УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
Автовентури
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

Вездеход ЯМАЛ.
Описание, тестирование; Часть 2

[ Снегоболотоходы УАЗ] 

весна 2016 года

Продолжение, начало в первой части.

Большие колеса - это хорошо, но без правильных мостов они работать не будут!
Так вот на Ямалах установлены именно такие, правильные мосты, сконструированные специально для колес большого диаметра.

Вездеход ЯМАЛ

Делают их тут же в компании "Большое колесо". Причем есть целый ряд специализированных мостов с передаточным числом от 7 до 20.
Естественно, без бортовых редукторов такого понижения не получится.

Вездеход ЯМАЛ

Бортовые редуктора используются либо от УАЗа, понижение 1.94, или тракторные с понижением 3.9
Для колес с диаметром больше метра задействуются именно тракторные редуктора.

Вездеход ЯМАЛ

Главные пары так же на выбор: от БТР, от УАЗ и от трактора МТЗ

Вездеход ЯМАЛ

Мосты получаются тихоходными, но там где им предстоит работать особо скорость и не нужна.

Внутри двух из трех мостов установлены самоблокирующиеся дифференциалы с блокировкой в 75%, это безусловно повышает внедорожные качества вездехода.

Вездеход ЯМАЛ

Поворот колеса осуществляется при помощи шкворней и вилки на конце мостовой балки.
(кстати, в новых мостах УАЗ Карго и УАЗ Патриот так же планируется замена шаровых опор на "вилки")

Вездеход ЯМАЛ

Вездеход ЯМАЛ
Устройство "вилки"

Вездеход ЯМАЛ
Шкворневой узел в сборе

Шкворень — стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В более узком смысле — ось поворота управляемого колеса автомобиля или иного транспортного средства.

Вездеход ЯМАЛ

Дисковые тормоза.

Вездеход ЯМАЛ

Большие колеса не только имеют большой диаметр, но и большую ширину. Чтобы установить их на вездеход пришлось задействовать колесные проставки.

Вездеход ЯМАЛ

Колесные проставки на складе.

Вездеход ЯМАЛ

Перед установкой на вездеход мосты проходят "обкатку" на стенде.
По итогам всех регулировок и "прогонов" получается, что мост, еще до установки на вездеход, накатывает около 50 км

Вездеход ЯМАЛ

Вообще надежности вездеходов уделяется особое внимание, - ведь работают они в очень удаленных и суровых условиях.
Как сказал Главный конструктор: Куда эта машина дойдет ее уже никто не вытянет. Поэтому она не должна застревать и ломаться.

С этим же связано отсутствие централизованной подкачки колес.
Обычные системы подкачки тут крайне плохо работают. Связано это с "капризами" климата.
Например, популярный маршрут длиной в 500км., от Обской до Бованенково. Если в начальной точке маршрута плюсовая температура, то на Бованенково уже минус. Разброс температуры до 20-ти градусов. При таких условиях в магистралях системы подкачки колес скапливается конденсат, потом он замерзает и разрывает трубки. Колеса будут постоянно сдуваться. Чтобы избежать этого придется ставить осушители воздуха, усложнять конструкцию, а это не лучшим образом скажется на надежности и затратах на обслуживании.
Девиз Севера: чем проще - тем надежнее.

Вездеход ЯМАЛ

Бортовые редуктора собираются здесь же.

Вездеход ЯМАЛ

Вездеход ЯМАЛ

Вездеход ЯМАЛ

Насколько я понимаю, все мосты на вездеходе взаимозаменяемые.

Вездеход ЯМАЛ

Просто у задних мостов, поворотные тяги жестко закреплены и только поэтому они не поворачивают.
Может когда-нибудь сделают механизм синхронизации и все мосты будут управляемыми? Как на ШАМАНе

Вездеход ЯМАЛ

Вроде весь вездеход рассмотрели :)
Напомню, что у него две раздаточные коробки - одна штатная, одна от БТР-60

Вездеход ЯМАЛ

Передний мост отключаемый.
Хотя первые 20 машин были с ГАЗелевской раздаткой и как следствие был постоянный привод 6х6. Но такая конструкция оказалось не надежной и часто выходила из строя. Вернулись к "стандартной" схеме.

Так как раздаточная коробка от БТР-60 имеет вал отбора мощности, то можно сделать привод на гребной винт. И даже была партия машин с гребными винтами.
Но это требовало дополнительных работ по увеличению плавучести машины.

Вездеход ЯМАЛ

Двигатель так же штатный: бензиновый ЗМЗ-409 или дизельный ЗМЗ-514
Для Севера идут в комплектации только дизельные двигатели, поскольку на Севере бензин не пользуется популярностью.

Вездеход ЯМАЛ

По надежности последние модели двигателя ЗМЗ-514 показали хорошие результаты. А до этого пытались ставить китайские дизели (например JMC 4JB1T), но по массе причин вернулись к отечественным.
Большое понижение трансмиссии позволяет полностью "раскрыть" возможности ЗМЗ-514.
Причем пробеги для вездехода весьма внушительные, достигают до 1000 км. в неделю.

