УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
УАЗБУКА, почти все об автомобилях УАЗ
 

[ Трансмиссия автомобилей УАЗ ]

Подшипники

Подшипник (от «под шип») — конструктивный узел машин и механизмов, поддерживающий (являющийся опорой или частью опоры) или направляющий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.

Основные типы подшипников

По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:
Подшипники качения;
Подшипники скольжения;
Гидростатические подшипники;
Гидродинамические подшипники;
Газостатические подшипники;
Газодинамические подшипники;
Подшипники магнитные.
В современном же машиностроении используют, главным образом, подшипники качения и скольжения.

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение.

Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. 

Разновидности подшипников качения

подшипник
Радиальный роликовый подшипник
подшипник
Упорный шариковый подшипник
подшипник
Упорный роликовый подшипник
подшипник
Радиально-упорный шариковый подшипник
подшипник
Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом
подшипник
Радиально-упорный роликовый подшипник (конический)
подшипник
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник
подшипник
Самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник
подшипник
Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник
подшипник
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами 
подшипник
Самоустанавливающийся подшипник
подшипник
Сепаратор с роликами игольчатого подшипника

Система условных обозначений подшипников, принятая в России

Все подшипники, производимые в РФ, маркируются изготовителями согласно требованиям ГОСТ 3189-89.

Основное цифровое обозначени

Маркировка любого подшипника включает семь цифр основного обозначения (при наличии нулевых значений некоторых признаков обозначение может сокращаться вплоть до 2-х цифр) и нескольких знаков дополнительного, которые могут располагаться справа и слева относительно основного обозначения. Причем, дополнительная маркировка слева всегда отделяется от основного обозначения дефисом (тире), а правая дополнительная маркировка всегда первым символом имеет букву. Знаки, как основной, так и дополнительной маркировки следует читать справа налево.

ГОСТ 3189-89 описывает 4 диапазона диаметров, обозначение которых имеет специфические отличия:
диапазон 1 для d < 10 мм
диапазон 2 для 10 < d < 20 мм
диапазон 3 для 20 < d < 495 мм
диапазон 4 для d > 500 мм

Для первого диапазона действует Схема 1 
Первое число (всегда начинаем считать с правой ячейки) в маркировке этих узлов равняется значению диаметра внутреннего кольца подшипникового механизма в миллиметрах. В этом диапазоне нормальным шагом является один миллиметр, то есть величина диаметров внутреннего отверстия – это числа от 1 до 9 миллиметра (целые). Когда величина диаметра внутреннего кольца подшипника составляет не целое значение, то предварительно необходимо прибегнуть к общим правилам округления и затем использовать округленное значение в обозначении подшипника. Значение внутреннего диаметра записывается в первую ячейку кода (ячейки считаются всегда справа налево). Во вторую ячейку в таком случае ставим цифру 5, показывая, что диаметр внутреннего кольца данного подшипникового узла имеет дробное значение. В третью ячейку всегда ставится 0 для подшипников из этого диапазона. Когда слева нет ни одного значащего символа, этот ноль можно отбросить. То есть, в ряде случаев маркировка подшипника может содержать всего две цифры.

X XX X 0 X X
6 5 4 3 2 1


1 - диаметр отверстия, один знак;
2 - серия диаметров, один знак;
3 - знак ноль;
4 - тип подшипника, один знак;
5 - конструктивное исполнение, два знака;
6 - размерная серия (серия ширин или высот), один знак.

Для второго ( и для третьего) диапазона действует Схема 2
Для записи значений внутренних диаметров используются уже две ячейки, а в третью записывается серия диаметров. Для этого диапазона действуют определенные правила. К нормализованным диаметрам относятся 10, 12, 15 и 17 миллиметров. Остальные значения диаметров внутренних колец округляем до целых значений (стандартизированных, нормализованных) в пределах этого диапазона (таким образом 19,9 нужно округлить до 17 миллиметров). Для ненормализованных диаметров в 3-ю ячейку ставится 9.

X XX X X XX
5 4 3 2 1


1 - диаметр отверстия, два знака;
2 - серия диаметров, один знак;
3 - тип подшипника, один знак;
4 - конструктивное исполнение, два знака;
5 - размерная серия (серия ширин или высот), один знак.

К третьему диапазону относится большая часть подшипников. В этом диапазоне нормализованным является шаг в 5мм. Для кодировки диаметр внутренних колец необходимо разделить на 5 и результат записать в 1 и 2 ячейку.

Если при делении величины диаметра внутреннего кольца на 5 результат — не целое число, то полученное значение необходимо округлить до целого по стандартным математическим правилам и записать в 1 и 2 ячейку. В третью ячейку у таких диаметров вписывается цифра «девять».

К четвертому диапазону используется Схема 3
Для диаметров более 500 мм двух цифр в кодировке уже недостаточно, т.к. частное от деления – трехзначное число. Для этого используется схема №3. В ней после дробной черты указывается внутренний диаметр подшипника в явном виде (без деления на 5).

