|
Подшипники
Подшипник (от «под шип») — конструктивный узел машин и механизмов, поддерживающий (являющийся опорой или частью опоры) или направляющий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
Основные типы подшипников
По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:
Подшипники качения;
Подшипники скольжения;
Гидростатические подшипники;
Гидродинамические подшипники;
Газостатические подшипники;
Газодинамические подшипники;
Подшипники магнитные.
В современном же машиностроении используют, главным образом, подшипники качения и скольжения.
Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение.
Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.
Разновидности подшипников качения
Система условных обозначений подшипников, принятая в России
Все подшипники, производимые в РФ, маркируются изготовителями согласно требованиям ГОСТ 3189-89.
Основное цифровое обозначени
Маркировка любого подшипника включает семь цифр основного обозначения (при наличии нулевых значений некоторых признаков обозначение может сокращаться вплоть до 2-х цифр) и нескольких знаков дополнительного, которые могут располагаться справа и слева относительно основного обозначения. Причем, дополнительная маркировка слева всегда отделяется от основного обозначения дефисом (тире), а правая дополнительная маркировка всегда первым символом имеет букву. Знаки, как основной, так и дополнительной маркировки следует читать справа налево.
ГОСТ 3189-89 описывает 4 диапазона диаметров, обозначение которых имеет специфические отличия:
диапазон 1 для d < 10 мм
диапазон 2 для 10 < d < 20 мм
диапазон 3 для 20 < d < 495 мм
диапазон 4 для d > 500 мм
Для первого диапазона действует Схема 1
Первое число (всегда начинаем считать с правой ячейки) в маркировке этих узлов равняется значению диаметра внутреннего кольца подшипникового механизма в миллиметрах. В этом диапазоне нормальным шагом является один миллиметр, то есть величина диаметров внутреннего отверстия – это числа от 1 до 9 миллиметра (целые). Когда величина диаметра внутреннего кольца подшипника составляет не целое значение, то предварительно необходимо прибегнуть к общим правилам округления и затем использовать округленное значение в обозначении подшипника. Значение внутреннего диаметра записывается в первую ячейку кода (ячейки считаются всегда справа налево). Во вторую ячейку в таком случае ставим цифру 5, показывая, что диаметр внутреннего кольца данного подшипникового узла имеет дробное значение. В третью ячейку всегда ставится 0 для подшипников из этого диапазона. Когда слева нет ни одного значащего символа, этот ноль можно отбросить. То есть, в ряде случаев маркировка подшипника может содержать всего две цифры.
1 - диаметр отверстия, один знак;
2 - серия диаметров, один знак;
3 - знак ноль;
4 - тип подшипника, один знак;
5 - конструктивное исполнение, два знака;
6 - размерная серия (серия ширин или высот), один знак.
Для второго ( и для третьего) диапазона действует Схема 2
Для записи значений внутренних диаметров используются уже две ячейки, а в третью записывается серия диаметров. Для этого диапазона действуют определенные правила. К нормализованным диаметрам относятся 10, 12, 15 и 17 миллиметров. Остальные значения диаметров внутренних колец округляем до целых значений (стандартизированных, нормализованных) в пределах этого диапазона (таким образом 19,9 нужно округлить до 17 миллиметров). Для ненормализованных диаметров в 3-ю ячейку ставится 9.
1 - диаметр отверстия, два знака;
2 - серия диаметров, один знак;
3 - тип подшипника, один знак;
4 - конструктивное исполнение, два знака;
5 - размерная серия (серия ширин или высот), один знак.
К третьему диапазону относится большая часть подшипников. В этом диапазоне нормализованным является шаг в 5мм. Для кодировки диаметр внутренних колец необходимо разделить на 5 и результат записать в 1 и 2 ячейку.
Если при делении величины диаметра внутреннего кольца на 5 результат — не целое число, то полученное значение необходимо округлить до целого по стандартным математическим правилам и записать в 1 и 2 ячейку. В третью ячейку у таких диаметров вписывается цифра «девять».
