|
Переделка системы охлаждения под жигулевский термостат
Для двигателей 2,45л.
Преимущества переделки системы охлаждения
При переделке системы охлаждения устанавливается трехходовой термостат (ТС) от ВАЗ и создается
полноценный "малый круг" циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ), что способствует быстрому прогреву и поддержанию оптималльной рабочей температуры двигателя
в зимнее время. Существует две схемы переделки системы охлаждения - с "верхним" (ТС ставится между помпой и верхним патрубком радиатора) и "нижним" расположением ТС
(они описаны соответственно в статьях "Нужна ли уазику попона"
и "Улучшаем охлаждение ветерана" на сайте "За Рулем").
Я как понимаю преимущество малого контура в том, что при нем термостат не создает помех
жидкости и она в зависимости от температуры течет либо на прямую в блок, либо через
радиатор в блок. При отсутствии малого контура родной термостат пытается просто
заткнуть весь поток ОЖ гонимый (Под давлением) помпой в радиатор. Ну и наверное
у него (у термота) это плохо получается. Соответственно ОЖ не зависимо от собственной
температуры идет через радиатор. [john]
Кроме всего сказанного добавлю - при прогреве благодаря малому контуру в движок поступает уже чуть подогретый Тосол.
А там процесс пошел - потому и быстрее прогревается.
Второй плюс - меньше избыточное давление Тосола в системе при запуске.
Роман(Омск) aka [Roman]
Недостатки системы охлаждения с верхним расположением термостата
Схема с верхним расположением термостата, при своих явных преимуществах - простоте переделки и простоте замены ТС, имеет и
существенные недостатки:
1) Необходимость спуска воздуха при заливке системы (как на ВАЗ-классике) - устраняется установкой в верхнюю точку "малого круга"
воздухоспускного штуцера (например, вентиля мото- или велокамеры, но нужен ЗАЖИМНОЙ (не привулканизированный, а "многоразовый") камерный вентиль без золотника).
В крайнем случае, при заливке, достаточно ослабить хомут и подсунуть сверху (между патрубком и шлангом) тонкую отвертку.
2) При заклинивании термостата в закрытом положении (работает малый круг) происходит мгновенный и неконтролируемый выброс
большого количества ОЖ в расширительный бачок и далее - на землю. Аварийный датчик при этом, как правило, срабатывать не успевает.
Выходов - два:
1) Врезка в подводящий шланг термостата пароотводящей трубки большого (как на ВАЗ) диаметра, что трудновыполнимо, поскольку
"очень мало места".
2) Установка термостата вниз, что и эффективнее, и не сложнее "верхней" установки. Есть мнение, что такая схема более сложна в
смысле быстроты замены, но, по-моему, лучше слить 5 л ОЖ в канистру и залить обратно, нежели иметь перспективу выплеснуть те же
5л на асфальт и искать ОЖ в час пик на Садовом кольце. [Махно]
Примеры переделок системы охлаждения
Для переделки системы охлаждения под верхнее расположение ТС нужен
будет тройник, жигулевские шланги (чем больше, тем лучше, чтобы была возможность подобрать подходящие), металлическая трубка (может быть и от
пылесоса, у меня стоит от системы охлаждения ГАЗ-53) и сам термостат. Ничего сложного нет, вся переделка занимает (неспеша) часа полтора времени.
Термостат нужен от Ваз 01-07! Другие неподходят по расположению патрубков, и температуре!
Если ставить жиговский, то только - итальянский, или - польский, но не наш (слишком ненадежный)!!! [BabyHummer]
Термостат, жигулевский, лучше всего от Нивы. У него угол развала патрубков
подходит не идеально но хоть как нибудь. Тройник внизу сделал заново - две трубки - просверлил - сварил.
Шланги - тонкие от Ауди подошли - они в магазине дешевле оказались и все в изгибах
- проще комбинировать. А толстый от ГАЗ 31029 - он там внизу цельный и подошел впритирку.
Верхнюю ветвь - от термостата к тройнику надо зафиксировать - в принципе может
дотянуться до вентилятора.
