УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 
[ Инструменты ]

ПРОВЕРКА ПЕРЕД БОЕМ
Тест китайских лебедок
Андрей Фаробин
Фото автора и Михаила Ласточкина
(журнал «Полный привод 4х4» № 08(70) 2009 г.)


Оригинальную версию статьи можно посмотреть на отсканированных страницах 72-73 и 74-75

Лебедка — один из наиболее востребованных джиперами аксессуаров. Мы уже не раз проводили независимые тесты этих механизмов, чтобы оценить их реальные возможности и качество изготовления. С момента последних испытаний прошло два года — срок огромный, поскольку за это время появилось немало новых образцов.

Проверка перед боем. Тест китайских лебедок

НА ДИСТАНЦИИ…

Сразу оговоримся, испытания на стенде сильно отличаются от реальных. С одной стороны, они жестче, поскольку лебедку мы нагружаем так, как, возможно, ей почти не приходится работать на практике, но с другой — в лаборатории сухо, тепло и чисто. Главное, что нас привлекает в стендовых испытаниях, — все объекты исследования находятся в одинаковых условиях, что на природе осуществить почти невозможно.
Пора назвать наших игроков. Две из четырех лебедок принадлежат одной марке — Master Winch. Собирают их в Китае по заказу компании «Компал». Также мы «дернули» изделия под названиями Sport Way и KDJ — мягко говоря, не самые раскрученные бренды. Соответственно, и цена не та. В среднем MW 8288 стоит на сегодняшний день около 30 000 рублей, MW 9500 — 23 000, Sport Way 8500 — 21 000, а KDJ 9000L вообще можно найти за 16 000 рублей. Снаружи все овцы серы, надо разобраться, почему одни ценятся дороже других.

станок ДЛЯ ЭКЗЕКУЦИИ

Проверка перед боем. Тест китайских лебедокНемного об испытательном стенде. На сей раз мы изменили традиции проводить тесты в Москве, в лаборатории Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина и переместились в Санкт-Петербург на базу компании «АвтоРолс», где есть стенд, специально спроектированный для комплексной проверки автомобильных лебедок.

На мощной раме, сваренной из профилей, на подшипниках скольжения с бронзовыми втулками установлена станина с барабаном, на который наматывается трос испытуемой лебедки. Последняя крепится на краю стальной рамы. Останавливая барабан при помощи двух дисковых тормозов с гидроприводом, создают нагрузку на трос. Соответственно, станина стремится «приехать» к лебедке, но не может: через стрелочный динамометр она зацеплена за неподвижную раму. Тяговое усилие, таким образом, контролируется визуально. В электрическую цепь питания мотора лебедки включены амперметр с пределом измерения 500 А и вольтметр для контроля уровня зарядки аккумуляторов. Лебедки питаются от двух соединенных параллельно батарей Varta, емкостью по 180 Ач каждая, с пусковым током 1000 А. Ниже 11,5 В напряжение на аккумуляторах в ходе наших замеров не упало ни разу.

ОНИ СТАЛИ ДРУГИМИ

Как оказалось, за время, прошедшее с нашего последнего теста китайских лебедок, много воды утекло. Главный вывод, который я бы сделал прежде, чем перейти к нюансам, — продукция из Поднебесной очень сильно подтянулась по качеству. Раньше далеко не все тестируемые экземпляры выдавали заявленные производителем характеристики. Многие образцы на стенде, развивая максимальную силу тяги, так грелись, что интенсивно испускали сизые клубы дыма, и смотреть на них было страшно. Ныне ничего похожего мы не наблюдали. Современные лебедки гораздо «живее» своих предшественников. Не в том смысле, что возросли скорости намотки троса под разными нагрузками — они остались того же порядка (есть исключение, о чем чуть позже), но механизмы не умирают на глазах, как это нередко было во время первых испытаний. В прошлых тестах мы иногда даже не могли протянуть под большими нагрузками метр троса, поскольку лебедки скисали, скорость намотки прогрессивно падала вплоть до полной остановки мотора. Сейчас подобной картины не было в принципе.