К четвертому диапазону используется Схема 3
Для диаметров более 500 мм двух цифр в кодировке уже недостаточно, т.к. частное от деления – трехзначное число. Для этого используется схема №3. В ней после дробной черты указывается внутренний диаметр подшипника в явном виде (без деления на 5).
X |
XX |
X |
X |
/ |
XXХХ |
5 |
4 |
3 |
2 |
|
1 |
1 - диаметр отверстия, четыре знака;
2 - серия диаметров, один знак;
3 - тип подшипника, один знак;
4 - конструктивное исполнение, два знака;
5 - размерная серия (серия ширин или высот), один знак.
Внутренний диаметр подшипника. Две первые цифры справа указывают шифр диаметра внутреннего кольца подшипника.
Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм для получения значения диаметра необходимо последние две цифры его условного обозначения умножить на 5.
Для всех подшипников с внутренним диаметром от 10 до 17 мм существуют следующие обозначения:
Номинальный диаметр внутреннего кольца подшипника |
10 |
12 |
15 |
17 |
Обозначение |
00 |
01 |
02 |
03 |
Для подшипников с внутренним диаметром до 9 мм включительно первая цифра условного обозначения указывает фактический размер внутреннего диаметра подшипника в мм, при этом на третьем месте ставится цифра 0. Вторая цифра обозначает серию.
Серии подшипников. Третья цифра справа указывает серию подшипника:
Серия диаметров |
Особо легкая |
Легкая |
Средняя |
Тяжелая |
Обозначение |
1 |
2 или 5 |
3 или 6 |
4 |
Совместно с седьмой цифрой справа, используемой для обозначения серии по ширине подшипника, третья цифра определяет размерную серию подшипника по диаметру
Тип подшипника. Четвертая цифра обозначает тип подшипника:
4-я цифра справа |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Изображение |
|
|
|
|
|
Тип |
Шариковый радиальный однорядный |
Шариковый радиальный сферический |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами |
Роликовый радиальный сферический |
Роликовый радиальный игольчатый |
|
4-я цифра справа |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Изображение |
|
|
|
|
|
Тип |
Роликовый радиальный с витыми роликами |
Шариковый радиально-упорный |
Роликовый конический |
Шариковый упорный и шариковый упорно-радиальный |
Роликовый упорный и роликовый упорно-радиальный |
Конструктивные особенности. Пятая и шестая цифры справа используются для характеристики конструктивных особенностей (номинальный угол контакта тел качения с наружным кольцом подшипника в радиально-упорных подшипниках, наличие встроенных уплотнений, наличие стопорных канавки или бурта на наружном кольце, разборность подшипника и др.) Определяются ГОСТ 3395-89
x000xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный, комплектный, с сепаратором - основной тип, например: 206, 1000907;
x001xxx - подшипник радиальный шариковый сферический двухрядный с цилиндрическим отверстием, комплектный, с сепаратором - основной тип, например, 1007;
x002xxx - подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный, с бортами на внутреннем кольце, комплектный, с сепаратором - основной тип, например, 2206;
x003xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с бортами на внутреннем кольце и несимметричными роликами - основной тип, например, 3518;
x007xxx - подшипник радиально-упорный роликовый однорядный с коническими роликами, с углом контакта до 16°, комплектный, с сепаратором - основной тип, например, 7520;
x008xxx - подшипник упорный шариковый одинарный, комплектный, с сепаратором - основной тип, например, 8703;
x009xxx - подшипник упорный роликовый одинарный, комплектный, с сепаратором - основной тип, например, 9102;
x012xxx - подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный с однобортовым наружным кольцом, например, 12115;
x013xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа с закрепительной втулкой, например, 13530;
x023xxx - подшипник радиальный роликовый сферический однорядный, например, 23508;
x024xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца и сепаратора, с бортами, например, 4024106;
x027xxx - подшипник радиально-упорный роликовый однорядный с коническими роликами и углом конуса 20-30°, например, 27313;
x039xxx - подшипник упорно-радиальный роликовый со сферическими роликами, например, 9039434;
x042xxx - подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный с бортами на наружном кольце и однобортовым внутренним кольцом, например, 42212;
x046xxx - подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с углом контакта 26°, например, 46204;
x050xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный со стопорной канавкой на наружном кольце, например, 50206;
x053xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, например, 53608;
x060xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный с одной стальной защитной шайбой, например, 60204;
x066xxx - подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с углом контакта 36°, например. 66312;
x073xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа со стяжной втулкой, например, 73544;