Датчик перегрева в радиаторе у меня срабатывает при 100 гр. (в кастрюле), но
как должно быть на самом деле не знаю. На машине его включенным не видел. [Roman]
Система действительно страшная :-). Всякие шланги, трубки, мотор сияет кучей
новых хомутов (штук 10-15 наверное). После сборки прогревался только до 70 - маловато.
Ну решили поездить посмотреть что будет дальше. Неделю ездил и жалюзями удерживал
температуру на уровне 85-90. Грешил на большой радиатор, громадный объём ОЖ и т.д.
Потом промерили градусником и оказалось, что у меня показометр врет градусов так
на 20-22. Поменял. Новый (ну не совсем) показометр показывает 77-79 градусов. Похоже тоже врет.
Ну в общем самое главное то, что пропали скачки температуры от 60 до 90. Стоит
ровно не зависимо от нагрузки. Прогревается гораздо быстрее. [john]
Хочу поделится собственным опытом... Начнем с того, что прислушавшись к мнению
старших товарищей (см. Недостатки системы охлаждения с верхним расположением термостата)
я использовал схему с нижним расположением термостата. При первых же
испытаниях практически сразу закипел. Долго стоял пугая прохожих громким
бульканьем тосола и большим облаком пара. При том, что мороз стоял -20С,
ловил на себе недоуменные взгляды проезжающих мимо водителей.
Когда эмоции прошли попробовал здраво во всем разобраться. Вот что
обнаружил: стоящий внизу термостат перекрывает (в режиме малого круга) забор
ОЖ из радиатора и по идее в забор помпы должна уходить ОЖ выходящая из нее
же (из крышки штатного термостата). НО!!! Все дело оказалось в том, что
отводящий патрубок тройника находился на том же уровне что и входящий в
радиатор. Поэтому в патрубке, отводящем в малый круг, постоянно
присутствовал воздух (пар) которым помпа и пыталась охлаждать двигатель.
Проблема частично решилась когда я залил ОЖ в радиатор под самую пробку (что
конечно не есть выход).
В течение вечера мучительно пытался найти решение которое бы позволило
справиться с ситуацией без переделки системы охлаждения на верхнее
расположение термостата. Здесь нужно заметить что мой 469-й не намного
моложе меня самого и возможно из за этого в конструкции имеются некоторые
особенности: радиатор расположен не только очень близко к двигателю (места
для маневра минимум), но и очень низко (как я уже говорил отводящий патрубок
с блока и входящий радиатора расположены практически на одном уровне).
В итоге я решился переместить термостат снизу в верх. Испытания показали
100% работоспособность такой схемы. По поводу "заклинивания" - IMHO это не
такое уж частое явление, а с учетом хорошего импортного термостата - вообще
маловероятное дело.
P.S. Все ожидаемые плюсы имеют место быть. В машине - "Ташкент". Потраченных
времени и денег абсолютно не жалею. Артур.
Вчера, чего-то дома не сиделось под вечер. Пошел в гараж, "гайки поперебирать".
Всё закончилось переделкой системы охлаждения.
Теперь у моего Рыжего два контура циркуляции и Жигулевский(но буржуйный) двухклапанный
термостат.
Процедура оказалась настолько простой, что управился за 2 часа.
Что имею? Утром после пуска двигателя, машина прогрелась до рабочей температуры
(по "градуснику" 80° С.)за семь минут! На улице примерно +2 +4 градуса. Но раньше
она вообще не прогревалась! Я потрясен! Отопитель при этом был включен!
С утра немного уже покатался ("жену в садик, детей на работу"), машина ЖЕЛЕЗНО
держит 80° С! Не больше не меньше. Хоть вваливай до упора, хоть стой на месте.
Причем шевеление жалюзями ни к чему не привело. 80° С и все тут!
Попутно выяснил, что УАЗ машина приемистая. Пропали "затыки" при старте. Прогрев
великая вещь!
Вернемся к процедуре модернизации. Информацию почерпнул из журнала "За рулем" статья "Нужна ли уазику попона".