СПОРТ & ТУРИЗМ: КОМПЛЕКТ № 1

Проверка перед боем. Тест китайских лебедокПервой заняла место на стенде лебедка MW 8288. Цифры, как нетрудно догадаться, означают максимальную силу тяги в фунтах. В привычных нам единицах это соответствует 3759 кг. Не бог весть что, но вся фишка в другом: эта лебедка позиционируется как спортивная. А что главное на соревновании? Время. Поэтому она быстрая, что особенно хорошо видно на фоне конкурентов (см. таблицу). В штатном исполнении блок соленоидов размещается на верхних стяжках щек, но ничто не мешает, удлинив провода и увеличив их сечение, поместить блок в ином месте, например, в салоне автомобиля или под капотом. Г-образная ручка разблокировки барабана поворачивается легко и четко фиксируется. Качество окраски корпуса, редуктора, статора мотора вызывает уважение, это уже не черная облезающая краска, как на первых экземплярах из Китая. Металлический разъем провода пульта ДУ четко вставляется в металлическое же гнездо на блоке соленоидов — контакт хороший.
По скорости намотки троса этот образец обошел всех. Залог успеха — мощный мотор в сочетании с низким передаточным числом редуктора. С тягой все в порядке: лебедка справилась с максимальной нагрузкой даже больше паспортной — 4000 кг.

Проверка перед боем. Тест китайских лебедок«Туристическая» модель MW 9500, как и следовало ожидать, заметно медленнее. Заявленный максимум тяги в 4309 кг лебедка выдает честно. Активировать ее проще предыдущего образца, поскольку блок соленоидов смонтирован на корпусе и подсоединен к клеммам мотора, так что остается только подключить «+» и «–» аккумулятора. Но есть особенность. Диаметр барабана у MW 9500 существенно меньше, чем у MW 8288: 64 мм против 76. Это приводит к тому, что трос, наматываясь на голый барабан, сильно изгибается. В результате внешние стальные пряди подламываются, в чем можно легко убедиться, взявшись за трос без перчаток. Лучше этого не делать, что, впрочем, и рекомендуют правила работы с любой лебедкой. Хуже то, что трос теряет в прочности: два раза подряд он лопнул вблизи барабана при 4500 кг. Запас весьма небольшой, и китайцы явно просчитались. Вообще, здесь уместно отметить общую тенденцию: во время предыдущих тестов редкие лебедки могли порвать тросы, а ныне с этой задачей легко справились все испытуемые. То ли механизмы стали мощнее, то ли тросы слабее.

СПОРТ & ТУРИЗМ: КОМПЛЕКТ № 2

Проверка перед боем. Тест китайских лебедокЛебедка KDJ 9000L — самая бюджетная. Это можно определить, не видя ценника. Верхние стяжки щек изготовлены из прутка с загнутыми концами, не хромированы, гайки винтов их крепления тянутся от руки. Блок соленоидов над мотором, может, был бы и неплох, но разъем для подключения провода от пульта ДУ ужасен. Не раз и не два нам приходилось придерживать его рукой, чтобы был контакт. Сам пульт — не верх совершенства: слишком громоздкий. Правда, имеется переключатель, позволяющий дезактивировать кнопки намотки/размотки. Ручка разблокировки барабана тоже неудобна — руки, измазанные в грязи, будут с нее соскальзывать. Присутствующий на нашем тесте Илья Савельев — в офф-роуде, можно сказать, гуру — поведал о том, что у такой конструкции есть один плюс: при поддергивании троса вручную ручка автоматически перескакивает в положение блокировки барабана, и не надо лишний раз подходить к лебедке. Спорить не будем, но мы этой замечательной особенности что-то не заметили. Мотает же KDJ неплохо, однако, очень неспешно и с неприятным шумом, намекающим на то, что ресурс у механизма невелик. Диаметр барабана тут еще меньше, хотя и незначительно — 63 мм. Но, возможно, этот миллиметр играет роковую роль! В первый раз трос у барабана лопнул при 4100 кг, во второй — при 4300 кг. То есть заявленную максимальную тягу в 4082 кг KDJ выдает, но на грани фола.

Проверка перед боем. Тест китайских лебедокЧетвертый наш герой — Sport Way 8500. Это тоже не силач — максимальное тяговое усилие «всего» 3855 кг. Судя по названию, эта лебедка позиционируется так же, как и та, с которой мы начали наш тест. Об этом говорит и «толстый» барабан — те же 76 мм в диаметре. Медленной ее действительно не назовешь, но это далеко не MW 8288. Внешне качество изготовления не вызывает нареканий. А внутри?