x074xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный, без сепаратора, с бортами на наружном кольце, например, 4074106;
x080xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный с двумя стальными защитными шайбами, например, 80213;
x083xxx- подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа с уплотнениями, например, 83720;
x084xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца и сепаратора, с бортами, с внутренним диаметром в дюймовом измерении, например, 4084110;
x093xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа со стяжной втулкой, нестандартизированных размеров, например, 93624;
x102xxx - подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный и двумя стопорными шайбами, бессепараторный, например, 102308;
x106xxx - подшипник упорно-радиальный шариковый четырехрядный, например, 106901;
x113xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа с коническим отверстием, например, 113556;
x126xxx - подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с разъемным внутренним кольцом и трехточечным контактом, например, 126805;
x128xxx - подшипник упорно-радиальный шариковый многорядный с углом контакта 60°, например, 128726;
x129xxx - подшипник упорный роликовый одинарный в кожухе, например, 129316;
x150xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный со стопорной канавкой на наружном кольце и одной стальной защитной шайбой, например, 150213;
x153xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами и коническим отверстием, например, 153532;
x154xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с сепаратором, и увеличенным по толщине наружным кольцом с одним бортом, например, 154901;
x160xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный с односторонним уплотнением, например, 160202;
x170xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный с канавкой для ввода шариков и стопорной канавкой на наружном кольце, например, 170314;
x176xxx - подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с разъемным внутренним кольцом и четырехточечным контактом, например, 176222;
x180xxx - подшипник радиальный шариковый однорядный с двухсторонним уплотнением, например, 180305;
x224xxx - подшипник радиальный комбинированный двухрядный с валиком вместо внутреннего кольца, шариками и короткими цилиндрическими роликами, например, 4224703;
x244xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с сепаратором, бортами на наружном кольце, например, 4244910;
x254xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с сепаратором, например, 254703;
x256xxx - подшипник радиально-упорный шариковый двухрядный с двухсторонним уплотнением, например, 256907;
x263xxx - подшипник радиально-упорный роликовый сферический, например, 263215;
x284xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с упорным бортом на наружном кольце и бортами на внутреннем кольце, например, 284913;
x292xxx- подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный с бортами на наружном кольце и без внутреннего кольца, например, 292220;
x330xxx - подшипник радиальный шариковый двухрядный с валиком вместо внутреннего кольца, например,330902;
x348xxx - подшипник упорно-радиальный шариковый однорядный с защитными шайбами и разъемным внутренним кольцом, например, 348702;
x353xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, с закрепительной втулкой, например, 353613;
x464xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, 464916;
x524xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с сепаратором, например, 524706;
x614xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с бочкообразной наружной опорной поверхностью и бортами на кольце, например, 614706;
x664xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный без колец (может иметь в комплекте валик), например, 664706;
x704xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с закрытым торцом (карданный), например,704702;
x714xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный с двумя сепараторами и бортами на наружном кольце, например, 6714912;
x753xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, со стяжной втулкой, например, 753614;
x804xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с закрытым торцом (карданный), разной конструкции, например, 804907;
x819xxx - подшипник упорный роликовый одинарный с увеличенным в наружном диаметре наружным кольцом, например, 819705;
x824xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с бочкообразной наружной опорной поверхностью, например, 824904;
x864xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, 864710;
x904xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с закрытым торцом (карданный), например, 904902;
x953xxx - подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, со стяжной втулкой, нестандартизированных размеров, например, 953613;
x984xxx - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный с двумя сепараторами и бортами на наружном кольце, например, 6984919;
x999xxx - подшипник упорный роликовый без колец, например, 999702.