X XX X X / XXХХ
5 4 3 2   1


1 - диаметр отверстия, четыре знака;
2 - серия диаметров, один знак;
3 - тип подшипника, один знак;
4 - конструктивное исполнение, два знака;
5 - размерная серия (серия ширин или высот), один знак.

Внутренний диаметр подшипника. Две первые цифры справа указывают шифр диаметра внутреннего кольца подшипника.
Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм для получения значения диаметра необходимо последние две цифры его условного обозначения умножить на 5.
Для всех подшипников с внутренним диаметром от 10 до 17 мм существуют следующие обозначения:

Номинальный диаметр внутреннего кольца подшипника 10 12 15 17
Обозначение 00 01 02 03

Для подшипников с внутренним диаметром до 9 мм включительно первая цифра условного обозначения указывает фактический размер внутреннего диаметра подшипника в мм, при этом на третьем месте ставится цифра 0. Вторая цифра обозначает серию.

Серии подшипников. Третья цифра справа указывает серию подшипника:

Серия диаметров
Особо легкая
Легкая
Средняя
Тяжелая
Обозначение
1
2 или 5
3 или 6
4

Совместно с седьмой цифрой справа, используемой для обозначения серии по ширине подшипника, третья цифра определяет размерную серию подшипника по диаметру

Тип подшипника. Четвертая цифра обозначает тип подшипника:

4-я цифра справа
0
1
2
3
4
Изображение подшипник подшипник подшипник подшипник подшипник
Тип Шариковый радиальный однорядный Шариковый радиальный сферический Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами Роликовый радиальный сферический Роликовый радиальный игольчатый 

4-я цифра справа
5
6
7
8
9
Изображение подшипник подшипник подшипник подшипник подшипник
Тип Роликовый радиальный с витыми роликами Шариковый радиально-упорный Роликовый конический Шариковый упорный и шариковый упорно-радиальный Роликовый упорный и роликовый упорно-радиальный

Конструктивные особенности. Пятая и шестая цифры справа используются для характеристики конструктивных особенностей (номинальный угол контакта тел качения с наружным кольцом подшипника в радиально-упорных подшипниках, наличие встроенных уплотнений, наличие стопорных канавки или бурта на наружном кольце, разборность подшипника и др.) Определяются ГОСТ 3395-89

Серия ширин. Седьмая ячейка необходима для маркировки серии ширин. Существует зависимость ширины узла, от его внешнего диаметра, закодированного в 3 ячейке.
У любой серии диаметров есть соответствующие серии ширин. Также есть понятие размерной серии. Размерная серия состоит из серии ширин, типа конструкции и типа подшипника.

Полное условное обозначение подшипника:

подшипник

Дополнительные условные обозначения подшипников

левая часть (префикс)

Класс точности

Это сложный показатель, показывающий соответствие отдельных частей подшипника и подшипника в целом стандартам точности. Это относится как к габаритным размерам, так и к точности вращения, отсутствию биения и так далее. Классы точности регламентированы ГОСТ 520-2002. В ГОСТе приведены все классы точности, но можно определить примерный класс точности в соответствии с таблицей:

Дополнительные классы точности 8, 7
Низшие классы точности Нормальный, нулевой , 6, 6х
Высшие классы точности 5, 4, Т, 2

Радиальный зазор

Радиальный зазор — это расстояние между телами качения (шариками или роликами, измеряется в микрометрах) и дорожкой качения на одном из колец, при смещении второго кольца в другую сторону. Если значение зазора отрицательно, то это называется посадкой «с натягом». Показатель очень важен, так как слишком малое значение зазора может привести к заклиниванию, а слишком большое к биению в подшипнике. Маркируется показатель цифрами от 0 до 9 в соответствии с ГОСТ 24810-81.

Момент трения

Момент трения в соответствии с его рядом обозначается цифрами 1, 2, 3, 9. В этом случае подшипники с нормальным зазором, не имеющим обозначения, на месте обозначения зазора имеют знак М.
В общем случае можно ориентироваться на следующую таблицу:

Основная группа 1, 4 ,7 ряды моментов трения
Ужесточенная группа 2, 5 ,8 ряды моментов трения
Особо ужесточенная группа 3, 6 ,9 ряды моментов трения

Категория подшипника

ГОСТ 520-2002 установлено три категории подшипников: A, B и C

Категория
Класс точности
Требования
Где указаны
A
5, 4, Т, 2 16 дополнительных требований ТУ ВНИПП
B
0, N, 6, 6X, 5 9 дополнительных требований ТУ ВНИПП
C
8, 7, 0, N, 6, 6X Без дополнительных требований -

Правая часть (суфикс)

Повышенная грузоподъемность

Повышенную грузоподъемность подшипника обозначают знаком А.