Правда двигатель расположен так высоко над землей, что до него непросто добраться. Помогают в этом специальная подножка на бампере, сам бампер и жесткие крылья, по которым можно ходить.

Вездеход ЯМАЛ

Бампера для вездеходов делают на заказ.

Вездеход ЯМАЛ

Интересно было узнать, что вездеходы ЯМАЛ принимаются к обслуживанию в любом дилерском центре УАЗ (ну или почти в любом :) )
Снегоболотоход ЯМАЛ состоит как бы из двух частей: верх - это чисто УАЗ (кузов, электрика, КПП, РК, двигатель), а низ - почти полностью переделан. Поэтому с верхней частью проблем у СТО не возникает, а с вездеходной начинкой поступают следующим образом: проводят диагностику, дефектовку, и если есть поломка, то делают запрос на поставку комплектующих.

Такая процедура согласована с заводом УАЗ.
Когда новый вездеход выезжает за ворота предприятия и отправляется своему заказчику, а это как правило: Комсомольск на Амуре, Хабаровский край, Омск, Новосибирск, Пятигорск (Роснефть)..., то следом отправляется информационное письмо на УАЗ, который в свою очередь оповещает местных дилеров.

Вездеход ЯМАЛ

Габариты вездехода немного выступают за нормы для обычных машин: поэтому, по ширине колес 2,80м., он считается как негабарит. Права для управления нужны тракторные.
На снегоболотоход выдается Паспорт Самоходной Машины и регистрируется он в Гостехнадзоре.

Вездеход ЯМАЛ

Сейчас немного испытаем Ямалы в действии - проедемся по близлежащим окрестностям.

Пока технику подготавливают, я одним глазком заглянул в бывшие помещения завода НИКБООР.
Советскую символику на стенах ни с чем не перепутаешь.

Вездеход ЯМАЛ

На стенах - трофеи с соревнований.

Вездеход ЯМАЛ

Тестировать сегодня будем самый большой в линейке вездеход - трехосный ЯМАЛ T-6L

Вездеход ЯМАЛ

Причем на новых колесах!
Это белорусские шины компании «Белшина» с индексом «Бел-192», размерностью 1400 x 750 x 610.
Колесо у белорусов получилось хорошее, самоочищаемое. Но уж очень долго они его делали и потом ещё долго доводили до ума на своём снегоболотоходе ХАСКИ. Рабочее давление у этих шин 0.1 атмосферы. На асфальте, естественно больше.
Диски используются так же белорусские.
На этих колесах вездеход поедет в первый раз.

Разработчики ЯМАЛа надеются, что с появлением этих шин вездеход сможет пройти к поселку Муген, который расположен в Уватском районе Тюменской области. Там сплошные торфяные болота. И есть только два вида транспорта: снегоболотоход Тром и МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр, но БТР ходит очень долго и медленно...

А еще за счет бОльшего объема колес, вездеход ЯМАЛ должен увереннее держаться на воде. Хотя он и заявлен с характеристикой "плавучесть с отрывом колес", но по идее плавать то должен.

Геометрическая проходимость вездехода впечатляет:

Вездеход ЯМАЛ

Вездеход ЯМАЛ

Вездеход ЯМАЛ

В качестве страховки сегодня выступает второй вездеход - ЯМАЛ H-4L

Вездеход ЯМАЛ

Поскольку техника негабаритная то для её движения по дорогам общего пользования нужно согласование с ГИБДД.
Именно из-за этого не стали перегонять вездеходы в какое то серьезное болото, которое можно найти лишь на удалении, уже ближе к Владимирской области. Решили воспользоваться местными красотами, хоть и небольшими, зато к ним можно попасть минуя дороги.

Вездеход ЯМАЛ

Команда экспериментаторов:

Вездеход ЯМАЛ

Погода выдалась на редкость осенняя, даже не скажешь, что это апрель.
Мелкий дождь который молотил весь день как то вдруг превратился в снег, потом опять в дождь и так по кругу.
Зато для вездехода такая погода как раз и предназначена.

Вездеход ЯМАЛ

Болото не создавало никаких преград для движения.
Во многом это объяснялось еще и тем, что под слоем воды внизу часто находился лёд.
Большие колеса доставали до него и за счет огромной площади соприкосновения отталкивались без какой-либо пробуксовки.

Вездеход ЯМАЛ

Попробовали ездить по берегу с уклоном. Но и тут никаких неожиданностей.
Для машины которая может двигаться со 100% уклоном этот наклон был даже не заметен.

Вездеход ЯМАЛ

Вход в воду так же не вызвал затруднений. Глубина где то метр двадцать - метр тридцать.

