. Чтобы установить их на вездеход пришлось задействовать колесные проставки.
Колесные проставки на складе.
Перед установкой на вездеход мосты проходят "обкатку" на стенде.
По итогам всех регулировок и "прогонов" получается, что мост, еще до установки на вездеход, накатывает около 50 км
Вообще надежности вездеходов уделяется особое внимание, - ведь работают они в очень удаленных и суровых условиях.
Как сказал Главный конструктор: Куда эта машина дойдет ее уже никто не вытянет. Поэтому она не должна застревать и ломаться.
С этим же связано отсутствие централизованной подкачки колес.
Обычные системы подкачки тут крайне плохо работают. Связано это с "капризами" климата.
Например, популярный маршрут длиной в 500км., от Обской до Бованенково. Если в начальной точке маршрута плюсовая температура, то на Бованенково уже минус. Разброс температуры до 20-ти градусов. При таких условиях в магистралях системы подкачки колес скапливается конденсат, потом он замерзает и разрывает трубки. Колеса будут постоянно сдуваться. Чтобы избежать этого придется ставить осушители воздуха, усложнять конструкцию, а это не лучшим образом скажется на надежности и затратах на обслуживании.
Девиз Севера: чем проще - тем надежнее.
Бортовые редуктора собираются здесь же.
Насколько я понимаю, все мосты на вездеходе взаимозаменяемые.
Просто у задних мостов, поворотные тяги жестко закреплены и только поэтому они не поворачивают.
Может когда-нибудь сделают механизм синхронизации и все мосты будут управляемыми? Как на ШАМАНе
Вроде весь вездеход рассмотрели :)
Напомню, что у него две раздаточные коробки - одна штатная, одна от БТР-60
Передний мост отключаемый.
Хотя первые 20 машин были с ГАЗелевской раздаткой и как следствие был постоянный привод 6х6. Но такая конструкция оказалось не надежной и часто выходила из строя. Вернулись к "стандартной" схеме.
Так как раздаточная коробка от БТР-60 имеет вал отбора мощности, то можно сделать привод на гребной винт. И даже была партия машин с гребными винтами.
Но это требовало дополнительных работ по увеличению плавучести машины.
Двигатель так же штатный: бензиновый ЗМЗ-409 или дизельный ЗМЗ-514
Для Севера идут в комплектации только дизельные двигатели, поскольку на Севере бензин не пользуется популярностью.
По надежности последние модели двигателя ЗМЗ-514 показали хорошие результаты. А до этого пытались ставить китайские дизели (например JMC 4JB1T), но по массе причин вернулись к отечественным.
Большое понижение трансмиссии позволяет полностью "раскрыть" возможности ЗМЗ-514.
Причем пробеги для вездехода весьма внушительные, достигают до 1000 км. в неделю.
Правда двигатель расположен так высоко над землей, что до него непросто добраться. Помогают в этом специальная подножка на бампере, сам бампер и жесткие крылья, по которым можно ходить.
Бампера для вездеходов делают на заказ.
Интересно было узнать, что вездеходы ЯМАЛ принимаются к обслуживанию в любом дилерском центре УАЗ (ну или почти в любом :) )
Снегоболотоход ЯМАЛ состоит как бы из двух частей: верх - это чисто УАЗ (кузов, электрика, КПП, РК, двигатель), а низ - почти полностью переделан. Поэтому с верхней частью проблем у СТО не возникает, а с вездеходной начинкой поступают следующим образом: проводят диагностику, дефектовку, и если есть поломка, то делают запрос на поставку комплектующих.
Такая процедура согласована с заводом УАЗ.
Когда новый вездеход выезжает за ворота предприятия и отправляется своему заказчику, а это как правило: Комсомольск на Амуре, Хабаровский край, Омск, Новосибирск, Пятигорск (Роснефть)..., то следом отправляется информационное письмо на УАЗ, который в свою очередь оповещает местных дилеров.
Габариты вездехода немного выступают за нормы для обычных машин: поэтому, по ширине колес 2,80м., он считается как негабарит. Права для управления нужны тракторные.
На снегоболотоход выдается Паспорт Самоходной Машины и регистрируется он в Гостехнадзоре.
Сейчас немного испытаем Ямалы в действии - проедемся по близлежащим окрестностям.
Пока технику подготавливают, я одним глазком заглянул в бывшие помещения завода НИКБООР.
Советскую символику на стенах ни с чем не перепутаешь.
На стенах - трофеи с соревнований.
Тестировать сегодня будем самый большой в линейке вездеход - трехосный ЯМАЛ T-6L
Причем на новых колесах!
Это белорусские шины компании «Белшина» с индексом «Бел-192», размерностью 1400 x 750 x 610.
Колесо у белорусов получилось хорошее, самоочищаемое. Но уж очень долго они его делали и потом ещё долго доводили до ума на своём снегоболотоходе ХАСКИ.
Рабочее давление у этих шин 0.1 атмосферы. На асфальте, естественно больше.
Диски используются так же белорусские.
На этих колесах вездеход поедет в первый раз.
Разработчики ЯМАЛа надеются, что с появлением этих шин вездеход сможет пройти к поселку Муген, который расположен в Уватском районе Тюменской области. Там сплошные торфяные болота. И есть только два вида транспорта: снегоболотоход Тром и МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр, но БТР ходит очень долго и медленно...
А еще за счет бОльшего объема колес, вездеход ЯМАЛ должен увереннее держаться на воде. Хотя он и заявлен с характеристикой "плавучесть с отрывом колес", но по идее плавать то должен.
