Во время экспедиции Уазбуки на Алтай в 2017 году нам удалось посетить (и подремонтироваться заодно) СТО22 в Бийске. Дружная команда под предводительством Хасана поила нас чаем, кормила печеньем, а мы в свою очередь с неподдельным интересом рассматривали их производство.
Вначале загнали своих железных коней на территорию СТО22 и принялись слушать.
Первые счастливчики уже чинятся.
Хасан говорит, что теперь их основная задача это производство, а не ремонт.
СТО переквалифицировано для установки и испытания новой продукции. Поэтому осталось только два небольших бокса, из-за этого и очередь к ним на 2 недели. Но УАЗовладельцы зная щепетильное отношение СТО22 к своей работе по прежнему едут именно сюда.
Нам же чтобы не ждать две недели сделали исключение :)
Производство прямо-таки образцовое: тепло, светло, уютно и ... чисто. А чистота это один из основных показателей культуры производства!
Основная продукция по которой все знают СТО22 это конечно же шкворни с бронзовыми вкладышами.
Завод УАЗ в свое время подложил большую "свинью" всем УАЗоводам выпустив шкворневой узел с пластмассовыми вкладышами, который "умирал" очень быстро. Так бы все и мучались, если бы СТО22 не наладил выпуск своей продукции.
Для изготовления шкворней используется российский, катаный, сортовой металл. Проблем с поставками нет - заказал по телефону и в назначенный срок его привозят с металлобазы.
Первым делом металл попадает на распиловку.
Нехитрые станки без устали нарезают нужной длины заготовки.
Затем они отправляются в горячий цех.
Здесь ТВЧ установка нагревает их до 1000 °C и при помощи пресса изделиям придается нужная форма.
Форма чернового шкворня имеет какое-то магическое влияние на женскую часть общества :)
Параллельно идет нарезка вкладышей из бронзовой полосы.
Заготовки для вкладышей:
Вышедшие из под пресса шкворни отправляются на механическую обработку на станках с ЧПУ
После механической обработки шкворень остается только отшлифовать и отполировать.
Кстати, в СТО22 освоили технологию поверхностной закалки. Если раньше продукция выходила с твердостью 30-35 ед. прочности, то сейчас в 60 единиц. По старой технологии, после установки на автомобиль, требовалось время на притирку пары шкворень - вкладыш. Сейчас же такая притирка уже не нужна.
Готовый шкворень после полировки.
Готовая продукция радует глаз:
Кроме шкворней на мосты Спайсер СТО22 выпускает шкворня для мостов Тимкен.
Чтобы правильно установить шкворень требуется хороший шкворневой ключ, который не "лопнет" под нагрузкой. Производство таких ключей наладили тут же.
Ключи так же проходят закалку получая твердость в 45 единиц.
Твердомер для определения твердости. Самым удобным и надежным оказался простой механический твердомер ТК-2.
Для хорошего шкворня нужна хорошая опора. Опоры шкворней так же изготавливают сами, причем её стенки значительно толще чем у заводской.
на фото изображен шкворень Тимкен.
Опоры шкворня:
Изготовили шкворень, изготовили его опору, тут и до шаровой опоры поворотного кулака полностью недолго.
Все начинается как обычно с заготовки.
Потом механическая обработка, напрессовка, сварка, все так же как и на заводе. Только в отличии от заводских эти, усиленные шаровые опоры на 500 грамм тяжелее. Потому как стенки в местах наибольшей нагрузки значительно толще.
Это хорошо видно на фотографии.
Поверхностная твердость тоже выше заводских комплектов и после хромировки составляет 65 единиц.
Усиленные шаровые опоры, в отличии от штатных, не "раскрываются" при жесткой эксплуатации, а держат свою заданную форму.
О проблеме шкворневого узла и шаровых опорах
первое время активно писали на завод. Но у завода и так проблем хватает. Там считают, что для эксплуатации по асфальту и этих достаточно, а изготавливать более дорогостоящий узел экономически невыгодно. Хотя это как минимум странная позиция - ведь УАЗ не легковушка, а внедорожник.
Остается уповать только на продукцию СТО22 :)
Для испытания ресурса поворотных кулаков собран специальный стенд, который без устали крутит и крутит...
Поскольку производство свое, то можно выпускать шаровые опоры с разным углом кастора. Хочешь 5 градусов, хочешь 8.