АНАТОМИЯ

Проверка перед боем. Тест китайских лебедок
После испытаний мы разобрали лебедки. Оказалось, что внутри они все разные. Нет, конструкция-то везде одна: мотор, установленный слева, при помощи длинного вала, проходящего внутри полого барабана, вращает солнечную шестерню первой ступени планетарного редуктора. Далее крутящий момент, увеличившись, передается на вторую ступень, а потом и на третью, откуда, достигнув максимальной величины, переходит на барабан. Таким образом, редуктор лебедки — это набор шестерен, некоторые из которых объединены в сборку (сателлиты водил), и долговечность работы редуктора, издаваемый им шум зависят в первую очередь от качества этих самых шестерен. Ну и от наличия смазки, конечно.
У KDJ 9000L ее было хоть отбавляй, но зубья на солнечных шестернях вообще загнулись в одну сторону — очевидно, что ни о каком ресурсе тут не может быть и речи. Даже если не злоупотреблять большими нагрузками, ремонт этой лебедки понадобится очень скоро: сателлиты имеют оси, консольно закрепленные на щеках водил. У трех других редукторов оси фиксируются в обеих щеках, что, несомненно, более грамотно. В целом, по качеству изготовления механической части лебедок на первое место мы бы поставили MW 8288, второе место разделили между собой MW 9500 и Sport Way 8500, ну а KDJ 9000L явно в аутсайдерах.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, ДЖИПЕРЫ!

Проверка перед боем. Тест китайских лебедок
Лебедка MW 8288 MW9500 KDJ 9000L SportWay 8500
Макс. тяговое усилие, кг. (заявлено/фактически)* 3759/4700 4309/4500 4082/4300 3855/4800
Передаточное число редуктора 138:1 216:1 294:1 216:1
Диаметр барабана, мм 76 64 63 76
Длина/Диаметр троса, м/мм 28/8.2 28/8.2 28/8.2 28/8.2
Скорость намотки/ток на первом слое при нагрузке (м/мин/А)
2000кг 4.11/215 2.22/190 1.77/170 2.50/230
3000кг 2.79/310 1.62/240 1.40/210 1.82/290
4000кг 1.91/390 1.29/275 1.00/290 1.30/350
*Фактическое усилие ограничивается прочностью троса на разрыв

Напоследок — об одном испытании, которое мы не проводили ранее. Конструкция стенда, в отличие от предыдущего, позволяет намотать на технологический барабан хоть весь трос целиком. Вот мы и решили устроить небольшие ресурсные испытания, проверив, как долго лебедки способны трудиться под нагрузкой около 2000 кг (все наши испытуемые обязаны выдавать такую тягу с запасом даже на последнем, четвертом слое, а на первом — это порядка 50% от максимума). Намотку начали на пустой барабан. Результат, признаться, несколько удивил. Моторы лебедок разогревались, как сковородки, и отказывали. Из них начинал вытекать лак (из одних больше, из других меньше), которым залиты обмотки якоря, что приводило к короткому замыканию. Безусловно, мы были жестоки к нашим подопечным. Если внимательно прочитать инструкцию к лебедке, то можно обнаружить предупреждение о том, что под серьезной тягой электромотор имеет право греться сильно, поэтому не рекомендуется длительная работа под значительной нагрузкой.
Наш тест это убедительно продемонстрировал, так что, господа джиперы, относитесь к контролю температуры мотора ответственно, если не хотите спалить лебедку. Как только рука, приложенная к статору мотора, не терпит нагрева, механизм следует остановить или по крайней мере постараться как-то охладить мотор (например, поливая его водой или даже делая ему холодный компресс из болотной тины). Если тянуться планируется долго и тяжело, то правильнее будет воспользоваться блоком.

И…

Итак, доверять «китайцам» свою судьбу на болоте или на раскисшем проселке можно, если речь не идет о дешевых экземплярах. Спортивная модель MW 8288 вне конкуренции по скорости. Все лебедки выдают заявленную тягу, но тросы хотелось бы иметь более прочные, рвутся они слишком легко. Однако, доверяя, не забывайте контролировать температурный режим моторов, иначе можно в одночасье лишиться главного оружия на бездорожье.

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