Материал, отличный от подшипниковой стали

Подшипники, детали которых изготовлены из материалов, не предусмотренных для основного исполнения, имеют дополнительные знаки в соответствии с таблицей, причем при последующем исполнении того же подшипника к буквенному знаку добавляется знак цифровой, например П, Г2 и т.д.

Материал деталей Знак Материал сепаратора Знак
Сталь:   Сепаратор массивный:  
теплостойкая Р из бронзы Б
нержавеющая Ю из стали или ферромагнитных сплавов Г
цементуемая X
быстрорежущая Р из латуни Л
подшипниковая со специальными присадками (ванадий, кобальт, молибден и т.д.) теплопрочная Н из легких сплавов Д
из текстолита, полиамида или пластмассы Е
Пластмассы, стекло, керамика Я    

Конструктивные изменения

Конструктивные изменения подшипников при первом исполнении обозначаются буквой «К», а при последующем исполнении, к букве добавляется цифра, например: К1, К2 … и т.д.

Роликовые подшипники с модернизированным контактом

Роликовые подшипники с модернизированным контактом при первом исполнении обозначаются буквой «М», а при последующем исполнении, к букве добавляется цифра, например: М1, М2 … и т.д.

Специальные технические требования

Специальные технические требования к шероховатости поверхности подшипников при первом исполнении обозначается буквой «У», а при последующем исполнении, к букве добавляется цифра, например: У1,У2 … и т.д.

Температура отпуска

Условные знаки обозначения температуры стабилизирующего отпуска колец

Знак обозначения температуры   Т T1 T2 Т3 Т4 T5 T6
Температура стабилизирующего отпуска, С 150 200 225 250 300 350 400 450
Предельная рабочая температура, С 120 160 180 200 250 300 350 390

Пластичная смазка

Условные знаки обозначения марки пластичной смазки

Марка смазочного материала
Знак
Марка смазочного материала
Знак
ЦИАТИМ-201 - ШРУС-4 С23
ОКБ-122-7 C1 СЭДА С24
ЦИАТИМ-221 С2 ИНДА С25
ВНИИНП-210 СЗ лдс-з С26
ЦИАТИМ-221 С С4 ФАНОЛ С27
ЦИАТИМ-202 С5 ШЕВРОН SRI-2 С28
ПФМС-4С С6 РОБОТЕМП С29
ВНИИНП-271 С7 ЮНОЛА СЗО
ВНИИНП-235 С8 Литин 2 С31
ЛЗ-31 С9 №158М С32
№ 158 СЮ ФИ0Л-2МР СЗЗ
ВНИИНП-262 С11 ШРУС-4 М С34
ВНИИНП-260 С12 BERUTOX FE 18 ЕР С35
ВНИИНП-281 С13 ВН-14 С36
ФИ0Л-2У С14 МС-1000 С37
ВНИИНП-207 С15 МС-1000Т С38
ВНИИНП-246 С16 МЕТАЛ ПЛАКС-П С39
ЛИТОЛ-24 С17 ВНИИНП-559 С40
ВНИИНП-233 С18 ЭЛМА С41
ВНИИНП-286 С19   С42
ВНИИНП-274 С20 Буксол С43
ВНИИНП-286М С21 Kluberplex ВЕМ 41-132 С44
СВЭМ С22 Mobilith SHC 221 С45

 Уровень вибрации

Уровень вибрации подшипника обозначают, если он регламентирован. Знаки обозначения символов вибрационных разрядов в порядке ужесточения требований к параметрам вибрации - Ш, Ш1, Ш2 и т.д.

 

Примеры:

60018 - подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) особо-легкой серии (вторая цифра 1) с внутренним диаметром 8 мм, с одной защитной шайбой (пятая цифра 6).

150212 - подшипник шариковый радиальный легкой серии с одной защитной шайбой и со стопорной канавкой на наружном кольце (пятая цифра 5 и шестая - 1).

111217 - подшипник шариковый радиальный сферический двухрядный (четвертая цифра 1) легкой серии (третья цифра 2, седьмая – 0) с коническим отверстием внутреннего кольца (пятая цифра 1 и шестая - 1), d = 85 мм.

67202 - подшипник роликовый конический однорядный (четвертая цифра 7) легкой серии (третья цифра 2) с упорным бортом на наружном кольце (пятая цифра 6). Диаметр внутреннего кольца подшипника 15 мм (первая и вторая цифры 02).

180603-КС9 (применяется в генераторе) - подшипник качения шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0), внутренний диаметр 17мм (цифры 03) с двухсторонней защитой и уплотнением из резины или пластмассы (цифры 18), в подшипник заложена смазка ЛЗ-31 (код С9)

См. так же:
Каталог подшипников выпускаемых СПЗ-4 (самара)

наверх

Top.Mail.Ru



Дизайн © 1999- Уазбука. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея УАЗБУКИ Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