Серия ширин. Седьмая ячейка необходима для маркировки серии ширин. Существует зависимость ширины узла, от его внешнего диаметра, закодированного в 3 ячейке.
У любой серии диаметров есть соответствующие серии ширин. Также есть понятие размерной серии. Размерная серия состоит из серии ширин, типа конструкции и типа подшипника.
Полное условное обозначение подшипника:
Дополнительные условные обозначения подшипников
левая часть (префикс)
Класс точности
Это сложный показатель, показывающий соответствие отдельных частей подшипника и подшипника в целом стандартам точности. Это относится как к габаритным размерам, так и к точности вращения, отсутствию биения и так далее. Классы точности регламентированы ГОСТ 520-2002. В ГОСТе приведены все классы точности, но можно определить примерный класс точности в соответствии с таблицей:
Дополнительные классы точности |
8, 7 |
Низшие классы точности |
Нормальный, нулевой , 6, 6х |
Высшие классы точности |
5, 4, Т, 2 |
Радиальный зазор
Радиальный зазор — это расстояние между телами качения (шариками или роликами, измеряется в микрометрах) и дорожкой качения на одном из колец, при смещении второго кольца в другую сторону. Если значение зазора отрицательно, то это называется посадкой «с натягом». Показатель очень важен, так как слишком малое значение зазора может привести к заклиниванию, а слишком большое к биению в подшипнике. Маркируется показатель цифрами от 0 до 9 в соответствии с ГОСТ 24810-81.
Момент трения
Момент трения в соответствии с его рядом обозначается цифрами 1, 2, 3, 9. В этом случае подшипники с нормальным зазором, не имеющим обозначения, на месте обозначения зазора имеют знак М.
В общем случае можно ориентироваться на следующую таблицу:
Основная группа |
1, 4 ,7 ряды моментов трения |
Ужесточенная группа |
2, 5 ,8 ряды моментов трения |
Особо ужесточенная группа |
3, 6 ,9 ряды моментов трения |
Категория подшипника
ГОСТ 520-2002 установлено три категории подшипников: A, B и C
Категория |
Класс точности |
Требования |
Где указаны |
A |
5, 4, Т, 2 |
16 дополнительных требований |
ТУ ВНИПП |
B |
0, N, 6, 6X, 5 |
9 дополнительных требований |
ТУ ВНИПП |
C |
8, 7, 0, N, 6, 6X |
Без дополнительных требований |
- |
Правая часть (суфикс)
Повышенная грузоподъемность
Повышенную грузоподъемность подшипника обозначают знаком А.
Материал, отличный от подшипниковой стали
Подшипники, детали которых изготовлены из материалов, не предусмотренных для основного исполнения, имеют дополнительные знаки в соответствии с таблицей, причем при последующем исполнении того же подшипника к буквенному знаку добавляется знак цифровой, например П, Г2 и т.д.
Материал деталей |
Знак |
Материал сепаратора |
Знак |
Сталь: |
|
Сепаратор массивный: |
|
теплостойкая |
Р |
из бронзы |
Б |
нержавеющая |
Ю |
из стали или ферромагнитных сплавов |
Г |
цементуемая |
X |
быстрорежущая |
Р |
из латуни |
Л |
подшипниковая со специальными присадками (ванадий, кобальт, молибден и т.д.) теплопрочная |
Н |
из легких сплавов |
Д |
из текстолита, полиамида или пластмассы |
Е |
Пластмассы, стекло, керамика |
Я |
|
|
Конструктивные изменения
Конструктивные изменения подшипников при первом исполнении обозначаются буквой «К», а при последующем исполнении, к букве добавляется цифра, например: К1, К2 … и т.д.
Роликовые подшипники с модернизированным контактом
Роликовые подшипники с модернизированным контактом при первом исполнении обозначаются буквой «М», а при последующем исполнении, к букве добавляется цифра, например: М1, М2 … и т.д.