Геометрическая проходимость вездехода впечатляет:
В качестве страховки сегодня выступает второй вездеход - ЯМАЛ H-4L
Поскольку техника негабаритная то для её движения по дорогам общего пользования нужно согласование с ГИБДД.
Именно из-за этого не стали перегонять вездеходы в какое то серьезное болото, которое можно найти лишь на удалении, уже ближе к Владимирской области. Решили воспользоваться местными красотами, хоть и небольшими, зато к ним можно попасть минуя дороги.
Команда экспериментаторов:
Погода выдалась на редкость осенняя, даже не скажешь, что это апрель.
Мелкий дождь который молотил весь день как то вдруг превратился в снег, потом опять в дождь и так по кругу.
Зато для вездехода такая погода как раз и предназначена.
Болото не создавало никаких преград для движения.
Во многом это объяснялось еще и тем, что под слоем воды внизу часто находился лёд.
Большие колеса доставали до него и за счет огромной площади соприкосновения отталкивались без какой-либо пробуксовки.
Попробовали ездить по берегу с уклоном. Но и тут никаких неожиданностей.
Для машины которая может двигаться со 100% уклоном этот наклон был даже не заметен.
Вход в воду так же не вызвал затруднений. Глубина где то метр двадцать - метр тридцать.
Там где глубже - вездеход начинал всплывать. Правда с некоторым дифферентом на нос.
Все таки на переднюю ось приходится 1600 килограммов веса.
Но пока заплывы были на небольшой скорости и очень осторожно, это не смотрелось фатально.
Наматываем километры по весеннему болоту.
Наш второй вездеход совсем замерз без дела.
А трехосному ЯМАЛУ нет преград.
Скоро мы уже изучим весь фарватер наизусть.
Вот на подводных кочках отрабатывает передняя подвеска.
Вот вездеход входит в "большую" воду
Плывем!
Ах если бы добавить поплавок в бампер, было бы значительно легче входить в воду и плавать при волне.
Но у вездехода немного другие задачи, как уже говорилось, на Севере не так часто приходится плавать.
Нарезаем круги на трехосном ЯМАЛе
Объездили все болотца и озерца которые нашли в этом месте.
Собрали на мосты, на рулевые тяги и пороги несколько килограммов прошлогодней травы.
План выполнен, можно двигаться на берег.
Дали немного и "маленькому" порезвиться.
У ЯМАЛ H-4L всего 4 колеса и соответственно только 4 поплавка. Его на плаву колеса будут держать хуже.
Так что на глубину не суемся. Пользуемся разведанным маршрутом.
На этом бы и остановиться. Ан нет.
Наш испытатель решает сделать еще один, последний заплыв на трехосном ЯМАЛе
Дорога туда дается без видимых затруднений.
А вот по дороге обратно получаем проблему.
Из-за того, что это последний заплыв и уже мысленно как бы дома, при входе в воду превысили скорость. Вездеход сильно "клюнул" носом и "хлебнул" воды :(
Вот как делать не надо:
Потребовалась целая спасательная операция
Вначале по эвакуации вездехода на твердую почву
А затем ремонт в полевых условиях.
Но это уже совсем другая история...
Если подвести итог, то вездеходы ЯМАЛ заполнили нишу в которой так нуждаются на Севере. Это не супер-дорогой ШАМАН, и не маленький ШЕРП (с немаленькой, кстати ценой), - это рабочая лошадка для нефтяников, газовиков, геологов и служб МЧС.
При цене сопоставимой с ТРЭКОЛовскими машинами у ЯМАЛов больше грузоподъемность, более надежная конструкция трансмиссии и отличные показатели по тяговой динамичности и устойчивости.
Немаловажным фактом является и то, что снегоболотоход может обслуживаться на официальных СТО УАЗ и на него распространяется гарантия завода УАЗ.
Однако, хотя вездеход и декларируется как не плавающий, неплохо бы спереди установить дополнительный поплавок. А то ведь разные случаи бывают - не планируешь плавать, а придется...
Вездеход ЯМАЛ - как окно дверь в бескрайний мир, в котором нет дорог.
Простой пример из жизни о востребованности такой техники:
Кировская область. Рабочим надо постоянно обслуживать нефтяную трубу. Ходят 9 километров пешком, поскольку ни КАМАЗ, ни ГАЗик не могли проехать. Вездеход Ямал решил эту ситуацию. Ездят в тепле и комфорте да еще и полезный груз могут захватить.
На 2016 год сделано уже более 40 вездеходов ЯМАЛ
Видео с прокатки вездехода:
См. так же:
Фотоподборка вездеходов Ямал
Вездеход ХАСКИ overcomper
УАЗ Буханка от компании Внедорожный Клуб
Приспособления для плавания автомобилей
Буклеты вездеходов Ямал:
Рекламный буклет вездехода Ямал
Рекламный буклет вездехода Ямал 2013года
Буклет о модели Н-4 2017 год
Буклет о модели Н-42 Агро 2017 год
Буклет о модели Т-62 2017 год
Буклет о модели Т-64 2017 год
Презентация модели вездехода Ямал Т-6
Одобрение типа ТС. Автомобиль специальный АВП ЯМАЛ T-64: ТС RU E-RU.MP03.00120
Одобрение типа ТС. АВП ЯМАЛ Н-42 и АВП ЯМАЛ Н-44: ТС RU Е-RU.МР03.00119
|
|
Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте
info@uazbuka.ru