Правда автор наворотил и намудрил с описанием подбора патрубков и металлических трубок. Я сделал всё проще и лучше (на мой взгляд).
Итак, приобретается, следующая "навеска":
- ВАЗовский термостат (от классики), непременно импортный.
- Маленький тюбик герметика.
- Хомуты "Норма" диаметром 32-50 мм. 10 штук.
- Трубка металлическая диаметром 32 мм. (внешний диаметр) длинна 70 мм.(себе отрезал от алюминиевого черенка лопаты :-)))))) Диаметр можно во всех случаях брать и побольше, но не меньше!
- Тройник основной диаметр 45 мм. врезаный 32 мм. Длинна основного 100 мм. врезанного 45 мм. Изготовил у местного сантехника, на моих глазах и за 30 руб. Хотя ранее прикидывал подобрать тройник от сантехники (внутренняя резьба не помешает)
- Патрубок армированный резиновый для ВАЗ 2101. Коротенький на диаметр 32 мм с расширением (к радиатору).
- Патрубок армированный "Большой" для латунного радиатора ВАЗ 2101
- Патрубок армированный "Большой" для алюминиевого радиатора ВАЗ 2101 (Эти два больших патрубка по изгибам, как два брата близнеца, только один из них длиннее)
Вот такой нехитрый реквизит.
Процедура монтажа.
- Сливаем антифриз.
- Разбираем всю систему штатных шлангов.
- Открываем крышку штатного термостата и удаляем УАЗовский термостат.
- Берем ВАЗовский термостат и на отвод что ближе к "глухому" торцу на герметик садим КОРОТКИЙ патрубок узкой стороной.
- Стягиваем хомутом.
- Прищурив глаз и прицелившись, отрезаем ножом от "Большого-короткого" со стороны, короткого изгиба ровно столько, чтоб хватило по месту соединить второй боковой отвод ВАЗовского термостата и крышку УАЗовского термостата.
- Отрезаный короткий изгиб одеваем сначала на крышку термостата предварительно смазав герметиком и СЛЕГКА притягиваем хомутом.
- Второй конец изгиба одеваем на смазанный герметиком второй боковой отвод ВАЗовского термостата.
- СЛЕГКА притягиваем хомутом.
- Таким образом соединенную с термостатом крышку, смазав герметиком, устанавливаем на место и затягиваем гайки.
- Смазываем герметиком верхний отвод радиатора.
- Натягиваем на отвод широкий конец короткого патрубка с термостатом.
- Стягиваем хомутом.
- Для установления оптимального угла положения термостата и для сглаживания загибов и складок, взявшись за корпус термостата, ворочаем его в пространстве.
- Установив положение, затягиваем хомуты.
- В штатные "Г" образные патрубки, внутренним диаметром 45 мм. вставляем ТРОЙНИК, предварительно смазанный герметиком.
- Придав нужную геометрическую ориентацию по месту установки, затягиваем хомуты.
- Устанавливаем скрепленые тройником патрубки "на 45" по месту штатной установки и стягиваем хомутами.
- В "Большой" короткий патрубок со стороны обреза вставляем до половины смазаную герметиком трубку "на 32" и длинной 70 мм.
- Стягиваем хомутом.
- Берем "Большой-Длинный" патрубок и отрезаем ножом один из изгибов (который более пологий).
- На оставшийся конец трубки "на 32" одеваем "Большой-длинный" со стороны оставшегося изгиба, и стягиваем хомутом.
- Получившуюся стяжку из двух патрубков устанавливаем на оставшийся отвод термостата (на торце) и второй конец на отвод тройника.
- Стягиваем хомутами.
- Оставшийся обрезок патрубка, натягиваем на сопло "печки" со стороны водителя. (Чего, добру пропадать?)
- Закончившийся тюбик герметика выбрасываем в мусорное ведро.
- Заливаем антифриз.
- Заводим автомобиль и гоняем на холостых до полного удаления воздуха из системы.
- Испытываем чувство глубокого удовлетворения от проделанной работы.
Александр aka [Скрежет] г. Тюмень
наверх
|