Специальные технические требования
Специальные технические требования к шероховатости поверхности подшипников при первом исполнении обозначается буквой «У», а при последующем исполнении, к букве добавляется цифра, например: У1,У2 … и т.д.
Температура отпуска
Условные знаки обозначения температуры стабилизирующего отпуска колец
Знак обозначения температуры |
|
Т |
T1 |
T2 |
Т3 |
Т4 |
T5 |
T6 |
Температура стабилизирующего отпуска, С |
150 |
200 |
225 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
Предельная рабочая температура, С |
120 |
160 |
180 |
200 |
250 |
300 |
350 |
390 |
Пластичная смазка
Условные знаки обозначения марки пластичной смазки
Марка смазочного материала |
Знак |
Марка смазочного материала |
Знак |
ЦИАТИМ-201 |
- |
ШРУС-4 |
С23 |
ОКБ-122-7 |
C1 |
СЭДА |
С24 |
ЦИАТИМ-221 |
С2 |
ИНДА |
С25 |
ВНИИНП-210 |
СЗ |
лдс-з |
С26 |
ЦИАТИМ-221 С |
С4 |
ФАНОЛ |
С27 |
ЦИАТИМ-202 |
С5 |
ШЕВРОН SRI-2 |
С28 |
ПФМС-4С |
С6 |
РОБОТЕМП |
С29 |
ВНИИНП-271 |
С7 |
ЮНОЛА |
СЗО |
ВНИИНП-235 |
С8 |
Литин 2 |
С31 |
ЛЗ-31 |
С9 |
№158М |
С32 |
№ 158 |
СЮ |
ФИ0Л-2МР |
СЗЗ |
ВНИИНП-262 |
С11 |
ШРУС-4 М |
С34 |
ВНИИНП-260 |
С12 |
BERUTOX FE 18 ЕР |
С35 |
ВНИИНП-281 |
С13 |
ВН-14 |
С36 |
ФИ0Л-2У |
С14 |
МС-1000 |
С37 |
ВНИИНП-207 |
С15 |
МС-1000Т |
С38 |
ВНИИНП-246 |
С16 |
МЕТАЛ ПЛАКС-П |
С39 |
ЛИТОЛ-24 |
С17 |
ВНИИНП-559 |
С40 |
ВНИИНП-233 |
С18 |
ЭЛМА |
С41 |
ВНИИНП-286 |
С19 |
|
С42 |
ВНИИНП-274 |
С20 |
Буксол |
С43 |
ВНИИНП-286М |
С21 |
Kluberplex ВЕМ 41-132 |
С44 |
СВЭМ |
С22 |
Mobilith SHC 221 |
С45 |
Уровень вибрации
Уровень вибрации подшипника обозначают, если он регламентирован. Знаки обозначения символов вибрационных разрядов в порядке ужесточения требований к параметрам вибрации - Ш, Ш1, Ш2 и т.д.
Примеры:
60018 - подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) особо-легкой серии (вторая цифра 1) с внутренним диаметром 8 мм, с одной защитной шайбой (пятая цифра 6).
150212 - подшипник шариковый радиальный легкой серии с одной защитной шайбой и со стопорной канавкой на наружном кольце (пятая цифра 5 и шестая - 1).
111217 - подшипник шариковый радиальный сферический двухрядный (четвертая цифра 1) легкой серии (третья цифра 2, седьмая – 0) с коническим отверстием внутреннего кольца (пятая цифра 1 и шестая - 1), d = 85 мм.
67202 - подшипник роликовый конический однорядный (четвертая цифра 7) легкой серии (третья цифра 2) с упорным бортом на наружном кольце (пятая цифра 6). Диаметр внутреннего кольца подшипника 15 мм (первая и вторая цифры 02).
180603-КС9 (применяется в генераторе) - подшипник качения шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0), внутренний диаметр 17мм (цифры 03) с двухсторонней защитой и уплотнением из резины или пластмассы (цифры 18), в подшипник заложена смазка ЛЗ-31 (код С9)
См. так же:
Каталог подшипников выпускаемых СПЗ-4 (самара)
наверх
|