Вездеход ЯМАЛ

Там где глубже - вездеход начинал всплывать. Правда с некоторым дифферентом на нос.
Все таки на переднюю ось приходится 1600 килограммов веса.

Вездеход ЯМАЛ

Но пока заплывы были на небольшой скорости и очень осторожно, это не смотрелось фатально.

Вездеход ЯМАЛ

Наматываем километры по весеннему болоту.
Наш второй вездеход совсем замерз без дела.

Вездеход ЯМАЛ

А трехосному ЯМАЛУ нет преград.

Вездеход ЯМАЛ

Скоро мы уже изучим весь фарватер наизусть.

Вездеход ЯМАЛ

Вот на подводных кочках отрабатывает передняя подвеска.

Вездеход ЯМАЛ

Вот вездеход входит в "большую" воду

Вездеход ЯМАЛ

Плывем!
Ах если бы добавить поплавок в бампер, было бы значительно легче входить в воду и плавать при волне.
Но у вездехода немного другие задачи, как уже говорилось, на Севере не так часто приходится плавать.

Вездеход ЯМАЛ

Нарезаем круги на трехосном ЯМАЛе

Вездеход ЯМАЛ

Объездили все болотца и озерца которые нашли в этом месте.

Вездеход ЯМАЛ

Собрали на мосты, на рулевые тяги и пороги несколько килограммов прошлогодней травы.

Вездеход ЯМАЛ

План выполнен, можно двигаться на берег.

Вездеход ЯМАЛ

Дали немного и "маленькому" порезвиться.

Вездеход ЯМАЛ

У ЯМАЛ H-4L всего 4 колеса и соответственно только 4 поплавка. Его на плаву колеса будут держать хуже.

Вездеход ЯМАЛ

Так что на глубину не суемся. Пользуемся разведанным маршрутом.

Вездеход ЯМАЛ

На этом бы и остановиться. Ан нет.
Наш испытатель решает сделать еще один, последний заплыв на трехосном ЯМАЛе

Вездеход ЯМАЛ

Дорога туда дается без видимых затруднений.

Вездеход ЯМАЛ

А вот по дороге обратно получаем проблему.
Из-за того, что это последний заплыв и уже мысленно как бы дома, при входе в воду превысили скорость. Вездеход сильно "клюнул" носом и "хлебнул" воды :(

Вездеход ЯМАЛ

Вот как делать не надо:

Потребовалась целая спасательная операция

Вездеход ЯМАЛ

Вначале по эвакуации вездехода на твердую почву

Вездеход ЯМАЛ

А затем ремонт в полевых условиях.

Вездеход ЯМАЛ

Но это уже совсем другая история...

Вездеход ЯМАЛ

Если подвести итог, то вездеходы ЯМАЛ заполнили нишу в которой так нуждаются на Севере. Это не супер-дорогой ШАМАН, и не маленький ШЕРП (с немаленькой, кстати ценой), - это рабочая лошадка для нефтяников, газовиков, геологов и служб МЧС.

При цене сопоставимой с ТРЭКОЛовскими машинами у ЯМАЛов больше грузоподъемность, более надежная конструкция трансмиссии и отличные показатели по тяговой динамичности и устойчивости.
Немаловажным фактом является и то, что снегоболотоход может обслуживаться на официальных СТО УАЗ и на него распространяется гарантия завода УАЗ.
Однако, хотя вездеход и декларируется как не плавающий, неплохо бы спереди установить дополнительный поплавок. А то ведь разные случаи бывают - не планируешь плавать, а придется...

Вездеход ЯМАЛ

Вездеход ЯМАЛ - как окно дверь в бескрайний мир, в котором нет дорог.

Вездеход ЯМАЛ

Простой пример из жизни о востребованности такой техники:
Кировская область. Рабочим надо постоянно обслуживать нефтяную трубу. Ходят 9 километров пешком, поскольку ни КАМАЗ, ни ГАЗик не могли проехать. Вездеход Ямал решил эту ситуацию. Ездят в тепле и комфорте да еще и полезный груз могут захватить.

На 2016 год сделано уже более 40 вездеходов ЯМАЛ

Видео с прокатки вездехода:

См. так же:
Фотоподборка вездеходов Ямал
Вездеход ХАСКИ overcomper
УАЗ Буханка от компании Внедорожный Клуб
Приспособления для плавания автомобилей

Буклеты вездеходов Ямал:
Рекламный буклет вездехода Ямал
Рекламный буклет вездехода Ямал 2013года
Буклет о модели Н-4 2017 год
Буклет о модели Н-42 Агро 2017 год
Буклет о модели Т-62 2017 год
Буклет о модели Т-64 2017 год
Презентация модели вездехода Ямал Т-6
Одобрение типа ТС. Автомобиль специальный АВП ЯМАЛ T-64: ТС RU E-RU.MP03.00120
Одобрение типа ТС. АВП ЯМАЛ Н-42 и АВП ЯМАЛ Н-44: ТС RU Е-RU.МР03.00119

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